Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2018-01-07 | 147 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
1. Бояре и ближние люди живут в домех своих, в каменных и в
древяных, без великого устроения и призрения; и живут з женами
своими и з детми своими покоями. Да у них же болших, не у многих,
бояр учинены на дворех своих церкви; а у которых церквей нет, и
они болшие и середних статей бояре, которым поволено держати в
домех своих попов, заутреню и часы и молебен и вечерню
отправливают у себя, в своих хоромех, а у обедни они бывают в
церквах, кто где прихож, или где похочет; а в домех у них своих
окром церквей обедни не бывает ни у кого; и дают они бояре и
ближние люди попом своим жалованье, по зговору, погодно, и дается
женатым людем попом помесечной корм и ествы и питье, а вдовые
попы едят з боярами своими вместе за столом, у кого что
прилучилось.
2. А в которые дни бывают празники Господския, или иныя
нарочитыя, и имянинные, и родилные, и крестилные дни: и в те дни
друг з другом пиршествуют, почасту.
Ествы ж обычай готовить, попросту, без приправ, без ягод и
сахару и бес перцу и инбирю и иных способов, малосолны и
безуксусны. А как начнут ести, и в то время ествы ставят на стол
по одному блюду, а иные ествы приносят с поварни и держат в руках
люди их, и в которой естве мало уксусу и соли и перцу, и в те
ествы прибавливают на столе: а бывает всяких еств по 50 и по 100.
Обычай же таковый есть: пред обедом велят выходити к гостем
челом ударить женам своим. И как те их жены к гостем придут, и
станут в полате, или в-ызбе, где гостем обедать, в болшом месте,
а гости станут у дверей, и кланяются жены их гостем малым
обычаем, а гости женам их кланяются все в землю; и потом господин 123
дому бьет челом гостем и кланяетца в землю ж, чтоб гости жену его
|
изволили целовать, и наперед, по прошению гостей, целует свою
жену господин, потом гости един по единому кланяются женам их в
землю ж, и пришед целуют, и поцеловав отшед потомуж кланяются в
землю, а та кого целуют, кланяетца гостем, малым обычаем; и потом
того господина жена учнет подносити гостем по чарке вина
двойного, или тройного з зельи, величиною та чарка бывает в
четвертую долю квартаря, или малым болши; и тот господин учнет
бити челом гостем и кланяетца в землю ж, сколко тех гостей ни
будет всякому по поклону, чтоб они изволили у жены его пити вино;
и по прошению тех гостей, господин прикажет пити наперед вино
жене своей, потом пьет сам, и подносят гостем, и гости пред
питием вина и выпив отдав чарку назад кланяютца в землю ж; а кто
вина не пьет, и ему вместо вина романеи, или ренского, или иного
питья по купку; и по том питии, того господина жена поклонясь
гостем пойдет в свои покои, к гостем же, к бояроням тех гостей к
женам. А жена того господина, и тех гостей жены, с мужским полом,
кроме свадеб, не обедают никогда, разве которые гости бывают кому
самые сродственные, а чюжих людей не бывает, и тогда обедают
вместе. Таким же обычаем, и в обед, за всякою ествою господин и
гости пьют вина по чарке, и романею, и ренское, и пива подделные
и простые, и меды розные. И в обед же, как приносят на стол ествы
круглые пироги, и перед теми пирогами выходят того господина
сыновни жены, или дочери замужние, или кого сродственных людей
жены, и те гости встав и вышед из за стола к дверям тем женам
кланяютца, и мужья тех жен потомуж кланяются и бьют челом, чтоб
гости жен их целовали и вино у них пили; и гости целовав тех жен
и пив вино садятца за стол, a жены пойдут по прежнему где сперва
были. А дочерей они своих девиц к гостем не выводят и не
указывают никому, а живут те дочери в особых далних покоях. А как
стол отойдет, и по обеде господин и гости потомуж веселятца и
пьют друг про друга за здоровья, розъедутца по домом. Таким же
|
обычаем и боярыни обедают и пьют меж себя, по достоинству, в
своих особых покоях; а мужского полу, кроме жен и девиц, у них не
бывает никого.
