Р. Ак-Айры – пер. Софийское седло (н/к) (радиально) — КиберПедия

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Р. Ак-Айры – пер. Софийское седло (н/к) (радиально)

2018-01-07 159
Р. Ак-Айры – пер. Софийское седло (н/к) (радиально) 0.00 из 5.00 0 оценок

На второй день мы запланировали радиальный выход к некатегорийному перевалу Софийское седло. Для успешной акклиматизации требуется постепенный набор высоты, привыкание к нагрузкам и жаре. Имея это ввиду, захватив с собой лёгкий перекус, воду, аптечку и дождевики, предвкушая лёгкую прогулку с прекрасными видами и не ожидая на сегодняшней радиалке каких-то осложнений, мы вышли из лагеря. Широкая долина р. София была уже залита солнечным светом. Первые команды уже вступили на каменистые тропы. На часах было около 8 утра.

Выйдя выше ГЗЛ, мы обнаружили, что от солнца практически негде было укрыться – оно палило почти все время, грозя вызвать перегрев организма. Но все участники группы были подготовлены – спасали головные уборы и легкая одежда, закрывающая все тело. Однако, забегая вперёд, отметим, что даже непродолжительное пребывание без верхней одежды на солнце к вечеру принесло не очень хорошие плоды. Головные уборы без полей показали себя недостаточными для такого солнцепёка.

Несмотря на зной, мы бодро продолжали подъем.

Добравшись до перевальной точки около полудня, мы сняли записку группы туристов ТК МИФИ из г. Москва в составе 7 человек, руководитель Леонова Татьяна, от 01.08.2017. Оставили свою записку, перекусили, сфотографировались всей группой на перевале и начали спуск в сторону Софийских водопадов. К ним ведёт хорошо заметная тропа, пересекающая потоки, образуемые водопадами. Все они легко преодолеваются по камням, кроме последнего, самого ближнего к поляне Ак-Айры. Брать с собой мокрую обувь на простую радиалку к некатегорийному перевалу мы не стали и в этот момент об этом пожалели. Так, обувь некоторых участников промокла на первом же выходе и высохла лишь к вечеру следующего дня. Мостов или опор для перил нет. Течение очень сильное из-за крутого склона. Ширина потока 2-4 м.

На другом берегу мы перекусили, наблюдая паломничество разнообразных туристов к Софийским водопадам. Суббота, видимо, не лучший день для прогулки к ним, т.к. на пути вниз мы несколько раз буквально стояли в пробке на пешеходной тропе, пропуская вереницы семейных путешественников с детьми и собаками, влюблённые парочки в шлёпках и даже девушку на каблуках. Людей в хорошей треккинговой экипировке, а также отважных велосипедистов, тоже было достаточно, и мы радуясь множеству впечатление медленно, но верно двигались к своему лагерю. На поляне мы купили дрова, наивно планируя после ужина посидеть у вечернего костерка с видами на горные теснины, выбеленные сиянием полной Луны. Если бы мы знали, какая непростая ночь предстоит некоторым из нас вместо задуманной походной романтики.

При том, что мы внимательно следовали всем рекомендациям и инструкциям по одежде и режиму нагрузок, к вечеру несколько ребят, как по команде, почувствовали симптомы перегрева. Все участники отметили слабость, подташнивание. Говорить о каких-то планах на завтра не было смысла. В общем, жара и высота взяли своё. Причём, прежде всего, жара, ибо высота около 1800 м, на которой стоял наш лагерь, не могла подействовать на нас столь сильно.

С различными физиологическими неприятностями, так или иначе, глубокой ночью нам всем удалось улечься. И это долгое самоукладывание также обернулось для нас небольшой неприятностью, т.к. когда мы начали выползать из палаток утром следующего дня, уже ярко светило жаркое солнце и лишь крона огромной сосны спасала нас от его лучей. Это был очень важный урок, который мы усвоили и не забыли в дальнейшем: вставай раньше, берегись полуденной жары.

(Автор: Женодарова Алина)

День III. 06.08.2017

Днёвка

Утро этого дня для некоторых участников оказалось настоящим испытанием: акклиматизация брала свое – невероятная физическая слабость, температура, даже тошнота и диарея преследовали многих из нас. Сразу стало понятно, что пер. Иркиз мы взять сегодня не сможем – было решено провести еще один день на поляне для завершения акклиматизации. День был посвящён лежанию в тени, небольшим профилактическим прогулкам вокруг лагеря (в частности, мы проверили начало подъёма к пер. Иркиз), попыткам наладить пищеварение. В довершение наших бед одну из участниц укусила оса, а их в долине хватает. Горный туризм предстал перед нами со своей неприятной стороны. Мы осознали, что прохождение маршрута может сорваться из-за плохого самочувствия участников. При этом нельзя не отметить, что больше трети команды чувствовали себя хорошо и всячески помогали тем, чьё самочувствие было не очень.

Вечером мы все вместе обсуждали наши дальнейшие действия – состояние некоторых участников ставило под вопрос возможность продолжения маршрута. Рассмотрев несколько вариантов, мы приняли решение выйти завтра ранним утром к пер. Иркиз и посмотреть дальше по ситуации. При ухудшении самочувствия кого-либо из ребят мы были готовы вернуться вниз.

Отдых всем пошел на пользу – к отбою самочувствие улучшилось. Стало ясно, что крепкий сон, возможно, позволит всем восстановить силы. Правда, отсутствие аппетита будет преследовать нас еще не один день. Ложимся спать около 21.00 под гром и молнии растревоженной стихии.

