Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2017-12-21 | 115 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
По выполнению научно-исследовательских работ
Для учащихся первого года обучения
Разработали: М.В. Шульгина,
М.Н. Зыкова
Архангельск – 2016
Содержание
1. Вместо введения 3
2. Что такое научное исследование и для чего оно нужно? 4
3. Подготовка исследовательской работы. С чего начать? Последовательность действий 5
4. Рекомендуемая структура исследовательской работы 10
5. Перечень тем, рекомендуемых для выполнения научно-исследовательских работ 11
5.1. Темы по истории Архангельского Севера и Арктики 11
5.2. Темы по археологии Архангельского Севера и Арктики 12
6. Рекомендуемая литература 15
6.1. Основная литература 15
6.2. Дополнительный список источников и литературы 15
7. Приложение. Образец оформления титульного листа 17
Вместо введения
Дорогие друзья!
Вам предстоит выполнить свою первую научную работу, посвященную выбранной проблеме из истории и археологии. Это непростое дело, но чрезвычайно творческое и увлекательное. Чтобы Вы могли успешно справиться с этой задачей, мы составили специально для Вас эти методические рекомендации. Предлагаем Вам ознакомиться с ними перед тем, как приступать к своему исследованию.
Выполнение научно-исследовательской работы – в нашей школе такое же важное условие получения сертификата, как и сдача коллоквиумов и экзаменов. Мы придаем Вашей исследовательской деятельности большое значение, поскольку возросший конкурс при поступлении в университет требует не только хороших показателей по ЕГЭ, но и умения грамотно формулировать свое мнение, ставить и решать научные проблемы, способностей к исследовательскому поиску, готовности отстаивать свою позицию и представлять результаты своих исследований на конференциях. Научиться всему этому Вам помогут преподаватели школы «Клио», которые готовы стать для Вас научными руководителями и наставниками. Не стесняйтесь обращаться к ним за помощью.
|
Мы надеемся, что проводя собственный исследовательский поиск, Вы обязательно откроете что-то новое, ранее неизвестное – не только для себя, но и для науки, обогатив здания по региональной истории. Вам предстоит кропотливая и интересная работа – знакомство с литературой, архивными документами, периодическими изданиями, картами, фотографиями, иллюстрациями. Возможно, Вы будете анализировать результаты научных отчетов ученых, проводить собственные полевые исследования и опросы или знакомиться с коллекциями исторических предметов в фондах музеев.
К каким бы историческим материалам Вы ни обратились, Вы научитесь формулировать цель и задачи своей научной работы, составлять ее план, ставить и решать научную проблему, анализировать факты при помощи исторических источников. Выполняя исследование, как это делают ученые, Вы будете изучать и подбирать литературу, выбирать и обосновывать тематику, соотносить различные точки зрения, делать выводы и заключения, вырабатывать перспективы дальнейших исследований. Важно излагать суть изучаемой проблемы четким и доступным языком.
Вы можете как выполнять научно-исследовательскую работу индивидуально, так и сформировать для этих целей небольшую исследовательскую группу.
Выбирая тему исследования, обратитесь к списку, предложенному ниже, либо сформулируйте свой вариант.
Авторы лучших исследовательских работ будут рекомендованы к участию в областных, межрегиональных и всероссийских научных чтениях, конференциях, конкурсах. Работы, прошедшие конкурсный отбор, будут опубликованы в сборниках научных трудов.
Если Вы добросовестно исполните приведенные здесь рекомендации, проделав все шаги на пути написания своей первой научно-исследовательской работы, мы сможем по праву назвать Вас коллегами, начинающими историками.
|
Успехов в Вашем научном поиске!
Подготовка исследовательской работы. С чего начать? Последовательность действий
Для того чтобы осуществить научное исследование и представить общественности его результаты, нужно будет выполнить восемь шагов.
Шаг 1. Поиск темы исследования, формулирование объекта и предмета исследования
Прежде всего, необходимо определиться с темой исследовательской работы, сформулировать объект и предмет исследования, согласовать это с избранным научным руководителем. Тема должна, во-первых, представлять интерес для Вас, во-вторых – быть актуальной для общества и исторического знания.
