Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2018-01-04 | 325 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Распределение часов по темам и видам работ
Тематическое планирование курса
№ темы | Название разделов и тем | Кол-во часов | |||
Общая трудоемкость | Лекции | Практические занятия | Самостоятельная работа | ||
Раздел I.Общие теоретические вопросы методики обучения основам безопасности жизнедеятельности | |||||
Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности как наука. ОБЖ как учебный предмет | |||||
Мотивационно-целевой компонент методической системы обучения безопасности жизнедеятельности | |||||
Содержательный компонент методической системы обучения безопасности жизнедеятельности | |||||
Процессуальный компонент методической системы обучения безопасности жизнедеятельности | |||||
Технологический компонент методической системы обучения безопасности жизнедеятельности | |||||
Диагностический компонент методической системы обучения безопасности жизнедеятельности | |||||
Раздел II. Информационные и коммуникационные технологии в обучении безопасности жизнедеятельности | |||||
Современные информационные и коммуникационные технологии в обучении безопасности жизнедеятельности: общие вопросы | |||||
Методические аспекты использования современных информационных и коммуникационных технологий в обучении безопасности жизнедеятельности | |||||
Раздел III. Методика изучения отдельных курсов безопасности жизнедеятельности | - | ||||
Методические особенности обучения основам безопасности жизнедеятельности в начальной школе | - | ||||
Методические особенности обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе | - | ||||
Методические особенности обучения основам безопасности жизнедеятельности в средней школе | - | ||||
Раздел IV. Организация внеклассной работы по безопасности жизнедеятельности | |||||
Итого: |
|
Организация изучения разделов
Теоретико-методическая подготовка учителя безопасности жизнедеятельности – важнейшее звено в структуре профессионально-педагогического образования. Организация изучения содержания курса предусматривает лекционные и практические занятия, самостоятельную работу студентов. Разработанные практические задания помогают установить тесную связь с теоретической частью дисциплины. Предлагаемые формы работы направлены на развитие профессиональной компетентности будущего учителя безопасности жизнедеятельности.
Раздел I. Общие теоретические вопросы методики обучения основам безопасности жизнедеятельности
Занятие 1
Тема: Нормативная база обучения основам безопасности жизнедеятельности в общеобразовательной и профильной школе.
Цель: Убедиться в растущей значимости учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»; изучить нормативную базу обучения основам безопасности жизнедеятельности в общеобразовательной школе.
Задания:
1. Изучите основные документы, являющиеся нормативной базой преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательной и профильной школе.
2. Познакомьтесь с Государственным образовательным стандартом по основам безопасности жизнедеятельности. Сделайте вывод об особенностях структуры и содержания школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
3. Проанализируйте базисный учебный план и определите объем учебного времени, отводимого на изучение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в начальной, основной, средней школе в различных компонентах базисного учебного плана.
|
4. Рассмотрите программно-методические комплексы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» и покажите, как в них отражены основные компоненты стандарта и содержания курса.
5. Составьте библиографический список (учебники, методические пособия, журнальные и газетные статьи) для различных курсов основ безопасности жизнедеятельности.
Вспомните, что Вас более всего не устраивало в преподавании основ безопасности жизнедеятельности в той школе, где Вы учились. Опираясь на знания дидактики, попытайтесь объяснить причины и сформулировать соответствующую проблему в теории и методике обучения безопасности жизнедеятельности.
- Государственный образовательный стандарт основного общего и среднего (полного) общего образования области «Основы безопасности жизнедеятельности».
- Список библиографических источников, необходимых для организации обучения школьников основам безопасности жизнедеятельности.
[1-7, 50]
Занятия 2-3
Тема: Планирование учебной работы по основам безопасности жизнедеятельности.
Цель: Осознать, что планирование учебной работы необходимо для продуктивной работы учителя основ безопасности жизнедеятельности; рассмотреть виды планирования учебной работы по основам безопасности жизнедеятельности; научиться разрабатывать различные виды учебных планов по основам безопасности жизнедеятельности.
Задания:
1. Составьте перспективный календарный план для одного из курсов «Основы безопасности жизнедеятельности» по образцу (табл. 1).
Таблица 1
Тема | Количество часов | Сроки изучения | Внеклассные мероприятия | Примечания |
В качестве примера рассмотрим перспективное календарное планирование по основам безопасности жизнедеятельности для 5 класса (табл. 2).
