Формы поведения в толерантном и интолерантном классах (по Б. Э. Риэрдон) — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Формы поведения в толерантном и интолерантном классах (по Б. Э. Риэрдон)

2017-12-13 424
Формы поведения в толерантном и интолерантном классах (по Б. Э. Риэрдон) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Толерантный класс Интолерантный класс
Умение внимательно слушать и слышать Стремление разобраться, расспрашивание Совет Предложение Похвала, согласие Подбадривание Благожелательность Утешение Уважение Эмпатия Поддержка Перебивание, неумение слушать друг друга, нетерпение Игнорирование Обзывание Обвинения, упреки Осуждение, критиканство Морализирование, проповедь Угрозы Приказ, указание Предостережение, предупреждение Отстранение

 

Задание 10. Ознакомиться с работой классного руководителя. Выделить методы, приёмы и средства воспитания, используемые в организации внеклассной работы (ПК 7).

Рассмотрите и проанализируйте предложенную картотеку форм воспитания. Дополните предложенную картотеку форм воспитательной работы.

Краеведческая деятельность: турпоходы, экскурсии по родному краю, историческим местам. Зарубежные поездки. Фольклорные экспедиции, посвященные сбору народных песен, пословиц, поговорок, сказок, обрядов, танцев, предметов народного быта, одежды, культуры.

Выпуск устных, рукописных и печатных журналов, радио- и телепередач, знакомящих с культурой народов России и мира.

Встречи с яркими представителями разных национальных культур (поэтами, писателями, учеными, изобретателями).

Театральные постановки легенд, сказок, пьес разных народов.

Недели народной музыки. Участие в национальных певческих праздниках.

Праздники поэзии (в Михайловском, Тарханах, Константинове и др.).

Фольклорные праздники.

Праздники национальной кухни.

Работа интернациональных клубов.

Вечера дружбы.

Работа детских и подростковых объединений и организаций, изучающих историю своего края.

Конкретные социальные проекты, которые сплачивают разные национальности.

 

Задание 11.

Шестиклассник Миша – единственный ребенок в семье. Дома все вопросы его жизни решают бабушка и мама. В классе он часто невнимателен и необязателен. Последний случай возмутил всех одноклассников: класс долго готовился к школьному конкурсу сказок, роль ведущего – Волшебника – поручили Мише. Он с увлечением репетировал вместе со всеми, но в день выступления не пришел. Участие класса в конкурсе оказалось под угрозой, в спектакле срочно произвели замену. «Бабушку забыл предупредить, чтобы разбудила – вот и проспал!» – смущенно оправдывался Миша на следующий день. Возмущенные одноклассники высказали все, что думали о его поступке. Миша был очень расстроен. На следующий день он подошел к классной руководительнице и молча протянул листок бумаги. На нем было написано «План моего самовоспитания».

Установите последовательность этапов технологии организации самовоспитания (ПК-2).

 

  • организация оценки и самооценки результатов самовоспитания
  • практическая помощь учащимся в разработке программ самовоспитания и их реализации
  • формирование мнения ученического коллектива о необходимости и пользе самовоспитания
  • оказание помощи учащимся в уяснении сущности самовоспитания, его методов и путей осуществления

 

Задание 12.

По мнению специалистов, ребенок как читатель формируется в возрасте от десяти до тринадцати лет, когда он уже не задумывается о технике чтения. До десяти лет ребенка нужно всячески поддерживать в чтении, сочетая родительское чтение вслух с самостоятельным чтением произведений. В связи с этим в начальных классах школы был подготовлен и проведен семинар-практикум для родителей по приобщению детей к чтению. На сайте школы был создан специальный раздел «Читаем вместе», в котором родителям предлагали ознакомиться с советами, посвященными детскому чтению, а также содержались материалы о детских поэтах, писателях, иллюстраторах, об интересных книгах, книжных новинках. В конце учебного года был проведен конкурс на лучшую презентацию «Моя любимая книга». Несмотря на то, что активными пользователями сайта были только 65% родителей, а в конкурсе приняли участие около 80% учеников 5-х классов, учителя отметили, что у детей существенно повысился интерес к чтению, произошли позитивные изменения в речевом поведении.

