ЗАНЯТИЕ №6:«Физиологические основы высшей нервной деятельности. Условные рефлексы» — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

ЗАНЯТИЕ №6:«Физиологические основы высшей нервной деятельности. Условные рефлексы»

2018-01-07 587
ЗАНЯТИЕ №6:«Физиологические основы высшей нервной деятельности. Условные рефлексы» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЗАНЯТИЕ №6:«Физиологические основы высшей нервной деятельности. Условные рефлексы»

Вопросы для подготовки:

1. Высшая нервная деятельность, определение понятия, физиологические основы.

2. Поведение животных и человека. Определение понятия.

3. Условный рефлекс – понятие, значение.

4. Классификация условных рефлексов.

5. Условия выработки и механизмы формирования условных рефлексов. Структурно-функциональная основа замыкания и закрепления временных связей.

6. Виды торможения условных рефлексов (условное торможение), их роль в ВНД.

7. Динамический стереотип: его физиологическая сущность, отличия от инстинкта.

8. Особенности условно-рефлекторной деятельности человека.

9. Понятие мотивации, виды мотиваций, их значение. Роль различных отделов ЦНС (лимбическая система, лобные доли коры БП, ретикулярная формация) в формировании мотиваций.

10. Понятие об эмоциях, их биологическая роль. Теории формирования эмоций, классификация эмоций.

11. Роль различных структур ЦНС в формировании эмоций. Компоненты эмоциональных реакций.

12. Память понятие, типы. Современные представления о механизмах долговременной и кратковременной памяти.

13. Поведенческая реакция как высшая форма приспособительной деятельности организма. Психический, соматический и вегетативный компоненты поведения.

14. Центральная организация поведенческой реакции по П.К. Анохину.

15. Особенности ВНД человека; понятие о I и II сигнальных системах. Функциональная асимметрия полушарий коры БП.

16. Особенности ВНД человека. Типы ВНД по И.П. Павлову.

17. Физиологические основы мышления. Конкретно-образное (предметное) и абстрактно-логическое мышление.

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

 

1. Дать определение понятию Высшая нервная деятельность

Высшая нервная деятельность (ВНД) — это деятельность коры больших полушарий головного мозга и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление (поведение) высокоорганизованных животных и человека к окружающей среде
На основании изучения условных рефлексов и оценки внешнего поведения животных И.П. Павлов выделил 4 типа ВНД.

 

2. Дать определение понятию условный рефлекс

Условные рефлексы - это индивидуально приобретённые в процессе жизнедеятельности реакции организма на раздражение.Создатель учения об условных рефлексах И.П. Павлов называл их временной связью раздражителя с ответной реакцией, которая образуется в организме при определённых условиях.

 

3. Указать виды торможений условных рефлексов

И.П. Павлов установил, что существует 2 вида торможения условных рефлексов:

внешнее или безусловноеи внутреннее или условное.

Внешнее торможение - это процесс экстренного ослабления или прекращения условнорефлекторных реакций в результате действия посторонних раздражителей, т.е. стимулов или сигналов, поступающих из внешней или внутренней среды. Существует 2 разновидности безусловного торможения:

- Внешний тормоз. Он делится в свою очередь на постоянный тормози гаснущий тормоз.

- Запредельное торможение. Оно развивается при действии очень сильных раздражителей или длительном воздействии умеренных стимулов.

Условное торможение - это торможение условных рефлексов, возникающее в результате выработки. Его называют также внутренним.Существуют следующие виды условного торможения:

- Угасательное торможение. Оно возникает в том случае, если после выработки устойчивого условного рефлекса прекратить дальнейшее подкрепление условного раздражителя безусловным.

- Дифференцированное торможение. Оно возникает, когда на сенсорные системы действует группа близких по характеру условных раздражителей, например звуки близкие по частоте.

- Запаздывательное торможение. Оно наблюдается в том случае, если постепенно время действия безусловного подкрепляющего раздражителя отодвигать от момента включения условного.

- Условный тормоз. Он возникает тогда, когда условнорефлекторный раздражитель подкрепляется, а его комбинации с другим раздражителем нет.

