Виды вопросов в социологической анкете. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Виды вопросов в социологической анкете.

2017-12-09 584
Виды вопросов в социологической анкете. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопрос- специально разработанное социологом вопросительное высказывание, адресованное определенной совокупности респондентов для получения инфо. Логическая структура вопроса определяется содержащейся в нем базовой информацией и указывающей на необходимость ее восполнения. Выделяют три взаимосвязанные функции вопроса: индикаторная (показывает обоснованность, необходимость и валидность вопроса), инструментальная (обоснованность, точность, устойчивость) и коммуникативная.

Вопросы разделяются по своей структуре:

Вопрос закрытый - содержит возможные варианты ответов, из которых респонденту предлагается выбрать по заданному критерию один или несколько вариантов. Такой вопрос включает побудительную часть, содержащую предмет вопроса и ответную часть с желаемым, ожидаемым вариантом ответа. Преимущества: легкость в обработке и систематизации ответов, увеличивает заполняемость анкет.

Вопрос открытый – логическая структура вопроса включает только побудительную часть, но не включает ответной части. Область ожидаемых и возможных ответов задается смысловым содержанием ключевых слов в вопросе. Задается для изучения информированности опрашиваемого. Сложен в обработке.

Вопрос полузакрытый - формулировка вопроса включает три логических элемента:1) побудительная часть вопроса 2) ответная часть- специально разработанный перечень ожидаемых ответов. 3) свободные строчки для дополнительных вариантов ответа. Возник как попытка соединить преимущества открытого и закрытого вопросов.

Вопрос контактный (вводный) – выполняет методологические и психологические функции в начальной стадии опроса. Не желательно что бы это была «паспортичка». Определяется темой исследования и особенностями опрашиваемых.

 

Билет 10

№ 10 Марксистская концепция классовой структуры общества. Классовая борьба и революция.

Понятие класс – ключевое понятие в марксизме, но Маркс не считал его своим изобретением. Для определения класса, вводится критерий: «отношение к собственности на средства производства» (дальше «»). Класс – группа людей, отличающаяся своим «», ролью и местом в организации производства, а так же способом получения и долей общественного богатства, кот они обладают.

История начинается с доклассового общ-ва, прибавочный продукт à деление на классы.

Движущая сила развития общ-ва – классовая борьба – конфликт между экономическими группами, развитием которого определяется ход исторического прогресса. Маркс рассматривал классов борьбу как важный фактор соц динамики, приводящей к социальным изменениям через разрешение противоречий между интересами пролетариата, с одной стороны, и буржуазии – с другой. Борьба между классами проявляется на различных уровнях: от каждодневных экономических конфликтов и политич противостояния вплоть до бурных революционных потрясений. Соц. революция может быть длительным процессом (век, тысячелетие)

2 основных класса: пролетариат и буржуазия, но есть и другие классы с не четким «». Класс крестьянства – пережиточный, у него нет будущего.

 

№ 40. Понятие социальной общности, их основные типы. Соц. общ - ти - это относ. устойчивые совокуп - ти людей, отлич. сходными усл - ями и образом жизни, сходн. интересами. Общ-ти: статистические (номинальные, соц. категории) - конструируются для целей статистич. анализа; реальные (массовые, групповые: малая соц. группа, бол. соц. группа).

Мас. общ-ти – совокуп. людей, выделяемые на основе поведенч. различий, кот. ситуационны и не фиксированы.

Груп. общ-ти – бол. и мал. соц. группы.

Бол. соц. группы:этнич. общ-ти (расы, нации, народности, племена), соц.-террит. общ-ти, соц.-демограф. общ-ти (половозраст-е признаки), соц. классы и соц. слои (совокуп-ти людей, имеющ. общие соц. признаки и выполн. сходные функции в сист. общ. разд. труда). Общ-во - целостная система, состоит из мн-ва подсистем с различными системообраз-ми кач-вами. Соц. общ-ти - один из основ. видов таких подсистем. Соц. общ-ть – реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, которая отличается относительной целостностью и выступает самостоятельным субъектом социального действия. Соц. общ-ти разл-ся по кол-му составу: диады (2 чела), международные многочисленные (полит. движ-я); по длительности сущ-я: аудит. живет минуты, этносы живут тысячелетия; по плотности связи между индивидами: малые группы, общественность. В общественности выделяют 2 основных подкласса: массовые общ-ти, соц. группы.

 

№70 Проверка качества разработки анкеты в ходе пилотажа.

