Становление и развитие педагогической эвристики — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Становление и развитие педагогической эвристики

2017-12-10 506
Становление и развитие педагогической эвристики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭВРИСТИКА

Предисловие

РАЗДЕЛ I. Эвристика в системе современного знания. Становление и развитие педагогической эвристики

I.1. Введение в дисциплину

I.2. Становление и развитие эвристики. История её эволюции

I.2.1. Эвристика и майевтика Сократа

I.2.2. Метод Архимеда

I.2.3. Эвристика Папа

I.2.4. Эвристика в работах Декарта

I.2.5. Эвристические идеи Лейбница

I.3. Сравнительный анализ в эвристике XIX века..

I.3.1. Работы Сен-Симона и Больцано.

I.3.2. Алгебра Буля

I.3.3. Эвристика в работах Пуанкаре

I.3.4. Эвристика Энгельмейера

I.4. Современный этап развития эвристики

I.4.1. Значение работ Пойа

I.4.2. Современные определения эвристики

I.5. Предмет и задачи эвристики

Предисловие

 

«Эврика!» – это восклицание древнего учёного и изобретателя Архимеда знакомо всем с детства. Это слово – не просто констатация факта находки. В нашем сознании оно ассоциируется с выражением высшего чувства удовлетворения, радости и восторга от найденного решения задачи, которое до этого никому не удавалось решить. Прошло более двух тысячелетий, в нашем лексиконе появилось слово «Эвристика». В настоящее время соответствующее ему понятие нашло широкое распространение. В нашем сознании оно всегда связано с творческой деятельностью. Общими звеньями, связывающими воедино эвристику и творчество, являются представления о нетривиальности, неординарности, новизне, уникальности.

Основополагающие идеи и закономерности эвристики, проверенные классические методы и системы эвристического поиска изучаются с целью последующего целенаправленного их применения в подготовке специалистов в различных областях человеческой деятельности, в том числе в педагогике.

Эвристические методы могут быть широко применены в практике современного руководителя любого ранга, в том числе в деятельности современного педагога. Проведение совещаний, деловых игр с использованием эвристических методов («мозгового штурма», эмпатии, инверсии, синектики и др.) дает, как правило, много инновационных идей, принципиально новых подходов к решению различного типа управленческих проблем. Эвристические методы сегодня находят широкое применение, так как стимулируют развитие интуитивного мышления, способностей к воображению и творчеству.

Целью изучения дисциплины «Педагогическая эвристика» является формирование системы знаний об эвристической деятельности, в том числе в педагогике; рассмотрение состояния и тенденций развития эвристической деятельности; обучение основным эвристическим методам и их применению в педагогике; ознакомление с основами прогнозирования в развитии техники, в решении творческих задач.

 

РАЗДЕЛ I

Эвристика в системе современного знания.

Элементы эвристической деятельности в педагогике

 

Метод проб и ошибок

Это древнейший метод поиска нового. Сущность его в том, что человек, сталкиваясь с проблемой, ищет её решение, перебирает различные варианты решений, сравнивает их, пробует, ошибается, находит или не находит хороший из них. Метод лежал в основе эволюции человечества. С его помощью создавались первые орудия труда, здания, корабли.

По мере развития техники он становится неэффективным: не удаётся быстро получать решения, ошибки становятся слишком дорогими. Времени и права на ошибку у человека не остаётся. Этим методом сейчас могут быть решены только простейшие бытовые задачи.

К методу проб и ошибок относится поиск аналогичных решений в природе, случайные подсказки существующих объектов.

 

Методы «мозговой атаки»

 

Метод и термин «мозговой штурм» и «мозговая атака» выдвинуты американским учёным А.Ф. Осборном – метод стимуляции творческой активности. За основу взят вариант эвристического диалога Сократа. Коллективно генерировать идеи продуктивнее, чем индивидуально. В обычных условиях творческая активность часто сдерживается явно и неявно существующими барьерами: психологическими, социальными и др. Концепция мозговой атаки получила распространение с начала 50-х годов как метод систематической тренировки творческого мышления, нацеленный на открытие новых идей и достижение согласия группы людей на основе интуитивного мышления.

Существует несколько модификаций этого метода:

Прямая «мозговая атака» – метод коллективного генерирования идей.