(Автор: Авакян Елена)

День IV. 07.08.2017

Р. Ак-Айры – пер. Иркиз(1А) – Софийские озёра

Подъём был очень ранний около 5.30, т. к. мы уже хорошо знали, что к полудню станет очень жарко, и рассчитывали воспользоваться утренней прохладой для преодоления основной части подъёма. В это раннее утро, по сути дела, действительно начиналось наше путешествие. Нас ожидало первое локальное препятствие, пер. Иркиз (1А), которое мы должны были преодолеть с рюкзаками на плечах. От результатов сегодняшнего перехода во многом зависел успех всего мероприятия. Все участники чувствовали это и старались быть максимально собранными и деловыми. Ещё вчера вечером обсудив все организационные моменты по утренним сборам, в 7.30 мы уже покинули уютную поляну на р. Ак-Айры и выдвинулись к началу подъёма на перевал. Местный пёс, любитель туристской кухни, стал нашим попутчиком и добрым знаком на весь день, тут же получив прозвище Иркиз. Начало подъёма мы разведали ещё вчера: метров 300 ниже по течению от нашего лагеря, ориентир - изба. Реку преодолеваем по бревну. Дальше начинается резкий набор высоты, который перейдёт в спуск только примерно через километр подъёма вверх, на перевальной точке. По карте же этот участок - один из наиболее коротких дневных переходов на маршруте – всего около 4 км.

Крутизна склона в начале подъёма не менее 35 градусов. Идётся тяжело, каждые минут 15-20 делаем небольшой отдых. В некоторых местах тропа неожиданно начинает забираться на весьма крутые уступы, где начинаешь думать о командной страховке и радуешься, что нет дождя. Этот сложный участок проходим подстраховывая друг друга. Первая треть подъёма позади. Долина дальше серьёзно выполаживается, уже хорошо видна седловина. Делаем небольшой перекус, прячась от уже поднявшегося солнышка под тентом. Время 9.30.До последнего, самого сложного участка подъёма тропа идёт по крупноосыпному склону крутизной до 40 градусов. Кое-где стоят огромные валуны, видимо, когда-то отколовшиеся от скалы, в тени которых можно передохнуть. Перевальный взлёт начинается от маленького снежника, где мы немного охладились перед финальным подъёмом сегодняшнего дня. Перевальная точка отсюда кажется уже очень близкой, но именно эта часть пути стала для многих участников большим испытанием. Некоторые из ребят даже нашли в себе силы поднявшись наверх вернуться обратно и взять рюкзак у замыкающих.

Наверху восходителей ожидала настоящая награда - потрясающая панорама Софийских озёр. Записок в туре не было, но мы оставили свою. Время прохождения перевала 11.45. Спуск вниз также не позволяет расслабиться, несмотря на близость таких уютных и безмятежных стоянок внизу. На спуске среди скальных уступов много мелкоосыпных участков. Двигаемся не спеша, с самостраховкой альпенштоком. В 12.30 мы оказываемся на месте сегодняшней ночёвки. Мы смогли сделать это, хотя к концу дня многие ребята действительно подустали. Но отличный ужин и прекрасные виды вскоре вернули путешественникам бодрость духа и неожиданно нашлись силы и на купание и на дружеское фотографирование на ближайших склонах, а заодно и разведку. Пообщавшись с соседями из Перми, укладываемся спать в 19.00. Ранние отбои и подъёмы становятся нормой. (Автор: Стесев Г.И.)

День V. 08.08.2017

Софийские озёра – пер. Кара-Джаш(1А) –р. Псыш

В 06.00 дежурные уже начали готовить завтрак. После вчерашнего сложного подъёма на перевал выйти совсем рано не удаётся. Однако, уже в 10.00, прибрав за собой на замечательной стоянке, мы на тропе в сторону пер. Кара-Джаш, нашего главного сегодняшнего локального препятствия.

Тропа к перевалу хорошо заметна по турам и ведёт по северному склону г. Кель-Баши. Через примерно километр тропа упирается в крупноосыпной склон, состоящий из больших «живых» камней. Здесь соблюдаем предельную осторожность, двигаемся друг за другом, стараясь не спустить вниз очередной валун весом в полтонны. Через примерно 300 метров такого траверса мы достигли края снежника и обходя его справа приступили к подъёму к перевальной точки. Здесь тропа начинает короткими траверсами забираться к вершине. Характер склона мелкая осыпь с травянистыми участками. Ближе к вершине из склона торчат причудливых форм скальные выходы.

Около 12.30 мы на перевальной точке. Снимаем записку самодеятельных путешественников из Москвы в составе 3 человек под руководством Климкова Максима Юрьевича от 04.08.2017. Встречные туристы рассказали нам об обстановке в долине Псыша, предупредили нас о сложной переправе, предстоящей нам завтра. Отдохнув, перекусив и написав домой, а здесь уже вновь появляется связь, мы приступили к спуску.

Сначала тропа круто сбегает вниз по каменистым уступам. По дороге любуемся горным озером с настоящим айсбергом. Ещё через несколько сот метров выходим на просторные альпийские луга, долина уходит влево вниз к р. Псыш. По её правому борту закладываем длинный траверс со сбросом высоты, который приводит нас к краю высокого соснового леса. Ниже ГЗЛ тропа широкая и удобная. По ней, подстраховываясь альпенштоками, совершаем долгий, но живописный спуск в долину.

Немного растягиваемся по тропе. Несколько участников с рацией и ужином уходят вперёд. Спуск кажется очень долгим. С первыми признаками сумерек, около 17.00 мы внизу, у берега. Тропа привела нас к туристской избе, стоящей на берегу у завершения спуска. Здесь мы будем ночевать.

Знакомимся с парой туристов, устроившихся в избе. Они принимают нашу шумную команду в гости, места достаточно. В палатке снаружи остаются лишь двое. После плотного ужина мгновенно засыпаем. Время около 21.00.

(Автор: Воротынцев Глеб)

День VI. 09.08.2017

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...