Диагностика основных тенденций поведения в группе — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Диагностика основных тенденций поведения в группе

2017-12-21 223
Диагностика основных тенденций поведения в группе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

И представлений о себе

(В.Стефансон)

 

(см. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.

– Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2002. – С. 465 – 469)

 

Методика предназначена для получения данных о социальном, идеальном, актуальном «Я» испытуемого, о его «значимых других», об «идеальном партнере». Она позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость (внутренне стремление к принятию групповых стандартов), независимость, общительность (стремление к установлению эмоциональных связей), необщительность, принятие «борьбы» (стремление активно участвовать в жизни группы, добиваться более высокого статуса в межличностных отношениях), избегание «борьбы» (склонность к компромиссным решениям).

Ответ «да» испытуемого на суждение опросника возможен в том случае, когда оно соответствует его представлению о себе как члене данной конкретной группы, или «нет», если оно противоречит его представлению.

 

1. Я критичен к товарищам

2. У меня возникает тревога, когда в группе начинается конфликт

3. Я склонен следовать советам лидера

4. Я не склонен создавать слишком близкие отношения с товарищами

5. Мне нравится дружественность в группе

6. Я склонен противоречить лидеру

7. Испытываю симпатию к одному-двум определенным товарищам

8. Избегаю встреч и собраний в группе

9. Мне нравится похвала лидера

10. Я независим в суждениях и манере поведения

11. Я готов встать на чью-то сторону в споре

12. Я склонен руководить товарищами

13. Радуюсь общению с одним-двумя друзьями

14. При появлении враждебности со стороны членов группы я внешне спокоен

15. Я склонен поддерживать настроение всей группы

16. Не придаю значения личным качествам членов группы

17. Я склонен отвлекать группу от ее целей

18. Испытываю удовлетворение, противопоставляя себя лидеру

19. Хотел бы сблизиться с некоторыми членами группы

20. Предпочитаю оставаться нейтральным в споре

21. Мне нравится, когда лидер активен и хорошо руководит

22. Предпочитаю хладнокровно обсуждать разногласия

23. Я недостаточно сдержан в выражении чувств

24. Стремлюсь сплотить вокруг себя единомышленников

25. Недоволен слишком формальным (деловым) отношением

26. Когда меня обвиняют, я теряюсь и молчу

27. Предпочитаю соглашаться с основными направлениями в группе

28. Я привязан к группе в целом больше, чем к определенным товарищам

29. Я склонен затягивать и обострять спор

30. Стремлюсь быть в центре внимания

31. Я хотел бы быть членом более узкой группы

32. Я склонен к компромиссам

33. Испытываю внутреннее беспокойство, когда лидер поступает вопреки моим ожиданиям

34. Болезненно отношусь к замечаниям друзей

35. Могу быть коварным и вкрадчивым

36. Я склонен принять на себя руководство в группе

37. Я откровенен в группе

38. У меня возникает нервное беспокойство во время группового разногласия

39. Предпочитаю, чтобы лидер брал на себя ответственность при планировании работ

40. Я не склонен отвечать на проявления дружелюбия

41. Я склонен сердиться на товарищей

42. Я пытаюсь вести других против лидера

43. Легко нахожу знакомства за пределами группы

44. Стараюсь избегать быть втянутым в спор

45. Легко соглашаюсь с предложениями других членов группы

46. Оказываю сопротивление образованию группировок в группе

47. Когда раздражен, я насмешлив и ироничен

48. У меня возникает неприязнь к тем, кто пытается выделиться

49. Предпочитаю меньшую, но более интимную группу

50. Пытаюсь не показывать свои истинные чувства

51. Становлюсь на сторону лидера в групповых разногласиях

52. Я инициативен в установлении контактов в общении

53. Избегаю критиковать товарищей

54. Предпочитаю обращать к лидеру чаще, чем к другим

55. Мне не нравится, что отношения в группе слишком фамильярны

56. Люблю затевать споры

57. Стремлюсь удержать свое высокое положение в группе

58. Я склонен вмешиваться в контакты знакомых и нарушать их

59. Я склонен к перепалкам, задиристый

60. Я склонен выражать недовольство лидером

Ключ

 

1. Зависимость: 3, 9, 15, 21, 27, 33, 39, 45, 51, 54

2. Независимость: 6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, 48, 57, 60

3. Общительность: 5, 7, 13, 19, 25, 31, 37, 43, 49, 52

4. Необщительность: 4, 10, 16, 22, 28, 34, 40, 46, 55, 58

5. Принятие «борьбы»: 1, 11, 17, 23, 29, 35, 41, 47, 56, 59

6. Избегание «борьбы»: 2, 8, 14, 20, 26, 32, 38, 44, 50, 53

Тема: ЛИЧНОСТЬ

Методика диагностики степени удовлетворенности

Основных потребностей

(см. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.

– Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2002. – С. 624 – 626)

Инструкция: Перед вами 15 утверждений, которые вы должны оценить, попарно сравнивая их между собой. Сначала оцените 1-е утверждение со 2-ым, 3-им и т.д. и результат впишите в 1-ю колонку. Так, если при сравнении первого утверждения со вторым, предпочтительным для себя вы сочтете второе, то в начальную клеточку впишите цифру 2. Если же предпочтительным окажется первое утверждение, то впишите цифру 1. Затем то же самое проделайте со вторым утверждением, сравните его сначала с 3-им, потом с 4-ым и т.д., и вписывайте результат во вторую колонку. Подобным же образом работайте с остальными утверждениями, постепенно заполняя весь бланк.

1. Добиться признания и уважения.

2. Иметь теплые отношения с людьми.

3. Обеспечить себе будущее.

4. Зарабатывать на жизнь.

5. Иметь хороших собеседников.

6. Упрочить свое положение.

7. Развивать свои силы и способности.

8. Обеспечить себе материальный комфорт.

9. Повышать уровень мастерства и компетентности.

10. Избегать неприятностей.

11. Стремиться к новому и неизведанному.

12. Обеспечить себе положение влияния.

13. Покупать хорошие вещи.

14. Заниматься делом, требующим полной отдачи.

15. Быть понятым другими.

 

                             
                             
                           
                         
                       
                     
                   
                 
               
             
           
         
       
     
   

Ключ

Закончив работу, подсчитайте количество баллов (т.е. выборов), выпавших на каждое утверждение.

Выберите 5 утверждений, получивших наибольшее количество баллов, и расположите их по иерархии.

Для определения степени удовлетворенности 5-ти главных потребностей, подсчитайте сумму баллов по пяти секциям по следующим вопросам:

1. Материальные потребности: 4, 8, 13;

2. Потребности в безопасности: 3, 6, 10;

3. Социальные (межличностные) потребности: 2, 5, 15;

4. Потребности в признании: 1, 9, 12

5. Потребности в самовыражении: 7, 11, 14

Подсчитайте суммы баллов по каждой из 5-ти секций и определите три зоны удовлетворённости по пяти потребностям: 1 – 14 – зона удовлетворённости. 15 – 28 – зона частичной удовлетворённости. 29 – 42 – зона неудовлетворённости.

 

 

2. Методика определения направленности личности

(Б. Басс)

 

(см. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара:

Издательский дом «БАХРАХ-М», 2002. – С. 563 – 569)

Инструкция: "Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.

1. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает Вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся Вам равноценными. Тем не менее, мы просим Вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает Вашему мнению и более всего ценен для Вас.

Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1-27) под рубрикой "больше всего".

2. Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего отстоит от Вашей точки зрения, наименее для Вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой "меньше всего".

3. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов Вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записываются.

1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:

А. Одобрения моей работы;

Б. Сознания того, что работа сделана хорошо;

В. Сознания того, что меня окружают друзья.

2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:

А. Тренером, который разрабатывает тактику игры;

Б. Известным игроком;

В. Выбранным капитаном команды.

3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:

А. Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход;

Б. Вызывает интерес к предмету так, что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете;

В. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.

4. Мне нравится, когда люди:

А. Радуются выполненной работе;

Б. С удовольствием работают в коллективе;

В. Стремятся выполнить свою работу лучше других.

5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:

А. Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности;

Б. Были верны и преданы мне;

В. Были умными и интересными людьми.

6. Лучшими друзьями я считаю тех:

А. С кем складываются хорошие взаимоотношения;

Б. На кого всегда можно положиться;

В. Кто может многого достичь в жизни.

7. Больше всего я не люблю:

А. Когда у меня что-то не получается;

Б. Когда портятся отношения с товарищами;

В. Когда меня критикуют.

8. По-моему, хуже всего, когда педагог:

А. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними;

Б. Вызывает дух соперничества в коллективе;

В. Недостаточно хорошо знает свой предмет.

9. В детстве мне больше всего нравилось:

А. Проводить время с друзьями;

Б. Ощущение выполненных дел;

В. Когда меня за что-нибудь хвалили.

10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:

А. Добился успеха в жизни;

Б. По-настоящему увлечен своим делом;

В. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.

11. В первую очередь школа должна:

А. Научить решать задачи, которые ставит жизнь;

Б. Развивать прежде всего индивидуальные способности ученика;

В. Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.

12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:

А. Для общения с друзьями;

Б. Для отдыха и развлечений;

В. Для своих любимых дел и самообразования.

13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:

А. Работаю с людьми, которые мне симпатичны;

Б. У меня интересная работа;

В. Мои усилия хорошо вознаграждаются.