Цель метода – собрать как можно большее количество идей, освободить мышление от инерции, преодолеть привычный ход мыслей при решении творческих задач. Метод запрещает критиковать предложенные участниками идеи, поощряет разные реплики, шутки. Число участников группы 4-15 человек, наиболее оптимальным считается группа 7-13 человек. При этом желательно, чтобы участники имели образование разного уровня, разную специализацию. Желательно соблюдать баланс между участниками с разным уровнем активности, характером и темпераментом. Время «мозговой атаки» от 15 мин. до 1 час. Отбор идей ведут специалисты-эксперты, оценивающие их в 2 этапа. В начале отбираются наиболее оригинальные и рациональные идеи, а потом определяется самая оптимальная с учётом специфики творческой задачи и цели её решения.

Массовая «мозговая атака» – аналогична прямой, но число участников гораздо больше – 20-60 человек. Это даёт возможность увеличить эффективность генерирования новых идей. Присутствующих делят на малые группы численностью 5-6 человек. Они самостоятельно проводят прямую «мозговую атаку».

«Мозговой штурм» с критикой высказываемых соображений. Сущность диалога состоит в активизации творческого потенциала аудитории при коллективном генерировании идей с последующим формулированием контр-идей.

В настоящее время методы «мозговой атаки» используются при проведении ролевых, деловых игр.

При проведении мозговой атаки на этапе генерации идей стараются соблюдать следующие правила:

§ обеспечить как можно большую свободу мышления участников «мозговой атаки» и высказывания ими новых идей;

§ приветствовать любые идеи, даже если вначале они кажутся сомнительными (обсуждение и оценка идей проводится позже), поощрять идеи в виде смелых и необычных замыслов;

§ не допускать критики, не объявлять ложной и не прекращать обсуждение ни одной идеи;

§ высказывать как можно больше идей, особенно нетривиальных;

§ стараться создавать цепные реакции идей, то есть высказываемые замыслы и идеи необходимо комбинировать и улучшать.

Этап обсуждения и оценки идей основан на учёте определённых принципов:

o принцип полноты анализа идей и их обобщения. Ни одна идея, даже абсурдная, не исключается из практического анализа. Все идеи подлежат классификации и обобщению. Часто аналитическое обобщение даёт удачные результаты;

o принцип аналитического потенциала. Группа специалистов, оценивающих идеи, должна в своём составе содержать аналитиков, хорошо понимающих суть проблемы, цели, сферу исследования;

o принцип критериальной чёткости в оценивании и анализе идей. Чтобы оценки были объективными, должны быть сформулированы критерии, которыми руководствуются все участники мозговой атаки. Основными являются: соответствие цели исследования; рациональность; реальность; обеспеченность ресурсами;

o принцип конкретизации идеи. Некоторые первоначальные идеи нуждаются в уточнении, конкретизации, дополнении. Решение по идее этого типа принимается после её доработки;

o принцип конструктивизма, предполагающий ориентировать идеи на построение концепции, программы действий, осуществлять увязку идей;

o принцип позитивизма в анализе идей.

Анализ можно проводить на принципах позитивизма и негативизма. Первый ориентирует на поиск рационального, конструктивного в любых его проявлениях. Второй направлен на установку критических оценок, скептицизма, жёсткости практических критериев.

В зависимости от принятых правил и жёсткости их выполнения различают:

ü мозговую атаку;

ü метод обмена мнениями;

ü методы типа комиссий, судов (когда одна группа вносит как можно больше решений, а вторая старается их максимально критиковать);

ü синектический штурм. Этот метод даёт возможность находить наиболее оригинальные решения, но не позволяет решать специальные творческие задачи.

Процедура предусматривает обдумывание проблемы участниками и фиксацию (бланки, рабочие тетради) конкретных шагов по её решению:

1) избрание лидера и его сообщение о путях решения задачи;

2) сообщение каждого участника группы по решению задачи;

3) творческая дискуссия, руководимая избранным лидером;

4) согласование соображений участников дискуссии, разработка модели решения.