Взаимодействие с родителями в процессе воспитания является важнейшим условием реализации принципа …(ПК-2)

  • единства воспитательных воздействий
  • опоры на положительное в личности воспитанника
  • культуросообразности воспитания
  • воспитания в коллективе и через коллектив

 

Практико-ориентированные задания по разделу:

Основы управление образовательными системами

Практико-ориентированное задание № 1.

Перед коллективом вновь созданного учебного заведения ставится многолетняя стратегическая цель — создать гимназию для всестороннего развития учащихся с последующей их специализацией в области экономики и менеджмента. Для этого предусматривается:

1. Организация учебного процесса на межпредметной основе; преподавание вариативных дисциплин по запросам учащихся и их родителей; постепенное внедрение новых, в том числе и вузовских, форм и методов работы с учащимися.

2. Создание новых учебных программ и совершенствование имеющихся.

3. Создание учебных кабинетов с соответствующим методическим обеспечением и техническим оснащением.

4. Организация работы с вузами экономического профиля с целью подключения их к учебному процессу.

5. Организация развитой опытно-экспериментальной и методической службы, состоящей из методического совета, профильных кафедр, межпредметных методических объединений и творческих групп.

6. Создание в гимназии психологической службы с целью систематической диагностики способностей и возможностей учащихся.(ОК-13)

Дайте ответы на следующие вопросы.

Сколько заместителей нужно иметь директору гимназии для реализации данной программы. Обоснуйте их функциональные обязанности. Найдите место педагогического совета, методических структур и других органов руководства учебным заведением в решении поставленных задач.

Практико-ориентированное задание № 2.

Посещая уроки молодых учителей, вы, как руководитель учебного заведения, пришли к выводу, что они не умеют дифференцированно работать с учащимися. На их уроках преобладают фронтальные формы обучения. Уровень теоретических лекций гораздо выше уровня практических занятий.

Дайте ответы на следующие вопросы.

Обдумайте ситуацию и решите, что вы предпримите в организационном, методическом и контролирующем плане? Какое место в этом процессе вы отведете работе по обобщению и внедрению передового педагогического опыта? Обоснуйте свои управленческие действия.(ОК-7,ОПК-4)

Практико-ориентированное задание № 3

Можно выделить четыре уровня мотивации подчиненных: – первый уровень – подчиненный действует и докладывает начальнику; – второй уровень – подчиненный спрашивает, что нужно сделать? – третий уровень – подчиненный ждет, чтобы ему сказали, что нужно сделать; – четвертый уровень – подчиненный прячется от начальника. Подчиненным с каким уровнем мотивации вы себя видите? Какие качества личности могут обеспечить вам этот уровень мотивации? В работе руководителя особую роль играет рациональность мышления.Диалектику мыслительного процесса современного российского руководителя можно охарактеризовать следующими чертами: • панорамность мышления (системность, широта, комплексность) и профессиональная предметность (знание деталей и тонкостей управления); • умение понимать, принимать и использовать точки зрения, позиции, мнения, противоположные собственным, и одновременно умение проводить свою принципиальную линию; • противодействие неделовому нажиму сверху без попадания в оппозицию к руководству; • умение не соглашаться, не становясь при этом неприятным; • склонность к новым идеям и достижениям, способность отличить их от прожектерства; • способность рисковать (принимать решения, действовать без уверенности в позитивности последствий этих решений и действий), редкоошибаться с существенным вредом для деятельности учреждения; • предельная тактичность и вежливость в обращении с людьми и жесткая требовательность к любым отклонениям от установленных правилработы; • демократичность, позволяющая не сковывать своим авторитетом мысли и действия подчиненных людей, и одновременно твердость в проведении линии на повышение дисциплины, без которой высокорезультативная работа невозможна. Современный руководитель должен обладать способностью быть разным в различных условиях, чтобы соответствовать требованиям обстановки в процессе управления. (ОК-3,ОК-7,ОПК-4) Дайте ответы на следующие вопросы. 1. Согласны ли вы с положениями, изложенными выше, или у вас имеются аргументированные возражения по отдельным позициям? В последнем случае подготовьте систему доказательства выдвигаемых вами положений. 2. Чем отличается от идеала ваша собственная организация мышления?Каковы ее особенности? Учитывая, что учитель – руководитель классного коллектива, какие черты современного мышления руководителя вы считаете необходимым активно в себе развивать?

