Международное право как особая система права. Система современного международного права. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Международное право как особая система права. Система современного международного права.

2018-01-30 308
Международное право как особая система права. Система современного международного права. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Источники современного международного права: договор, обычай, общие принципы права. Процесс создания норм современного международного права.

Источники МП —это установленные государствами в процессе правотворчества формы воплощения согласованных решений, формы существования международно-правовых норм. Классификация: I) Основные:1. Международный договор—международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое МП, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в 2-х или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (конвенция, пакт, акт);2. Международный обычай—это длительно повторяемое в аналогичной ситуации правило поведения, которое молчаливо признается и выполняется субъектами МП в их международной практике в качестве обычной международно-правовой нормы(главу правительства иностранного государства встречает глава правительства принимающего (равный встречает равного); II) Специальные источники (производные):1. регулирование международных судебных и арбитражных органов;2. резолюции и решения межправительственных организаций, обладающих обязательной юридической силой; III) Вспомогательные - общие принципы права.Создание норм современного МП—это процесс согласования воль государств, имеющий свои стадии:1) Инициатива государств (длительное, устойчивое, одностороннее следование определенным правилам поведения);2) Обыкновения—одно или несколько государств следует, но это еще не обычай, т.к. может быть нарушаемо;3) Международный обычай—до принятия устава ООН на этой стадии все заканчивалось;4) Договорная стадия, кодификация МП. Существуют несколько точек зрения на понимание создания норм МП: а) это эволюционное, постепенное, градуальное развитие международных отношений; б) это процесс сугубо международно-правовой, преобладание влияния политических норм, т.е. мы должны понимать это как 1 из 3: 1-е—это приход к консенсусу;2-е—это признание не всеми, но большинством; 3-е—это просто следование конфессиональной (в рамках религии) группой государств. В любом случае должно быть преобладание права над политикой.

Принцип сотрудничества государств.

Сотрудничество—это единственный способ реализации государствами своих интересов, так как ни одно из них не может выжить в условиях экономической, политической изоляции. Напротив, отрешение от сотрудничества является одним из видов самых суровых санкций в соответствии с Уставом ООН.Этот принцип является формой практической реализации всех остальных принципов МП. Он есть не столь право, сколько обязанность всех государств сотрудничать друг с другом.Конкретизация принципа дана в морально-политических нормах Декларации 1970 г. Заключительного Акта СБСЕ 1975 г.Государства имеют право на выбор форм и видов сотрудничества, на отказ от сотрудничества, если это совместимо с МП + если этого требуют интересы безопасности.Государства обязаны сотрудничать с учётом всех принципов МП, т.е. равноправно, справедливо, без давления и попыток вмешательства во внутреннюю или внешнюю функцию государства; выгода от сотрудничества не просто д.б. взаимной, но как указывается в уставе ООН, Декларациях ООН служить благу всех государств, человечества в целом.Сотрудничество должно содействовать взаимопониманию, доверию, укреплению добрососедских отношений и международного мира.

Государственные долги.

Международные договоры.

Правопреемство государства означает переход прав и обязанностей от одного государства к другому в связи с возникновением нового государства, при вхождении государства в состав другого, при разделении государств, цессии (уступки части территории).С т.з. объектов правопреемства по Венской конвенции 1983 г. ими являются:1) территория государства, 2) м/народные договоры, 3)население, 4) государственная собственность,5) архивы (административно-правового характера в первую очередь), 6) членство в меж/нар организациях(неоднозначный характер) По способу вхождения в правопреемство различает: 1. простым уведомлением о правопреемстве, 2. под условием будущего акта ратификации такого договора, 3. в результате насильственных действий (антиколониальная борьба, национально-освободительная борьба, соц. революция) По срокам действия акта правопреемства: 1. постоянное, 2. временное, По объёму прав и обязанностей: 1. полное, 2. частичное. Континуитет - это не классическое правопреемство, он осложнён рядом проблем (нет необходимости признания со стороны иностранного государства и м/народной организации в качестве субъекта МП). Достаточно признания факта правопродолжателя государства предшественника. По Венской конвенции "О правопреемственности в отношении м/народных договоров" проблема решается в зависимости от того, что является объектом прав и обязанностей государства:1. При объединении государств любой международный договор продолжает действие, но лишь в той части, в которой он совместим с принципами МП.2. При отделении государства договоры предшественника утрачивают силу в отношении данной территории.3. При разделении и цессии договоры продолжают своё действие в отношении территории каждого государства, если не установлено иное.Все страны СНГ соглашались действовать в соответствии с договорами всеобщего интереса, либо выйти. Есть договоры, которые необходимы, объект которых объективно представляет интерес.В отношении внешних долгов и государственной собственности правопреемство подразумевает, что процесс затрагивает имущество, права и интересы, которые на момент подписания договора принадлежали предшественнику по ВП. 1983 г. конвенция: если нет статьи об обязательной компенсации, нет решения межправительственной организации, то правопреемство по внешнему долгу и государственной собственности происходит без такой компенсации. В МП установлен неодинаковый режим в отношении перехода движимой и недвижимой собственности. 3 правила: 1 - предусматривает переход всей недвижимости на территорию государства преемника как безусловный, 2 - переход на территорию 3-х государств переходит в справедливых долях и преемнику и предшественнику, 3 - движимость, которая необходима для функционирования административно- территориальных единиц безусловно переходит к преемнику, любая другая собственность делится по справедливости м/у двумя сторонами в долях. Внешний долг - любое финансовое обязательство, подпадающее под компетенцию разрешения проблемы государства-предшественника и не противоречащие нормам публичного МП.Правопреемство в отношении государственных архивов. Архив - совокупность документов любого рода и давности, произведённых (приобретённых) государством предшественником в ходе его деятельности и принадлежавших ему в соответствии с его ВП. Переход архивов происходит без компенсации. Предшественник обязан принимать меры для предотвращения ущерба/уничтожения документов. Особая ценность у административных архивов (тот массив документов, который касается непосредственно управления территорией) и культурные архивы (исторические, этнографические, коллекции).Законы о реституции играют роль, как возможность вернуть ценности от государства предшественника.Правопреемство в отношении членства в международных организациях. Новый вид. По общему правилу, в случае объединения государств, место в межправительственных организациях сохраняется за прежним субъектом. В случае разделения государства на 2 и более правопреемство зависит от степени закрытости организации и её структуры.