Достоинствами этих методов коллективного поиска оригинальных идей состоят в том, что они сочетают логику и интуицию, научную фантазию и скрупулёзный расчёт, предполагают равенство всех членов группы при обсуждении. Метод собирает людей различных специальностей, практического опыта, научного темперамента, индивидуальных качеств и, следовательно, владеющих различными методами исследования. Это позволяет преодолеть рутинное мышление, рационализм, эмоциональную вялость. Доброжелательный психологический климат способствует интеллектуальной раскованности, усиливает интуицию и воображение.

Вышерассмотренные методы не гарантируют тщательной разработки идей и имеют ограничения, если творческая задача требует больших расчётов, вычислений. Не всегда удаётся преодолеть инерцию мышления. Может возникать иллюзия, что найден наиболее удачный подход к решению творческой задачи, и логика мышления группы может «зациклится» именно на этом варианте.

Метод многомерных матриц

 

Его называют также методом морфологического анализа. Он нацелен на решение следующих задач:

o имеющих сравнительно небольшое число уже известных их элементов;

o нуждающихся в поиске ещё неизвестных новых элементов;

o проблем больших чисел.

Основная идея морфологических методов – систематически находить все возможные варианты решения проблемы или реализации системы путём комбинирования выделенных элементов или их признаков. Идеи морфологического образа мышления восходят к Аристотелю, Платону.

Основные принципы морфологического анализа:

o равный интерес ко всем объектам;

o максимально точная формулировка поставленных целей;

o ликвидация всех ограничений и оценок, до тех пор, пока не будет получена полная структура исследуемой области.

Часто новое – это непрерывная (нестандартная) комбинация уже известных элементов (устройств, процессов, идей) или известного с неизвестным. Метод многомерных матриц позволяет избежать многих ошибок, целенаправленно и системно решая проблему, так как основан на принципе системного анализа новых связей и отношений, которые проявляются в ходе матричного анализа исследуемой проблемы.

Достоинство метода в том, что он позволяет не только решить сложную творческую задачу, но и порождает новые оригинальные идеи.

Недостатки и ограничения метода в том, что при решении задач средней трудности в матрице оказываются сотни вариантов решений, выбор из которых оптимального не прост. Этот метод не даёт гарантии, что будут учтены все параметры исследуемой системы.

Метод свободных ассоциаций

 

Высоких результатов творческой деятельности, особенно на этапе генерирования творческих идей, можно добиться в ходе поиска всё новых и новых ассоциаций, которые в итоге могут натолкнуть на продуктивные идеи решения задачи. В процессе зарождения ассоциаций выявляются новые взаимосвязи между компонентами решаемой проблемы и элементами внешнего мира на основе прежнего опыта творческой деятельности участников коллективного решения задачи. Из новых ассоциативных связей возникают творческие идеи решения проблемы.

Важно, чтобы каждый член группы участвовал в обсуждении и предлагал свою ассоциацию или понятие, которые могут послужить основой установления новых ассоциативных связей в процессе генерирования новых идей. Применение метода опирается на принципы свободных ассоциаций, антиконформизма, отсроченного критического анализа.

Принципы, на которые следует опираться в процессе применения этого метода:

1) свободных ассоциаций;

2) антиконформизма;

3) отсроченного критического анализа.

Приведем пример метода свободных ассоциаций. Допустим, Вы являетесь руководителем типографии. Вам необходимо наработать идеи решения следующей проблемы: как повысить эффективность рекламы, выпускаемой Вами продукции. Руководитель группы на основе метода свободных ассоциаций предлагает, например, слово «студент». Это слово даёт несколько ассоциаций и соответственно идей того, как активизировать рекламу продукции типографии. На основе ассоциаций, которые вызывает у членов группы слово «студент», генерируются следующие идеи:

· необходимо шире рекламировать нашу продукцию среди студенческой молодежи;

· необходимо дифференцированно подходить к рекламе среди студентов, учащихся и других категорий населения;

· для рекламы нужно привлекать самих студентов;

· необходимо чаще публиковать рекламу нашей продукции в изданиях, которые читают студенты.

