Объект ОМ и субъект (совр подходы) — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Объект ОМ и субъект (совр подходы)

2017-12-12 343
Объект ОМ и субъект (совр подходы) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

3 базовых критерия для объекта в литературе выделяют:

1. взаимодействие с интересами субъекта — потенциально по его поводу может возникнуть мнения, а если нет интереса — нет ОМ

2. дискуссионность природы объекта — должно допускать в данной общности неоднозначные оценки

3. разногласия у авторов: Бентам, Грушин — компетентность субъекта, другие — независимо от компетентности, если в явлении заинтересованы и объект дискуссионен, то ОМ существует, - информационная доступность (!!!Гавра)

Классификация объектов. 3 вида об-тов:

· объекты факты -однозначное содержание

· события — более сложный, комбинация фактов и взаимосвязей между ними. Диагностику либо блоком, либо весь опрос

· явления или процессы — совокупность ряда событий и фактов, связей, взаимосвязей. Полистуктурность, сложность, неодназночность сводимости к совокупности фактов

диагностика явлений или процессов стоит проводить в динамике. Панель или мониторинг. Разница панельная выборка всегда убывает и никогда не восполняется. Для мониторинга — выборка повторяет генеральную совокупность.

Субъекты ОМ – современные подходы.

2 типа подходов:

1. монистический. Единств полноправ субъ-т ОМ -народ, массовидная совок-ть, представляющая большинство индивидуальных субъектов в рамках данной общности. Все остальное -не субъект. ОМ — появление общенациональной -народной воли (часто у авторов, рассматривающих ом в полит системе об-ва) НЕДОСТАТКИ: неприменим для управленческих и прогностических задач, аналитических; не вскрывает реальных противоречий в структуре ОМ, не дает оснований для полноценного измерения и прогнозирования.

2. плюралистический. Границы суб-та относительны — в его состав входит множ-во разл стр-р и подсистем. Нет единой общественности, есть множ-во групп, кот яв-ся отдельным субъектом.

Позволяет анализировать не только фазу функционирования, но зарождения и отмирания ом.

Что выбрать? - необходимо исходить из понимания объекта ОМ. Если объект — общезначимый, то субъект — население в целом, если объекты взаимодействуют с элементами определенных общностей — то эти слои и будут выступать как субъекты ОМ.

 

Гносеологический и социологический подходы к ОМ

Преимуществ комплекс.трактовки: данный подход исходит из осознания двойствен.природы общ.мнения, комплекс.подход позволяет снять недостатки и противоречия присущие как радикал.гносеологическим так социологический трактовкам ОМ. Он позволяет выявить различ.стороны соц.бытия ОМ и охарактеризовать его различные соц.функции.Суть гносеолог.подхода: в том, что гносеолог.анализ фиксирует его особенности и специфич.черты как особого способа отражения действительности. В рамках гносеолог.подхода расматриваются аспекта общ.мнения: его собствен.отражательная природа. И второе: его соотношение общ.мнение с общест.сознанием и различными элементами его структуры. В рамках гносеолог.подхода ищутся ответы на вопросы: мера адекватности отражения обществ.мнение окр.действительности. КАТЕГОРИИ: сознание, познание - категориальный ряд и происходит абстрагирование от соц.детермированности общ.мнения.

Социолог.подход: исходит из представления об общ.мнения, как о соц.институте и рассматривается как элемент системы обществ.отношений. Соц-г.подход ориентирует на понимание обществ.мнения как соц.явления формируемого активностью субъектов и их деятельности. Т.е. Такого феномена кот.имеет институциональную природу и способы включатся в процесс соц.изменений.Необходимо глубже рассмотреть гносеолог.подход. 2 традиции изучения в рамках него: индуктивная и дедуктвная. Первая исходит из того, что обществен.мнение определяется через дизагрегацию катеторий общ.сознание или массо.знание. Например, Ласслоу: общ.мнение -одно из состояений общ.сосзнание, другие как проявление.

Двойственная природа ОМ.

