Глава 9. Экономические функции государства — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Глава 9. Экономические функции государства

2018-01-04 164
Глава 9. Экономические функции государства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

9.1. Эволюция роли государства в рыночной экономике

 

Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений в ХVII и ХVIII вв. господствовавшая тогда экономическая доктрина – меркантилизм – основывалась на признании безусловной необходимости госрегулирования для развития в стране торговли и промышленности. В конце ХVIII в. теоретики либерализма, негативно оценивавшие государственное вмешательство в экономику, сразу нашли огромное число поклонников, особенно среди класса предпринимателей. До середины ХIХ в. воздействие государства на функционирование системы было незначительным. В дальнейшей эволюции роли государства можно выделить несколько этапов.

Первый этап: вторая половина ХIХ в. – первая мировая война (1914–1918 гг.). В этот период возникли и развивались монополии, участились кризисы перепроизводства, усилилась неравномерность развития основных капиталистических стран. Монополии и государство боролись за сферы влияния и рынки сырья. Воздействие государства на экономику усилилось. С одной стороны, государство стремилось регулировать деятельность монополий, а с другой – учитывало интересы монополий в международной конкуренции.

В течение этого периода в экономической мысли доминировала классическая модель рынка, основанная на том, что рыночная система по своей природе тяготеет к полному использованию всех ресурсов и полной занятости. Классики экономической теории всячески подчеркивали способность рыночной системы приспосабливаться к изменению условий и амортизировать разного рода потрясения. Эти потрясения, по их мнению, имели временный характер, причем восстановление экономики наступает автоматически благодаря действию механизмов, возвращающих экономику к состоянию полной занятости. К числу стабилизирующих факторов классики относили абсолютно гибкие цены, ставки заработной платы, а также гибкие процентные ставки. Гибкие цены обеспечивают «очищение» рынка от продукции, так что длительное перепроизводство оказывается невозможным. Гибкая заработная плата уравновешивает спрос и предложение на рынке труда, поэтому сколь-нибудь длительное существование вынужденной безработицы также невозможно. Механизм процентных ставок приводит уровень заинтересованных инвестиций в соответствие с уровнем сбережений на денежном рынке. Классическая школа отрицала регулирующую роль государства в экономике и придерживалась политики невмешательства государства в экономику.

Второй этап (1918–1945 гг.) характеризовался усилением экономической и социальной роли государства. В период между двумя войнами произошло три экономических кризиса, охвативших большинство стран и вызвавших самое большое за всю историю падение производства и разрегулирование рыночного механизма, что означало «фиаско рынка». Самым разрушительным был кризис 1929–1933 гг. – «великая депрессия». Падение промышленного производства в среднем по всем странам составило 36%. Классическая школа оказалась не в состоянии не только предложить эффективные меры по выходу из глубокого кризиса, но даже объяснить его причины.

После «великой депрессии» многие экономисты пришли к выводу о необходимости новой модели, способной обеспечить решение возникших экономических проблем. В 1936 г. появилась книга английского экономиста Дж.М.Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег», в которой был предложен совершенно новый способ анализа экономики, получивший название «кейнсианской революции». В основу кейнсианской модели легли принципы не стихийного, а государственного макрорегулирования, прежде всего через совокупный спрос. Государственному воздействию подлежат составляющие совокупного спроса, т. е. расходы на потребление, государственные и частные инвестиции, правительственные закупки. По Кейнсу, государственное вмешательство в экономику путем стимулирования совокупного спроса является необходимым, поскольку рыночная система не обладает свойством саморегуляции. Главной целью активной государственной политики является при этом обеспечение стабильного экономического роста при приемлемом уровне цен и достаточной занятости. Идеи Кейнса доказывали необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.