 

Метод инверсии (обращения)

 

Метод ориентирован на поиск решения творческой задачи в новых, неожиданных направлениях. Новый ракурс позволяет взглянуть на задачу по-новому, преодолеть стереотипы формальной логики и здравого смысла. Изобретатели обратили внимание на то, что часто в ситуациях, когда логические приёмы, процедуры мышления бесплодны и заводят в тупик. Плодотворным оказывается альтернативный взгляд. Например, когда рассмотрение объекта с внешней стороны не даёт решения, то его рассмотрение целесообразно провести с внутренней стороны.

Метод инверсии основан на закономерностях принципа дуализма, единства противоположных (прямых и обратных) процедур творческого мышления: анализа и синтеза; логического и интуитивного; синтетических и динамических характеристик объекта; внешних и внутренних сторон объекта; увеличения или уменьшения размеров конкретного и абстрактного; реального и фантастического; разъединения и объединения; конвергенции (сужение поля поиска) и дивергенции (расширение поля поиска). Если не удаётся решить задачу с начала до конца, то следует попробовать решить её от конца к началу.

Достоинство метода – он развивает диалектику мышления, даёт возможность отыскивать выход из, казалось бы, тупиковой ситуации, предлагает оригинальные, порой неожиданные решения творческих задач разного уровня трудности и проблемности. Для этого необходим высокий уровень творческих способностей, знаний, умений и опыта, что ограничивает его применение.

Метод аналогий

 

Решение технических задач часто происходит по аналогии. Это можно с успехом применять для стимулирования новых идей. Создание нового технического средства может быть подсказано аналогичными ситуациями, встречающимися в других областях техники, а также в природе и искусстве. Например, крыло самолёта и подводные крылья судна проектируются и строятся аналогично. Применение в технике аналогий с механизмами живой природы затруднено в связи с тем, что большинство инженеров не имеют подготовки по биологии и физиологии. Например, в природе – сотни строительных конструкций (в растениях) и «насосов» (сердца животных).

 

Метод синектики

 

Синектика – объединение разнородных элементов. Метод применяется для стимулирования творческой активности, создаёт особые условия, стимулирующие выдвижение неожиданных и нестандартных аналогий и ассоциаций.

Метод является разновидностью мозговой атаки. Он предложен В.И. Гордоном (США) в 50-ые годы. Основан на мозговой атаке, которую ведут профессионалы. При этом допустима конструктивная критика. Профессионалы, имея опыт работы в своих областях, решают задачи приёмами, основанными на различных аналогиях. Метод заключается в следующем: в начале участников коллективного поиска решения знакомят с механизмами творчества. Часть этих механизмов можно развить обучением. Это – операционные механизмы. К ним относят прямую, личную и символическую аналогии. Применяя этот метод, надо избегать четкой преждевременной формулировки проблемы. Обсуждение должно начинаться с анализа общих признаков. Это проясняет постановку проблемы, чётче её обрисовывает. Если решение проблемы не находится, то следует предпринять повторный анализ ситуации, вызвавшей проблему. Можно представить проблему как совокупность задач.

Выдвижение идей, их отбор во многом зависят от руководителя творческой группы, его личностных качеств и профессиональных умений. Он должен уметь задавать вопросы, к месту вставлять реплики, уточнения, разъяснения. Его задача – создать обстановку, пробуждающую к активизации мыслительной деятельности. Поведение проектировщика напоминает поведение вычислительной машины: он пользуется информацией, которая в неё введена и действует по заданной схеме. Он проводит анализ, синтез, оценку. Повторение циклов ведёт до тех пор, пока не найдёт лучшее из возможных решений.

Его методы характеризуются чертами:

1. цели и критерии задаются заранее;

2. поиску решения предшествует проведение анализа;

3. оценка результатов даётся в основном в словесной форме и построена на логике, а не на эксперименте;

4. заранее фиксируется стратегия.

Достоинства – те же, что и у предыдущих методов.

Недостатки:

§ непродуктивность при решении специальных творческих задач;

§ кратковременность высокой продуктивности генерирования новых идей (сохраняется 30 – 40 мин., а затем снижается);

§ обязательное наличие у руководителя группы большого мастерства и опыта.

Метод сценариев

 

Методы подготовки и согласования представлений о проблеме или объекте, изложенных в письменном виде, названы сценарием.