Общественное мнение и политика. Общ.мнение взаимодействует с полит.системой в двоякой роли. В этом заключается сложность включение общ.мнения. С одн.стороны - общ.мнение - это среда, в кот.реализуется полиитка. Полит.система, кот.-представ.собой целостн.совокупность гос и негос.институтов и системы отношений между ними, посредством кот. Осуществляется гос. Власть. Данный аспект включения общ.мнения в полит.сферу принято называть экстернальный.. ОМ может спососбвтовать или препятствовать функционированию власт.институтов. В этой роли общ.мнение может принимать институц. Форму. Экстер.канал включения ОМ в полит.жизнь всегда на виду.Это первый аспект. Второй аспект двойственного полит.статуса ОМ- интернальный и его суть в том, что ОМ само способно выступать в качестве составн.элемента полит. Системы и спосообно обособлятся и самостоятельно функционировать. Стать объективирован.разными путями. К жестк.путям относятся выборы Президенты депутатов и тд. И к мягким относятся петиции, законопроекты, различные поправки и рез-ты проведенных соц-г.опросов. Массовые оценки, одобрения или осуждения отрываются от своих носителей и начинают жить самостоятельной жизнью в виде полит.правил, оценок и иногда становятся нормами и стереотипами.Чтобы приобрести качества интернальности ОМ должно обладать след.качествами: 1 Полит.или управлен.значимость объекта мнения 2 Объективированность. Она является комплексн.условием и это означает, что она должна приобрести публичное звучание и должно стать законченным то есть способным к обособлению от субъекта и к самостоят.существованию. Объективирован.ОМ - это соц.оценки и действия соц.субъекта, кот.сформировались, выражены и существуют в политике в относиительно независимой от субъекта форме. Интернал.ОМ взаимодействует и с внутр.элементами полит.система и с соц.ситуацией-внешн.средой. ОМ- это уже состоявшееся мненние или мнение "вчерашн.дня". Липманн писал, что ОМ всегда отстает от хода событий Любое измеренное ОМ - это мнение вчерашн.дня.Оно существует независимо от субъекта. Интернальное ОМявляется состоявшимся и именно оно вступает в контакт с различными полит.институтами.Одновременно оно взаимодействует с внешн. Средой, составн. Частью кот.является экстер.ОМ.Связь А от экстер. К интер. ОМ становится объективированным, выражясь и обособляясь, входит в структура полит.системы.Связь Б: интер.мнение воздействует на зарождение и формирование или трансформацию мнения, функционирующего во внешней среды. Пример: обнародованы рез-ты предвыборн.вопросов способно сформировать предпочтение к более сильному депутату. Знание двойственности природы социально-политического статуса ОМ позволяет понять суть парадокса ОМ. Парадокс заключается в том, что зачастую оновременно существуют два совпадающих по обекту и субъекту массовых заинтересованных оценочно-ценностных суждений, которые могут отличаться по большинству своих свойств, в том числе как полярность и интенсивность. При этом в основу управленческих решений закладывается интернальное ОМ. Ошибки можно избежать из 2 моментов: двойственность статуса социально-политического ОМ, непрерывность процесса социального оценивания. Это означает, что субъекты управления должны учитывать как экстернальное, так и интернальное ОМ и прцесс их оценивания должен постоянно. Вывод: ОМ как элемент среды, в котором функционирует политическая система, так и составнной частью этой системы

 

Структура ом.

Различные варианты структурализации. 5 структур:

· содержательная

· базисная

· динамическая

· субъектная

· объектная

Условно можно разделить на первичные(СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ, БАЗИСНАЯ – отраж сущностные хар-ки ом и пронизывают вторичные) и вторичные.

содержательная структура (структура направленности) - строение по направленности или полярности. Формирует наиб важные св-ва изучаемого феномена: Тип отношения субъекта к объекту. Оно м.б. позитивное, негативное, нейтральное, отсутствовать. эта структура присутствует всегда, это первичная информативная хар-ка ом. В 1 оч д.б.? о содержат стр-ре ОМ. (ваше отношение к....)

Базисная — основывается на природе и сущностных характеристиках мнения. Ом по индуктивной концепции — выводит из индивидуальной суммы оценоч и ценност суждений и их волевых прояв-ий. Это повод д\выделения 3 компонентов: рационального, эмоционального, волевого. базисное ОТНОШЕНИЕ субъекта к объекту — духовное или духовно-практическое. общественное суждение и общест воля — это первичные элементы базисной стр-ры.

