Основные виды страхования и перестрахования, осуществляемые зарубежными страховщиками — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Основные виды страхования и перестрахования, осуществляемые зарубежными страховщиками

2017-12-09 251
Основные виды страхования и перестрахования, осуществляемые зарубежными страховщиками 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В процессе проведения страховых операций, в том числе и за рубежом, неизбежен разрыв во времени между поступлением страховых платежей и оплатой убытков. При страховании судов и ответственности перед третьими лицами такой разрыв может достигать нескольких лет. Страховые компании при правильном ведении дела создают запасные фонды, которые ежегодно пополняются за счет части прибыли. Проводя перестраховочные операции, страховые компании, являясь передающей компанией, удерживают из перестраховочной премии, причитающийся перестраховщикам, часть такой премии, создавая резервы премий и резервы заявленных, но неоплаченных убытков, для покрытия ответственности перестраховщиков.

Все перечисленные факторы в конечном итоге способствуют образованию у страховой компании «свободных средств», которые могут быть использованы для нестраховой, коммерческой деятельности.

Главной сферой приложения таких средств является их инвестирование в акции, государственные и корпоративные ценные бумаги, в банковские депозиты. Приобретая акции других страховых компаний, банков, промышленных предприятий и т. п., в ряде случаев страховые компании обеспечивают себе контрольные пакеты акций.

В результате образуется сложная система переплетения финансовых связей страховых монополий с банковским и промышленным капиталом. Характерно, что инвестиционные операции страховых компаний выходят за национальные рамки и все больше приобретают международный характер. В этом отношении особый всплеск экспансии в послевоенные годы наблюдался со стороны страховых компаний США и Японии, которые хлынули не только на рынки европейских стран, но и инвестировали колоссальные средства в страховую индустрию стран Азии и Африки. Предпочтение отдавалось тем странам, в которых существует льготное налогообложение страховых операций. Вступление в силу Общего рынка стран Европейского экономического сообщества в 1992 году распространилось и на страхование и, следовательно, открыло новые инвестиционные возможности для страховых компаний стран - членов Сообщества. Многие страховые компании имеют специализированные инвестиционные отделы, занимающиеся новыми инвестициями и управлением уже приобретенных акций. Цель этих служб выгодно и надежно вложить средства и не допускать потери финансовой устойчивости.

В условиях жесткой конкуренции между страховыми компаниями доходы от нестраховой деятельности дают возможность с целью привлечения клиентов, снижать ставки премии по отдельным видам страхования, а возможные отрицательные результаты их происхождения покрывать доходами от инвестиций.

Проводимые в зарубежных странах виды страхования следует подразделить на три основные группы:

- имущественное страхование;

- личное страхование;

- страхование ответственности.

Доминирующим видом страхования в мире является по-прежнему личное страхование, которое получило дальнейшее развитие в США, Канаде, Европе, а в последние годы и в Японии. На долю личного страхования приходится свыше 55 % мирового сбора страховых платежей. Личное страхование принято подразделять на страхование жизни, страхование ренты, или пенсии, страхование от болезней и несчастных случаев. Страхование проводится индивидуально, а также по групповым договорам страхования.

В целом в зарубежных странах основные виды личного страхования незначительно отличаются от проводимых в нашей стране, хотя некоторые виды страхования носят специфический характер. Так, например, широкое распространение, особенно среди малоимущих слоев населения, имеет так называемое индустриальное страхование со сбором страховых платежей по месту жительства застрахованных еженедельно или раз в две недели. Таким видом страхования обычно занимаются специализированные компании. В Великобритании в настоящее время имеется 12 таких компаний. В связи с дороговизной медицинского обслуживания популярностью пользуется страхование здоровья, или медицинское страхование, назначение которого заключается в полном или частичном возмещении расходов, связанных с лечением застрахованного. В полисе обычно оговаривается, какие именно расходы и в каких случаях подлежат возмещению.

В зарубежных странах большое внимание уделяется страхованию гражданской ответственности или ответственности перед третьими лицами. Многие виды ответственности, в соответствии с законодательством, проводятся в обязательном порядке:

- страхование ответственности владельцев средств транспорта;

- страхование профессиональной ответственности (врачи, адвокаты, юристы);

- страхование ответственности работодателей;

- страхование ответственности за качество выпускаемой продукции и т.д.

Не имея страхового полиса, нельзя получить лицензию на право вождения автомашины или на занятие трудовой деятельностью, которая может быть связана с причинением материального ущерба, ущерба здоровью и жизни клиентам, пациентам и вообще любым третьим лицам.

Наряду со страхованием от огня промышленных предприятий, строений, домашнего и другого имущества широкое развитие получило страхование технических рисков, которое включает страхование строительно-монтажных рисков, страхование машин от поломок, страхование послепусковых гарантийных обязательств, страхование ответственности перед третьими лицами при строительно-монтажных работах.

