Понятие, структура и общая характеристика информационного законодательства — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Понятие, структура и общая характеристика информационного законодательства

2017-12-22 543
Понятие, структура и общая характеристика информационного законодательства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Первый уровень, который можно условно назвать конституционным, отражает ведущую роль Конституции РФ в информационно-правовом нормотворчестве. Он представлен рядом конституционных норм, к которым мы обращались выше.

Второй уровень нормативно-правовых актов составляют акты информационного законодательства Российской Федерации. Специфика данного уровня состоит в том, что федеральные законы, регулирующие отношения в информационной сфере, а равно иные, принятые в соответствии с ними нормативные акты, подчинены Конституции РФ и не могут ей противоречить.

Среди федеральных законов выделяется базовый для информационной сферы Закон «Об информации, информатизации и защите информации» которым регулируется комплекс отношений, возникающих при:

- формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации;

- создания и использования информационных технологий и средств их обеспечения;

- защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» состоит из 25 статей, сгруппированных в 5 главах. Первая глава «Общие положения» определяет сферу действия Закона, раскрывает содержание используемых терминов, устанавливает обязанности государства в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации.

Вторая глава, которая именуется «Информационные ресурсы», посвящена, в частности, установлению правового режима информационных ресурсов их формированию, порядку предоставления документированной информации для формирования государственных информационных ресурсов, дифференциации информационных ресурсов по категориям доступа.

В главе третьей, имеющей название «Пользование информационными ресурсами», регулируются отношения, связанные с реализацией права на доступ к информации из информационных ресурсов, гарантиями предоставления информации, обязанностями и ответственностью владельца информационных ресурсов.

Глава четвертая «Информатизация, информационные системы, технологии и средства их обеспечения» основное внимание уделяет вопросам правового опосредования разработки и производства информационных систем, технологий и средств их обеспечения. В ней делается попытка сочетать право собственности на информационные системы, технологии и средства их обеспечения с правом авторства (ст.17-18).

Заключительная глава «Защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации» устанавливает перечень целей защиты, определяет круг объектов, подлежащих защите, а также права и обязанности собственников и владельцев документов в области защиты информации.

Давая общую характеристику Закону об информации, следует указать на его комплексный характер, поскольку в нем сосредоточены нормы различной отраслевой принадлежности

Например, ст.6 «Информационные ресурсы как элемент состава имущества и объект права собственности», а также ст.17 «Право собственности на информационные системы, технологии и средства их обеспечения» имеют гражданско-правовой характер, а ст.8 «Обязательное предоставление документированной информации для формирования государственных информационных ресурсов» – административно-правовой.

Рассматриваемый Закон не идеален в юридико-техничсском аспекте, не свободен от ошибок и пробелов, на которые мы укажем ниже, но его заслуга в том, что он положил начало формированию информационного права в России как самостоятельной комплексной отрасли.

Еще одним важным нормативным актом в ранге закона является Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене». Как сказано в его преамбуле, одной из основных целей данного Закона является создание условий для эффективного участия России в международном информационном обмене в рамках единого мирового информационного пространства. Этот Закон объединяет в себе 23 статьи, сгруппированные в четыре главы

В первой главе, имеющей название «Общие положения», определяются цели и сфера действия Закона, раскрывается содержание терминов, применяемых в его тексте, очерчивается круг объектов и субъектов международного информационного обмена, определяются обязанности государства в сфере международного информационного обмена.

Во второй главе «Правовой режим участия в международном информационном обмене» регулируются отношения, связанные с правом собственности на информационные продукты, устанавливаются ограничения на вывоз из Российской Федерации документированной информации, определяется порядок использования средств международного информационного обмена и доступа к ним.

Третья глава «Контроль и ответственность при осуществлении международного информационного обмена» посвящена вопросам контроля, сертификации, лицензирования, приостановления международного информационного обмена, а также некоторым аспектам ответственности за нарушения при международном информационном обмене и разрешению споров.

В четвертой, заключительной главе определяется порядок введения Закона в действие.

Данный Закон носит комплексный характер и дополняет Закон «Об информации, информатизации и защите информации», расширяя сферу применения документированной информации и информационных ресурсов. Некоторые нормы, содержащиеся в обоих законах, в своей существенной части совпадают. Сказанное относится, например, к ст.6 Закона об информации и ст.6 Закона об участии в международном информационном обмене.

В числе правительственных актов, посвященных информационно-правовой проблематике, назовем следующие:

Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. №1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры», которое направлено на реализацию законодательства о социальной защите инвалидов;

Постановление Правительства РФ от 5 декабря 1991 г. №35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну»;

Постановление Правительства РФ от 22 августа 1998 г. №1003 «О порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне».

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.