Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2017-12-12 | 520 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
План
Задание для самостоятельной работы
1. Заполните таблицу «Реформы Александра II».
Реформа | Содержание реформы | Последствия | |
Положительные | Негативные | ||
2. Подготовьте сообщения об известных вам государственных деятелях эпохи «Великих реформ» (по выбору).
3. Изобразите на схеме взаимоотношения в треугольнике государство – помещики – крестьянские общины, обусловленные процессом освобождения крестьян.
Вопросы для обсуждения
- равнозначны ли понятия «революция сверху» и «буржуазные реформы»?
- почему Александр II, проявивший себя в период правления своего отца как сторонник сохранения крепостного права, решился на его уничтожение, а затем и на проведение реформ практически во всех сферах российской действительности?
- 19 февраля 1861 г. произошло падение или отмена крепостного права?
- расскажите о вариантах решения крестьянского вопроса различными общественно-политическими силами общества. Какой из них вам представляется наиболее приемлемым для России и почему?
- почему реформа 1861 г. не сломала общину?
- согласны ли вы с утверждением, что земства являются зародышем Конституции?
- на каких территориях империи не вводилось земское управление и почему?
- почему городские думы были менее активны по сравнению с земствами?
- согласны ли вы с утверждением, что судебная реформа оказалась самой последовательной из проведенных реформ?
- стало ли введение всеобщей воинской повинности достаточным условием для повышения боеспособности армии?
|
- какие итоги эпохи «Великих реформ» представляются наиболее значимыми для дальнейшего развития России?
Источники и литература
Манифест 19 февраля 1861 г. // http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/feb1861.htm
Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости // http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/krest.htm
Конец крепостничества в России: Документы, письма, мемуары, статьи. М., 1994.
Александр II. Воспоминания. Дневники. СПб., 1995.
Валуев П.А. Дневник П.А. Валуева, министра внутренних дел. М., 1961. Т. 1-2.
Государственные деятели России глазами современников. Александр II. М., 1995.
Захарова Л.Г. Реформы и реформаторы в истории России. М., 1996.
Земское самоуправление в России. Т. 1-2. М., 2005.
Кудинов О.А. Конституционные реформы в России в XIX – начале ХХ вв. М., 2000.
Литвак Б.Г. Переворот 1861 г. в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М., 1991.
Ляшенко Л.М. Александр II. М., 2010.
Толмачев Е.П. Александр II и его время. М., 1998. Кн. 1-2.
Эйдельман Н.Я. «Революция сверху» в России. М., 1989.
Тема № 18. Общественная мысль и политические движения в пореформенный период
План
Задание для самостоятельной работы
1. Подготовьте сообщения об известных вам общественных деятелях периода правления Александра II (по выбору).
2. Заполните схему «Народничество».
3. Заполните таблицу «Нелегальные организации 1860-х – начала 1880-х гг.».
Организация | Время существования | Лидеры | Цели и задачи | Деятельность |
4. К каким течениям в народничестве принадлежали авторы цитат?
1. «Чтобы не быть совсем одиноким, человек, начинающий борьбу против общественных форм, должен только высказать свою мысль так, чтобы ее узнали: если она верна, то он не будет одинок. Он будет иметь товарищей, единомышленников между людьми наиболее свежей, восприимчивой мысли… Это — сила невидимая, не ощутимая, не проявившаяся еще в действии, но уже сила. Чтобы действие силы проявилось, нужен пример». _____________________
|
2. «Народ наш глубоко и страстно ненавидит государство, ненавидит всех представителей его, в каком бы виде они перед ним не являлись».
_____________________
3. «Ближайшая цель революции должна заключаться в захвате политической власти, в создании революционного государства. Революция осуществляется революционным государством». _____________________
4. Русский мужик – «бунтарь по природе». _____________________
5. «Наша общественная форма обязана своим существованием государству… висящему, так сказать, в воздухе». _____________________
Вопросы для обсуждения
- чем были вызваны общественные подъемы конца 1850-х – начала 1860-х гг. и конца 1870-х – начала 1880-х гг.? В чем между ними сходство и различия? Можно ли называть их революционными ситуациями?
- случайно или закономерно появление нечаещины в России?
- почему революционная пропаганда не нашла отклика в крестьянстве?
- как руководители «Народной воли» обосновывали необходимость террора?
- может ли террор способствовать достижению политических целей?
- как ставились и решались этические проблемы в идеологии народников?
- убийство Александра II - революционный подвиг, трагическая ошибка или что-то еще…?
Источники и литература
«Барским крестьянам от их доброжелателей поклон» // http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/chern.htm
«Молодая Россия» // http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/molrus.htm
Нечаев С.Г. Катехизис революционера // http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/nechaev.htm
Программа «Земли и воли» 1878 г. Окончательная редакция // http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/zemvol.htm
Революционный радикализм в России: век девятнадцатый. Документальная публикация / Ред. Е.Л. Рудницкая. М., 1997.
Гракх (Ткачев П.Н.) Терроризм как единственное средство нравственного и общественного возрождения России // http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/tkachev.htm
Из адреса тверского дворянства Александру II, 1862 г. // http://his95.narod.ru/doc10/d61_3.htm
Дело Чернышевского. Сб. документов. Саратов, 1968.
Демин В. Бакунин. М., 2006.
Кропоткин П.А. Записки революционера (любое издание).
Лавров П.Л. Исторические письма // Лавров П.Л. Философия и социология. Избранные произведения. В 2 тт. М., 1965. Т. 2.
|
1 марта 1881 г.: Казнь императора Александра II. Документы и материалы. М., 1991.
Революционное народничество 70-х гг.: Сб. документов и материалов. В 2 тт. М., 1964-1965.
Фигнер В.Н. Запечатленный труд: Воспоминания // http://www.narovol.narod.ru/archiv/archivmain.htm
Итенберг Б.С., Твардовская В.А. Граф М.Т. Лорис-Меликов и его современники. М., 2004.
Кан Г.С. Народная воля: идеология и лидеры. М., 1997.
Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика. М., 2000.
Секиринский С.С., Шелохаев В.В. Либерализм в России: Очерки истории (середина XIX - начало XX в.). М., 1995.
Соколов К.Б. Российская интеллигенция XVIII – начала ХХ века: картина мира и повседневность. СПб., 2007.
Стайтс Р. Женское освободительное движение в России: Феминизм, нигилизм и большевики. 1860-1930. М., 2004.
Толмачев Е.П. Александр II и его время. М., 1998. Кн. 1-2.
Народная воля: http://www.narovol.narod.ru/
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!