Сценарием называют документ, содержащий анализ рассматриваемой проблемы или предложения по её решению, по развитию системы. Обычно предложения для его подготовки пишутся сначала индивидуально, а затем формируется согласованный текст. Например, сценарии социально-экономического развития России на разные периоды времени.

В основе метода лежат:

· принцип последовательного разрешения неопределённости;

· принцип содержательного и формального описания объекта.

Содержательное описание производится обычным языком. Формальное описание: определение даётся формализованным языком, в качестве которого может использоваться математический аппарат.

Сценарий является предварительной информацией, на основе которой проводится разработка вариантов разрешения проблемных ситуаций. Специалисты выявляют общие закономерности системы; проводят анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на её развитие; создают дополнительные информационные блоки, способствующие решению проблемы. Но сценарий связан с возможностью неоднозначного его толкования разными специалистами.

Сценарий позволяет составить представление о проблеме, а затем приступить к формализованному представлению системы в виде графиков, таблиц и др. методик.

На практике по типу сценариев разрабатываются прогнозы развития в экономике, в отраслях промышленности и народного хозяйства.

 

Метод «Дельфи»

 

Метод «Дельфи» предполагает отказ от коллективных обсуждений. Это делается для уменьшения влияния таких психологических факторов: присоединение к мнению наиболее авторитетного специалиста; нежелание отказаться от публично высказанного мнения; следование за мнением большинства. В методе прямые дебаты заменены программой последовательных индивидуальных опросов, проводимых обычно в форме анкетирования. Ответы экспертов обобщаются и вместе с новой дополнительной информацией поступают в распоряжение экспертов. После этого они уточняют свои первоначальные ответы. Такая процедура проводится несколько раз до достижения приемлемого результата по совокупности высказанных мнений.

Процедура метода «Дельфи»:

1) в упрощённом виде организуется последовательность циклов мозговой атаки;

2) в более сложном виде разрабатывается программа последовательных индивидуальных опросов с помощью вопросников, исключающая контакты между экспертами, но предусматривающая ознакомление их с мнением друг друга между турами. Вопросники от тура к туру могут уточняться;

3) в наиболее развитых методиках экспертам присваиваются весовые коэффициенты значимости их мнений, вычисляемые на основе предшествующих опросов. Они уточняются от тура к туру и учитываются при получении обобщённых результатов оценок.

При использовании метода «Дельфи» необходимо учитывать:

· группы экспертов должны быть стабильными, численность их должна удерживаться в благоразумных пределах;

· время между турами опросов должно быть не более месяца;

· вопросы в анкетах должны быть тщательно продуманы, чётко сформулированы;

· число туров должно быть достаточным, чтобы обеспечить участников возможностью ознакомиться с причиной той или иной оценки, а также для критики причин;

· должен проводиться систематический отбор экспертов;

· необходимо иметь собственную оценку компетенции экспертов по рассматриваемым проблемам;

· нужна формула согласованности оценок, основанная на данных самооценок;

· следует учитывать влияние различных видов передачи информации экспертов по каналам обратной связи;

· необходимо учитывать влияние общественного мнения на экспертные оценки и на сходимость этих оценок.

Метод дерева целей

 

Термин «дерево целей» подразумевает использование иерархической структуры, полученной путём разделения общей цели на подцели. Их, в свою очередь, на более детальные составляющие – новые подцели, функции и т.д.

При применении метода дерева целей необходимо учитывать требования:

o конкретность формулировки целей;

o сопоставимость целей каждого уровня по масштабу и значению;

o измеримость: формулировка цели должна обеспечить возможность количественной или порядковой оценки степени её достижения;

o каждая цель высшего уровня должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня т.о., чтобы объединение понятий подцелей полностью характеризовало понятие исходной цели.

При построении дерева необходимо, чтобы между понятиями цели и подцелей нельзя было включать промежуточные понятия. Исключение хотя бы одной подцели меняло понятие исходной цели.

Метод «дерева целей» ориентирован на получение полной и устойчивой структуры целей, проблем, направлений, то есть такой структуры, которая на протяжении какого-то времени почти бы не изменялась.

 

Метод экспертных оценок

 

Возможность использования экспертных оценок, обоснование их объективности обычно базируется на предположении о том, что неизвестная характеристика исследуемого объекта есть случайная величина как индивидуальная оценка эксперта о достоверности и значимости того или иного события. Истинное значение характеристики находится внутри диапазона оценок, получаемых от группы экспертов.

