В процессе интеграции искусств (контрольный эксперимент) — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

В процессе интеграции искусств (контрольный эксперимент)

2017-12-13 311
В процессе интеграции искусств (контрольный эксперимент) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

уровни музыкального восприятия 1 серия 2 серия 3 серия средний показатель %
  кол-во детей % кол-во детей % кол-во детей %  
3 балла (высокий уровень)       56,25     52,08
2 балла (средний уровень)       31,25   37,5 31,25
1 балл (низкий уровень)       12,5   12,5 16,67

 

Контрольный эксперимент показал, что после формирующего эксперимента:

1. Большее количество детей стало использовать в интерпретации музыки в суждениях свой жизненный и музыкальный опыт, об этом говорят такие выражения, как: “музыка похожа на ветерок”, или “похоже на девочку”, или “музыка похожа на маленьких эльфов, они будто летают”.

2. Задание передать образ в движении вызвало яркий положительный эмоциональный отклик у большинства детей. В движениях двух детей прослеживается сюжетная линия. Достаточно высокий уровень показали в процессе выполнения задания 50% детей. Низкий уровень выполнения задания детьми уменьшился по сравнению с результатами констатирующего эксперимента на 20,83% (16,67%). Детям, особенно, мальчикам, сложно за такой короткий срок формирующего эксперимента (3 месяца) преодолеть свою стеснительность, скованность, стереотипность движений.

Уровень выполнения задания подобрать подходящий инструмент и проаккомпанировать музыке оказался достаточно хорошим: успешно справились с заданием 52,8% детей (это на 21,55% больше, чем на этапе констатирующего эксперимента), низкий уровень выполнения задания уменьшился на 18,75% (12,5%);

3. На этапе констатирующего эксперимента наибольшую трудность вызвало задание нарисовать музыку. В результате контрольного эксперимента многие дети стали более обдуманно выбирать сюжет, цветовую гамму, соответствующие звучанию музыки, стало больше оригинальных сюжетов, повысилась техника рисования. Высокий уровень выполнения этого задания показали 50% детей (это на 37,5% больше, чем на этапе констатирующего эксперимента), низкий уровень — 12,5% (это меньше результата констатирующего эксперимента на 25%);

4. Характеристика эмоционально-образного содержания музыки детьми стала более насыщенной и развёрнутой, что подтверждается в высказываниях старших дошкольников: “музыка кружащаяся, яркая”, “волнительная”, “золотая”, “похожа на ленточки”, “блестящая, тонкая” и др.”.

Анализ проведённого исследования показывает, что на интегрированных занятиях музыкально-эстетическое восприятие старших дошкольников успешно развивается и приобретает творческий характер, который выражается в ориентировке детей в игровых ситуациях, требующих творческих действий, эмоциональной готовности, интереса, увлечённости к выполнению творческих заданий, способности чувствовать себя в определённом образе в ситуации восприятия музыки. К негативным чертам можно отнести небольшой опыт восприятия музыки старших дошкольников, а также достаточно низкий уровень исполнительских навыков, так как часто интересный замысел, возникший в воображении ребёнка при непосредственном восприятии музыки, получается обеднённым.

Математической анализ полученных результатов экспериментального исследования показал, что количество детей: с высоким уровнем восприятия музыки увеличилось на 20,83%; со средним уровнем осталось неизменным; с низким уровнем уменьшилось соответственно на 20,83%.

Это позволило сделать вывод, что интегрированные занятия способствуют развитию музыкального восприятия, дают возможность обобщить знания, представить то или иное явление целостно в продуктивных видах деятельности, что переводит музыкальное восприятие старших дошкольников на более высокий, качественно новый уровень.

На основе проведенного исследования разработаны следующие психолого-педагогические рекомендации:

1. Для обеспечения правильного музыкального развития ребенка нужно установить предварительный “диагноз”, найти сильные и слабые стороны в природных музыкально-ритмических задатках ребенка. Опираясь на сильные стороны, совершенствуя их, можно постепенно развить и более слабые задатки.

2. Необходимо с малых лет заботиться о создании условий для формирования основ музыкальной культуры. Принимая во внимание результаты анкетного опроса родителей детей экспериментальной группы, а также то, что изначально музыкальные предпочтения ребёнка обуславливаются семейным воспитанием, необходимо вести систематическую работу с родителями с целью объяснения им важности формирования у детей интереса к классической музыке, приобщения их к культурным ценностям, накопления различных музыкальных впечатлений.

3. Детям дошкольного возраста с самых ранних лет необходимо знакомиться с различными выразительными средствами искусства, накапливать определенный “багаж” навыков и умений, иметь возможность применять свой опыт в исполнительстве и творчестве.

4. Необходимо использовать на музыкальных занятиях только высокохудожественный репертуар (классика, народная музыка, музыка, написанная композиторами специально для детей), профессионально исполняемый на инструменте. Только на фоне переживаний музыки у ребенка (музыка должна волновать детей, вызывать интерес) зарождается любовь, интерес, потребность в ней.

