Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2018-01-04 | 283 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
На экранах РЛС отметки от птиц малозаметны. К тому же они могут менять свою конфигурацию, что связано с тем, что эхо-сигналы в большинстве случаев образованы не одной птицей, а несколькими, находящимися в объеме зондирующего импульса (т. е. отражены от стаи птиц). Суммарная эффективная поверхность рассеивания от таких целей постоянно меняется. Засветки, образованные одиночными птицами, флуктуируют в результате изменения положения тела птицы и маховых движений крыльев по отношению к радиолокационному лучу. Все это усложняет опознавание эхо-сигналов от птиц на экранах РЛС и требует от диспетчеров УВД определенных навыков. Нередко диспетчеры не обнаруживают даже массового перелета птиц, что объясняется привычкой вести наблюдения преимущественно за быстро перемещающимися целями (самолетами).
Многие эхо-сигналы от птиц могут быть несхожи между собой, так как их вид зависит от целого ряда факторов: размеров и числа птиц, плотности стай, положения тела птиц.по отношению к радиолокационному лучу, удаленности птиц от РЛС, рабочих характеристик радиолокаторов. В связи с этим трудно дать единое и точное описание признаков, по которым можно было бы с полной уверенностью отличить эхо-сигналы птиц от прочих засветок. Такой навык может появиться только после приобретения соответствующего опыта.
Однако всем эхо-сигналам от птиц свойствен ряд особенностей, по совокупности которых можно вполне надежно осуществлять их идентификацию. Основными отличительными признаками эхо-сигналов птиц являются их размер, яркость, форма, выраженность границ, скорость перемещения, постоянство изображения и расположение на экране РЛС.
|
Размер. Эхо-сигналы от птиц на экране обзорных и диспетчерских РЛС в большинстве случаев по своим размерам соответствуют засветкам от небольших самолетов (см. рис. 6.7). Исключением являются эхо-сигналы от одиночных птиц на экране посадочных РЛС, имеющие размер точки, в то время как отметки от самолетов имеют размер пятна (см. рис. 8).
Яркость. Большие или малые стаи птиц, образованные крупными особями, дают на экранах обзорных и диспетчерских РЛС эхо-сигналы, схожие по яркости с отметками от небольших самолетов (Ан-2, Ил-14) и вертолетов. Небольшие стай дают эхо-сигналы, схожие по яркости с отметками от аэростатов, шаров-пилотов, радиозондов, облаков. Яркость эхо-сигналов от одиночных птиц на экранах посадочных РЛС значительно меньше, чем отметок от самолетов. Днем яркость эхо-сигналов от птиц часто бывает больше, чем ночью, так как ночью многие птицы летят менее плотными стаями.
Форма. Эхо-сигналы от птиц чаще всего выглядят на экранах РЛС в виде округлого пятна или точки. В редких случаях, когда большая стая (тысячи особей) широко растянута по фронту, отметка от нее может иметь форму линии или дуги.
Выраженность границ. Эхо-сигналы от птиц не имеют таких резких очертаний, как отметки от воздушных судов и наземных предметов, и вместе с тем не так размыты, как засветки от облаков.
Скорость перемещения. Большинство птиц летит со скоростью 30—90 км/ч, поэтому визуальное определение смещения эхо-сигналов от них на экране во многих случаях затруднительно.
При полете по ветру, особенно на высотах 0,5—3,5 км, скорость перемещения птиц может достигать 120 и даже 150 км/ч. В этом случае можно сравнительно легко заметить смещение эхо-сигналов и по скорости смещения отличить птиц от неподвижных засветок, образованных наземными предметами, а также аэростатами, шарами-пилотами, радиозондами, облаками и прочими объектами, перемещающимися со скоростью ветра. Однако при идентификации эхо-сигналов только по скорости их перемещения необходимо учитывать скорость и направление ветра на различных высотах, что при оперативной работе диспетчеров УВД бывает трудно осуществить. Разница в скоростях позволяет легко отличить эхо-сигналы птиц лишь от самолетных и вертолетных отметок, поскольку последние перемещаются на экране РЛС значительно быстрее.
|
Направление перемещения. Птицы совершают полеты в любых возможных направлениях в отличие от аэростатов, шаров-пилотов, радиозондов, облаков, перемещающихся только по ветру. Поэтому малоскоростная цель, идущая под углом к направлению ветра, почти всегда оказывается птицами.