3. А лучитца которому боярину и ближнему человеку женити
сына своего, или самому, или брата и племянника женити, или дочь,
или сестру и племянницу выдать замуж: и они меж себя кто сведав у
кого невесту посылают к отцу тое невесты, или к матере, или к
брату, говорити друзей своих мужеск пол или женской, что тот
человек прислал к нему, велел говорити и спросити, ежели они
похотят дочь свою или иного кого выдать замуж за него за самого,
или за иного кого, и что будет за тою девицею приданого, платьем,
и денгами, и вотчинами и дворовыми людми. И тот человек, будет 124
хочет дочь свою, или иного кого, выдать замуж, на те речи скажет
ответ, что он девицу свою выдать замуж рад, толко подумает о том
з женою своею и с родичами, а подумав учинит им отповедь которого
дни мочно; а будет дать за него не хочет, ведая его что он
пьяница, или шаленой, или иной какой дурной обычай за ним ведает,
и тем людет откажет, что ему дати за такова человека не мочно,
или чем нибудь отговоритца и откажет.
А будет умыслит за него выдать, и жена и сродичи приговорят:
и он изготовя роспись, сколко за тою девицею даст приданого,
денег и серебряные и иные посуды и платья и вотчин и дворовых
людей, пошлет к тем людем, которые к нему от жениха приходили, а
те люди отдадут жениху; а дочере, или кому нибуди, о том не
скажут и не ведает до замужства своего. И будет тому жениху по
тому приданому та невеста полюбитца, посылает к невестину отцу и
к матере говорить, прежних же людей, чтоб они ему тое невесту
показали; а как те посланные люди придут и говорить о том учнут,
и отец или мать тое невесты скажут, что они дочь свою показать
ради, толко не ему самому жениху, отцу или матере или сестре или
сродственной жене, кому он жених сам верит. И по тем их словам
посылает жених смотрити мать свою, или сестру, на которой день
приговорят: и тое невесты отец и мать к тому дни готовятся, и
невесту нарядят в доброе платье, и созовут гостей сродственных
людей, и посадят тoе невесту за стол; а как та смотрилщица
приедет, и ей честь воздав, посадят за стол подле тое невесты, и
сидячи за столом, за обедом, та смотрилщица с тою невестою
|
переговаривает о всяких делах, изведиваючи ее разуму и речи, и
высматривает в лицо и в очи и в приметы, чтоб сказать приехав к
жениху, какова она есть; и быв малое, или многое время, поедет к
жениху. И будет той смотрилщице та невеста не полюбитца, и она
скажет жениху, чтоб он к ней болши того не сватался, присмотрит
ее, что она глупа, или на лицо дурна, или на очи не добра, или
хрома, или безъязычна, и тот жених от тое невесты отстанет прочь,
и болши того свататца не учнет; а будет та невеста полюбилась и
скажет тому жениху, что добра и разумна и речью и всем исполнена,
и тот жених посылает к невестину отцу и к матере тех же первых
людей, что он тое невесту излюбил, и хочет с ним учинить зговор и
записи написать, что ему на ней женитца на постановленной срок, а
они б потомуж тое невесту за него выдали на тот же срок. И тое
невесты отец и мать приказывают с теми присланными людми к
жениху, чтоб он приехал к ним для зговору с неболшими людми, кому
он в таком деле верит, того дни до обеда или по обеде; и скажет
им день, когда к нему быть, и к тому дни готовитца. И жених 125
дождався того дни, нарядясь, с отцом своим или с сродичами, или з
друзьями, кого любит, поедет к невестину отцу или матере; а
приехав, и невестин отец и сродственные встречают их и честь
воздадут, как годитца, и идут в хоромы и садятца по чину; а
посидев учнет говорить от жениха отец, или иной сродственник, что
они приехали к ним для доброго дела, по его приказу; и господин
дому своего отвещает, что он рад их приезду и хочет с ними делать
зговорное дело. И они меж себя, с обе стороны, учнут уговариватца
о всяких свадебных статьях и положат свадбе срок, как кому мочно
к тому времяни изготовится, за неделю и за месяц и за полгода и
за год и болши; и учнут меж себя писати в записех свои имена, и
третьих, и невестино, а напишут, что ему по зговору тое невесту
взять на прямой уставленной срок, без пременения, a тому человеку
невесту за него выдать на тот же срок, без пременения; и положат
в том писме меж собою заряд, будет тот человек на тот уставленной
срок тое девицы не возмет, или тот человек своей девицы на срок
|
не выдаст, взяти на виноватом 1000 или 5000 или 10,000 рублев
денег, сколко кто напишет в записи. И сидев у него в гостях, едчи
и пив поедут к себе, а невесты ему не покажут и невеста его
жениха не видает; а выходит в то время ширинкою дарити жениха от
невесты мать, или замужня сестра, или чья сродственная жена.