Проблемы, решаемые этим методом, делятся на 2 класса:

1) те, в отношении которых имеется достаточное обеспечение информацией.

2) те, в отношении которых знаний для уверенности в справедливости гипотез недостаточно.

Чаще экспертное оценивание применяется для решения задач 1-го класса. При обработке материалов коллективной экспертной оценки используются методы корреляции.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭВРИСТИКА

Предисловие

РАЗДЕЛ I. Эвристика в системе современного знания. Становление и развитие педагогической эвристики

I.1. Введение в дисциплину

I.2. Становление и развитие эвристики. История её эволюции

I.2.1. Эвристика и майевтика Сократа

I.2.2. Метод Архимеда

I.2.3. Эвристика Папа

I.2.4. Эвристика в работах Декарта

I.2.5. Эвристические идеи Лейбница

I.3. Сравнительный анализ в эвристике XIX века..

I.3.1. Работы Сен-Симона и Больцано.

I.3.2. Алгебра Буля

I.3.3. Эвристика в работах Пуанкаре

I.3.4. Эвристика Энгельмейера

I.4. Современный этап развития эвристики

I.4.1. Значение работ Пойа

I.4.2. Современные определения эвристики

I.5. Предмет и задачи эвристики

Предисловие

 

«Эврика!» – это восклицание древнего учёного и изобретателя Архимеда знакомо всем с детства. Это слово – не просто констатация факта находки. В нашем сознании оно ассоциируется с выражением высшего чувства удовлетворения, радости и восторга от найденного решения задачи, которое до этого никому не удавалось решить. Прошло более двух тысячелетий, в нашем лексиконе появилось слово «Эвристика». В настоящее время соответствующее ему понятие нашло широкое распространение. В нашем сознании оно всегда связано с творческой деятельностью. Общими звеньями, связывающими воедино эвристику и творчество, являются представления о нетривиальности, неординарности, новизне, уникальности.

Основополагающие идеи и закономерности эвристики, проверенные классические методы и системы эвристического поиска изучаются с целью последующего целенаправленного их применения в подготовке специалистов в различных областях человеческой деятельности, в том числе в педагогике.

Эвристические методы могут быть широко применены в практике современного руководителя любого ранга, в том числе в деятельности современного педагога. Проведение совещаний, деловых игр с использованием эвристических методов («мозгового штурма», эмпатии, инверсии, синектики и др.) дает, как правило, много инновационных идей, принципиально новых подходов к решению различного типа управленческих проблем. Эвристические методы сегодня находят широкое применение, так как стимулируют развитие интуитивного мышления, способностей к воображению и творчеству.

Целью изучения дисциплины «Педагогическая эвристика» является формирование системы знаний об эвристической деятельности, в том числе в педагогике; рассмотрение состояния и тенденций развития эвристической деятельности; обучение основным эвристическим методам и их применению в педагогике; ознакомление с основами прогнозирования в развитии техники, в решении творческих задач.

 

РАЗДЕЛ I

Эвристика в системе современного знания.

Становление и развитие педагогической эвристики

 

I.1. Введение в дисциплину

Слово «эвристика» происходит от греческого heurisko – обнаруживаю, отыскиваю, открываю,Оксфордский словарь английского языка трактует эвристику следующим образом: «Эвристика – искусство нахождения истины, в частности, применяется для характеристики системы, при которой человека обучают самостоятельно находить объяснение явлений». Несколько упрощенно эвристику можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны – это искусство нахождения истины, которое должно иметь общепринятые научные основы и принципы своего развития. С другой стороны – на основе познанных закономерностей эвристической деятельности возможно строить систему, которая наиболее оптимально использовала бы потенциал мышления в деятельности и целенаправленно развивала бы его качественно. Две рассмотренные стороны выдвигают необходимость разработки эвристики, которая бы гармонично объединяла их: области теоретической и практической эвристики, область организации деятельности на ее основе.