Таблица 2
Перспективное календарное планирование курса
«Основы безопасности жизнедеятельности» (5 класс)
Тема | Количество часов | Сроки изучения | Внеклассные мероприятия | Примечания* |
Раздел I. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях | ||||
Чрезвычайные ситуации локального характера и безопасность детей | ||||
1. Город (поселок) как источник опасности | 01.09-28.09 | |||
2. Чрезвычайные ситуации аварийного характера в жилище | 29.09-28.11 | Конкурс плакатов «Огонь друг и враг человека» | ||
3. Чрезвычайные ситуации на транспорте | 29.11-10.02 | |||
4. Чрезвычайные ситуации криминогенного характера | 11.02-08.03 | Конкурс–соревнование «А ну-ка, мальчики» | ||
5. Чрезвычайные ситуации, связанные с нарушениями экологического равновесия в местах проживания | 09.03-06.04 | |||
Гражданская оборона, ее предназначение и задачи по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени | ||||
6. Действия учащихся в чрезвычайных ситуациях | 07.04-14.04 | |||
Раздел II. Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей | ||||
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи | ||||
7. Правила оказания первой медицинской помощи при кровотечениях и ожогах | 15.04-22.04 | |||
8. Практические занятия по I и II разделам | 23.04.-30.05 | «День защиты детей» |
* В примечании указываются изменения в перспективном календарном планировании (порядок изучения тем, количество часов, отводимых на изучение разделов и тем)
|
2. Разработайте планирование темы «Автономное существование человека в природе» (6 класс) по образцу (табл. 3).
Таблица 3
Тема урока | Основные понятия | Содержание урока | Методы и приемы обучения | Средства обучения | Примечания |
В качестве примера рассмотрим планирование изучения темы «Лесные и торфяные пожары» (7 класс)
Таблица 4
Планирование изучения темы «Лесные и торфяные пожары»
(4 часа)
Тема урока | Основные понятия | Содержание урока | Методы и приемы обучения | Средства обучения | Примечания |
1. Пожарная опасность в лесу | Пожар, лесной пожар, торфяной пожар | Понятие «лесной пожар». Условия возникновения лесных пожаров. Регионы России, наиболее подверженные возникновению и распространению пожаров на больших площадях. Причины загорания лесов. Классы лесных пожаров в зависимости от площади, охваченной огнем | Репродуктивный, объяснительно-иллюстративный | Учебник, иллюстрации, таблицы | |
2. Возможные последствия лесных и торфяных пожаров | Поражающие факторы, низовой пожар, верховой пожар, подземный пожар | Классификации лесных пожаров: по характеру их распространения (низовой, верховой, подземный); по скорости распространения огня (слабые, средние, сильные). Торфяные пожары. Основные и вторичные поражающие факторы лесных и торфяных пожаров для людей, зданий, сооружений, поселков, лесных ресурсов | Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый | Учебник, иллюстрации, таблицы | |
3. Рекомендации населению по профилактике лесных и торфяных пожаров, меры безопасности при их тушении | Средства тушения лесных пожаров. Профилактика | Краткое описание основных способов тушения лесных пожаров: непосредственное, косвенное. Профилактика лесных пожаров | Объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения | Учебник, иллюстрации | |
4. Правила безопасного поведения во время пожаров и защиты от них | Пожароопасный период (сезон). Правила пожарной безопасности | Пожароопасный период (сезон) в лесах. Мероприятия, проводимые органами государственного управления и органами лесного хозяйства по защите лесов от пожара в пожароопасный сезон. Ответственность граждан за нарушение правил пожарной безопасности в лесах. Правила безопасного тушения небольшого пожара в лесу | Объяснительно-иллюстративный | Учебник, плакаты |
3. Определите основные параметры подготовки учителя к уроку основ безопасности жизнедеятельности.
|
4. Составьте поурочное планирование (план-конспект) одного из уроков курса «Основы безопасности жизнедеятельности» по следующей схеме:
1) Тема урока.
2) Цель урока.
3) Средства обучения.
4) Ход урока:
- организационный момент;
- проверка домашнего задания;
- изучение нового материала;
- закрепление изученного материала;
- домашнее задание.
4. Разработайте конспект одного урока по основам безопасности жизнедеятельности.
Рассмотрим технологию составления конспекта урока на примере изучения основных понятий и классификации наводнений (табл. 5).
[3, 4, 6, 7, 39-45, 53-59]
Занятия 4 - 5
Тема: Мотивационно-целевой компонент методической системы обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе.
Цель: Убедиться в том, что мотивация и целеполагание имеют стратегическое значение в обучении основам безопасности жизнедеятельности; рассмотреть различные варианты мотивации и постановки целей к урокам основ безопасности жизнедеятельности; научиться формулировать цели обучения к урокам основ безопасности жизнедеятельности.
Задания:
1. Вспомните основные требования к уровню подготовки учащихся по основам безопасности жизнедеятельности.