В русле этих идей был осуществлен президентом США Ф.Рузвельтом «Новый курс», который вывел страну из глубочайшего кризиса 1929–1933 гг. «Новый курс» представлял систему мер по государственному регулированию: государственное страхование депозитов, контроль над финансовыми рынками, частичное нормирование цен и объемов производства, организацию общественных работ, законы о механизме зарплаты и об обязательном страховании по безработице. Рузвельт провел также фактическую централизацию банков и осуществил их ревизию, запретил вывоз золота, ввел госконтроль над ценами, в первую очередь на сельскохозяйственную продукцию, обеспечил кредитование фермеров, упорядочил цены на сельскохозяйственную технику и т. п. Предпринятые меры имели реальное антикризисное воздействие и продемонстрировали новую роль государства в рыночной экономике. Таким образом, Кейнс теоретически, а Ф.Рузвельт практически на примере американской экономики доказали, что с помощью оптимального государственного регулирования ее можно вывести из кризиса. В годы войны во всех воюющих странах резко усилилась роль централизованного управления, применялось государственное планирование и регламентация хозяйственной деятельности.

Третий этап: вторая половина 40-х – конец 70-х гг. В этот период происходило развитие и совершенствование форм и методов государственного регулирования в процессе послевоенной реконструкции экономики и последовавшего затем быстрого экономического роста. В Англии ведущей тенденцией было развитие государственного сектора. Были национализированы электростанции, угольная и газовая промышленность, железнодорожный транспорт, некоторые авиакомпании, Английский банк и черная металлургия. Франция в целях восстановления и модернизации экономики первая из капиталистических стран применила индикативное планирование. С 1958 г. правительство Шарля де Голля проводило целенаправленную политику фронтального развития практически всех отраслей промышленности в целях обеспечения экономической независимости страны.

В целом период со второй половины 50-х гг. и до конца 60-х характеризовался небывало высокими темпами экономического роста большинства промышленно развитых стран, низким уровнем инфляции и минимальным уровнем безработицы. Циклические колебания в экономике были относительно незначительными. Однако начиная с 70-х гг., когда происходили экономические кризисы, кейнсианские методы, основанные на манипулировании совокупными расходами, исчерпали себя. Проблемы стагфляции, расстройство государственных финансов, выразившееся в хроническом дефиците бюджета и росте государственного долга, неэффективность государственных предприятий из-за возросшего административного аппарата оказались трудноразрешимыми в рамках кейнсианской парадигмы.

Четвертый этап: 80-е–90-е гг. Основная тенденция эволюции роли государства в этот период заключалась в отказе промышленно развитых стран от ортодоксальной кейнсианской доктрины государственного регулирования. Непопулярность применения кейнсианских мер создала почву для возрождения либерализма, что проявилось в экономической политике администрации Р.Рейгана в США и правительства М.Тэтчер в Великобритании, проводивших политику дерегулирования экономики. В США были снижены ставки федеральных налогов, ограничен рост государственных расходов на социальные программы и ослаблена государственная регламентация предпринимательской деятельности. В Великобритании был денационализирован ряд корпораций, уменьшились государственные капиталовложения в экономику, частным предприятиям было разрешено осуществлять свою деятельность в национализированных отраслях.

В рассматриваемые годы появилась монетаристская концепция. Делая упор на деньги, монетаристы считали, что основным фактором, определяющим физический объем производства и занятости, а также уровень цен, выступает предложение денег. В любых экономических неприятностях монетаристы винят не тех, кто предъявляет спрос на деньги, а тех, кто отвечает за их предложение. Монетаристы раскрыли механизм обратного влияния денежного мира на мир товарный и в качестве главного регулятора хозяйственной жизни рассматривали «денежные интересы», денежную эмиссию. Монетаристы показали, что на экономическую конъюнктуру влияет совокупность наличных и банковских резервов. Поскольку денежная политика должна быть направлена на достижение соответствия между спросом на деньги и их предложением, необходимо установить монетарное правило, согласно которому предложение денег расширяется в том же темпе, что и ежегодный темп роста реального ВНП, т. е. на уровне где-то 3-5% в год. Монетарное правило, связывая расширение предложения денег с обычным смещением вправо кривой совокупного предложения, гарантирует, что кривая совокупного спроса также сместится вправо. В результате монетаристская концепция сделала ставку на регулирование производства путем изменения денежного предложения методами кредитно-финансовой политики..