Становление и развитие эвристики происходило одновременно с развитием науки. Ученые и философы Древней Греции задумывались над вопросами: каким образом можно искать то, что пока неизвестно; а если мы это знаем, то что ищем, то зачем нам это искать? В ходе таких рассуждений было замечено, то для нахождения решений, возникающих научных и практических задач человек, применяет во многом одинаковые мыслительные и организационные действия. Дальнейшее развитие науки и возникновение кибернетики положили начало современному этапу эвристики (с 50-х годов XX века), который характеризуется интенсивным изучением всех сторон продуктивного мышления.

В результате на пересечении многих научных дисциплин, изучающих интеллектуальное поведение человека, синтезируя их достижения, возникла эвристика в современном её понимании, как наука, изучающая закономерности организации интеллектуального поведения человека при решении возникающих новых проблем.

Основополагающие идеи и закономерности эвристики, проверенные классические методы и системы эвристического поиска изучаются с целью последующего целенаправленного их применения в подготовке специалистов в различных областях человеческой деятельности. Всё это должно служить основой развитию их творческого потенциала. Вне таких условий творческие задатки формируются на основе перехода количества решенных задач в качество навыков их решения, что естественно не является оптимальным путем их приобретения. Было установлено, что эвристика действительно обеспечивает самостоятельность движения к знаниям, а также получение прочных, оперативных знаний и умений, но вместе с тем она требует слишком много труда и времени для получения этих результатов.

На современном этапе становления эвристики происходит интенсивное развитие понятийно-терминологического аппарата. Синтезируя достижения различных научных областей, в пересечении которых она развивается, эвристика одновременно переносит их в терминологию, хотя такая тенденция, безусловно, носит общенаучный характер. Важным является понимание того, что человек рождается не со знаниями, а со способностью их осваивать и добывать. Специфика эвристической деятельности такова, что она не определяется однозначно, поэтому больше всего эвристика выигрывает, когда к ней подходят критически.

Эвристика зародилась и долгое время развивалась в недрах философии. Разнообразные исследования ученые древности вели в областях математики, физики, механики и других отраслях знания, одновременно пытаясь ответить на вопросы: как проводить исследования, чтобы они приводили к открытию новых закономерностей? Как правильно решать возникающие проблемы? Как организовать свою мыслительную деятельность, чтобы она протекала целенаправленно? Подобные вопросы не получали однозначного ответа, но постепенно их проработка обретала более глубокий, объективный и практический характер. Эти качественные процессы мышления назвали эвристическими.

Изучением этих процессов начали заниматься, кроме философии, и другие научные дисциплины, в задачу которых входило изучение интеллектуального поведения человека, его мышления и процессов его протекания. Так на пересечении ряда научных дисциплин возникла современная эвристика, которая синтезировала знания этих областей в своем специфическом объекте исследования.

Творческий, продуктивный процесс в любой области деятельности – это многогранный, сложный процесс, содержащий множество составляющих, даже круг которых в настоящее время трудно очертить полно. Он сопряжен с высоким напряжением всех духовных сил человека, требует интенсивной деятельности и воображения, концентрации внимания, волевого напряжения, мобилизации всех знаний и опыта на решение поставленной задачи. Творчество – это целенаправленная теоретическая и практическая деятельность людей, которая приводит к созданию новых, неизвестных ранее гипотез, теорий, методов, новой техники и технологий, произведений искусства и литературы.

Эвристическая деятельность – одна из составляющих творчества, а эвристика – древнейшая научная область. Она рассматривает принципиальные вопросы организации мыслительной деятельности в нестандартных ситуациях, то есть тогда, когда перед человеком стоит задача (проблема), решение которой он ранее не встречал. Сформировать прочные навыки эвристической деятельности у будущего специалиста в сфере менеджмента невозможно без знания её основополагающих принципов и классических методик.

Использование в научно-техническом, изобретательском, любом другом творчестве эвристических систем и методов в настоящее время стало распространенным подходом в решении многих возникающих задач. Знакомство с эвристическими методами представляет основу эффективной практической деятельности специалиста, в том числе и в педагогике. Если будущий педагог готовится к такой профессиональной деятельности, при которой он должен часто формировать свои решения в изменяющихся и нестандартных ситуациях, то ему необходимы знания методов эвристики. Знакомство с эвристическими методами позволит педагогу наиболее полно реализовать себя.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.1 с.