Постоянство изображения. Эхо-сигналы от птиц в отличие от прочих отметок могут резко изменять свою яркость, размеры и форму, направление смещения, временами исчезать. Это связано с тем, что птицы часто меняют скорость, высоту и направление полета, перестраиваются в воздухе. Непостоянство эхо-сигналов от птиц особенно часто наблюдается ночью.
Расположение на экране РЛС. Эхо-сигналы от птиц могут появиться в любое время дня и ночи. Однако число их, время и характер появления существенно меняются в течение года, причем по определенным закономерностям, что связано с сезонными особенностями перелетов птиц.
В первую половину лета (период размножения) перелеты птиц происходят, как правило, наиболее интенсивно утром и вечером и на больших высотах. Большинство птиц совершает эти полеты в одиночку. Следовательно, в данное время года эхо-сигналы от птиц будут наблюдаться чаще всего на экранах посадочных РЛС в утреннее и вечернее время, а число их будет сравнительно невелико. На экранах обзорных РЛС в середине дня иногда можно также обнаружить эхо-сигналы, образованные парящими в вышине птицами крупных размеров (орлами, аистами, пеликанами и др.).
Во вторую половину лета (период послегнездовых кочевок) происходят резкое увеличение численности птиц и объединение их в большие стаи, которые в светлое время суток начинают совершать кочевки на небольших высотах. В данное время года наибольшее число эхо-сигналов от птиц будет наблюдаться на экранах как посадочных, так и диспетчерских РЛС (сравнительно равномерно в течение всего светлого времени суток).
В осеннее и весеннее время птицы совершают интенсивные миграционные перелеты, которые происходят круглые сутки и часто на больших высотах. В связи с этим весной и осенью эхо-сигналы от птиц могут наблюдаться весьма часто на экранах всех аэродромных РЛС. Особое значение в это время имеют обзорные РЛС, так как они позволяют заблаговременно обнаружить приближение к аэродрому стай птиц. Появления многочисленных эхо-сигналов от птиц на экране аэродромных РЛС можно ожидать в течение круглых суток, но прежде всего в утренние и вечерние часы. В некоторые дни пролет может идти настолько интенсивно, что экраны обзорных РЛС почти полностью покрываются эхо-сигналами. Они перемещаются преимущественно в одном направлении, часто концентрируясь вдоль морских побережий, русел больших рек и предгорий. Во многих районах интенсивность ночных миграций достигает высоких значений и часто значительно превышает интенсивность дневных миграций.
|
В зимнее время большинство перелетов птиц происходит на небольших высотах и, как правило, по определенным маршрутам (утром в одном, а вечером в обратном направлении), причем часто в полной темноте. В связи с этим зимой эхо-сигналы от птиц будут обнаруживаться чаще всего на экранах посадочных РЛС, преимущественно утром и вечером. Их число может быть иногда довольно значительным, но не таким, как в миграционные периоды, а перемещение большинства эхо-сигналов может происходить утром в одном, а вечером в противоположном направлении. Знание высот, направлений, маршрутов и суточной активности перелетов птиц в районе аэродрома значительно облегчает диспетчерам УВД идентификацию эхо-сигналов от них.
РАДИОЛОКАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ
Инструкция по орнитологическому обеспечению безопасности полетов предусматривает проведение радиолокационного контроля за орнитологической обстановкой одновременно с радиолокационным слежением за движением воздушных судов. Контроль осуществляется с помощью посадочных РЛС. Однако они из-за малого сектора обзора и небольшой дальности обнаружения птиц имеют весьма ограниченные возможности по предотвращению столкновений с птицами. Значительно более эффективные результаты могут быть достигнуты при использовании всего комплекса имеющихся на аэродроме радиолокаторов: обзорного, диспетчерского и посадочного. Радиолокаторы указанных типов рекомендуется применять для обнаружения птиц только в определенных зонах: обзорные — в зоне подхода к аэродрому, диспетчерские — в зоне взлета и посадки,, посадочные — на предпосадочной прямой. Соответственно к контролю за орнитологической обстановкой следует привлекать диспетчеров подхода, круга и посадки.
