Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2018-01-05 | 298 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В последние годы на основании обобщения ряда скрупулезных исследований на младенцах, проведенных Э. Гибсон и ее сотрудниками, она сформулировала положение о трех составляющих единого процесса когнитивного развития ребенка (E. Gibson, 1988). Это: перцепция, действия и исследовательская активность по отношению к объектам среды. Их единство определяется тем, что инвариантная информация вычерпывается из потоков стимульной энергии с помощью активных процессов ее добывания, а действия, совершаемые субъектом, имеют такие следствия, которые доставляют новую информацию об окружении. Перцептивные системы, с одной стороны, направляют действия и исследовательскую активность, а с другой — сами изменяются и развиваются под их влиянием. Т. о. схема общего плана когнитивного развития, приведенная на рис. 1, требует одного важного дополнения. От нижнего элемента графа, соответствующего репрезентациям, помимо стрелок к элементам вербализации и изобразительной деятельности, должны быть проведены еще две стрелки к еще двум элементам, которые на схеме отсутствуют: к элементу действий и к элементу исследовательской активности. А от них, как и от элементов вербализации и изобразительной деятельности, должны идти пунктирные стрелки обратного направления к элементам абстрагирования и обнаружения структур более высокого уровня.
В экспериментах с регистрацией двигательного и исследовательского поведения младенцев по отношению к разного рода объектам и их изменениям было выявлено несколько характерных направлений дифференциации и специализаций действий, включенных в процессы восприятия.
Очень демонстративны исследования, показавшие возрастную дифференциацию зрительной и гаптической исследовательской активности при изменении разных свойств объектов после привыкания.
|
В одном из экспериментов добивались привыкания к пластиковому пузырьку определенного цвета и температуры, с которым дети знакомились и зрительно, и гаптически. После привыкания в тестовых пробах давали новый пузырек, который отличался от знакомого или по цвету, или по температуре. Младенцы в возрасте 6 м проявляли активность по отношению к новому пузырьку, только если он отличался от привычного по температуре, но эта активность была комплексной: и гаптической, и зрительной одновременно. После 6 м наступала постепенная дифференциация:
106
при изменении цвета пузырька все больше проявлялась глазодвигательная исследовательская активность, а при изменении температуры — гаптическая.
В другом сходном эксперименте регистрировали движения глаз, ощупывание предметов и их обследование при помощи рта после привыкания к определенным объектам и последующего изменения одного из их свойств — текстуры, формы или цвета. У детей до 6 м выраженность всех трех видов активности почти не различалась при изменении разных свойств, а в 9 и 12 м младенцы демонстрировали значительно больше ощупываний, когда менялась текстура, и явное доминирование зрения и действий перекладывания из руки в руку, когда изменялась форма. Т. о. видно, как постепенно складывается дифференциация разных методов исследования применительно к разным свойствам объектов.
Еще в одном эксперименте дети ощупывали в темноте разные твердые и эластичные объекты. Было показано, что специфичность действий, релевантных свойствам твердости или эластичности, росла от 6 к 12 месяцам. Вместе с тем по мере того, как ощупывания становились более искусными и специфическими, они все меньше сопровождались глазодвигательной активностью. Все эти эксперименты свидетельствуют о том, что разные системы исследовательской активности младенцев все больше дифференцируются, образуя набор все более специализированных средств для познания разных свойств объектов. Вместе с тем понятно, что если в разных условиях адекватно используются разные средства, то в перцептивной системе уже выделены соответствующие когнитивные инварианты, а исследовательская активность должна вести к их дальнейшей дифференциации и специализации.
|
107
Глава VIII
ПОНЯТИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И КОГНИТИВНО-ЛИЧНОСТНОЙ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТИ В ТЕОРИИ Х. УИТКИНА
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!