Современная внешняя торговля и морские перевозки немыслимы без страхования, которое в большинстве случаев, наряду с другими элементами в экономическом и юридическом аспектах, является неотъемлемой частью международных торговых контрактов. В понятие морского страхования входит страхование судов, грузов и фрахта. Страхование судов и грузов производится на базе стандартных условий (оговорок), в основу которых положены оговорки, выработанные Институтом лондонских страховщиков (Великобритания). Английский страховой рынок традиционно является ведущим рынком в области морского страхования.

В результате научно-технического прогресса возникли и успешно развиваются следующие виды страхования: космическое страхование (коммерческие спутники связи - запуск и эксплуатация); страхование атомных рисков (электростанций, опытных установок); страхование электронно-вычислительных машин и роботов; страхование загрязнения окружающей среды (выливание нефти и нефтепродуктов в море в результате аварий танкеров); страхование бурильных платформ.

Большое внимание обращается на систему перестрахования, оценки надежности перестраховщиков, их финансового состояния и порядочности в выполнении принятых обязательств от перестрахователей. В зарубежной перестраховочной практике используются следующие основные системы контроля за финансовой устойчивостью перестрахования:

1 «Английская» система - контроль за финансовой устойчивостью перестраховщика обеспечивается по тем же показателям, что и у компании прямого страхования. При этом, при расчете размеров технических резервов в качестве базового показателя используется чистая страховая премия, исчисляемая за вычетом премии, переданной в перестрахование.

2 «Германская» система - контроль за финансовой устойчивостью перестраховщика не проводится. Финансовый контроль сосредоточен на обеспечении платежеспособности прямого страховщика. При определении размеров технических резервов также используется показатель чистой премии, однако в функции страхового надзора входит контроль за тем, насколько компания-перестраховщик надежна с точки зрения ее финансовой устойчивости и готовности выполнять свои обязательства, а также контроль за условиями перестрахования. В соответствии со своими полномочиями, страховой надзор имеет право потребовать изменить страховщика.

3 «Французская» система, при которой финансовый контроль сосредоточен исключительно на обеспечении платежеспособности страховщика прямого страхования, однако при определении размера страховых резервов, используется показатель брутто-страховой премии за вычетом расходов на ведение дел, в том числе и та ее часть, которая передается в перестрахование.

В последние годы крупные страховые компании, имеющие необходимый штат высококвалифицированных экспертов в самых различных сферах деятельности, оказывают новый вид платных услуг – «риск менеджмент». Данное выражение означает «управление риском», или приемлемо – «оценка риска».

Под оценкой риска понимается комплекс мероприятий, направленных на защиту финансовых интересов потенциального страхователя.

Каждый объект подвергается в конечном итоге различным опасностям: внутренним (огонь, взрыв, аварии и т.д.); внешним (природные опасности, неплатежеспособность кредиторов, политические риски); вероятность причинения ущерба третьим лицам. В этой связи необходимо оценить: воздействию каких именно опасностей может быть подвержен объект. Далее оценивается не только вероятность наступления страхового случая, но и степень ущерба. Устанавливается комплекс предупредительных мероприятий по предотвращению таких опасностей. Определяется процесс минимизации и ликвидации последствий страхового случая. Дается оценка последствий страхового случая, например, приостановление процесса производства и нарушение деловой активности, необходимость выплаты заработной платы в период простоя и т. д. Естественно, что в результате такой оценки даются рекомендации об объеме страхового покрытия, на каких именно экономически обоснованных условиях, включая ставки премии. Таким образом, логическим последствием такой оценки являются рекомендации по страховой защите.

Сущность перестрахования

Одним из способов защиты имущественных интересов выступает страхование, но оно не всегда, в силу своих финансовых возможностей, может поглотить все возрастающие по своей стоимости риски. Емкость отечественных страховых компаний и в целом российского рынка страховых услуг крайне низка и не в состоянии в полной мере обеспечить потребность отечественного страхового рынка.

Емкость страховой компании - это возможность принятия на собственное удержание определенные риски. Зависит она в первую очередь от наличия собственных активов, т.е. капиталоемкости. Собственные свободные активы страховых организаций характеризуются, главным образом, фактическим наличием уставного капитала. Чем выше собственные свободные активы, тем большую ответственность может принять на себя страховщик по риску.

Емкость страхового рынка (регионального, национального) характеризуется совокупной возможностью участников данного страхового рынка в поглощении всей, либо доли ответственности по страхуемым рискам. Если емкость одного рынка оказывается недостаточной для обеспечения страхования в полной сумме, риск через каналы перестрахования передается на другие рынки.