|
Согласно действующим правилам, диспетчеры при появлении на экране РЛС засветок от птиц, создающих опасность столкновения с самолетом, сразу же сообщают экипажу местонахождение и по возможности направление полета птиц. Однако правилами не уточняется, в каких случаях обнаружения птиц ситуацию следует считать опасной. Вполне понятно, что угрозу для самолета представляют не все птицы, а только те, которые могут долететь до ближайшей к ним точки на воздушной трассе (глиссаде) одновременно с самолетом или ранее него. Скорость движения самолетов на разных этапах пилотирования хорошо известна диспетчерам УВД. У птиц скорость полета можно принять равной 100 км/ч (с большей скоростью птицы летают крайне редко даже с попутным ветром). Зная эти параметры, а также удаление самолета от предполагаемого места столкновения, можно определить ширину зоны, в которой птицы представляют опасность.
где а —ширина опасной зоны (в одну сторону от трассы или глиссады), км;
A— расстояние между самолетом и предполагаемым местом столкновения, км;
— скорость полета птиц (условно равна 100 км/ч);
V— скорость движения самолета, км/ч.
Пример. Если предполагаемое место столкновения находится на расстоянии 50 км от самолета, снижающегося со скоростью около 500 км/ч, то при-' мерная ширина опасной зоны в данном участке будет составлять (50X100)/500 =10 км (в каждую сторону от трассы).
В практических целях можно пользоваться готовыми значениями примерной ширины опасной зоны (табл. 8). С приобретением навыка расчеты будут легко выполняться в уме.
При обнаружении многочисленных эхо-сигналов от птиц в стороне от трассы рекомендуется периодически следить за их перемещением. При этом следует учитывать, что сближение эхо-сигналов от птиц и самолетов, наблюдаемое на экранах РЛС, не позволяющих определять высоту полета цели, не обязательно
Таблица 8
Скорость самолета, км/ч | Примерная ширина опасной зоны (км) при расстоянии между самолетом и местом предполагаемого столкновения, км | |||||
свидетельствует об опасности столкновения, так как они могут лететь на разных высотах. Но, с другой стороны, возможность столкновения исключить полностью нельзя, поскольку выше и ниже обнаруженных стай могут лететь другие птицы, по каким-либо причинам не оставившие следов на экране радиолокатора. В связи с этим целесообразно в каждом случае оповещать экипажи о наличии птиц по курсу их полета.
|
При появлении на экране РЛС десятков и сотен засветок, свидетельствующих о массовых перелетах птиц, диспетчерам УВД рекомендуется после оповещения экипажей записать в журнале сведения о времени обнаружения птиц, их местонахождении (азимут, дальность), и по возможности направлении и высоте перелетов.
В результате накопления такой информации можно выявить закономерности перелетов, недоступных для визуального наблюдения.
При обнаружении по курсу полета самолета большого числа засветок от птиц, когда их обход становится невозможным или трудновыполнимым, целесообразно временно прекратить прием и выпуск воздушных судов до тех пор, пока не будет уверенности, что опасность столкновения прошла.
Если диспетчер обнаружит на экране РЛС засветки от птиц в зоне, где воздушным движением руководит другой диспетчер, следует сообщить последнему о месте нахождения птиц и характере их перемещения.
Для получения более полного представления об орнитологической обстановке целесообразно выключать аэродромные РЛС из режима СДЦ на время, за которое антенна сделает 2—3 оборота или качания.
Это рекомендуется делать каждые 30—60 мин весной и осенью и каждые 3 ч летом и зимой (разумеется в периоды, когда нет необходимости в наблюдении за полетами).
Перед заступлением на дежурство диспетчерам УВД нужно ознакомиться по записям в журнале о наблюдавшейся в прошедшие часы орнитологической обстановке, так как характер ее может остаться без изменений и это упростит задачу по своевременному обнаружению эхо-сигналов от птиц.
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!