Практико-ориентированное задание № 4.

В рамках педагогического менеджмента особую роль играет принятие правильных управленческих решений, поскольку от этого зависит успех в деятельности учреждения. В практике встречаются следующие варианты: • руководитель принимает решение и сообщает результат подчиненным, если это необходимо; • руководитель принимает решение и сообщает, почему он его принял; • руководитель принимает решение, но при этом интересуется мнением подчиненных, приветствует их вопросы, получая, таким образом, возможность проверить решение и в случае необходимости внести изменения; • руководитель принимает решение и представляет его группе на доработку; • руководитель излагает суть проблемы, спрашивает, какие будут предложения, и, выслушав их, принимает решения; • руководитель излагает проблему и просит группу принять решение, оставляя за собой право выбора и утверждение варианта; • руководитель излагает проблему и принимает решение группы. (ОК-1, ОК-3, ОК-7) Дайте ответ на следующий вопрос. Какой из предложенных вариантов вы считаете предпочтительным? Обоснуйте свою позицию.

Практико-ориентированное задание № 5.

Важная задача руководителя – максимально задействовать творческий потенциал коллектива. Для этого у него имеется следующий диапазон действий. 1. Предлагать сотрудникам работу, способствующую их общению. 2. Проводить совещания с единомышленниками, советоваться с ними по различным стратегическим и тактическим вопросам. 3. Сохранять неформальные группы в коллективе, не мешающие функционированию школы. 4. Создавать условия для социальной активности работника. 5. Предлагать педагогам более творческую работу. 6. Обеспечивать им обратную связь в соответствии с достигнутыми результатами. 7. Оценивать и поощрять все положительные достижения каждого сотрудника. 8. Привлекать подчиненных к формулировке целей деятельности школы и выработке решений. 9. Делегировать подчиненным часть своих прав и полномочий. 10. Обеспечивать продвижение инициативных подчиненных по служебной лестнице. 11. Организовывать постоянное повышение квалификации педагогов. 12. Открывать для подчиненных возможности развития их потенциала. 13. Предоставлять учителю сложную и ответственную работу, которая требует полной самоотдачи. Дайте ответы на следующие вопросы. 1. Какие действия руководителя по увеличению творческой отдачи в работе подчиненных вы считаете главными и почему? 2. Какие еще меры, по вашему мнению, может предпринимать руководитель, чтобы добиться активности и лучших результатов труда?

Практико-ориентированное задание № 6.

Специфика педагогического коллектива (преимущественно женский состав, его излишняя эмоциональность) делают школу зоной повышенной конфликтности. Поэтому лучше, если руководителю удается вовремя распознать конфликты и сделать соответствующие выводы. Ситуации, как правило, возникают одни и те же: • дело, над которым работает коллектив, перестает быть общим. Каждый трудится сам по себе. Дружеская помощь оказывается не «в ходу»; • сотрудники перестают доверять друг другу, делиться рабочими и личными планами; • во время разговоров во главу угла ставятся негативные факты. Собеседник скорее выскажет замечание в адрес коллеги, чем тепло отзовется о нем. Как показывает практика, наладить ситуацию можно, если, например, распределять задания не тет-а-тет, а на общем собрании, ввести в практику открытый обмен мнениями, регулярное совместное подведение итогов. Иногда и руководитель, сам того не замечая, может спровоцировать конфликт. Считается, что руководителю недопустимо: • скрывать какую-либо информацию от своих подчиненных; • высказывать особое расположение к кому-либо из сотрудников; • безропотно отдавать своих подчиненных «на растерзание» вышестоящему начальству; • недооценивать профессионализм своих коллег. (ОК-1, ОК-7) Дайте ответы на следующие вопросы. 1. Согласны ли вы с высказанными предположениями? 2. Что должен делать руководитель, чтобы в коллективе не возникало конфликтных ситуаций? 3. Каковы должны быть действия руководителя в разрешении конфликта?