В целом обзор эволюции роли государства показывает неравномерное

расширение форм и методов регулирования рыночной экономики. Обобщающим показателем этого процесса может служить абсолютный и относительный рост государственных расходов. Так, если в начале века эти расходы для основной группы промышленно развитых стран составляли в среднем менее 10% национального дохода, то в настоящее время они составляют: в США – более 30%, в ФРГ, Великобритании и Франции – около 50%, в Швеции – более 60% ВНП.

 

 

9.2. Необходимость, цели, типы и пределы государственного регулирования

 

Необходимость государственного регулирования обусловлена объективными обстоятельствами. В развитии экономики государство призвано корректировать те недостатки, которые присущи рыночному механизму – «фиаско рынка». Известно, что рынок имеет негативные стороны: порождает и не устраняет отрицательные внешние эффекты – «экстерналии» (загрязнение окружающей среды и др.); не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например рыбных объектов океана; игнорируются потенциально негативные последствия решений и не создаются стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования – общественных благ; не гарантируется право на труд, доход и социальную справедливость; не обеспечивается целенаправленное развитие фундаментальных исследований в науке. Также рыночная система крайне нестабильна.

Государство берет на себя ответственность за создание относительно равных условий для взаимного сотрудничества предпринимательских фирм, для эффективной конкуренции, за ограничение монополизированного производства. Государству необходимо направлять экономические ресурсы на удовлетворение коллективных потребностей людей, создавать производство общественных благ. Участие государства в экономической жизни диктуется и тем, что ему надлежит заботиться об инвалидах, детях, стариках, малоимущих, регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. На него ложатся и внешняя политика, регулирование платежного багажа, валютных курсов.

В условиях рынка государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями с целью приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйствования.

Различают следующие типы государственного регулирования:

- полный государственный монополизм в управлении хозяйством. Он

был характерен для СССР и стран социалистического содружестства, но сохраняется и теперь в некоторых посткоммунистических государствах;

- различные варианты сочетания рыночных и государственных регу-

ляторов. Реализованы в «японской», «шведской» моделях, в модели социально-ориентированного рыночного хозяйства ФРГ, Австрии, в «китайском» варианте развития;

- крайний либерализм, признающий эффективным только условия

неограниченного частного предпринимательства. Главным образом присущ США.

Эффективность госрегулирования предопределяется наличием сильной законодательной, исполнительной и судебной государственной власти.

Однако государственное регулирование имеет определенные пределы. Они установлены масштабами «провалов» рынка в целом и задачей минимизации трансакционных издержек по их устранению. Например, есть товары с высокими трансакционными издержками – некоторые виды страхования, в основном связанные с производственной деятельностью: страхование на случай безработицы, по старости. Частным компаниям это не под силу, так как нужны огромные средства на рекламу, на содержание административного аппарата и страховых агентов. Несмотря на высокие трансакционные издержки, государству выгодно взять на себя их финансирование, так как затраты государства в данной области значительно ниже, чем, если бы взяли на себя эту «заботу» частные компании.

Пределы государственного регулирования зависят также от механизмов принятия решений властными структурами, которые описываются теорией общественного выбора. Ключевой вопрос этой теории состоит в том, чтобы понять и предсказать, каким образом лица, принимающие решения, воздействуют на распределение ограниченных ресурсов общества при наличии собственных целей. Теория исходит из предположения о том, что лица, группы и организации, участвующие в принятии государственных решений, стремятся максимизировать свои собственные выгоды. Например, политики дают обещания и принимают решения, добиваясь избрания или переизбрания. Государственные органы и бюрократический аппарат управления стремятся максимизировать свои размеры и власть. При принятии решений учитываются прежде всего не интересы массы избирателей, а интересы немногочисленных, но сильных, хорошо информированных и организованных групп и структур, умеющих отстоять свои позиции и оказать давление. В силу этого программы, основанные на соотношении предельных выгод и издержек, могут быть отклонены. И напротив, экономически нерациональные, но дающие нужный эффект программы могут быть приняты.

