Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2017-12-12 | 683 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Роль обучения в развитии детей с отклонениями в развитии. Особенности обучения в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Интегрированное обучение. Интеграция лиц с нарушениями в развитии в общество на разных этапах онтогенеза. Психологические особенности адаптации выпускников специальных (коррекционных) учреждений; процесс реабилитации взрослых, оказавшихся в условиях сенсорной и социальной депривации.
Содержание практических занятий
Занятие 1. Ребенок с проблемами в развитии как объект исследования
Специальной психологии
Цель: выявить и углубить знания студентов о дефекте, аномальном психическом развитии, «ядерном» и вторичном признаках отклоняющегося развития; группах детей с проблемами в развитии.
План
1. Учение Л.С.Выготского о сложной структуре аномального развития ребенка с дефектом. Первичный дефект и вторичные отклонения.
2. Характеристика возрастных этапов психического развития ребёнка в норме и с проблемами в развитии.
3. Классификации детей с отклонениями в развитии.
4. Эндогенные и экзогенные причины аномального развития.
Вопросы для обсуждения
1. Определите понятие «среднестатистическая норма развития» и ее значение для работы педагога и педагога-психолога.
2. Определите, что такое «функциональная норма» и ее значение для работы в специальном образовательном пространстве.
3. Перечислите, каковы условия, обеспечивающие нормальное психическое развитие ребенка.
4. Что такое «фактор развития», и каковы факторы отклоняющегося развития вы знаете?
5. Перечислите общие закономерности отклоняющегося развития.
6. Дайте сравнительную характеристику «первичным» и «вторичным» дефектам развития.
|
7. В чем состоит принцип возрастной обусловленности типа нарушенного развития?
Практическое задание
Составление тематического тезауруса (основные понятия): дефект; первичный дефект и вторичные отклонения; структура дефекта; дизонтогения; типы нарушений психического развития: психическое недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие, дисгармоноическое психическое развитие; категории детей с проблемами в развитии: дети с нарушениями слуха; дети с нарушениями зрения; дети с нарушениями интеллекта; дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; дети с тяжёлыми нарушениями речи; дети с комплексными (комбинированными) дефектами; эндогенные и экзогенные причины аномального развития.
Литература
1. Выготский Л.С. Собр. соч. – Т.5 – М., 1983.
2. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики.- М., 2004.- Гл. Ш, V.
3. Коррекционная педагогика / Под ред. Б.П.Пузанова. – М., 1998.- Гл. I.
4. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2005.- Гл. I.
5. Шаповал И.А. Специальная психология. – М.: Сфера, 2005.
Занятие 2. Общие закономерности психического дизонтогенеза
Цель: выявить, углубить и закрепить знания студентов об общих закономерностях дизонтогенеза; проанализировать отдельные варианты психического дизонтогенеза.
План
1. Общие закономерности психического дизонтогенеза:
- клинические закономерности дизонтогенеза;
- психологические закономерности дизонтогенеза.
2. Отдельные варианты дизонтогенеза:
- психическое недоразвитие;
- задержанное психическое развитие;
- поврежденное психическое развитие;
- дефицитарное психическое развитие;
- искаженное психическое развитие;
- дисгармоническое психическое развитие.
Вопросы для обсуждения
1. Перечислите основные параметры дизонтогенеза и дайте их содержательное описание.
2. Охарактеризуйте три основных направления дизонтогенеза: ретардация, асинхрония, дефицитарность.
|
3. Проанализируйте структуру дефекта на примере нарушений анализаторов.
4. Охарактеризуйте особенности аномального развития в зависимости от времени повреждения на примере одного из дефектов.
5. Объясните влияние нарушений межфункционального взаимодействия на характер вторичных отклонений при нарушениях развития.
6. Обоснуйте необходимость использования относительной оценки дефекта в психолого-педагогической практике.
7. Докажите необходимость качественного анализа частичного дефекта.
8. Объясните различия в последствиях нарушений психофизического здоровья, наступивших в раннем и зрелом возрасте.
9. Проанализируйте цикличность психического развития на примере одной - двух функций.
10. Объясните причины снижения способности к приему, переработке, хранению и использованию информации у детей с отклонениями в развитии.
11. Назовите общие закономерности развития детей с ограниченными возможностями независимо от характера дефекта.
Практическое задание
Составление тематического тезауруса (основные понятия):
дизонтогенез, параметры дизонтогенеза, психическое недоразвитие, задержанное психическое развитие, поврежденное психическое развитие, дефицитарное психическое развитие, искаженное психическое развитие, дисгармоническое психическое развитие.
Литература
1. Лебединский В.В. Нарушения психического развития детей. – М.: Изд-во МГУ, 2005.
2. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994.
3. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. – М., 2004.
4. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2005.
5. Шаповал И.А. Специальная психология. – М.: Сфера, 2005.
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!