1. Общественное суждение (соц оценка) — заинтересованное оценочно-ценностное суждение субъекта мнения по поводу явлений или событий, кот дискуссионны, информационно доступны и затрагивают его интересы. Эта Соц. Оценка м.б. представлена как комбинация эмоционального и рационального. В структуре соц оценки ОМ 2 компонента — эмоциональный и рациональный. 1) рациональный — знания, сведения об объекте (без него ом не м возникнуть). Формируется посредством поиска и освоения информации + сопоставление с собственными знаниями и представлениями. Анализ влияния объекта мнения на реализацию интересов. Не только знания, но и убеждения могут быть фактором формир-я. Мера выраж-ти зависит от хар-к об-та, а также от параметров субъекта (информированность, образованность, психологическая ситуация,социальная).

2) Эмоциональный компонент тоже обязательно присутствует в стр-ре оценки — чувства, переживания, настроение в обществе. Определяет её эмоц насыщ-ть; от неё зависит интенсивность и выраженность ОМ.

Деление на эмоц и рац условно, в исследоват целях, но соотношение их является важнейшей характеристикой функционир-я ОМ. ПО этому соотношению можно судить о тенденциях влияния ОМ на события. Более рациональное мнение подвержено меньше манипуляции (треб больше информации д/собств трансформации), и наоборот.

2. Волевая составляющая — формируется на основе соц. оценки и хар-ет направленность субъекта на практ деят-ть по реализации интересов, связанных с содержанием объекта. Отражает духовно-практич сторону. Без волевого компонента не может трансформирвоать социальную действитеьнсоть.

Т.о. Эта стуктура указывает на свойства и внутреннние потенции мнения. В методологическом плане любое эмпирическое исследование структуре должно иметь все 3 блока: рационального, эмоционального и волевого компонента.

Динамическая стр-ра — внутренне строение жизненного цикла ОМ по поводу единого объекта. Разл взгляды на кол-во эл-тов. Ядов — становление и функционирование, горшков: стан-е функц-е. Гавра заметил сущест методол изъян: незавершенность построений, авторы забывают о нисходящей ветви. Предлагает применить подход осн на конц-ии жизн цикла. Фаза становления: зарождение, формирвоание, убывания — спад и отмирание. Всего 5 этапов.

Зарождение. Широкий интерес множества индивидов к объекту. Потребность у индивидов в обмене информацией. Начинается обмен индивидуальных и зарождается групповая оценка. -> совок-ть инд и групповых оценок, но они не обладают свойствами ОМ.

Формирование. Приобретение качеств соц оценки. СПОНТАННЫЙ И ОРГАНИЗОВАННЫЙ ОБМЕН. БОРЬБА между мнениями: оппозиционное и доминирующее мнение выявляется. волевая составляющая еще не развита

Функционирование. Все функции приобретают наибольшее выражение. Господствующее мнение институционализируется, партнер гос-ва или других институтов. Функции реализуются: контрольная, консультативная, директивная и защитная. Объет продолжвает быть в фокусе, связ с ним проблема не снята. Поляризация мнений и ясно очерчивается позиция большинства

Спад. объект уходит из числа актуальных для большинства. Обусловлено: а) решение проблемы, б) осознание большинством нерешимости данной проблемы. Сужается географический и социальный ареал, не действенно, не столь эффективно реализуются функции. Объект еще вызывает интерес.

Отмирание. Превращается в конгломерат оценоч суждений. Нет дискуссий. Еще могут присутствовать отдельные группы с достаточно выраженным мнением по пов об-та. Неправильная выборка может внести проблемы))

Границ между стадиями не жесткие. Часто ОМ не достигает фазы зрелого функц-я, а сразу переходит в фазу отмирания (раздутая проблема) — такое тоже м.б.

Субъектная структура любой соц оценки хар-ет мнение со стор строения ее суб-та, то есть отражает состав подсистем ОМ по социологическим и социально-демографическим параметрам: половозрастная, профессиональная, национальная, конфессиональная структры ИЗМЕРЕННОГО ОМ

Принципиально то, что мы исх из плюралистического понимания суб-та - мы не д ограничиваться изучением строения мнения большинства (и меньшинства и неопределившихся). Паспортичка — для выявление социальных характеристик. На основании субъектной стр-ры выборки м говорить о репрезентативности. важные параметры: национальность, кол-во детей, домохозяйств, доход, недвижимость. Нет стандартной паспортички, все зависит от объекта!!!