 

 
 

4. Дать определение понятию инстинкт. Значение инстинкта

Это комплекс безусловнорефлекторных реакций, которые обеспечивают такую последовательность действий, которая характерна всем представителям данного вида в конкретной ситуации. Пример - инстинкт самосохранения. Инстинкты это одна из сложных форм врождённого поведения. Инстинкты как и другие виды безусловных рефлексов, являются движущей силой различных форм человеческого поведения.  

5. Динамический стереотип - понятие, его значение

это цепь условнорефлекторных реакций на последовательное воздействие ряда условных и безусловных раздражителей, повторяемых в строго определённой последовательности и через определенный интервал времени. Динамическийстереотип способствует экономичности в деятельности коры и большей скорости протекания комплексных условных рефлексов.Формированим соответствующего динамического стереотипа объясняется возникновение привычек, привязанностей, навыков в выполнении привычной работы, обучении. В этом заключается положительная роль динамического стереотипа. Отрицательная, состоит в том, что его перестройка это длительный и трудный процесс. Поэтому он препятствует переобучению.  

6. Перечислить правила выработки условных рефлексов

Для выработки условных рефлексов необходимы следующие условия:

1. действие условного раздражителя должно предшествовать воздействию безусловного;

2.необходимо многократное сочетание условного и безусловного раздражителей;

3.индифферентный и безусловный раздражители должны иметь сверхпороговую силу;

4.в момент выработки условного рефлекса должны отсутствовать посторонние внешние раздражения;

5.ЦНС должна быть в нормальном функциональном состоянии.

6.

 
 

7. Дайте определение понятию и приведите классификацию памяти.

Память - это психическое свойство человека, способность к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации. Память - это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве.

Выделяют:

-генотипическуюили врождённую память, которая является основой безусловных рефлексов и инстинктов. -- фенотипическую или приобретённую память хранит информацию, поступающую в процессе индивидуальной жизни. Приобретённая память имеет 2 формы: чувственно-образную и логически-смысловую.

 

 

8. Укажите соответствие темпераментов типам ВНД животных и человека. Назовите основные характеристики процессов возбуждения иторможения положенные в основу деления на типы ВНД.

 

Темпераменты по Гиппократу   Типы ВНД животных и человека по И.П. Павлову   Охарактеризуйте свойства возбуждения и торможения, лежащие в основе деления на типы ВНД
холерик безудержный   Сила Уравновешенность Подвижность
сангвиник живой   по скорости выработки условных рефлексов, а торможения по скорости формирования дифференцировочного торможения по соотношению силы возбуждения и торможения по быстроте изменения безусловнорефлекторной реакции на раздражитель
флегматик инертный  
меланхолик слабый  

9. Перечислите психические процессы, осуществляемые в пределах первой и второй сигнальных систем.

Первой сигнальной система – это система анализа и синтеза натуральных, т.е. природных раздражителей. Этими сигналами являются тепло и холод, запахи, вкус; цвет предметов ощущение цвета, чувство боли, потери равновесия и т.д. На основе сигналов первой сигнальной системы формируются её условные рефлексы. Вторая сигнальная система - это система условных рефлексов на абстрактный раздражитель, которым является слово слышимое, видимое и произносимое мысленно, они представлены словами, через язык. Она формировалась в процессе эволюции человека на основе труда и воспитания. Слово является для человека таким же раздражителем, как и конкретные явления и предметы окружающего мира.
 

10. Дайте определение понятию мышление.

Мышление это процесс познавательно деятельности человека, проявляющийся обобщенным отражением явлений внешнего мира и своих внутренних переживаний. Выделяют 3 формы мышления: наглядно-действенное, образноеи абстрактно-логическоеили вербальное.  

Критерии уравновешенности

1. В детстве не отличался задиристостью и драчливостью.

2. Выделяется сдержанностью, спокойствием и устойчивостью настроения как в интересной,так и в неинтересной работе, после удачи или неудачи, в период экзаменов, спортивных соревнований и в других случаях, стимулирующих интенсивное возбуждение.

3. При выполнении заданий (упражнений) не торопится, добивается чёткости, законченности.

4. Способен терпеливо и настойчиво добиваться понимания трудно­доступного материала путём многократного применения повторения

5. Хладнокровен перед экзаменом, большого волнения не бывает, трез­во оценивает свои возможности.

6. Накануне экзамена (соревнования) обычный режим, срывов нет

7. Перед экзаменом (соревнованием)способен легко засыпать, сон бывает глубоким.