2. Продумайте приемы мотивации учащихся к изучению одной из тем курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (по выбору).
|
3. Сформулировать цели для учителя и учащихся к различным типам уроков основ безопасности жизнедеятельности: вводному; комбинированному; обобщения; контроля.
Рассмотрим варианты постановки целей на примере урока «Правила поведения и действия населения при авариях с выбросом аварийно химически опасных веществ» (8 класс):
Цели урока для учителя: убедить учащихся в том, что соблюдение правил безопасного поведения необходимо для сохранения жизни и здоровья человека; рассмотреть основные алгоритмы действий при авариях с выбросом аварийно химически опасных веществ; научить учеников соблюдать элементарные правила безопасного поведения при авариях с выбросом аварийно химически опасных веществ.
Цели урока для учащихся: убедиться в том, соблюдение правил безопасного поведения необходимо для сохранения жизни и здоровья человека; рассмотреть основные алгоритмы действий при авариях с выбросом аварийно химически опасных веществ; научиться соблюдать элементарные правила безопасного поведения при авариях с выбросом аварийно химически опасных веществ.
[1, 3, 4, 7, 19, 39-45, 53-59]
Занятия 6 - 7
Тема: Знания и методика их формирования в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»
Цель: Осознать, что знания являются базовым компонентом содержания образования в области основ безопасности жизнедеятельности; рассмотреть классификацию, приемы и этапы формирования знаний в области основ безопасности жизнедеятельности; овладеть методикой формирования у учащихся знаний в области безопасности жизнедеятельности.
Задания:
1. Определите основные приемы формирования представлений в курсе основ безопасности жизнедеятельности.
2. Подберите в произведениях художественной литературы, в материалах периодической печати описания чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера для формирования у учащихся представлений о них.
3. На основе анализа стандарта, программ, учебников по основам безопасности жизнедеятельности выделите в содержании курса ключевые понятия, причинно-следственные связи, закономерности, которые служат основой для изучения дисциплины.
4. Изучите этапы формирования понятий в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».
5. Разработайте методику поэтапного формирования понятий из различных содержательных линий курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
Рассмотрим методику поэтапного формирования понятий в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» на примере понятия «пожар» (5-10 классы):
I этап: Введение понятия. Индуктивным путем (от выявления характерных признаков к определению понятия) формулируем определение понятия «пожар». В ходе беседы задаем ученикам вопросы:
- Видели ли вы когда-нибудь пожар?
- По каким признакам вы определили, что это явление – пожар?
- Чем отличается пожар от костра?
- К чему может привести пожар?
Результатом беседы является определение понятия. Пожар – это неконтролируемое горение, сопровождающееся уничтожением материальных ценностей и создающие опасность для жизни людей.
II этап: Расширение и углубление объема понятия. На данном этапе рассматриваются теоретические вопросы, касающиеся понятия пожара (рис. 3).
III этап: Выполнение тренировочных упражнений по отработке понятия «пожар»:
- Вы уже познакомились с причинами возникновения пожаров. Дополните рассказ своими примерами.
- Что делать, если в вашей квартире начался пожар?
- Можно ли пытаться остановить огонь самостоятельно? Почему?
- Назовите предметы, которые помогут вам выбраться из задымленного здания.
- Какую опасность представляет для человека оставленный без присмотра включенный телевизор?
- Представьте, что вам приходится выбираться из квартиры, в которой вы живете, в условиях сильного задымления или в темноте. Составьте вместе с родителями описание пути эвакуации вслепую с подробным рассмотрением всех проходов, поворотов, труднопроходимых мест и выучите его наизусть.
- Вы пьете чай, смотрите телевизор. Дверь комнаты закрыта. Вдруг вы почувствовали, что пахнет дымом. Открыв дверь, вы увидели, что с кухни валит дым и уже начинает заполнять всю квартиру. Дышать практически невозможно. Каковы ваши действия?
- Придя из школы, вы обнаружили, что из-под двери вашей квартиры валит дым. Что вы предпримите? (5 класс)
- Расскажите, какие бывают лесные пожары.
- Назовите основные причины загорания лесов.
- Какие спасательные службы заняты охраной лесов от пожаров?
- Когда чаще всего горят леса? Что такое пожароопасный период?
- Чем опасны верховые пожары? Чем опасны подземные пожары?
- Какие существуют способы тушения лесных пожаров?
- Что необходимо делать для предупреждения лесных пожаров?
- Какие основные правила безопасного поведения в лесу вы знаете?
- Представьте себе, что во время прогулки по лесу вы увидели впереди на расстоянии 100-150 м огонь, который распространяется по кустарнику и деревьям. Каковы ваши дальнейшие действия?