Объект исследования – определенный процесс или явление действительности, порождающее проблемную ситуацию. Объект – это своеобразный носитель проблемы, то, на что направлена исследовательская деятельность.
Предмет исследования – конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. В каждом объекте может быть несколько предметов исследования.
Очертите территориальные и хронологические рамки Вашего исследования. Исследуемая территория может охватывать как всю Архангельскую область, так и отдельный район, город, село, границы конкретного объекта наследия.
Шаг 2. Сбор информации
Начать работу следует со знакомства с каталогами и литературой, хранящимися в отделе «Русский Север» Архангельской областной научной библиотеки имени Н.А. Добролюбова и научной библиотеке САФУ. Составьте предварительный список источников и литературы, который станет основой библиографии Вашего труда. Полезно будет провести работу с интернет-ресурсами: сайтами, базами данных, интернет-библиотеками.
Подумайте над источниками Вашего исследования. Это могут быть архивные документы, первичные и вторичные археологические источники (археологические отчеты, коллекции исторических предметов из фондов музеев), статьи из периодических изданий, иллюстративные и картографические материалы, фотографии и видеоматериалы различных хронологических периодов и др. Желательно, чтобы работа была построена на комплексе источников различных групп.
Затем проведите поиск нужной информации в архивах и фондах музеев. В Архангельске для поиска информации полезно будет обратиться в следующие учреждения:
|
– Областная научная библиотека имени Н.А. Добролюбова;
– Интеллектуальный центр – Научная библиотека Северного (Арктического) федерального университета;
– Государственный архив Архангельской области (ГААО), Отдел документов социально-политической истории ГААО;
– Архив, библиотека и фонды Архангельского областного краеведческого музея.
Подготовьтесь к исследовательской работе. Если Вам требуется знакомство с материалами региональных архивов или музеев – обратитесь к своему научному руководителю, он поможет вам получить разрешение на работу.
Тщательно изучите объект Вашего исследования. Проанализируйте и обобщите полученные знания.
Определив тему и проблему своей работы, исследователю следует овладеть понятийным аппаратом, относящимся к выбранному направлению исследования:
– Описать основные понятия и логические связи между ними, выстроив понятийную систему будущего исследования.
– Сравнить, сопоставить различные толкования одного и того же понятия, обозначив границы его возможных значений и применения.
– Классифицировать понятия, определив сферу их использования в исследовании.
Шаг 3. Определение актуальности исследования
Выбрав тему и ознакомившись с литературой, постарайтесь определить ее актуальность, степень научной изученности.
Актуальность исследования – обязательное требование к любой научно-исследовательской работе. Актуальность может состоять, например, в необходимости получения новых данных; необходимости проверки новых методов и т.п. Актуальность темы всегда обосновывается с учетом практической необходимости разрешения поставленных вопросов.
Подумайте, в чем будет заключаться новизна Вашего исследования и его практическая значимость, какова будет его проблема.
Шаг 4. Определение гипотезы исследования
Гипотеза – научно обоснованное предположение о наблюдаемом явлении. Это утверждение вида: «если А, то В», направленное на разрешение проблемы. Основное требование к гипотезе – ее проверяемость.
Основные свойства гипотезы: 1) неопределенность значения явления; 2) направленность на раскрытие данного явления; 3) выдвижение предположения о результатах разрешения проблемы; 4) возможность выдвинуть «проект» решения проблемы.
|
Шаг 5. Формулировка цели и задач исследования
Определите цель работы, наметьте задачи для достижения поставленной цели.
Цель исследования – это конечный ожидаемый результат, которого хотел бы достичь исследователь в завершении своей работы. Цель формулируется кратко и предельно точно, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь, она конкретизируется и развивается в задачах. Цель соответствует теме исследования.
Цель может содержать формулировку: выявить…, установить…, обосновать…, уточнить…, разработать…
Задача исследования – это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой, а также действия по достижению промежуточных результатов, направленных на достижение цели.