4. И после того зговору жених проведает про тое невесту или
кто с стороны хотя тое невесту взять за себя, или за сына,
нарочно тому жениху розобьет, что она в девстве своем не чиста,
или глуха, или нема, или увечна, и что нибудь худое за нею
проведает, или скажут, и тот человек тое невесты за себя не
возмет, и тое невесты отец или мать бьют челом о том патриарху,
что он по зговору своему и по заряду тое невесты на срок не взял,
и взяти не хочет, и тем ее обезчестил; или тое невесты отец и
мать проведав про того жениха, что он пьяница, или зерньщик, или
уродлив, или что нибудь сведав худое, за него не выдаст, и выдать
не хочет, и тот жених бьет челом о том патриарху. И патриарх
велит про то сыскать, и по сыску и по зарядным записям на
виноватом возмут заряд, что будет в записи написано, и отдадут
правому жениху, или невесте; а после того волно ему женитца на
ком хочет, или невесту волно выдать за кого хочет же.
5. А будет с обе стороны против писем своих исполнят, и к
свадбе изготовятца на уставленой срок: и жених созывает к себе на
свадбу сродственных и чюжих людей, кто кому дружен, в чиновные
люди и в сидячие бояре и боярыни, как о том писано выше сего в
царской свадбе; такъже и с невестину сторону созывают гостей,
противо того ж. И того дни в которой быть свадбе, изготовят у 126
жениха и у невесты столы, и по вести, что уж жениху пора ехать по
невесту, и они поедут по чину: наперед несут коровайники хлеб на
носилках, потом едут летом на лошадях верхами, а зимою в санях,
поп с крестом, потом бояре, и тысецкой, и жених; а приехав к
невесте на двор и идут в хоромы, по чину, и невестин отец и гости
встречают их с честию, и чин той свадбе бывает против того ж, как
в царской свадбе написано. А как будет время что им ехать к
венчанию, и дружки у отца и у матери невестиной спрашиваютца,
чтоб они новобрачного и новобрачную благословили ехать к
венчанию: и они благословляют их словом, и на отпуске отец и мать
жениха и невесту благословляют образами, а потом взяв дочь свою
за руку отдают жениху в руки. И потом свадебной чин, и поп, и
жених с невестою вместе, взяв ее за руку, пойдут ис хором вон, а
отец и мать и гости их провожают на двор, и жених посадя невесту
в колымагу или в каптану, садится на лошадь или в сани, такъже и
весь свадебной чин, и едут з двора к той церкве, где венчатца; а
а отец невестин и гости пойдут назад в хоромы, и пьют и едят, до
|
тех мест как будет от жениха весть; а провожает невесту толко
одна сваха ее, да другая женихова. И быв у венчания, поедут со
всем поездом к жениху на двор; и посылают к женихову отцу с
вестью, что венчались в добром здоровье. И как приедут они к
жениху на двор, и их женихов отец и мать и гости встречают, и
отец и мать, родные и поседеные, жениха и невесту благословляют
образами и подносят хлеб да соль, и потом садятца за столы и
начнут ести, по чину; и в то время невесту откроют. И из за
третьие ествы дружки благословляются у отца и у матери
новобрачному и новобрачной итти опочивать, и они их
благословляют; и отпустя и проводя пойдут назад, и учнут есть и
пить по прежнему; и жених и невеста пришед в покои свои, где им
спать, снимают с них платье, з жениха дружки, а с невесты свахи,
и положа их спать пойдут за стол. И испустя час боевой, посылают
отец и мать и тысецкой жениха и невесты спрашивать о здоровье
дружку: и жених скажет что в добром здоровье, и к ним пойдут в
покои женской пол, боярыни, и поздравляют и пьют заздравные чаши;
а тысецкой в то время дружку посылает к невестину отцу и матере
сказать, что жених и невеста в добром здоровье, а как дружка
приехав скажет и они за те добрые вести того дружку подчюют и
дарят ширинкою, и потом от них и гости розъезжаются; а будучи те
жены у жениха в покою, пойдут прочь, а жених с невестою учнет по
прежнему опочивать, и потом все гости розъезжаются.