- Вы в группе из 10 туристов остановились на привале около ручья. Вы очень устали, и руководитель принял решение разбить лагерь. Быстро поставили палатки, развели костер, сварили обед, поели. После обеда ребята залезли в палатки и уснули. Внезапно спящих туристов разбудили крики: «Пожар! Огонь!». Все выскочили из палаток. Вокруг горела трава, кусты. Огонь подбирался к соснам. Дым был повсюду, на расстоянии 15-20м почти ничего не было видно. Стало трудно дышать. Определите ваши действия. (7 класс)
- На каких промышленных объектах чаще всего происходят пожары?
- Расскажите о сущности процесса горения. При каких условиях он протекает? Каков механизм прекращения горения?
- Какие вы знаете группы веществ и материалов по возгораемости? Дайте характеристику каждой группы.
- Чем отличаются наружные пожары от внутренних, скрытые от открытых? Приведите примеры отдельных и массовых пожаров.
- Какие условия способствуют распространению пожара? В чем разница между линейным и объемным распространением пожара?
- Назовите основные причины пожаров в жилых, общественных зданиях, на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях.
- Назовите основные поражающие факторы пожара и дайте им характеристику.
- Что будете делать, если увидите, что на человеке загорелась одежда?
- Представьте себе, что в доме, расположенном рядом со спортивным залом, где вы тренируетесь с товарищами, возник пожар на третьем этаже. Вместе с тренером вы побежали к горящему зданию. У жильцов дома, выбегавших из горящих квартир, кружится голова, они ощущают тошноту, задыхаются, у некоторых нарушена координация движений. Чем вызваны болезненные ощущения у жильцов квартир? Какие средства защиты нужно использовать в этом случае? Как продвигаться в помещении в условиях плохой видимости? (8 класс)
IV этап: Обобщение и систематизация.
6. Дайте оценку экологического потенциала курса «Основы безопасности жизнедеятельности», предложите пути экологизации его содержания.
[1, 3, 4, 6, 7, 20-26, 39- 45, 53-59]
Занятия 8-9
Тема: Методика формирования у учащихся умений в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».
Цель: Убедиться в растущей значимости умений как деятельностного компонента содержания образования в области основ безопасности жизнедеятельности; определить этапы формирования умений в курсе основ безопасности жизнедеятельности;овладеть методикой формирования у учащихся умений в области безопасности жизнедеятельности
Задания:
1. Проведите анализ требований стандарта и программ по основам безопасности жизнедеятельности и приведите примеры умений, касающихся поведения в человека в чрезвычайных ситуациях, оказания первой медицинской помощи, военной подготовки.
2. Изучите этапы формирования умений в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».
3. Разработайте методику поэтапного формирования умений безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях и оказания первой медицинской помощи.
4. Составьте вариант инструктивной карточки для учащихся, выполняющих практическую работу, где укажите: название работы, цель ее выполнения, содержание, алгоритм действий, источники информации, варианты оформления результатов работы.
Рассмотрим этапы формирования умения действовать при выбросе аварийно химически опасных веществ.
I этап. Введение умения:
- Мотивация: Примеры АХОВ (хлор, аммиак, ртуть, угарный газ). Определение значения владения этим умением: нас окружают предприятия, являющиеся химически опасными (станции водоподготовки, хладокомбинаты, мясоперерабатывающие комплексы и другие), во время аварии может произойти выброс АХОВ, являющихся опасными для жизни и здоровья человека. Для того чтобы обезопасить себя, необходимо уметь вовремя принять меры безопасности.
- Опорные знания и умения: учащиеся знают из курса химии примеры химических веществ (хлор, аммиак, ртуть, угарный газ), их характеристики и свойства.
- Определение алгоритмов действий при авариях с выбросом АХОВ (табл.6).
II этап. Выполнение тренировочных упражнений: решение ситуационных задач.
- Вы проживаете на верхнем этаже двенадцатиэтажного дома в трехстах метрах от железнодорожной станции. Перед сном вы в своей квартире, как обычно, приоткрываете форточку на кухне и балконном окне. В три часа ночи вас внезапно разбудили взрывы на железнодорожной станции. Этими же взрывами разбужены ваша семья, жильцы соседних квартир. Вы включаете телевизор, но никакой информации о случившемся нет. Находясь в помещении, вы почувствовали запах нашатырного спирта, а ваш младший брат в возрасте девяти лет через некоторое время начал кашлять и жаловаться на резь в глазах и слезотечение.
Вскоре у него появилось удушье и учащенное сердцебиение. Сделайте выводы по ситуации и определите характер заражения. Примите решение и опишите порядок действий, вытекающих из этой ситуации.
Таблица 6
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!