8. Всякая непредвиденная заминка на результат экзамена (сорев­нования) не влияет.

9. К экзаменам готовится спокойно и тщательно.

10. Перед экзаменом спокоен, не суетиться, независимо от особен­ности экзамена (трудность предмета, характер экзаменатора).

11. Способен "укрощать" неуместные, несвоевременные или невыполнимые влечения и желания.

12. Собственные удачи или неудачи переносит внешне достаточно спокойно.

13. Отличается ровностью и плавностью речи, четкостью мысли в различных условиях деятельности.

14. Достаточно терпелив, без труда переносит ожидание чего-либо.

15. Способен испытывая явную враждебность к кому-либо, скрывать внешне положительными отношениями.

16. Состояние гнева никогда не принимает форму аффекта или ярости.

17. Как правило, своё недовольство не вымещает на лицах,

18. случайно "попавшихся под руку".

19. Крайне редко испытывает чувство раздражительности.

20. В работе точен и аккуратен.

21. Быстро засыпает, сон спокоен.

 

ЗАНЯТИЕ №6:«Физиологические основы высшей нервной деятельности. Условные рефлексы»

Вопросы для подготовки:

1. Высшая нервная деятельность, определение понятия, физиологические основы.

2. Поведение животных и человека. Определение понятия.

3. Условный рефлекс – понятие, значение.

4. Классификация условных рефлексов.

5. Условия выработки и механизмы формирования условных рефлексов. Структурно-функциональная основа замыкания и закрепления временных связей.

6. Виды торможения условных рефлексов (условное торможение), их роль в ВНД.

7. Динамический стереотип: его физиологическая сущность, отличия от инстинкта.

8. Особенности условно-рефлекторной деятельности человека.

9. Понятие мотивации, виды мотиваций, их значение. Роль различных отделов ЦНС (лимбическая система, лобные доли коры БП, ретикулярная формация) в формировании мотиваций.

10. Понятие об эмоциях, их биологическая роль. Теории формирования эмоций, классификация эмоций.

11. Роль различных структур ЦНС в формировании эмоций. Компоненты эмоциональных реакций.

12. Память понятие, типы. Современные представления о механизмах долговременной и кратковременной памяти.

13. Поведенческая реакция как высшая форма приспособительной деятельности организма. Психический, соматический и вегетативный компоненты поведения.

14. Центральная организация поведенческой реакции по П.К. Анохину.

15. Особенности ВНД человека; понятие о I и II сигнальных системах. Функциональная асимметрия полушарий коры БП.

16. Особенности ВНД человека. Типы ВНД по И.П. Павлову.

17. Физиологические основы мышления. Конкретно-образное (предметное) и абстрактно-логическое мышление.

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

 

1. Дать определение понятию Высшая нервная деятельность

Высшая нервная деятельность (ВНД) — это деятельность коры больших полушарий головного мозга и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление (поведение) высокоорганизованных животных и человека к окружающей среде
На основании изучения условных рефлексов и оценки внешнего поведения животных И.П. Павлов выделил 4 типа ВНД.

 

2. Дать определение понятию условный рефлекс

Условные рефлексы - это индивидуально приобретённые в процессе жизнедеятельности реакции организма на раздражение.Создатель учения об условных рефлексах И.П. Павлов называл их временной связью раздражителя с ответной реакцией, которая образуется в организме при определённых условиях.

 

3. Указать виды торможений условных рефлексов

И.П. Павлов установил, что существует 2 вида торможения условных рефлексов:

внешнее или безусловноеи внутреннее или условное.

Внешнее торможение - это процесс экстренного ослабления или прекращения условнорефлекторных реакций в результате действия посторонних раздражителей, т.е. стимулов или сигналов, поступающих из внешней или внутренней среды. Существует 2 разновидности безусловного торможения:

- Внешний тормоз. Он делится в свою очередь на постоянный тормози гаснущий тормоз.

- Запредельное торможение. Оно развивается при действии очень сильных раздражителей или длительном воздействии умеренных стимулов.

Условное торможение - это торможение условных рефлексов, возникающее в результате выработки. Его называют также внутренним.Существуют следующие виды условного торможения:

- Угасательное торможение. Оно возникает в том случае, если после выработки устойчивого условного рефлекса прекратить дальнейшее подкрепление условного раздражителя безусловным.