Практико-ориентированное задание № 7.

Постоянные нововведения в различных областях школьной жизни являются основой эффективной деятельности школы. Вместе с тем нередко руководителю приходится сталкиваться с сопротивлением переменам. (ПК-2) Дайте ответы на следующие вопросы. Какие, по вашему мнению, действия он должен предпринимать, чтобы преодолеть противодействие инновациям? Будете вы сторонником или противником школьных инноваций? Почему?

Практико-ориентированное задание № 8.

Имеются различные способы лучшей организации педагогом своего времени. Для этого, в частности, необходимо: • проанализировать, как вы тратите свое время; • провести анализ стоящих перед вами задач по принципу их значимости, определить, какие задачи являются приоритетными; • сформулировать свои долгосрочные цели; • ввести в практику планирование своего времени; • стремиться уменьшать потери времени. Дайте ответы на следующие вопросы. 1. Какие еще способы совершенствования организации своего времени вы можете предложить? 2. Нужно постоянно улучшать использование только своего рабочего времени или всего времени, включая личное? 3. Какие действия вы хотели бы предпринять, чтобы максимально эффективно использовать все имеющееся у вас время?

Практико-ориентированное задание № 9.

Часто после рабочего дня учитель констатирует: «Я целый день напряженно работал, однако многое из того, что намечено, осталось невыполненным!». Обычно при этом ссылаются на следующие основные причины: • непредвиденные встречи; • телефон; • желание все сделать самому, неумение поручать часть дел другим (делегировать полномочия); • отсутствие выбора приоритетов; • тактика отсрочек; • неумение говорить «нет»; • неумение доводить дело до конца; • помехи со стороны других; • слишком большой объем информации. Дайте ответы на следующие вопросы. 1. Какие еще причины, по вашему мнению, мешают вам выполнять намеченное? 2. Что необходимо сделать, чтобы вы ежедневно могли реализовать свои планы без перенапряжения?

Практико-ориентированное задание № 10.

Конкуренция между школами – свершившийся факт. Вряд ли можно изменить эту ситуацию. Поэтому главная задача – сделать конкуренцию цивилизованной. Практика знает разные пути обеспечения конкурентоспособности: 1. Более высокий уровень инновационных процессов, нежели у конкурентов. 2. Более высокая надежность результатов обучения и воспитания. 3. Постоянный кадровый состав. 4. Лучшая материальная база. 5. Более высокая заработная плата. 6. Большая вариативность образовательных услуг. (ПК-11) Дайте ответы на следующие вопросы. 1. Какие другие пути повышения конкурентоспособности школы вы можете предложить? 2. Какие из упомянутых и предложенных вами направлений деятельности по повышению конкурентоспособности школы являются, по вашему мнению, наиболее действенными? 3. Какова ваша роль в создании имиджа класса, школы?

Промежуточный контроль: Экзамен выставляется на основе балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов, учитывающей весь объём и направленность учебно-познавательной деятельности по освоению дисциплины.

 

Вопросы к экзамену:

1.
Вопросы к экзамену у всех есть? Напоминаю дисциплина Педагогики 4 (Теории и технологии воспитания, Управление образовательными системами.)

 

Вопросы к экзамену:

 

1. Сущность воспитания, его движущие силы воспитательного процесса.

2. Закономерности и принципы процесса воспитания.