Проверка на обоснованность, анализ текста и структуры анкетного листа, не обращаясь к его апробированию на практике. В обычном пилотаже опрашивается 30-50 человек – микромодель планируемой выборки, с выделением крайних значений образования, возраста, пола и др. хар-тик. В углубленном пилотаже, помимо этого, разрабатывают специальный путеводитель интервью для анкетеров, проводящих пробу. В нем вопросы о понимании вопросов анкеты («интервью об интервью»), разные модификации конструкции закрытых вопросов, экспериментальные варианты формулировок одного и того же вопроса (в одной части одни, в другой – другие), апробируют разные способы общей конструкции опросника, варианты текста вводной части. Наблюдение за реакцией респондентов на вопросы, их поведением, записываются и анализируются комментарии респондентов к вопросам.

Общие цели пилотажа: - анализ понятности языка, - понятности вопросов и вар-ов ответов, - понятны ли респ-ту единицы измерения, имеющиеся в анкете, - понятны ли альтернативы, условия выбора одного или нескольких ответов, - выделены ли тематические блоки, для создания псих. комфорта респонденту, - не следует ли включить «фильтры» на компетентность, - нет ли опасности утомить респ-та, - не слишком ли многочисленные варианты ответов, - не слишком ли вопросы задевают интимные стороны жизни респ-тов, - проверка графического оформления.

Типичные недостатки: - нелогичность и пропуски в ответах, - большой процент ответов «не знаю» (5-7%) говорит о том, что вопрос или вар-ты ответов туманны, сложны, суждения не расчленены на более простые составляющие, непонятны единицы счета и т.д.

 

Билет 11

№11 Социологическая программа Джона Стюарта Милля. МЕСТО СОЦИОЛОГИИ В СИСТЕМЕ "НРАВСТВЕННЫХ НАУК"

Основополагающей в составе наук мыслилась психо­логия, или наука о человеческой природе, которая ищет основные единообразия (контовские "законы природы") в области духовных и умственных явлений. Эмпирический психологизм у Милля — один из главных столпов и социологии, и самой логики, Милль тяготел к социологическому "номинализму" и верил, что социальные законы" поведения людей в основном удается свести к законам поведения отдельных индивидов: Сое­диняясь в общество, люди не превращаются в нечто другое... и обладают лишь такими свойствами, которые вытекают из законов Природы отдельного человека и могут быть к ним сведены. Все общественные явления суть явления человеческой природы, а законы общественных явлений не могут быть ничем иным, как только законами действий и страстей людей.

По вопросу о психологии как непосредственной предшественнице и базе для социологии Милль разошелся с Контом, который эту роль отвел биологии, хотя саму мысль о необходимости связыва­ния всех обобщений исторического масштаба с законами челове­ческой природы Милль нашел у Конта.

Ближе всего к психологии, по Миллю, основанная на ней этология, или "наука о формировании характера», которая дедук­тивна выводит законы образования характеров и их формы из различных комбинаций общих психологических законов с конкрет­ными физическими и психическими обстоятельствами, что и при­дает характерам индивидуальный отпечаток. Социология лишь осуществляет постоянную проверку исторических обобщений психологическими и этологическими законами: "История, при разумном ее изучении, дает эмпирические законы общества. Задача же общей социологии заключается в том, чтобы проверить ЭТИ законы и связать их с законами человеческой природы посредством дедукций, показы­вающих, что таких именно производных законов и надо было ожидать В качестве следствий тех основных законов".

В итоге социология у Милля оказывается промежуточной (между психологией и "номо-тетической историей) контрольной дисциплиной, связывающей традиционные интересы общественной мысли прошлого с новым послеконтовским "эволюционным интересом к законам смены исторических состояний и свойствам обществ как неких целостностей.

Контрольная функция социологии — предохранять от оши­бок как некритической экстраполяции эмпирических наблюдений на все человечество и всевозможные социально-исторические си­туации, Так и чистой спекуляции о реальном поведении человека в обществе на базе одних лишь теоретически выведенных свойств человеческой природы. Образец ошибки первого рода — скрытое принятие английскими мыслителями в качестве общего факта конкретики; науки — более частные и описательные теоретические науки, базирующиеся на применении этих законов к разным областям действитель­ности и открытии вторичных производных законов.