 

Форма договоров

Международные договоры могут заключаться как в письменной, так и в устной форме. Как уже говорилось, Венские конвенции о праве договоров 1969 г. и 1986 г. регламентируют порядок заключения, исполнения и прекращения только письменных договоров. В отношении устных договоров нормы МП не кодифицированы и представлены международными обычаями.

Структура договоров

Международные договоры, как правило, состоят из преамбулы (в ней обычно указываются цели заключения данного договора, стороны договора и др.), центральной части (предмет договора, права и обязанности сторон), заключительной части (в ней предусматриваются условия вступления договора в силу, срок его действия, порядок прекращения и т.д.). Иногда договоры сопровождаются приложениями, в которых содержатся нормы, поясняющие основной текст, правила процедуры, разрешение споров и т.д.

Языки договоров

Двусторонние договоры составляются на языках обеих договаривающихся сторон, причем тексты на обоих языках имеют одинаковую юридическую силу. Иногда двусторонние договоры могут заключаться на трех языках (например, когда в одном из языков недостаточно развита соответствующая терминологическая база). В случае разногласия при толковании такого договора используется текст на языке, которому придана большая сила. Многосторонние международные договоры составляются, как правило, на одном или нескольких языках. На остальные языки делаются официальные переводы, которые заверяются депозитарием договора и затем передаются участникам договора. Например, Устав ООН составлен на пяти языках: русском, английском, французском, испанском, китайском. Только тексты на этих языках являются официальными текстами Устава, остальные тексты представляют собой заверенные переводы.

Основания МПО государств.

Основания ответственности—это то, на основе чего и за что возникает ответственность.Различаются юридические и фактические основания ответственности. Юридическое основание —это совокупность юридически обязательных международно-правовых актов, на основе которых определённое поведение квалифицируется как международное правонарушение.Статья 4 проекта статей об ответственности гласит: «Деяние гос-ва м.б. квалифицировано как международно-противоправное лишь на основании МП. На такую квалификацию не может влиять квалификация этого же деяния как правомерного согласно внутригосударственному праву». Юридические основания могут содержаться в любых источниках МП.Фактическое основание состоит из 2 элементов: а) действие или бездействие,б) такое действие или бездействие представляет собой нарушение международного обязательства этого государстваОснованием МПО субъекта МП является совершение им международного правонарушения. Никакие ссылки государства на национальные законы и правила в оправдание своего поведения, приведшего к нарушению норм МП и нанесению ущерба или вреда, недопустимы, как и ссылки на незнание МП или на неправильное их истолкование или применение должностными лицами государства.Ответственность государства может наступить: 1) За принятие закона или др. нормативного акта, противоречащего нормам международного договора, участником которого оно является, или, наоборот, за непринятие закона, которое оно было обязано принять в соответствии со своими международными обязательствами и которое предотвратило бы противоправное событие или действие. 2) Ответственность государства возникает и за бездействие органов власти в случаях, когда своевременное вмешательство властей могло бы предотвратить неправомерные действия.3) В результате предпринятых на его (или с его) территории1 противоправных действий иного государства или его органов против третьего государства или группы государств. Но, если эти действия были произведены без ведома и согласия государства, то оно несет ответственность только в случае, если его органы не проявили должной внимательности и не пресекли эти действия.4) При превышении полномочий государственными органами или должностными лицами государства, его ФЛ или ЮЛ (компенсации подлежит ущерб, нанесенный иностранному судну, остановленному в открытом море военным кораблем при отсутствии оснований, перечисленных в Конвенциях об открытом море и по морскому праву.5) За действия государственных органов, воинских частей и подразделений, военных кораблей и военных летательных аппаратов во время вооружённых конфликтов, когда в результате этих действий нарушаются нормы Женевской конвенции о защите жертв войны и др. международных конвенций, относящихся к средствам и методам ведения войны.