Объектная структура ОМ

Рассмотрение объектного среза — особая задача. Нельзя изучать проблему в отрыве от соц контекста.

Объектная структура — есть вся совокупность значимых для изучаемого объекта мнения параллельно функционирующих др объектов ом.

Об общей совокупности мнений, представленных в данном обществе.

 

Функции ОМ

Функция в социол контексте -

· роль того или иного элемента в социальной системе, ее организации как целого

· завис-ть м\у разл соц процессами, выражаемая в функцион взаимосвязях переменных

· социальное действие, ставшее стандартизированным, регулируемое определеными нормами и контролируемое социальными институтами.

Для ОМ — 1и 3 определение функции.

Итак, ом = с 1 ст, духовное, с др ст, духовно-практ явление

3 основных типа структур расчления функций:

1. базисная. Строится из 2-нности ОМ. Делит f на

o Гносеологические (хар-ют отражат спос-ть ом): оценочные и познавательные.

- Оценочная функция — основная гносеологичсекая функция — представляет выражение заинтересованное ценност отн-е массовго субъекта к актуальной проблеме соц действит-ти. Для реализации не требуется специальных условий (если мнение сформировалось, оно обяз выступит в своей оценочной f, т.к. это следует из его гносеологической природы) Посредством реализации субъекта ОМ выражает свое одобрение или нет, доверие или нет.

- Познавательная — спос-ть ОМ выступать в кач-ве источника и средства, способа социального познания. С помощью познавательной функции сводит воедино опыт масс

o Социологические (связаны со способами включения ОМ в социальную систему, с его ролями как социального института):

¾ Адаптирующая: fсоциализации — усвоение индивидом норм, ценностей, традиции, позволяющих ему стать полноправным социальным субъектом. f Воспитательная — приводит поступки и действия людей в соот-е с треб-ми т н непис законов

¾ культуронаследования. В способности ОМ выступать в качесвте механизма трансляции норм, ценностей, ритуалов от поколения к поколению. Так называемая социальная память общества.

¾ Социорегуляции. Представляют ОМ как активного участника полит и управленч процессов. Делятся на информационную ( ом вып роль соц информации дэсоц-полит инст-тов и органов У. ОМ выст каналом обр связи м/у об-вом и гос-вом), целеполагающую (отражает роль ом в постановке целей развития об-ва), на группу управленч ф-ий ( сост из регулятивной и номенклатурной ф-ий ).

Регулятивная: обесп реализацию опр норм общест отношений. Мех-м ее воздействия осн на действии функций =): директивной (ом как прямой суб-т властных отн-ий, приказывает власт инст-там eg референдум), контрольной, защитной (защита отд лиц или институц образований от суб-тов власти), консультативной (советы д\суб-тов У. выступает в этой роли независимо от желания властей).

Целеполагающая. Выражает роль ОМ в постановке целей развития общества.

2. Объектная. Все функции на 2 группы:

неиснтитуциональные. ОМ воздействет на индивида и группы. Это - Социализации, воспитательная (эти совпадают с идентичными функциями в базисной стр-ре), социального контроля, регуляции (выполнение ОМ роли силы, регулирующей жизнь субъекта в обществе), социальной ориентации (поддерж-е эмоц-психол равновесия людей в усл-ях соц напряженности).

Институциональные. Те функции, которые ОМ выполняет по отношению к социальным и политичсеким институтам.: оценочная, информационаая, целеполагающая, регулятивная, контрольная, директивная, защитная, консультативная, номенклатурная, легитимации (придание законного статуса различным институтам). жесткие способы легитимации — выборы, мягкие - публичная поддержка.

3. системная (социетальная структура). Содержит функции ОМ которые воздействуют на устойчивость существования и развития системы в целом. Делит функции на 2 группы: эуфункции — те функции ОМ, выступая в которых оно способствует стабилизации социальной системы.

и дисфункции. Напротив, содержит те функции, которые направлены на дестабилизацию и дезинтеграцию системы

наполнение зависит от ситуации. Например: контрольная, директивная, защитная могут быть направлены и на стабилизацию и против нее.