Милль понимал также, что самая лучшая психология — не спекуля­тивная и дедуктивно-нормативная, как старая психология много­численных "естественных состояний", а его индуктивно-ассоцианистская, все равно т сможет дать удовлетворительных объясне­ний для всех конкретных случаев общественного поведения, с ко­торыми ежедневна сталкивается любой политик и рядовой наблю­датель общественной жизни. Знания основных мотивов человече­ского поведения безусловно недостаточно для объяснения поступ­ков людей в конкретных социальных ситуациях, где на них воз­действуют другие очень разные люди, косвенные моменты, обычаи и проч.

 

№ 41. Признаки мас. общ-тей: 1. аморфные образ-я с размытыми границами и неопред. качеств. и колич. составом; ситуатив. способ сущ-я в границах к.-л. конкретного события (деят-ти); разнородность состава (эти общ-ти разрывают класс., групп., этнич. и др. границы); не способны выступать в составе > эмпирич. общ-тей в кач-ве их структ. единиц. Виды: аудитория, толпа, масса, общественность. Ауд-я – объединяется взаимодействием с коммуникатором (одностор. взаимод-е, слабая обрат. связь, разд-е на < общ-ти для обмена впечат-ями). Толпа – временное собрание людей, объединенных общими настроениями, интересами, на огранич. пространстве (Тард, Лебон, Фрейд). Виды толпы: выжидающие, внимающие, заявляющие о себе; действующие. Лебон: черты толпы – общая идея, сознание непреод-ти собств. силы, утрата чувства ответственности; внушаемость; слепое следов-е лидеру; деперсонализ-я; образ-е коллект. души. Масса (по Фрейду) - общность людей, кот. объединены привязанностью к вождю на основе либидо.

Массы: естественными (сами собираются), искус-ми (требуют внешнего насилия). Блумер: 3 вида масс.общ-тей: толпа, масса, общественность. 4 вида: случайная (уличная); обусловленная (футбол. матч); действующая толпа; экспрессивная (карнавал). Теории массовых общ-тей:

1. Элитарная концепция (Тард, Лебон, Ортега-и-Гассет). Отн. к массе, масса – худшая часть людей, отсутствие ценностей, анархия. Масса стремится занять место элиты. Раньше массовым было только произ-во, теперь – искусство. Массовое общ-во – общ-во, в кот. доминируют массы, господствуют массовое произ-во и потребление, массовая культура и коммуникация.

2. антитоталитарная (Хана Арендт, Э. Ледерер). Масса – неоднородная общ-ть, члены утратили идентичность. Элита самоутверждается за счет массы.

3. либеральная (Миллз) М. – не явл. разрушит. силой, пассивное мн-во людей, кот. разобщены. М. – одинокая толпа. Массовый чел – винтик в обществ. механизме.

4. демократическая (Липсет, Белл). Процесс массовизации – процесс, делающ. чела > свободным, разрывает узы традицион. общ-ва. Массам доступно то, что раньше было привелег. элиты. Массовая культ. способствует сокращению разрыва между массой и элитой. Массовая к. – канал для отвода агрессивности чела.

№ 71. Контент-анализ как метод сбора информации. Области применения контент-анализа.

Анализ документов проводится на основе совокупности методологических приемов, при помощи которых из документов извлекается социологическая информация. Выделяются два вида анализа документов – неформализованный (традиционный) и формализованный (контент-анализ, от англ. content-analysis – анализ содержания).

Формализованный анализ документальных источников (контент-анализ) рассчитан на извлечение социологической инфор­мации из больших массивов документальных источников, недо­ступных для традиционного анализа. Контент-анализ позволяет выявить и оценить характеристики текста как индикатора опре­деленных сторон изучаемого объекта, выяснить причины, поро­дившие какое-то информационное сообщение, и оценить эффект воздействия сообщения.

При этом методе содержание текста определяется как совокупность имеющихся в нем сведений, оценок, объединенных в некоторую целостность единой концепцией, замыслом. Контент-анализ имеет дело с текстом, но ориентирован он прежде всего на изучение реальности, стоящей за текстом. Процедура контент-анализа начинается с выделения двух единиц анализа: смысловых (качественных) и единиц счета. При этом главной смысловой единицей должна быть социальная идея, социально-значимая тема, отображенная в операциональных понятиях. В тексте она выражается по-разному: словом, сочетанием слов, описанием. Цель исследования – отыскать индикаторы, указывающие на наличие в документе темы, значимой для анализа, а раскрывающие содержание текстовой информации

Выборка документов для анализа формируется с учетом при­влечения необходимых данных, которые могут дать существенную информацию о предмете исследования или его деталях.