Генеральная Ассамблея ООН.

Каждое государство являющееся членом ООН вправе обладать одним голосом, иметь представителя в Ген.Ассамблее по делегации может включать различное количество экспертов(не более 18 человек). ГА имеет 3 вида сессий:Обычная ежегодная, по традиции созываемая каждый третий вторник сентября, в повестке дня от 150-300 вопросов, продлевается до середины декабря.Чрезвычайная по решению Совета Безопасности в течении 72 часов в зависимости от угрозы.В течении 24 часов - специальная чрезвычайная сессия. Структура: главные комитеты, вспомогательные комитеты, сессионные органы.1-й главный комитет - по политическим вопросам и вопросам безопасности, специальный политический комитет(разрешает конфликты межнационального характера).2-й комитет - по экономическим и финансовым вопросам,3-й комитет - по социальным, гуманитарным и культурным,4-й комитет - вопросы несамоуправляющихся территорий и опеке над ними,5-й комитет - административные и бюджетные вопросы,6-й комитет - по правовым вопросам.На ежегодной сессии избирается председатель и 28 его заместителей, по числу сессионных органов. Председательствующий следит за соблюдением регламента и принимает отчёт Ген Сека о работе за год. Кандидатура Ген Секретаря избирается кулуарно и, очевидно, что это большая тайна.ГА обсуждает любые вопросы, относящиеся к международной безопасности и выносит свои рекомендации за исключением случаев, когда спор находится на рассмотрении Совета Безопасности, ГА делает выбор в пользу не постоянных членов Совета Безопасности.ГА рассматривает и утверждает бюджет организации.

Совет Безопасности ООН.

Состоит из 5 постоянных членов неизменных с 1945 г. Россия, США, Франция, Китай, Великобритания.10 непостоянных: отбираются по принципу географии из них: 3 представляют африканские государства, 2 азиатских, 2 латинская Америка, 2 западная Европа, Канада Австралия, Новая Зеландия., 1 государство восточной Европы. Компетенция: - Рассмотрение вопросов поддержания международной безопасности,- Применение принудительных мер,- Мирное разрешение международных споров,- Принятие рекомендаций о принятии новых членов ООН,- Выборы судей международного суда ООН,- Рекомендации в отношении Ген Сека,- Не вмешивается в любой политический спор, в его функции входят споры м/у государствами, и выбор процедуры урегулирования,- Рассматривает ситуации представляющие угрозу миру,- Противодействие агрессии и нарушение мира, если установлен факт агрессивных мер, то Совет Безопасности уполномочен подписать двустороннее соглашение с целью сформировать вооружённые силы ООН. Чаще всего функции вооружённых сил выполняют "голубые каски" они следят за разделением противоборствующих сторон. В составе Совета Безопасности действует Комитет по приёму новых государственных чинов и так называемый военно-штабной комитет. В настоящее время Совет имеет 17 мест проведения миротворческих операций по миру.Делает заключения в отношении территорий под опекой, консультирует по разрешению трудовых конфликтов и споров, утверждает бюджет организации.Любое государство—постоянный член Совета Безопасности может воздержаться при голосовании, что не будет означать применение права вето.

Международные конференции.

