Сущность и назначение функционирования научных школ. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Сущность и назначение функционирования научных школ.

2018-01-04 1006
Сущность и назначение функционирования научных школ. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Научная школа (НШ) - неформальный творческий коллектив исследователей разных поколений, объединенных общей программой и стилем исследовательской работы, которые действуют под руководством признанного лидера. Это объединения единомышленников, которое разрабатывает жизненно важные для общества проблемы под руководством известного в определенной области исследователя, имеет значительные теоретические и практические результаты своей деятельности, признанные в научных кругах и сфере производства.

В деятельности научной школы реализуются такие основные функции:

• производство научных знаний (исследование и обучение);

• распространение научных знаний (коммуникация);

• подготовка одаренных воспитанников (воспроизведение).

Научной школе присущи совокупность признаков, которые дают возможность идентифицировать такое творческое объединение исследователей.

Главным признаком НШ является эффективное усвоение и исследование ее членами актуальных проблем из выдвинутых руководителем научных направлений. Минимальный цикл, который дает основания фиксировать существования школы, составляет три поколения исследователей:

основатель школы - его последователь - ученики последователя.

Ключевая фигура НШ - ее лидер, именем которого названа школа. Это - выдающийся, авторитетный ученый, который разрабатывает фундаментальные и общие вопросы науки, продуцирует идеи, новые направления исследований, способные объединить вокруг себя коллектив единомышленников.

Среди других признаков НШ выделяют такие:

• многолетняя научная производительность, которая характеризуется как количественными (количество публикаций, ссылок), так и качественными показателями (лидер и члены НШ являются авторами фундаментальных научных работ, членами редколлегий ведущих профессиональных журналов и сборников);

• широта проблемно-тематических, географического, хронологического диапазонов функционирования НШ;

• сохранение традиций и ценностей НШ на всех этапах ее становления и развития, обеспечение наследственности в направлениях научных исследований, стиля научной работы;

• развитие атмосферы творчества, новаторства, открытости для научных дискуссий как в профессиональной печати, так и в общении;

• объединение в НШ определенного круга талантливых ученых, постоянное ее обновление одаренными воспитанниками - последователями лидера, способными к самостоятельному поиску;

• постоянные коммуникационные связи (горизонтальные и вертикальные) между учителем и учениками, рядовыми членами школы;

• активная педагогическая деятельность (количество соискателей, аспирантов, докторантов, учебников, учебных пособий, разработка новых курсов);

• официальное признание государством (научным сообществом) важности научных исследований НШ (число академиков, докторов, кандидатов наук, профессоров, доцентов, заслуженных деятелей и работников).

Считается, что лидером НШ является преимущественно доктор наук. В ее составе может быть не меньшее трех докторов наук по специальности. Проблематика научных исследований учеников обязательно должна быть связана с тематикой учителя - лидера школы. Иногда указывают на географическую дислокацию как одну из признаков школы. Этот формальный признак может быть использован как дополнительный в процессе идентификации НШ.

Наиболее распространенным методом идентификации НШ является изучение потока кандидатских и докторских диссертаций научных работников, которые входят в этот неформальный коллектив. Такой подход правомерный, поскольку проявляет взаимоотношения "учитель - ученик", что является в особенности существенным для НШ. Он дает возможность получить конкретные результаты, которые базируются на количественных данных о защищенных под руководством того ли другого ученого диссертации, свидетельствует о соответствии тематики диссертаций учеников проблематике диссертации лидера. Этот метод простой, поскольку сводит задачу идентификации к установлению формальных показателей.

Научные школы являются главной неформальной структурой науки, делают значительный взнос в ее развитие. Их представители, как правило, достигают значительных научных результатов.

Практическое занятие 13


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.