14. Я люблю, когда:

А. Другие люди меня ценят;

Б. Испытывать удовлетворение от выполненной работы;

В. Приятно провожу время с друзьями.

15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:

А. Рассказали о каком-либо интересном деле, связанным с учебой, работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать.

Б. Написали о моей деятельности;

В. Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.

16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:

А. Имеет ко мне индивидуальный подход;

Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету;

В. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.

17. Для меня нет ничего хуже, чем:

А. Оскорбление личного достоинства;

Б. Неудача при выполнении важного дела;

В. Потеря друзей.

18. Больше всего я ценю:

А. Успех;

Б. Возможности хорошей совместной работы;

В. Здравый практичный ум и смекалку.

19. Я не люблю людей, которые:

А. Считают себя хуже других;

Б. Часто ссорятся и конфликтуют;

В. Возражают против всего нового.

20. Приятно, когда:

А. Работаешь над важным для всех делом;

Б. Имеешь много друзей;

В. Вызываешь восхищение и всем нравишься.

21. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:

А. Доступным;

Б. Авторитетным;

В. Требовательным.

22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:

А. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми;

Б. О жизни знаменитых и интересных людей;

В. О последних достижениях науки и техники.

23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:

А. Дирижером;

Б. Композитором;

В. Солистом.

24. Мне бы хотелось:

А. Придумать интересный конкурс;

Б. Победить в конкурсе;

В. Организовать конкурс и руководить им.

25. Для меня важнее всего знать:

А. Что я хочу сделать;

Б. Как достичь цели;

В. Как организовать людей для достижения цели.

26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:

А. Другие были им довольны;

Б. Прежде всего выполнить свою задачу;

В. Его не нужно было упрекать за выполненную работу.

27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:

А. В общении с друзьями;

Б. Просматривая развлекательные фильмы;

В. Занимаясь своим любимым делом.

Ключ

Я О Д Я О Д
  А В Б   Б В А
  Б В А   А В Б
  А В Б   А В Б
  В Б А   А Б В
  Б А В   А Б В
  В А Б   В Б А
  В Б А   Б А В
  А Б В   Б А В
  В А Б   В А Б
  А В Б   Б В А
  Б А В   А В Б
  Б А В   В А Б
  В А Б   Б А В
  А Б В        

 

1. Направленность на себя (Я) – ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

2. Направленность на общение (О) – стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

3. Направленность на дело (Д) – заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

3. Методика определения психологических защит

(Плутчик – Келлерман – Конте)

 

(методику Р. Плутчика в адаптации Л.И. Вассермана, О.Ф. Ерышева, Е.Б. Клубовой

см. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика

развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института психотерапии, 2005. – С. 444 – 452)

 

Внимательно прочитайте приведенные ниже утверждения, описывающие чувства, поведение и реакции людей в определенных жизненных ситуациях, и если они имеют к Вам отношение, то отметьте соответствующие номера знаком «+»

1. Со мной ладить очень легко

2. Я сплю больше, чем большинство людей, которых я знаю

3. В моей жизни всегда был человек, на которого мне хотелось быть похожим

4. Если меня лечат, то я стараюсь узнать, какова цель каждого действия

5. Если я чего-то хочу, то не могу дождаться момента, когда мое желание сбудется

6. Я легко краснею

7. Одно из самых больших моих достоинств – это умение владеть собой

8. Иногда у меня появляется настойчивое желание пробить стену кулаком

9. Я легко выхожу из себя

10. Если меня в толпе кто-нибудь толкнет, то я готов его убить

11. Я редко запоминаю свои сны

12. Меня раздражают люди, которые командуют другими

13. часто бываю не в своей тарелке

14. Я считаю себя исключительно справедливым человеком

15. Чем больше я приобретаю вещей, тем становлюсь счастливее

16. В своих мечтах я всегда в центре внимания окружающих

17. Меня расстраивает даже мысль о том, что мои домочадцы могут разгуливать дома без одежды

18. Мне говорят, что я хвастун

19. Если кто-то меня отвергает, то у меня может появиться мысль о самоубийстве

20. Почти все мною восхищаются

21. Бывает так, что я в гневе что-нибудь ломаю или бью

22. Меня очень раздражают люди, которые сплетничают

23. Я всегда обращаю внимание на лучшую сторону жизни

24. Я прикладываю много стараний и усилий, чтобы изменить свою внешность

25. Иногда мне хочется, чтобы атомная бомба уничтожила мир

26. Я человек, у которого нет предрассудков

27. Мне говорят, что я бываю излишне импульсивным

28. Меня раздражают люди, которые манерничают перед другими

29. Очень не люблю недоброжелательных людей

30. Я всегда стараюсь случайно кого-нибудь не обидеть

 