 

 

9.3. Экономические функции государства

 

Многообразие задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике, выражается через выполняемые им экономические функции. К ним относятся:

- создание и регулирование правовой основы функционирования

экономики;

- антимонопольное регулирование;

- проведение политики макроэкономической стабилизации;

- воздействие на размещение ресурсов;

- деятельность в сфере распределения доходов;

- стимулирование экономического роста.

В реальной действительности все функции взаимосвязаны между собой и в комплексе воздействуют на экономическую ситуацию.

Создание и регулирование правовой основы экономики. На государст-

ве, прежде всего, лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль за их исполнением. Речь идет об установлении «правил игры», которых должны придерживаться в своих действиях все экономические агенты – производители, потребители, само государство. К этим правилам относятся законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие размеры предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством. Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции, безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и многое др.

Необходимость создания правовой основы особенно важна в период реформирования экономики, в частности, для России. Однако этот процесс идет порой бессистемно. Законы принимаются почти ежедневно и с такой же быстротой меняются. Законодательные акты очень часто противоречат друг другу, что является серьезным препятствием нормальному ходу реформ. К важнейшим законодательным актам, регулирующим экономическую сферу, выполняющим функцию защиты конкуренции, следует отнести законы. Для предотвращения последствий, связанных с несовершенством конкуренции, государство на основе антимонопольного законодательства использует меры госрегулирования, устанавливая контроль над ценами, прибегая к разделению больших фирм, препятствуя слиянию. Оно может изымать в судебном порядке незаконно полученную прибыль и др.

Защита конкуренции как основа функционирования рыночной экономики не сводится к регулированию правил поведения монополий или борьбы с ними. Важнейшим условием создания конкурентной среды является наличие достоверной информации о ситуации на рынке и состоянии экономики в целом. В условиях госмонополизма для нашей страны была характерна чрезмерная секретность в области экономической информации, порой абсолютно бессмысленная.

Макроэкономическая стабилизация – важное направление деятельности государства, имеющее целью ликвидацию циклических колебаний экономики, обеспечение полной занятости и стабильного уровня цен. Главные инструменты в решении этой задачи – фискальная и денежно-кредитная политика. Для проведения политики стабилизации необходимо увеличивать государственные расходы и уменьшить налоги для стимулирования расходов частного сектора в периоды высокой безработицы или соответственно сокращать государственные расходы и повышать налоги с тем, чтобы сокращать расходы частного сектора в периоды, когда общество больше всего беспокоит инфляция. Регулируя денежное предложение и ставки процента, государство в лице центрального банка также может способствовать стабилизации экономики.

Оптимизация размещения ресурсов. Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной системы является способность эффективно распределять ресурсы. Но в уже известных ситуациях (внешние эффекты, общественные товары, несовершенство конкуренции), когда рынки действуют неэффективно или не действуют вовсе, возникает проблема нерационального распределения ресурсов, для социально справедливого решения которой необходимо вмешательство государства. Перераспределение ресурсов может способствовать развитию промышленного и сельскохозяйственного производства. В каждом конкретном случае используются определенные разновидности государственного воздействия. В качестве инструментов могут служить налоги, субсидии, непосредственное госрегулирование, правовые нормы и т. п. Так, через систему налогов и субсидий государство может воздействовать на производство общественных благ и услуг.

Перераспределение доходов. Распределение, которое обеспечивает рыночный механизм, приводит к социальному расслоению и бедности в силу обстоятельств, находящихся вне контроля человека, неподвластных ему. Общество берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое перераспределение доходов в их пользу, принятие программ социальной защиты. Например, выплаты по соцстрахованию, медицинской помощи, пособий по безработице и т. д. Государством финансируются программы, обеспечивающие возможность получения образования вне зависимости от доходов семьи, субсидий на поддержание цен на ряд сельскохозяйственных продуктов и т. п.