6. А на утрее жених и невеста ходят в особые бани. А потом
ездит жених з дружкою созывать к себе гостей, к обеду, своих и
невестиных. А приехав к невестину отцу и матере, бьет челом им, 127
за то, что они дочь свою вскормили и вспоили и замуж выдали в
целости в добром здоровье, и созывая гостей поедет к себе домовь;
а будет невеста пришла за него замуж девства своего не сохранила,
и он им отцу и матере за то пеняет, потиху. А как к нему гости
все съедутца, и новобрачная свадебным чиновным людем подносит
дары. И перед обедом ездит он жених, со всем поездом, челом
ударить к царю. А как приедут и войдут в полату к царю, и
кланяются в землю все, а царь в то время сидит и спрашивает про
женихово и невестино здоровье, сидя в шапке; и жених кланяется в
землю; и потом царь поздравляет их сочетався законным браком, и
благословляет жениха и невесту образами окладными, и дает
жалованье по сороку соболей, да на платье по портищю бархату и
отласу и объяри золотной, и по портищу же отласу и камки и тафты
простой, да по сосуду серебряному весом фунта по полтора и по два
сосуд; а невеста сама у царя не бывает; и подает царь тысецкому,
и жениху, и свадебному чину, питья по кубку романеи, а потом по
ковшу меду вишневого, а как они выпьют, и потом отпустит их царь
к себе домов. А приехав жених домов, со всеми гостми учнут есть и
пить, а по естве отец и мать и гости жениха и невесту
благословляют образами и дарят, у кого что прилучилось; и едчи и
пив розъезжаются по домом. А на третей день бывает жених, и
невеста, и гости, у невестина отца и матери, со всеми своими
гостми, на обеде, и по обеде невестин отец и мать и гости потомуж
жениха и невесту дарят, и едчи и пив розъедутца по домом; и болши
того у них веселия не бывает.
А ежели за того человека невеста придет девства своего не
сохранила: и тот жених, ведая свою жену, к царю челом ударить не
ездит, потому что уж царю до его приезду обьявят, в он его к себе
на очи пустить не велит.
Да в то ж время как жених бывает у царя, невеста от себя
посылает з боярынею к царице и к царевнам дары, убрусы тафтяные
шиты золотом и серебром з жемчюгом, и у них те дары царица и
царевны принимают, и посылают от себя спрашивать тое невесту о
здоровье.
А как то веселие бывает, и на том веселии девиц и мусик
никаких не бывает, кроме того что в трубки трубят и бьют в
литавры.
Таким же обычаем кто дочь свою вдову, или девицу сестру и
племянницу, выдает замуж: и свадебной чин и веселие бывает во
всем против того ж.
7. Да в то ж время как то веселие бывает, и попу, которому
жениха с невестою венчати, даетца от патриарха и от властей писмо
за печатью, чтоб ему венчати жениха с невестою, проведав
подлинно, чтоб с невестою жених были не в кумовстве, ни в
сватовстве, ни в кресном братстве и не шестаго и не седмаго
колена в свойстве, и не четвертые жены муж и не четвертаго мужа
жена; а ежели он проведает, что в кумовстве и в братстве и в-ыных
вышеписанных статьях, и ему таких людей венчати не велено. А
будет поп ведаючи венчает, или и не ведаючи, и того попа от 128
поповства отставят, да на нем же, ежели он ведал, возмут пеню
болшую, и за такое дело сидит у властей в смирении год; а жениха
с невестою розведут върознь и в женитбу им того кроме греха не
ставят, и волно им розведеным, кто не на трех был женат или не за
тремя была замужем, вновь женитися, или замуж итти за иного.
8. А которой человек вдовец похочет на ком женитись, на
девице, въдругорядь, и у них свадебной чин бывает против такого ж
обычая, а в венчании на жениха вдовца, которой женится другою
женою на девице, полагается венец церковной на правое плечо, а на
невесте девице церковной венец бывает на главе; а ежели вдовец
которой женится на девице в третьие, и у него свадебной чин
бывает против такого ж обычая, а в венчании полагается церковной
венец на жениха на левое плечо, а у невесты венец бывает положен
на главе ж. Такъже ежели вдова пойдет замуж за другого и третьяго
мужа, и свадебной чин и в венчании бывает против того ж, что и
жениху вдовцу. А ежели женится жених вдовец на вдове другою и
третьею женою, и им венчания не бывает, а бывает молитва вместо
венчания; и свадебной чин бывает у них не против такого обычая,
как у холостых людей.
9. Таким же обычаем свадебные зговоры, и свадба, и чин, у
столников, у стряпчих, и у дворян, и у иных чинов людей бывает
против того ж, как выше сего писано, и как кто может по силе
своей славну и честну свадбу учинити, кроме того что ездят к царю
челом ударить на другой день свадбы, а бывают у царя челом
ударить толко одни думные люди, и спалники, и их дети, самых
болших родов.