31. Я из тех, кто редко плачет

32. Пожалуй, я много курю

33. Мне очень трудно расставаться с тем, что мне принадлежит

34. Я плохо помню лица J

35. Я иногда занимаюсь онанизмом

36. Я с трудом запоминаю новые фамилии

37. Если мне кто-нибудь мешает, то я его не ставлю в известность, а жалуюсь на него другому

38. Даже если я знаю, что я прав, я готов слушать мнения других людей

39. Люди мне никогда не надоедают

40. Я могу с трудом усидеть на месте даже незначительное время

41. Я мало что могу вспомнить из своего детства

42. Я длительное время не замечаю отрицательные черты других людей

43. Я считаю, что не стоит напрасно злиться, а лучше спокойно все обдумать

44. Другие считают меня излишне доверчивым

45. Люди, скандалом добивающиеся своих целей, вызывают у меня неприятные чувства

46. Плохое я стараюсь выбросить из головы

47. Я не теряю никогда оптимизма

48. Уезжая путешествовать, я стараюсь все спланировать до мелочей

49. Иногда я знаю, что сержусь на другого сверх меры

50. Когда дела идут не так, как мне нужно, я становлюсь мрачным

51. Когда я спорю, то мне доставляет удовольствие указывать другому на ошибки в его рассуждениях

52. Я легко принимаю брошенный другим вызов

53. Меня выводят из равновесия непристойные фильмы

54. Я огорчаюсь, когда на меня никто не обращает внимания

55. Другие считают, что я равнодушный человек

56. Что-нибудь решив, я часто, тем не менее, в решении сомневаюсь

57. Если кто-то усомнится в моих способностях, то я из духа противоречия буду показывать свои возможности

58. Когда я веду машину, то у меня часто возникает желание разбить чужой автомобиль

59. Многие люди меня выводят из себя своим эгоизмом

60. Уезжая отдыхать, я часто беру с собой какую-нибудь работу.

61. От некоторых пищевых продуктов меня тошнит

62. Я грызу ногти

63. Другие говорят, что я избегаю проблем

64. Я люблю выпить

65. Непристойные шутки приводят меня в замешательство

66. Я иногда вижу сны с неприятными событиями и вещами

67. Я не люблю карьеристов

68. Я много говорю неправды

69. Порнография вызывает у меня отвращение

70. Неприятности в моей жизни часто бывают из-за моего скверного характера

71. Больше всего не люблю лицемерных неискренних людей

72. Когда я разочаровываюсь, то часто впадаю в уныние

73. Известия о трагических событиях не вызывают у меня волнения

74. Прикасаясь к чему-либо липкому и скользкому, я испытываю омерзение

75. Когда у меня хорошее настроение, то я могу вести себя как ребенок

76. Я думаю, что часто спорю с людьми напрасно по пустякам

77. Покойники меня не «трогают»

78. Я не люблю тех, кто всегда старается быть в центре внимания

79. Многие люди вызывают у меня раздражение

80. Мыться не в своей ванне для меня большая пытка.

81. Я с трудом произношу непристойные слова

82. Я раздражаюсь, если нельзя доверять другим

83. Я хочу, чтобы меня считали сексуально привлекательным

84. У меня такое впечатление, что я никогда не заканчиваю начатое дело

85. Я всегда стараюсь хорошо одеваться, чтобы выглядеть более привлекательным

86. Мой моральные правила лучше, чем у большинства моих знакомых

87. В споре я лучше владею логикой, чем мои собеседники

88. Люди, лишенные морали, меня отталкивают

89. Я прихожу в ярость, если кто-то меня заденет

90. Я часто влюбляюсь

91. Другие считают, что я излишне объективен

92. Я остаюсь спокойным, когда вижу окровавленного человека

 

Восемь эго-защитных процессов формируют восемь отдельных шкал, численные значения которых выводятся из числа положительных ответов на определенные указанные ниже утверждения, разделенных на число утверждений в каждой шкале.

 

№п/п Названия шкал Номера утверждений N
  Вытеснение 6, 11, 31, 34, 36, 41, 55, 73, 77, 92  
  Регрессия 2, 5, 9, 13, 27, 32, 35, 40, 50, 54, 62, 64, 68, 70, 72, 75, 84  
  Замещение 8, 10, 19, 21, 25, 37, 49, 58, 76, 89  
  Отрицание 1, 20, 23, 26, 39, 42, 44, 46, 47, 63, 90  
  Проекция 12, 22, 28, 29, 45, 59, 67, 71, 78, 79, 82, 88  
  Компенсация 3, 15, 16, 18, 24, 33, 52, 57, 83, 85  
  Гиперкомпенсация 17, 53, 61, 65, 66, 69, 74, 80, 81, 86  
  Рационализация 4, 7, 14, 30, 38, 43, 48, 51, 56, 60, 87, 91  

4. Опросник Мини-мулът (сокращенный вариант миннесотского


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.165 с.