Стимулирование экономического роста. В зависимости от уровня развития и структуры экономики выделяют следующие основные факторы экономического роста: 1) количество и качество природных ресурсов; 2) ко-личество и качество трудовых ресурсов; 3) объем основного капитала; 4) тех-нический и технологический прогресс; 5) инвестиции в вещественный и человеческий капитал; 6) эффективность размещения ресурсов и международного обмена товарами и услугами.

Государственная политика регулирования экономического роста реализуется через прямое или косвенное воздействие на факторы экономического роста. Можно выделить два направления экономической политики стимулирования экономического роста. Первое направление связано с «адресным» воздействием на факторы роста и прежде всего на два главных фактора: труд и капитал (повышение уровня образования и профессиональной подготовки, увеличение расходов на НИОКР и стимулирование инвестиций). Второе направление связано с проведением целенаправленной системной и комплексной промышленной политики.

Для решения перечисленных задач в распоряжении государства имеется достаточно широкий набор инструментов. К ним относятся: фискальная и денежно-кредитная политика; социальная политика и политика регулирования доходов; внешнеэкономическая политика. Все инструменты проведения экономической политики тесно взаимосвязаны, и при принятии решений в одной сфере необходимо учитывать их влияние на другие. Так, изменение в государственных расходах и налогах, т. е. в фискальной политике, требует соответствующего изменения денежной массы. Изменения в фискальной и денежной политике повлияют на инвестиции, занятость, уровень доходов, объем национального производства и размеры чистого экспорта.

 

 

9.4. Социальная политика государства и система социальной защиты

 

В процессе эволюции рыночной экономики в ХХ в. возрастает значение социальных функций государства. Эта закономерность обусловлена следующими объективными факторами:

1. Неспособность рынка обеспечить социальное равенство в обществе

с точки зрения занятости и гарантированного уровня доходов, в том числе для тех, кто уже закончил свою трудовую деятельность.

2. Постоянные экономические кризисы сказываются прежде всего на

наименее обеспеченных слоях населения и требуют целого комплекса мер по их социальной защите.

3. Рынок оказался неспособным создать соответствующие средства для развития отраслей социальной сферы, т. е. для развития доступного для всех образования, культуры, здравоохранения и т. д.

4. Государство также вынуждено вмешиваться в трудовые отношения, чтобы избежать социальных конфликтов, т. е. оно должно устанавливать рамки социального партнерства, равноправные отношения между работниками и работодателями. Оно также должно защищать интересы всех наемных работников.

5. Государство вынуждено ориентироваться на общемировые стандарты жизненного уровня населения. В противном случае страна не будет принята в мировое сообщество.

Предоставление гражданам социальных и социально-экономических прав служит одним из проявлений прогресса. «Всеобщая декларация прав человека», принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., провозгласила наряду с политическими и личными правами право каждого человека на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилье, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

Все это неизбежно усиливает социальные функции государства, заставляет его вырабатывать определенную социальную политику как одно из важнейших направлений деятельности по урегулированию социально-экономических условий жизни общества. Суть социальной политики государства заключается в поддержании отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния всех членов общества, создании социальных гарантий.

Общее благосостояние зависит от доходов. Поэтому важное место в социальной политике государства занимает процесс формирования доходов населения и контроль за их расходованием. Доходы – совокупность всех получаемых человеком финансовых средств, расходуемых на оплату материальных благ, необходимых для обеспечения определенного уровня его жизни. Доходы, как правило, – это результат экономической деятельности. Различают номинальные, располагаемые и реальные доходы.

Номинальный доход – все денежные доходы, получаемые семьями: заработки, доходы с недвижимости и имущества, земли, от банковских вкладов, ценных бумаг и т. д., другими словами – количество денег, полученное лицами в течение определенного периода времени.

Располагаемый доход – доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей.

Реальный доход – количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода, т. е. с поправкой на изменение уровня цен.

Классификация доходов. По источникам получения доходы подразделяются на основные и дополнительные.