При отборе источников информации, требуемых для целей исследования, необходимо помнить, что не должно быть «слепой веры» в документ, даже если он не вызывает никакого сомнения. При отборе документа следует соблюдать правила-требования:

документ не должен затрагивать интересов исследователей; нель­зя использовать документ, наносящий ущерб его автору, даже если документ имеет большую социальную и психологическую ценность для исследователя; не стоит использовать документ, если на момент записи содержащейся в нем информации она была общеизвестна.

Исследователь непроизвольно может сделать ошибку в про­цессе исследования. Это значит, что изучение документальных источников должно проводиться по возможности силами коллек­тива исследователей, когда исключаются (или в значительной степени сокращаются) воздействия личностного фактора.

Еще раз отметим, что квалификация исследователя-социолога играет самую важную роль в получении объективной информации и рационального использования результатов социологического исследования.

 

Билет 12

№ 12. Социология Огюста Конта

Конту принадлежит термин «социология», антинаучный биологический подход к объяснению общества. Основная идея – утверждение бесполезности революционного изменения буржуазных порядков. Капитализм завершает историческую эволюцию человеческого общества. Сред-вом установления соц гармонии он считал пропаганду «новой» религии, где культ личного бога заменялся культом абстрактного человека как высшего существа.

Конт находился под воздействием крупных успехов в области естественных наук => рассматривая проблемы общества и социального поведения, во-первых, поднял на щит девиз «Порядок и прогресс». Порядок - симметричность и уравновешенность структурных элементов общества (индивидов и групп), а прогресс – как использование знаний об обществе прежде всего для решения конкретных проблем, направленных на достижение оптимизации человеческих отношений, где, по его мнению, наблюдалось отставание от других наук.

Во-вторых, общество как некий обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага. Этот организм действует по жестоким законам. Всю социологию он разделял на социальную статику и социальную динамику и допускал применение законов механики к изучению общества и его основных элементов. Общество следует понимать по аналогии с организмом.

Закон трех стадий, или Закон трех фазисов умственного развития человечества

В своем понимании закономерностей развития природы и общества Конт исходил из закона о трех состояниях нашего знания. По Конту, наше знание проходит последовательно через три разные теоретические состояния: - теологическое, или фиктивное; - метафизическое или абстрактное; - научное или позитивное.

На первой ступени человеческий ум объясняет мир и совершающиеся вокруг него процессы «прямым и постоянным действием сверхъестественных сил». На второй ступени они заменяются «отвлеченными силами, различного рода абстракциями, воплощенными в разных сущностях мира». третью стадию хар-ет: «человеческий ум, признав невозможность достигнуть абсолютных знаний, отказывается от решения вопроса о происхождении и назначении Вселенной, равно как от познания внутренних причин явлений, то есть неизменных отношений последовательности и сходства между ними».

По Конту, и новая наука «социология» должна быть позитивной наукой. Суть позитивной науки заключается в том, чтобы рассматривать все явления как подчиненные неизменным естественным законам, сведенным, по возможности, к меньшему числу, признавая невозможность познания так называемых первых и конечных причин. Надо научно понять общественные явления, создать «общественную физику».

Создание «социальной физики» поможет философской системе соврем-ти достигнуть полного единства во всех своих частях и научная социальная физика послужит «прочным основанием для общественного переустройства», кот положит конец кризису, переживаемому цивилизованными нациями.

Учение Конта о социальной статике и социальной динамике

Статическому и динамическому состояния общества у Конта соответствуют понятия «порядок» и «прогресс». Задача стат соц-ии - изучение взаим-вий, кот происходят постоянно между различными частями общественной системы. Отдельные соц элементы не имеют безусловного и независимого существования, а тесно связаны между собой.

Соц динамика Конта имеет более историко-философский, нежели социологический характер. Основную идею социальной динамики он видел в постоянном развитии, эволюции человечества. «умственное развитие является преобладающим принципом развития человечества» => закон трех фазисов умственного развития становится главным законом всей эволюции человечества. Из этого закона он хотел сделать принцип самой социологии, кот объяснил бы всю историю развития человечества.

Он разделил всю сферу знаний на науки теоретические и практические, поместив социологию в число первых.

Проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него Конт поставил в рамки социологии. Провел аналогию соц явлений с явлениями, наблюдаемыми в физике, химии, медицине. Эта теория критиковалась еще при его жизни.

 

Билет № 42.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.