Также и меж торговых людей и крестьян свадебные зговоры и
чин бывает против такого ж обычая, во всем; но толко в поступках
их и в платье з дворянским чином рознитца, сколко кого станет.
А в домех они своих живут против того, кто какой чести и
чином, без великого ж устроения. И самым меншим чинам домов своих
построить добрых не мочно, потому что разумеют о них богатство
многое имеют, и ежели построится домом какой приказной человек,
оболгут царю и многие кривды учинят, что бутто он был посулник и
злоиматель и царские казны не берег, или казну воровски крал, и
от того злого слова тому человеку и не во время будет болезнь и
печаль; или ненавидя его пошлют на иную царскую службу, которого
ему дела исправить не мочно, и наказ ему напишут, что он из него
выразуметь не умеет, и тою службою прослужится, и ему бывает
наказание и дом и животы и вотчины возмут на царя и продадут, кто
хочет купити. А ежели торговой человек и крестьянин построится
добрым самым обычаем, и на него положат на всякой год податей 129
болши. И от того Московского государства люди домами своими живут
негораздо устроеными, и городы и слободы без устроения ж.
10. А будет у которого отца, или матери, есть две или три
дочери девицы, и первая дочь увечна очми, или рукою или ногою,
или глуха и нема, а другие сестры ростом и красотою и речью
исполнены и во всем здоровы; и будет кто учнет свататца у того
человека на дочери его и посылает смотрити мать свою или сестру и
кому верит, и те люди вместо тое своея увечныя дочери назвав
имянем тое дочери, за которую не ведаючи учнут свататца,
показывают другую или третьею дочерь, и та присланная смотря
девицы тое излюбит и скажет жениху, что она добра и женитися ему
на ней мочно; и как жених по те словам полюбит и о свадбе у них с
отцом и с матерью учинится зговор, что ему на той имянем девице
женитца на срок, а тому человеку тое свою девицу за него выдать
на тот же уставленной срок, и напишут в писме своем заряды
великие что платить виноватому не мочно: а как будет свадба, и в
то время за того жениха по зговору выдают они замуж увечную или
худую свою дочерь, которые имя в записях своих напишут, а не тое,
которую сперва смотрилщице показывали, и тот человек женяся на
ней того дни в лицо ее не усмотрит, что она слепа, или крива, или
что иное худое, или в словах не услышит что она нема или глуха,
потому что в тое свадбу бывает закрыта и не говорит ничего,
такъже ежели хрома и руками увечна и того потомуж не узнает,
потому что в то время ее водят свахи под руки, а как отвенчався и
от обеда пойдет с нею спать, и тогда при свече eе увидит, что
добре добра, век с нею жить, а всегда плакать и мучитца, и потом
умыслит над нею учинить, чтоб она постриглась; а будет по доброй
его воле не учинит, не пострижется, и он eе бьет и мучит
всячески, и вместе с нею не спит, до тех мест что она похочет
постричися сама. И будет которая жена бывает противна, побой ево
и мучения не терпит, жалуетца сродичам своим, что он с нею живет
не в совете и бьет и мучит, и те сродичи на того человека бьют
челом патриарху или болшим властем, и по тому челобитью власти
велят сыскать дворовыми людми и соседми, по душам их: и будет
тому есть правда, и того человека сошлют в смирение, в монастырь,
на полгода или на год, а жена его останется в дому; и как урочные
месяцы в монастыре отсидит, или до того времяни жена об нем учнет
бить челом, чтоб был свобожен, и его свободят и велят ему с нею
жить по закону; и будет и того не послушает, и их розведут, и
животы их им розделят по полам, и до семи лет им одному женитися
на иной, а другой за другого итти замуж не поволено. А которой
человек, видя свою жену увечную, или несоветливу, отступя от нее 130
сам пострижется; а иные мужья или жены, много того чинят, велят
отравами отравити.
11. А которого человека обманут, выдадут за него девицу не
тое, которую показывали смотрилщице, бьет челом о том патриарху и
властем: и по его челобитью возмут у них зарядные записи и
допрашивают соседей и дворовых людей, по душам, что впрямь ли
выдана та, которая в записи стоить имянем? И будет та, и по тому
так и быти против записей и что скажут люди, а тому не верить,
которую смотрил, для того, не проведав подлинно не женися; а
будет соседи и сторонние и дворовые люди скажут, что выдал дочь
свою не тое, которая в записи написана, и таких мужа и жену
розведут, да сверх того кто неправдою выдал, возмут пеню болшую и
убытки жениховы, да его ж за такое воровство бьют кнутом, или еще
времянем бывает болши того, каково полюбитца царю.