Дополнительные доходы – получаемые помимо основного источника денежных и материальных средств. С развитием рыночной экономики возможности получения дополнительных доходов постоянно расширяются. К этой категории доходов относят средства, получаемые по ценным бумагам, лотереям и наследству, в результате сокращения налоговых выплат и т. д. К дополнительным доходам люди стремятся по двум причинам:

1. Диверсификация источников доходов позволяет снизить риск от возможного сокращения основного дохода.

2. В силу недостаточности основного дохода в связи с постоянным опережающим ростом потребностей, что наиболее характерно для переходной экономики. В России около 50% работников и 30% пенсионеров прибегают в настоящее время к различного рода приработкам для получения дополнительных заработков.

По форме доходы могут быть денежными (заработная плата, премии, прибыли, пенсии, пособия) и материальными (автомобили, дачи, квартиры, мебель и т. п.).

По видам доходы делятся на легальные (имеющие юридически оправданную форму) и нелегальные (связанные с понятием неформальной или теневой экономики). К последним относятся доходы от неучтенной налоговой службой хозяйственной деятельности и доходы обще-криминального происхождения.

Доходы населения любой страны всегда дифференцированы. Для измерения степени дифференциации в доходах используют графический показатель, получивший название кривой Лоренца (рис. 9.1).

Данный гра-фик отражает вза-имозависимость таких двух явле-ний, как градация населения по группам и распре-деление доходов между этими группами. При равном распре-делении доходов данная зависи-мость имеет вид биссектрисы. Однако практически никогда доходы не распределяются равномерно. Реальная зависимость имеет вид вогнутой кривой. Первые две группы населения имеют относительно небольшую часть от общей суммы доходов. Например, 40% низкооплачиваемой части населения могут реально получать лишь 20% общей суммы доходов. Таким образом, величина отклонения кривой от биссектрисы показывает степень неравенства в распределении доходов. Эту степень принято характеризовать коэффициентом (индексом) Джини:

 

Площадь участка графика ОСЕ

Коэффициент Джини = ----------------------------------------------------------------.

Площадь треугольника, в котором он расположен

 

Чем выше неравенство в распределении доходов, тем значение коэффициента ближе к единице.

Помимо этого показателя для измерения социальной дифференциации используют так называемый децильный коэффициент. Децильный коэффициент – доходный разрыв 10% населения, имеющего наибольший уровень доходов, и 10% населения с наименьшим его уровнем. В развитых странах он обычно составляет от 3 до 6. В России эта цифра значительно выше – более 10 (таблица).

 

Группа населения     Денежные доходы, %
1993 г. 1994 г.
Первая (с наименьшими доходами) Вторая Третья Четвертая Пятая (с наивысшими доходами) Всего 6,3 11,2 16,6 23,9 42,0 5,5 10,3 15,4 23,1 45,7
Коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) 0,370 0,412
Децильный коэффициент 10,9 14,2

 

Главные причины социального неравенства в России:

- низкий уровень оплаты в бюджетной сфере;

- структурная перестройка в промышленности ведет к остановке

многих предприятий промышленности, в результате чего уровень доходов соответствующих работников падает;

- доходы работников сферы обращения растут быстрее.

Такое распределение доходов – процесс закономерный, так как в истории человечества капиталы всегда формировались прежде всего в сфере торговли и кредитного дела, первыми капиталистами становились купцы, а не промышленники.

В цивилизованных странах разрабатывается целый ряд программ, рассчитанных на каждую категорию бедных людей. В Соединенных Штатах некоторые программы ориентированы на помощь детям, другие – на помощь пожилым людям, есть категории дополнительных программ – для людей среднего возраста. В большинстве стран правительства пытаются облегчить положение бедного населения не только путем выплаты пособий, но и при помощи разнообразных программ, направленных на повышение трудовой квалификации и переподготовку специалистов, на которых предъявлен спрос на рынке.