Достижения научно - технического прогресса ведет к созданию новых уникальных по своим величинам, значению и стоимости объектам.

Освоение и использование космического пространства с запуском космических аппаратов, авиалайнеры, морские нефтяные платформы, крупные морские суда, многоэтажные гостиницы и другие объекты общего пользования, оцениваемые сотнями миллионов долларов, пополняют, с уже существующими, отечественный и мировой страховые рынки. Растущая стоимость объектов увеличивает степень риска и возможного ущерба. При строительстве капиталоемких объектов даже самым крупным российским страховым компаниям не обойтись без помощи и емкостей международного страхового рынка. Поэтому, как правило, используется перестрахование – распределение части своих обязательств по договорам страхования среди надежных иностранных перестраховочных компаний, также специализирующихся на аналогичных проектах, включая страхование гражданской ответственности перед третьими лицами. На величину ущерба влияет и кумуляция рисков, когда в короткий промежуток времени собирается значительное число небольших по величине и ущербам однородных рисков. Например, страхование престижных марок автомобилей по риску «Угон». Кумуляция риска возможна и при одном страховом событии, приводящем к ущербу по нескольким видам страхования. Например, падение авиалайнера ведет к гибели самолета, экипажа и авиапассажиров, груза и ущербу, причиненного месту падения по страхованию ответственности владельца (пользователя) воздушного судна перед третьими лицами.

Пожар и гибель либо повреждения нескольких строений, застрахованных у одного страховщика, также ведет к кумуляции риска. Примером могут служить лесные пожары лета 2003 года в Иркутской области РФ и штате Калифорния в США, в результате которых пострадали и были уничтожены ряд населенных пунктов.

Принятие на страхование крупных рисков, вероятность кумуляции риска представляют определенную опасность для финансовой устойчивости страховщика, так как покрытие убытков при многомиллионном риске, либо кумуляции риска, может потребовать полного изъятия средств страховых резервов и собственного капитала.

Страховая компания, принимая на страхование крупные риски при сравнительно невысоких собственных капиталах, либо застраховывает объект со сравнительно высокой частотой рисков, либо вынуждена прибегать к делению рисков. В этих целях каждый страховщик определяет для отдельного вида рисков высший размер страховой суммы, который он может оставить на собственное удержание. Деление рисков производится методами сострахования и перестрахования.

Если предлагаемое страхование превосходит этот максимум, то страховщик принимает на себя только часть его стоимости, предоставляя страхователю право застраховаться на недостающую сумму у других страховщиков. При этом страхователю приходится заключать договор страхования с разными страховщиками, причем по условиям и тарифам каждого из них. Такое первичное деление риска называется сострахованием. Сострахование используется, как правило, при страховании редких и значительных по объему рисков.

Сострахование может производится по одному договору. В соответствии с Законом «Об организации страхового дела в РФ» объект страхования может быть застрахован по одному договору несколькими страховщиками (сострахование). При этом в договоре должны содержаться условия, определяющие права и обязанности каждого страховщика.

При состраховании страхователю крупного риска приходится обращаться от одного страховщика к другому до полного размещения риска. При наступлении страхового случая он должен получить от каждого страховщика в отдельности долю страхового возмещения.

Недостатки сострахования крупного риска:

- в случае крупного убытка все страховщики высылают отдельные чеки. Это громоздкая система;

- брокер, размещая очень большой риск, вынужден будет обратиться ко многим различным страховщикам, если каждый из них готов представить только небольшое покрытие;

- выплаты по ущербу каждым страховщиком пропорциональны принятой на себя ответственности и общей ответственности к действительной стоимости страхового объекта;

- иногда страховщики, участвующие в состраховании, требуют, чтобы страхователь держал на своей ответственности определенную долю риска.

Для избежания организационных накладок при страховании крупных и уникальных объектов используют систему так называемых страховых пулов.

Согласно статье 14 Закона «Об организации страхового дела в РФ» страховщики могут образовывать союзы, ассоциации и иные объединения для координации своей деятельности, защиты интересов своих членов и осуществления совместных программ. Эти объединения не вправе заниматься непосредственно страховой деятельностью. Страховые пулы нашли широкое применение в страховании авиационной, космической техники, атомной энергетики, морском страховании, страховании гостиничных комплексов и других.

Процесс сострахования крайне неудобен и трудоемок, страхователю наиболее приемлемо иметь дело с одним страховщиком, как на момент заключения договора страхования, так и при урегулировании страхового события.

В этом случае деление риска может быть произведено и другим путем: страховщик принимает на страхование предлагаемый крупный риск, а затем от своего имени обращается к другому страховщику с предложением передать часть риска на ответственность последнего. Такая форма разделения риска носит название перестрахование.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.