Первая задача, как правило, связана с анализом взглядов на предмет исследования (история изучения темы, или историография).
Вторая задача – изучение свойств предмета исследования (выявление периодизации развития изучаемого исторического процесса, классификация исторических предметов и т.д.).
Третья задача – опытно-экспериментальная проверка.
Четвертая задача – определение практического применения результатов исследования, перспектив дальнейших исследований.
Шаг 6. Практическая часть исследования: проверка гипотезы, определение методов
Сформулируйте методы, которые Вам понадобятся для выполнения исследования.
Метод – это способ достижения цели исследования.
Теоретические методы характеризуются обобщенностью и абстрактностью. Они определяются по основным мыслительным операциям: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация, обобщение, формализация, аналогия, моделирование.
Эмпирических методы. Предмет эмпирического познания – практика и результаты ее деятельности. Результаты исследовательской работы на уровне эмпирики выражаются в обобщении полученного опыта, формировании норм и правил, получении фактов (информации) об объекте, их анализ и систематизация
Общенаучные методы: наблюдение, анализ, синтез, эксперимент, индукция, дедукция.
Математические методы: статистический анализ, методы математического моделирования, метод визуализации данных (функции, графики).
Шаг 7. Оформление научно-исследовательской работы
Продумайте концепцию и структуру, составьте план Вашей исследовательской работы. В ней должны быть такие логически связанные между собой элементы, как введение, основная часть и заключение. Во введении ставится проблема и перечисляются задачи исследования, а в заключении – подводятся итоги и формулируются перспективы дальнейших исследований в избранном направлении.
|
В случае необходимости используйте в работе иллюстрации, таблицы, графики, диаграммы, которые помещаются в приложении к работе (их нужно снабдить подрисуночными подписями либо заголовками, а также перечнем условных обозначений). На каждую иллюстрацию, таблицу, график либо диаграмму должна быть ссылка в основном тексте. В подрисуночной подписи следует разместить источник иллюстрации. Внизу таблицы указывается, откуда были извлечены данные для ее составления.
В конце исследовательской работы поместите список использованной литературы (в порядке упоминания источников в тексте), оформленный в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».
Пронумеруйте страницы. Как правило, завершает работу перечень использованных сокращений.
Не забывайте об авторской этике. Компиляций или заимствований без ссылок на использованный источник в работе быть не должно. Все цитируемые фразы заключайте в кавычки, помещайте в конце работы либо постранично ссылки на использованную литературу.
Подводя Вашу исследовательскую работу к концу, внимательно перечитайте получившийся текст несколько раз, поработайте над стилем изложения, проверьте ссылки.
Шаг 8. Презентация результатов исследования
Представляя результаты исследования на конференции, соблюдайте несколько простых правил.
– Выступление должно строго соответствовать отведенному временному регламенту, быть посвящено заявленной теме.
– Начать следует с ответа на вопрос «Почему Вы выбрали именно эту тему?»
– Раскройте актуальность и значимость темы для себя и для общества. Обоснуйте это.
– Представьте цели и задачи работы.
– Назовите, какие методы исследования использованы Вами и как Вы его проводили.
– Сообщите, что самого важного и интересного принесла Вам работа.
– Чётко сформулируйте выводы. Они обязательно должны быть связаны с целями и задачами работы.
– Скажите о перспективах дальнейших исследований по этой теме.
Помните, что результат Вашего исследования непременно вызовет интерес у слушателей, если Вы сами живо и убежденно его представите. Используйте презентации с визуализацией содержания Вашего выступления. Основой презентации могут стать тезисы Вашего доклада, иллюстративный материал из приложений к Вашей исследовательской работе.
Выступая перед аудиторией, говорите чётко и громко. Приветствуйте слушателей и жюри в начале и благодарите за внимание в конце речи.
Желаем Вам значимых научных достижений и их признания!
Тема работы
Выполнил: Научный руководитель: | Учащийся (учащаяся) историко-археологической школы «Клио» ___ года обучения Фамилия, имя, отчество Фамилия, имя, отчество |
Архангельск – 2016
по выполнению научно-исследовательских работ
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!