Ш. Монтескье о государстве и праве. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Ш. Монтескье о государстве и праве.

2018-01-04 128
Ш. Монтескье о государстве и праве. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Разработка проблем общей теории государства и права в трудах Р. Паунда.

Монтескье о государстве и праве.

 

Монтескье (1689-1775). Знаменит тем, что создал теорию разделения властей, которая воплотилась в современных конституциях развитых государств. Труды – «О духе законов», «Персидские письма».

 

Содержание закона должно быть сжатым; Закон должен быть изложен на доступном языке; Законодательные нормы не должны содержать в себе формально-логических противоречий; Необходимо, "чтобы слова закона вызывали у всех людей одни и те же понятия; Законы не должны вдаваться в тонкости; они предназначаются для людей посредственных и содержат в себе здравые понятия. "не следует делать изменений в законе без достаточного к тому основания.

 

В государстве, чтобы пользоваться" политической "свободой, надо, чтобы каждый мог говорить то, что он думает; 'для"того, чтобы "сохранить политическую "свободу, опять-таки надо, чтобы каждый мог говорить то, что он думает".

На первых этапах развития чел.большое значение имели географические факторы. В странах с жарким климатом законы более суровые, чем в странах с холодным климатом. На севере люди формировались мужественными в борьбе за существование Ю. более мягкие законы.

 

Религия. Христианство нуждается в мягких законах, способствует умеренному правлению. Мусульманство – деспотизм. Женщины портят нравы, но формируют вкус.

 

Несколько черт деспотического гос-ва:

 

1.низкую производственную активность людей

 

2.тенденцию к наследственности профессий,

 

3.люди побуждаются к деятельности лишь надеждой на увеличение своих житейских удобств, государь может награждать только деньгами, а не почестями.

 

6.очень мало заботятся об имуществе, жизни и чести подданных, все тяжбы оканчиваются тем или другим решением очень быстро.

 

На современном этапе определяющим является полит. фактор. Различает монархические(принцип-честь), республиканские, деспотические(страх) гос-ва.

 

Чтобы законы соблюдались, реализовывались, торжествовали необходимо разделение властей. Три рода власти: зак., исп., суд. Каждой из них свойственна тенденция к злоупотреблению. Различные власти должны взаимно сдерживать друг друга. Судебная власть должна принадлежать тоже народу.

БИЛЕТ № 19

Древнекитайский мыслитель Конфуций о закономерностях политического управления.

Политические идеи Ж. Ж. Руссо.

Древнекитайский философ Конфуций о закономерностях политического управления

Он является автором множества высказываний по политической проблематике.

· Цель любого правления достижение общего блага.

· Гос-во – это большая семья, в которой правитель это отец, а все остальные это его дети. Правитель должен заботиться о детях, а дети должны быть послушными (патриархальная концепция гос-ва.).

· Каждый должен заниматься своим делом.

· Допускаются справедливые взятки, если народ ими не тяготится.

· Каждому дозволено, открыто высказывать свое мнение о стиле правления

· Если народ беднеет, то благополучие государя прекратится.

· Если подданные согрешат, то вина падает на государя.

· Если возвышать людей честных и преграждать путь нечестным, то нечестные станут честными.

· Не делай ничего другим, чего не хочешь себе.

II. Теория легизма Шан Яна

Основателем легизма считают Шан Яна (390—338 гг. до н.э.), правителя области Шан. Мысли его изложены в трактате «Книга правителя области Шан».

1). Шан Ян констатирует, что народ распустился, стремится к удовольствиям, забывает свое основное занятие — земледелие, предается побочным занятиям, доходы от которых не поступают в казну, и в результате государство клонится к упадку.

2). Государство должно ликвидировать распущенность, установить единообразие в мыслях и действиях. Если этого не сделать, развращенный народ подомнет под себя государство и оно погибнет.

3). Нужно укреплять чиновничий и карательный аппарат, вводить жесткие нормы, определяющие все сферы жизни, обязательные для всех и обеспеченные наказанием. Эти новые нормы называются законом — фа, в отличие от обычных норм ритуала — ли. Отсюда и латинизированное название школы — легизм.

4). «Государство, в котором унификация осуществлялась год, — рассуждает Шан Ян, — будет сильным 10 лет; если унификация осуществлялась 10 лет, будет сильным столетие». Унификация предполагала строгую систему наказаний, пресечение частнособственнических тенденций, приводящих к накоплению богатств у подданных, а не в казне, систему доносов и даже круговой поруки, т.е. коллективной ответственности, освободить от которой мог только своевременный донос. 5). В идеологии легизма государство превращалось в самодовлеющий институт, в смысл и цель существования общества. Это была теоретическая схема восточной деспотии, но лишенная инертности, активно себя защищающая.

 

Политические идеи Ж.Ж. Руссо.

 

«Об общественном договоре или принципы политического права», «Рассуждение о происхождении основания неравенства между людьми».

 

1)Говорит, что сначала человек находился в естественном состоянии. В этот период частной собственности и социального нер-ва не было, лишь физическое нер-во. Нер-во возникло в процессе совершенствования орудий труда и частной собственности. Люди, обманутые богатыми поступились своей естественной свободой и создали гос-во путем заключения общественного договора. Нер-во развивается вместе с обществом. 1)Первой ступенью нер-ва было установление имущественного нер-ва и права частной собственности. 2)Второй- установление гос-венной власти, т.е. полит.нер-во 3) когда начинается деспотия. Руссо пытается найти такую форму гос-ва (общества), которая охраняла и защищала бы личность, в котором чел-к оставался таким же, свободным, как и раньше. Свобода и рав-во – высшие блага людей.

 

2)В рез-те общ.договора вся власть переходит к суверену, образуемому из участников соглашения. Таким образом, суверенитет принадлежит народу. Суверенитет не может быть передан частному лицу.

 

3) Руссо говорит о неприемлемости народного представительства, он выражает идею прямого народоправства. Но допускает все-таки возможность народного представительства для стран с большой территорией, но здесь депутаты – это слуги народа (из закона только ч/з референдум).

 

4)Защищает мелкую частную собственность.

 

5)Руссо различает зак.(у народа) и исп.(прав-во) власть. Симпатии свои Руссо отдает республики. Лучшая форма правления, при которой должностные лица избираются народом. В целях предотвращения узурпации власти со стороны правительства предлагает проводить периодические народные собрания, перед которыми правительство обязано отчитываться. Если гос-во возникло в результате договора, то люди вправе расторгнуть этот договор в случае злоупотребления.

 

Руссо выступал против социального неравенства, деспотизма королевской власти. Руссо идеализировал естественное состояние всеобщего равенства и свободы людей, разрушенное введением частной собственности. Государство, по Руссо, может возникнуть только в результате договора свободных людей.

БИЛЕТ № 20


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.