Финансовой основой существования всех социальных программ является результат процесса перераспределения доходов в обществе путем проводимой государственной политики выравнивания доходов. Практическая ее реализация связана с решением сложных проблем, так как для успешного проведения социальных мер необходимы немалые средства. Их источник – налоги. Отсюда закономерность: чем выше размер социальных благ, тем жестче должно быть налоговое обложение. Динамично развивающаяся экономика позволяет собирать налоги по относительно льготным ставкам и получать при этом достаточно крупные суммы для социальных целей. Однако в современной России доходность народного хозяйства низка и естественно, что возможности расходования средств на социальные нужды в связи с этим ограничены.

Практика проведения социальной политики в развитых странах выработала несколько направлений ее реализации. К ним относят:

- социальное страхование;

- социальную защиту работников;

- политику в области заработной платы;

- социальные меры на рынке труда;

- жилищную политику.

Социальной политики в ее классическом понимании в России пока нет. Страна должна еще пройти определенный путь рыночного развития для того, чтобы появились ресурсы, на базе которых можно решать одновременно экономические и социальные задачи. Предстоит решить ряд сложных проблем как объективного, так и субъективного характера. Во-первых, необходимо преодолеть иждивенческую склонность подавляющей части россиян – требовать от государства основную массу социальных и материальных благ. Эта склонность – наследие прежних времен. Сегодня у россиян только формируется еще понимание необходимости активного участия в решении задач повышения своего благосостояния. Развитые страны проходили аналогичные периоды. Теперь там убеждены, что помогать целесообразно, образно говоря, не выловленной рыбой, а снастями для ее ловли и опытом. Во-вторых, нужны достаточно масштабные средства, которых сегодня в России нет. А по поводу тех, что есть, идут споры: одни – требуют отдать их для поддержки малоимущих слоев населения, другие – призывают сократить налоги и поддерживать становление малого предпринимательства. В-третьих, разработка и проведение социальной политики в России сегодня затруднены неотработанностью политической структуры, т. е. постоянной борьбой между политическими партиями и течениями.

В настоящее время для проведения даже отдельных социальных мер важно найти «золотую середину» между потребностями общества и его возможностями. Распределение средств по линии программ помощи осуществляется по трем направлениям. Первое направление характеризуется тем, что часть поступлений, получаемых населением, находится в зависимости от труда, но при этом принимаются во внимание и размеры удовлетворенных потребностей.

Второе направление характеризуется тем, что проводимые выплаты не имеют связи с трудом данного работника, а в расчет берется размер потребностей, на удовлетворение которых эти выплаты направляются (пособия на детей многодетным работникам, одиноким материям, на специализированное лечение, дотации государства на содержание детей в детских учреждениях, в школах-интернатах. Размер такой дотации зависит от количества детей и уровня доходов родителей).

Особенность третьего направления определяется тем, что основная часть социальной помощи, выступающая в форме льгот и услуг, поступает населению непосредственно в натуральной форме через соответствующие учреждения непроизводственной сферы. Эта часть распределяемых средств формирует своего рода «дополнительные доходы» – они не проходят через бюджет семьи и ими нельзя распоряжаться по ее усмотрению. Такие доходы распределяются без учета меры индивидуального труда и целиком определяются интересами и возможностями общества на данный конкретный исторический момент.

Основными видами расходов государства по социальному обеспечению являются выплаты денежных пенсий и пособий. Пенсии – это периодические выплаты определенных денежных сумм для материального обеспечения граждан в связи со старостью, выслугой лет, инвалидностью и смертью кормильца. Некоторым категориям граждан РФ выплачиваются так называемые социальные пенсии. Основные виды пособий: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком, на детей военнослужащих срочной службы, по безработице, ритуальные.

Наряду с этим существуют и другие формы обеспечения: профессионально-техническое обучение, переобучение безработных, переобучение и трудоустройство инвалидов, бесплатное содержание нетрудоспособных в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, протезирование и снабжение инвалидов мото- и велоколясками, автомобилями, организация многих видов помощи на дому и т. д.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.075 с.