- Дифференцированное торможение. Оно возникает, когда на сенсорные системы действует группа близких по характеру условных раздражителей, например звуки близкие по частоте.

- Запаздывательное торможение. Оно наблюдается в том случае, если постепенно время действия безусловного подкрепляющего раздражителя отодвигать от момента включения условного.

- Условный тормоз. Он возникает тогда, когда условнорефлекторный раздражитель подкрепляется, а его комбинации с другим раздражителем нет.

 

 
 

4. Дать определение понятию инстинкт. Значение инстинкта

Это комплекс безусловнорефлекторных реакций, которые обеспечивают такую последовательность действий, которая характерна всем представителям данного вида в конкретной ситуации. Пример - инстинкт самосохранения. Инстинкты это одна из сложных форм врождённого поведения. Инстинкты как и другие виды безусловных рефлексов, являются движущей силой различных форм человеческого поведения.  

5. Динамический стереотип - понятие, его значение

это цепь условнорефлекторных реакций на последовательное воздействие ряда условных и безусловных раздражителей, повторяемых в строго определённой последовательности и через определенный интервал времени. Динамическийстереотип способствует экономичности в деятельности коры и большей скорости протекания комплексных условных рефлексов.Формированим соответствующего динамического стереотипа объясняется возникновение привычек, привязанностей, навыков в выполнении привычной работы, обучении. В этом заключается положительная роль динамического стереотипа. Отрицательная, состоит в том, что его перестройка это длительный и трудный процесс. Поэтому он препятствует переобучению.  

6. Перечислить правила выработки условных рефлексов

Для выработки условных рефлексов необходимы следующие условия:

1. действие условного раздражителя должно предшествовать воздействию безусловного;

2.необходимо многократное сочетание условного и безусловного раздражителей;

3.индифферентный и безусловный раздражители должны иметь сверхпороговую силу;

4.в момент выработки условного рефлекса должны отсутствовать посторонние внешние раздражения;

5.ЦНС должна быть в нормальном функциональном состоянии.

6.

 
 

7. Дайте определение понятию и приведите классификацию памяти.

Память - это психическое свойство человека, способность к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации. Память - это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве.

Выделяют:

-генотипическуюили врождённую память, которая является основой безусловных рефлексов и инстинктов. -- фенотипическую или приобретённую память хранит информацию, поступающую в процессе индивидуальной жизни. Приобретённая память имеет 2 формы: чувственно-образную и логически-смысловую.

 

 

8. Укажите соответствие темпераментов типам ВНД животных и человека. Назовите основные характеристики процессов возбуждения иторможения положенные в основу деления на типы ВНД.

 

Темпераменты по Гиппократу   Типы ВНД животных и человека по И.П. Павлову   Охарактеризуйте свойства возбуждения и торможения, лежащие в основе деления на типы ВНД
холерик безудержный   Сила Уравновешенность Подвижность
сангвиник живой   по скорости выработки условных рефлексов, а торможения по скорости формирования дифференцировочного торможения по соотношению силы возбуждения и торможения по быстроте изменения безусловнорефлекторной реакции на раздражитель
флегматик инертный  
меланхолик слабый  

9. Перечислите психические процессы, осуществляемые в пределах первой и второй сигнальных систем.

Первой сигнальной система – это система анализа и синтеза натуральных, т.е. природных раздражителей. Этими сигналами являются тепло и холод, запахи, вкус; цвет предметов ощущение цвета, чувство боли, потери равновесия и т.д. На основе сигналов первой сигнальной системы формируются её условные рефлексы. Вторая сигнальная система - это система условных рефлексов на абстрактный раздражитель, которым является слово слышимое, видимое и произносимое мысленно, они представлены словами, через язык. Она формировалась в процессе эволюции человека на основе труда и воспитания. Слово является для человека таким же раздражителем, как и конкретные явления и предметы окружающего мира.
 

10. Дайте определение понятию мышление.

Мышление это процесс познавательно деятельности человека, проявляющийся обобщенным отражением явлений внешнего мира и своих внутренних переживаний. Выделяют 3 формы мышления: наглядно-действенное, образноеи абстрактно-логическоеили вербальное.  

Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.