21 = 17+22. 22 Соотношение ОМ и политики.

Определение политики: - это сфера дея-ти, связанная отношениями между социальными общностями по поводу организации и использования государственной власти. Деятельностно и организационные аспекты политики. Деятельностный: Первый связан с динамикой, то есть совокупность форм и фукнкций политики.Функции политики: общие и процессуальные. Общие отражаеют роль политики в функционировании соц.полит.целого, а процессуальные связаны с создаванием и реализации полит.решений. Из общих ф-ий политики ОМ связано с двумя: полит.социализации и включения в политику. ОМ напрямую участвует в трансляции норм и ценностей из пок.в поколение и участвует в процессе социализации индивида. Роль ОМ: сила позиции бол-ва и неписанных правил, норма, табу, стереотипов, кот.насаждается ОМ, воздействие бывает сильнее, чем воздействие традиц.институтов школы и церкви. Индивиды участвуя в выборах и даже опросах становятся причастными к власти и осознают возможности вличния Процесс.ф-ии: 1. выражение интереса и здесь связь с ОМ безусловна. Интеграция интереса и связь есть, поскольку целенаправлен.деятельность по согласованию должна базироваться на безусловной базе. Чтобы знать обратится к ОМ. Выработка политики. Здесь ОМ как информ.база и ист-к сведений об обстановке и участников полит.процесса. Принятие решений. Связана с ОМ, поскольку от достоверности и точности информации зависит правильность выбора. Исполнение решений. ОМ необходима для претворения в жизнь решений и может способствовать иил препятсовать их реализации(саботировать) Организационный аспект: построение и работа политической системы общества. В структурном плане политичсекую систему об-ва можно представить как сов-ть 4 систем: организационной, нормативной, культурно-идеологической, информационно-коммуникативной. Место ОМ находится в составе культурно-идеологической наряду с политичсекой идеологией и культурой. Взаимосвязь внутри культ-идеологич. Связь ОМ и идеологии. ОМ -неотъемлемый фактор идеологического процесса. ОМ и политическая культура. Роль ОМ в политичсекой социализации. Взаимодействие ОМ с организац.подсистемой: оно описывается в трех пунктах: 1 Социальное и политич.целеполагание.Выработка политики и корректироввка полит.курса. Определение содержания и программы действий. 2 Конституирование и легитимация полит.институтов. 3.Через механизмы прямой демократии формируется партийно-полит.структра и персональный состав представительных ветвей власти. Таким же образом происходит образование руководящ.органов полит.партий и обществ.организаций.Существует обратная связь, когда гос-во и др.институты воздействуют на ОМ. Бывают мягкие и жесткие, доходящие до давления.Банальное сокрытие информации- форма манипуляции ОМ. Взаимодействие ОМ с нормативной подсистемой: следует из природы ОМ как явления, имеющий ценност.основы.Оно же применяет санкции законодательно незакрепленных норм и правил. Применительно к законодат.закрепленным нормам роль ОМ не так велика но 2 аспекта: это политико-прав.нормы должны быть приемлемыы для обществ.сознания, потому что в противном случае, они не имеют шансов пройти через органы исполнит.власти либо не будут работать. 2 аспект: механизм принятия важнейших норматив. Актов как Конституция - это референдум- это апелляция к ОМ.Обратная связь: посредством законодат.актов гос-во регламентирует роль ОМ в жизни общества.В них устанавливается перечень проблем, кот.не могут решатся без учета ОМ. С информационно-коммуникативной: связь ОМ и СМИ не исчерпывается простой трансляцией от власти к обществу, так как сами СМИ являются крупнейшими потребителями реакции об-ва на происходящие события. Обратная связь: чрезвычайна сиьна, именно СМИ выступают наиболее важным факторам формирвоания и манипулирования ОМ. Вывод: ОМ взаимосвязана как с деятельностным, так и соргнаизационным политики, оно способноя являться неотъемлемой составной частью политичсекой системы и имеет сложные и многозначные связи с элементами структуры. Каков реальный статус ОМ: этот статус формируется системой нормативных актов, регламентирующих законадательное строительство, ОМ потенциально является комплексным институтом


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.