5. Разрабатывая методику музыкальных занятий, необходимо использовать интегративно-тематический подход, при котором художественный образ рассматривается взаимосвязано. Детям предоставляется возможность познать, как одно и тоже явление выражается в разных видах искусства, какие художественные средства композитор, художник, поэт использовал. Такие занятия позволяют музыкальному руководителю или воспитателю не только дать ребенку знания, умения, но их обобщить, представить то или иное явление целостно.

6. Для проведения интегрированного занятия желательно, чтобы в предварительной работе была осуществлена связь различных видов деятельности, близкая по содержанию тема изучалась в те же дни, что и тема, связанная с музыкальным развитием ребенка. Такая взаимосвязь позволит повысить познавательную детскую активность и творчество. Составляя циклы занятий, важно спланировать работу таким образом, чтобы все три положения (восприятие, осознание и воплощение) были соблюдены.

Целью настоящей экспериментальной работы являлось выявление специфических особенностей развития музыкального восприятия детей 5-7 летнего возраста в процессе интеграции искусств, знание которых позволит воспитателям, музыкальным руководителям, психологам, педагогам дополнительного образования более эффективно организовывать образовательный и воспитательный процессы в дошкольных учреждениях. Данная цель была достигнута посредством решения поставленных задач, что позволило подтвердить выдвинутую рабочую гипотезу исследования.

Данные, полученные в экспериментальной работе, позволили провести качественный и количественный анализ музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста, а также доказать целесообразность и эффективность применения интегрированных занятий для совершенствования данного вида деятельности.

Полученные практические результаты могут быть использованы педагогами при организации музыкально-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Обобщая результаты данного исследования, можно выделить следующие особенности музыкального восприятия детей 5-7 летнего возраста:

1) проведённая диагностика уточнила определённое индивидуальное своеобразие каждого ребёнка при выполнении заданий. Цели были поставлены перед всеми детьми одинаковые, но к успешному выполнению заданий они приходили различными путями и с различными результатами;

2) в своих суждениях и действиях в процессе восприятия музыки дети старшего дошкольного возраста опираются на, хоть и не очень большой, жизненный опыт и опыт музыкальной деятельности. Причем и тот и другой очень неоднороден у разных детей по характеру и объему. Дети, имеющие определенный опыт музыкальной деятельности в младших группах, а так же в семье, как правило, имеют достаточный “багаж” музыкально-ритмических движений, с легкостью самостоятельно выбирают музыкальный инструмент для аккомпанемента и передают образ музыкального произведения в рисунке. Дети с очень малым музыкальным опытом затрудняются определить даже общее настроение пьесы, их движения под музыку стереотипны и не отличаются самостоятельностью;

3) характеристика эмоционально-образного содержания музыки является уязвимым моментом для детей данного возраста. Дети без труда выделяют отдельные средства выразительности (темп, динамику): громкая, тихая, быстрая, медленная. Однако их высказывания о характере музыкального произведения, чувствах, настроениях, выраженных в нем, не отличаются разнообразием;

4) детский рисунок, аккомпанемент и пластический этюд являются одной из форм непосредственного отклика на музыку. Данные виды деятельности помогают детям более глубоко постичь музыкальный образ, содержание и выразительные средства музыки. Необходимым условием является также владение графическими навыками и умениями, позволяющими передавать музыкальный образ в рисунке;

5) интегрированные занятия позволяют музыкальному руководителю или воспитателю не только дать ребенку знания, умения чувственного восприятия музыкального образа, но дают возможность его обобщить, представить и рассмотреть целостно, что переводит музыкальное восприятие старших дошкольников на более высокий, качественно новый уровень творческого осмысления музыки;

6) музыкальная игра является активной творческой деятельностью старших дошкольников, она облегчает, углубляет, эмоционально окрашивает процесс восприятия классической музыки. Музыкальная игровая деятельность объединяет слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах, а также может являться основой для интеграции различных видов искусств;

7) участие детей 5-7 лет в интегрированных занятиях — действенное средство их интеллектуально-творческого развития. Оно способствует развитию интереса к искусству и творческой деятельности, повышению художественного уровня детского творчества и культуры общения, улучшению психологической атмосферы, созданию творческого микроклимата, стимулирующего ребёнка к самопознанию, саморазвитию и самореализации.

Результаты данного исследования ещё раз подчёркивают необходимость обновления музыкального репертуара, глубокой работы с родителями, разработки новых педагогических технологий и средств диагностики развития у детей музыкального восприятия.

Практическая значимость данной работы заключается в её направленности на развитие музыкально-эстетического восприятия в процессе интегрированных занятий, поскольку стихийное слушание музыки, обособление этого детского вида деятельности от других не способствует по настоящему разностороннему развитию маленького человека, формированию его целостного видения мира, на что ориентируют нас современные направления дошкольного образования.

 

Синкевич И.А.,

Иванова М.В.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.