МК созываются для решения политических, экономических, военных и иных проблем. Появились во 2 половине 19 века. МК не являются м/народными организациями и субъектами м/народного права. Чаще всего их называют многосторонней или парламентской дипломатией. Любая МК имеет строго определённые цели и задачи, которые должны соответствовать основным принципам м/народного права. В последние годы наиболее важные МК созываются под эгидой ООН. МК - временный коллективный орган субъектов м/народного права, преследующий согласованные цели и имеющий определённую организационную структуру и компетенцию. Для обеспечения успешной работы МК, ими принимаются правила процедуры, нормы которых относятся к внутреннему праву конференций. Они обычно состоят из: 1)Ппредставительство и полномочия. Делегация каждого государства-участника включает аккредитивных представителей и других необходимых заместителей и советников. В начале работы К назначается комитет по проверке полномочий. 2) Должностные лица. Конференция избирает из числа представителей след должностных лиц: председателя, заместителей и докладчика. Избираются с учетом справедливого географического представительства.3) Секретариат К - обеспечивает устный период выступлений на заседаниях, переводит, распространяет, размножает документы, звукозапись заседаний и т.д. 4) Открытие К- на 1 заседании избирают председателя, других ДЛ конференции, утверждают правила процедуры, повестку дня.5) Порядок ведения заседаний. Выступления только с предварительного разрешения конференции. Слово предоставляется в порядке, в каком заявлялись. Список выступающих составляет секретариат. Время выступления может ограничиваться. 6) Принятие решений. Т.к. осуществляется работа на основе общего согласия, то к голосованию приступает только после того, как исчерпаны все возможности для достижения общего согласия. Каждое государство-участник МК имеет 1 голос. Решения принимаются большинсвом в 2/3.7) Языки и отчеты о заседаниях. Языками всемирной межправительственной конференции является английский, французский и язык государства, на территории которого проводится конференция. Если конференция созывается под эгидой ООН - официальные и рабочие языки ООН. В работе МК могут участв-ть наблюдатели б/права голоса, представители м/народных организаций. Итогом работы МК является принятие соответствующего документа, чаще это заключительный акт, конвенция и рекомендации. В заключительном акте приводится краткая история созыва конференции, перечисляются участники и ДЛ конференции, перечень докладов, рассмотренных участниками, полное наименование принятого документа. Заключительный акт подписывается главой каждой из делегаций. Этот документ не содержит правовых норм, поэтому не является юридически обязательным.

Международное право как особая система права. Система современного международного права.

Международное публичное право — это особая глубоко структурированная система права, регулирующая отношения между субъектами по поводу их взаимной правовой близости.Международное право—это сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путём соглашений и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определённые внутригосударственные отношения. Особенности международного публичного права: 1) Международное право может считаться особой отраслью, так как отличается от системы внутреннего права своим предметом, объектам, кругом субъектов и источников, характером ответственности, методом регулирования;2) Система международного публичного права не имеет органов надгосударственной власти, то есть субъекты международного права обладают особенностью в характере привлечения их к ответственности. Международное право как система есть наиболее слабая, чем внутреннее право государств. Разные мировосприятия со стороны государственных властей, а, соответственно, возможны диаметрально противоречивые позиции государств, что приводит к спорам, конфликтам.3) Существуют понятия: международная система, международная нормативная система.В первую включаются все факторы (действующие лица) на международной арене (государство; религиозные организации; политические партии; фронты национально-освободительного сопротивления; физические лица; юридические лица).Международная нормативная система—более узкое образование, составными частями которого являются:а) собственно международное право;б) так называемые международные договорённости (декларации и другие, не имеющие обязательной юридической силы);в) резолюции международных организаций (мягкое международное право);г) совокупность международной морали (не императивной) (правила международной вежливости).В отличие от международного права, 3 другие системы не обладают императивным характером предписанием. И собственно международное право регулирует не все общественные отношения в рамках международной системы, так как субъектами международного права являются государства (суверенные), нации и народы, борющиеся за самоопределение, международные организации универсального характера, государственно-подобные образования (Ватикан).Некоторые авторы считают, что к субъектам МПП следует причислять органы международных организаций, например, неправительственные объединения - совет Европы.Признавать ли субъектами международного публичного права физических лиц? Нет.Международный суд в Гааге не принимает к рассмотрению претензии от физических лиц к государству и наоборот, только межгосударственные.Характер ответственности имеет свою специфику: в отличие от внутреннего права, где есть деление по отраслям, в международном публичном праве нет отраслевого деления, а есть деление по режимам ответственности, которые зависят от множества факторов в каждой из областей международного публичного права. Система МП —совокупность международных норм, институтов и отраслей МП, взятых в своем единстве и взаимозависимости. Ядром системы МП являются императивные нормы, воплощенные в основных принципах МП. Отрасль МП —совокупность обычно-правовых кодифицированных в международном договоре международно-правовых норм, регулирующих отношения субъектов МП в одной какой-то широкой области их международного сотрудничества (право международных договоров, право внешних сношений, право международных организаций, право международной безопасности, международное экологическое право, международное гуманитарное право, международное морское право, международное космическое право). Институт права —это совокупность международно-правовых норм, касающихся отношений субъектов МП по какому-либо определенному объекту правового регулирования или устанавливающих международно-правовой статус или режим использования какого-либо района, сферы, пространства или др. объекта (институт дипломатических представительств и привилегий). В числе проблем систематизации МП можно назвать проблему определения отраслевой «прописки» нескольких групп норм, регламентирующих режим определённых территорий(пространств). Например, вопросы правового статуса государственной территории, включая участки с особым режимом, правового статуса Антарктики «выпали» из отраслевой классификации.

Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.