12. Такъже у которого отца одна дочь девица, а увечна будет
чем нибуди худым, и вместо ее на обманство показывают нарочно
служащую девку или вдову, назвав имянем иным и наряда в платье
в-ыное. А будет которая девица ростом невелика, и под нее
подставливают стулы, потому что видитца доброродна, а на чем
стоит того не видет.
13. А которые девицы бывают увечны, и стары, и замуж их
взяти за себя никто не хочет: и таких девиц отцы и матери
постригают в монастырех, без замужства.
14. А которой человек жених похочет смотрити невесты сам, и
по его прошению отец или мать ведая дочь свою, что ее пред людми
показати не в стыд, укажут тому жениху; и тот жених смотря тое
невесты, а после того ему не полюбитца, и тое невесту учнет
хулить и поносить худыми и позорными словами, и других женихов
учнет от нее отбивать прочь; и тое невесты отец, или мать, или
кто нибудь, проведав о том учнет о том бить челом патриарху или
властем, что тот человек невесты их смотрил сам, а опосле ее
хулит и бесчестит и другим людем розбивает, чтоб о том они указ
учинили: и по сыску патриарх и власти, кто смотря хулил и
бесчестил тое невесту, велят женити его на ней силно; а будет он
женится до того челобитья на иной, и на нем той невесте возмут
бесчестье, по указу.
15. А которой человек выдаст дочь свою или сестру замуж, и в
приданые за нею даст многие животы и вотчины, и в скором времяни
дочь его или сестра замужем, не родя детей, или детей и родила, а
померли, и сама умрет: и те все приданые животы емлют у мужа ее и
отдают назад тем людем, кто выдает. А будет по смерти eе
останется дочь или сын, и у мужа ее для детей животов не емлют.
Благоразумный читателю! не удивляйся сему: истинная есть
тому правда, что во всем свете нигде такова на девки обманства 131
нет, яко в Московском государстве; а такова у них обычая не
повелось, как в-ыных государствах, смотрити и уговариватися
времянем с невестою самому.
16. Да бояре ж, и думные, и ближние люди в домех своих
держат людей, мужского полу и женского, человек по 100 и по 200 и
по 300 и по 500 и по 1000, сколко кому мочно, смотря по своей
чести и по животам; и дают тем людем жалованье, погодное, женатым
рубли по 2 и по 3 и по 5 и по 10, смотря по человеку и по службе
их, да им же платье какое прилучится, хлеб и всякой харчь,
помесечно; а живут они своими покоями, на том же боярском дворе
или на иных. Да их же женатых добрых людей посылают они, бояре,
погодно, в вотчины свои, в села и в деревни, по приказом, по
переменам, и укажут им с крестьян своих имати жалованье и всякие
поборы, чем бы им было поживится. А холостым людем, болших
статей, дают жалованье денежное непоболшому, а меншой статьи
жалованье не даетца, да им же холостым дается всякое платье, и
шапки, и рубашки, и сапоги; и живут те холостые люди болших
статей в нижних далних покоях, а меншой статьи живут в верхних
покоях, и пьют и едят з боярской поварни; да им же в празничные
дни всем даетца по 2 чарки вина. А женской пол, вдовы, живут в
своих мужних домех, и даетца им годовое жалованье и месечной
корм; а иные вдовы и девицы живут у жен их боярских и у дочерей в
покоях, и дают им платье, и едят и пьют з боярской же поварни. А
как те девицы будут в великом возрасте, и тех девиц и вдов выдают
они бояре замуж, с наделком, за своих дворовых слуг, кого кто
излюбит, или времянем бывает выдают чрез неволю; а свадбы играют
в их боярских хоромех, как чин повелся всякого чину людем
женитися; а ества и питье, и платье нарядное, бывает все
боярское; а на сторону в-ыные дворы девиц и вдов замуж не выдают,
для того что те люди у них, мужской и женской пол, вечные и
кабалные. Да в домех же их боярских учинены приказы, для всяких
домовых дел и приходов и росходов, и для сыску и росправы меж
дворовых людей и крестьян.
Таким же обычаем и иных чинов люди в домех своих людей
держат, кому сколко прокормити мочно, вечных и кабалных; а
некабалных людей в домех своих держати не велено никому.
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!