Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2017-12-13 | 230 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Заключительным разделом подэтапа можно считать правильное выполнение заданий ребенком только по названию заданий, с собственным (или попарным) контролем.
Подэтап 2Б.
Задача: формирование произвольной регуляции силы мышечного напряжения (тонуса) и направление приложения силы.
Условия выполнения заданий: задания выполняются в различных положениях (преимущественно сидя и стоя).
Пример: “Умный мячик”.
Ребенок обеими руками или каждой рукой отдельно должен толкнуть мяч с определенной силой (то есть на определенное расстояние). Мяч должен остановить свое движение в определенном месте (зоне). Эту игру лучше проводить в парах. В аналогичном ключе отрабатывается “точность” силы в упражнениях с ногами лежа или сидя на стуле.
Примечание. На этом подэтапе также предусмотрены последовательные движения как изолированными конечностями, так и всем телом, не включающие сложные реципрокные (билатеральные) взаимодействия конечностей.
Подэтап 2В.
Примечание. Упражнения этого этапа базируется на ранее освоенных умениях и дополняется выполнением поочередных движений руками и ногами в рамках игровых двигательных заданий.
Работа на этом этапе также ведется в соответствии с законами развития движений: вначале в проксимальных частях конечностей, с постепенным усложнением и включением все более дистальных частей конечностей (проксимо-дистальный закон).
Пример заданий:
1. “Рубим от плеча”. (В задания включается работа обеих рук по очереди);
2. “Киска умывается”. Ребенок должен производить поочередные движения собственно кистями рук или пальцами в различных направлениях.
На данном этапе, как и на предыдущем, следует особенно обратить внимание на последовательность подачи ребенку заданий с целью переноса контроля за выполнением извне (контроль со стороны взрослого) непосредственно на контроль за собственными действиями самим ребенком (в соответствии с положениями П.Я. Гальперина).
Работа на данном этапе включает в себя выполнение заданий и в позе на четвереньках (различные варианты ползанья и игр на четвереньках).
Этап 3.
На этом этапе наибольшее внимание уделяется возможности произвольной регуляции собственно высших психических функций ребенка.
Задача: формирование регуляторных механизмов деятельности в целом, включая регуляцию собственной речевой активности, произвольного внимания, запоминания, элементарных эмоциональных реакций.
Пример задания: Игра “Расскажи стихи руками”.
Условия проведения: Дети лежат на животе или сидят в удобных позах лицом друг к другу в кругу. Ладони рук должны свободно касаться пола. Все вместе вспоминают какое-либо знакомое стихотворение (например, “Мойдодыр”, “Муха-Цокотуха” и т.п.) Все дети хлопают по полу (обеими ладонями или реципрокно в зависимости от этапа, на котором проводится занятие) ладонями рук. Все дети хлопают ладонями одновременно под ритм стихотворения, а чтение его производится по определенному правилу: либо поочередно (по кругу) подряд, либо поочередно через одного человека. Возможно обратное проведение игры, когда стихотворение читают все вместе, а “отхлопывание” ритма производится по очереди, или через одного, или по какому-либо другому правилу. Возможно сочетание обоих вариантов заданий (как усложненное задание).
В аналогичном ключе возможно проведение работы с ногами, другими частями тела (плечами, носами и т.п.) в порядке усложнения правил и обязательным ожиданием своей очереди как в двигательном, так и в речевом плане.
Здесь уместно использование различных вариантов “вербальных” игр, наряду с групповыми двигательными, когда ребенку приходится “ждать своей очереди”, ограничивая тем самым (то есть организуя произвольно) не только моторную, но и речевую, эмоциональную активность.
Пример: Игра “Дама купила комод, на комоде сто рублей, что хотите, то купите, черного и белого не берите, головою не мотать, “да” и “нет” не говорить, что изволите купить?!”.
Этап 4.
Задача: совершенствование собственной эмоциональной регуляции.
Задания этапа представляют из себя систему постепенно усложняющихся игр по правилам, в том числе и заданий, имеющих своей целью формирование и совершенствование коммуникативных навыков, реализуя тем самым формирование собственной эмоциональной регуляции деятельности.
Завершающей частью программы является постепенный переход к когнитивным играм с удержанием правил и возможностью контроля не только за собственной частью игры, но и за выполнением правил игры партнерами.
Пример заданий: Различные настольные и “азартные” игры: “Домино”, “Шашки” (поддавки), простые игры в карты, а также двигательные игры: “Вышибалы”, “Казаки-разбойники”, “Штандр” и т.д.
Условия проведения заданий: частое изменение (варьирование) правил игр.
На этом же этапе возможно проигрывание маленьких драматических сюжетов с четким распределением ролей, а затем их сменой.
Следует отметить, что в целях реализации этого этапа можно использовать отдельные задания и упражнения, предложенные М.И. Чистяковой (1995). Следует только помнить, что последовательность используемых заданий и упражнений должна соответствовать задачам коррекции, а также законам развития движений и последовательности формирования произвольности психической активности.
Работа по данной программе предусматривает в основном групповую форму, где количество детей определяется в первую очередь, выраженностью проблем и возрастом детей.
В случаях грубой несформированности произвольной регуляции поведения программа ФПР может быть использована в индивидуальной форме при желательном подключении ребенка к работе в малой группе на 3-м или 4-м этапах.
Общая структура занятий
Следует отметить, что каждое конкретное занятие не может, естественно, состоять только из каких либо отрабатываемых движений. Безусловно, подобная организация занятий с ребенком фактически невозможна, а структура каждого занятия скорее представляет из себя “слоеный пирог”. То есть каждое занятие тактически разбивается на различные этапы.
1. Разминка, в ходе которой можно оценить степень закрепления уже отработанных заданий;
2. Овладение новым “материалом”;
3. Игровой этап, обязательный для каждого занятия, в ходе которого так же происходит формирование произвольности, как на двигательном уровне, так и произвольности ВПФ – внимания, памяти и т.п. в (ходе удержания заданных игровых правил) с учетом как ведущего типа мотивации каждого ребенка, так и специфики межличностных коммуникаций в целом;
4.Завершающий, чаще всего релаксационный этап, с использованием уже имеющихся, или формирующихся умений расслабления.
Табл. 1. Ориентировочные временные нормативы коррекционной работы и наполняемость групп для программы формирования произвольной регуляции (программа ФПР)
Продолжительность занятий по программе ФПР
Возраст ребенка | 3,5-6 лет | 5-6 лет * | 6-7 лет** | 7-8 лет | 8-10 лет | |||||
Продолжительность занятия (в мин.) | ||||||||||
ФПР | Индивидуальная работа | 15-20 | 20-25 | ок. 30 | 30-35 | 35-40 | ||||
Групповая работа | 20-25 | 25-30 | 30-40 | 40-45 | 45-60 | |||||
* для детей до 5-6-ти лет программа является развивающей и проводится только в рамках игровых моментов.
** для детей 6-7-ти лет и старше программа может быть как развивающей, так и коррекционной.
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!