3. Характеристика возрастных этапов развития личности школьника.

4. Особенности воспитания мальчиков и девочек.

5. Нравственное воспитание детей.

6. Самовоспитание и перевоспитание школьников.

7. Система методов и средств воспитания.

8. Воспитательный процесс и его особенности.

9. Классификация методов воспитания. Характеристика различных методов воспитания.

10. Понятие о технологиях воспитания, их классификация.

11. Особенности применения методов и форм воспитания. Воспитательные мероприятия.

12. Воспитание как система.

13. Социальное воспитание и социализация личности.

14. Современные концепции и базовые теории воспитания.

15. Классный руководитель как организатор детского коллектива.

16. Особенности современной социально-педагогической ситуации и её использование в воспитании детей.

17. Факторы социализации, их характеристика.

18. Педагогическое взаимодействие в воспитании.

19. Цели и задачи воспитания в рамках реализации ФГОС.

20. Коллектив как объект и субъект воспитания.

21. Внеурочная воспитательная деятельность в рамках ФГОС.

22. Современные технологии воспитания в работе классного руководителя..

23. Проблема самодеятельных неформальных объединений.

24. Требования к классному руководителю, его функции.

25. Основные направления и содержание деятельности классного руководителя.

26. Типы коллективов и педагогическое руководство детским коллективом.

27. Основные институты социального воспитания, их жизнедеятельность.

28. Умственное воспитание школьников.

29. Гражданское воспитание.

30. Правовое воспитание.

31. Трудовое воспитание.

32. Экономическое воспитание.

33. Экологическое воспитание.

34. Эстетическое воспитание.

35. Физическое воспитание.

36. Организация воспитания в условиях школы.

37. Организация воспитания во внешкольных учреждениях.

38.Сущность и ценности социального воспитания.

39. Цель и задачи воспитания культуры межнационального общения.Воспитание веротерпимости и толерантности.

40. Воспитание патриотизма и интернационализма.

41. Учёт индивидуальных и возрастных особенностей в воспитании детей.

42. Условия выбора эффективных методов воспитания.

43. Методы формирования сознания, взглядов, убеждений.

44. Методы формирования поведения.

45. Методы стимулирования поведения.

46. Условия применения поощрения и наказания.

47. Анализ авторской воспитательной системы (по выбору студента).

48. Государственно-общественный характер управления системой образования.

49. Демократизация и гуманизация как основной путь управления школой.

50. Основные направления преобразования системы образования.

51. Школа как социально-педагогическая система.

52. Роль целеполагания в управлении школой.

53. Общая характеристика функций управления.

54. Cпецифика менеджмента в образовании

55. Виды и этапы педагогического анализа.

56. Характеристика планирования как функция управления, его связь с другими

функциями управления.

57. Сущность и цели организации в управленческой деятельности.

58. Принципы и методы организаторской деятельности руководителя школы.

59. Роль и место контроля в управленческом цикле.

60. Содержание общекультурного воспитания в деятельности классного руководителя.

Глоссарий

Авторитет — влияние, которое оказывает на кого-либо отдельное лицо или социальный институт в силу своих заслуг, интеллектуальных, нравственных, деловых качеств.

Адаптация - процесс и результат становления индивида социальным существом.

Адаптация — способность организма (личности, функции), приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Приведение личности в такое состояние, которое обеспечивает устойчивое поведение в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений структуры личности.

Адаптация социальная — процесс и результат активного приспособления человека к условиям и требованиям социальной среды. Содержанием ее являются сближение целей и ценностных ориентации группы и входящего в нее индивида, усвоение им групповых норм, традиций, социальных установок, принятие на себя социальных ролей. Является одним из механизмов социализации личности.

Акселерация - ускоренное физическое и психическое развитие личности в детском и подростковом возрасте под влиянием социально-экономических преобразований.

Активность личности — деятельностное отношение человека к миру, его способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении.

Анализ — в буквальном смысле расчленение (мнимое или реальное) объекта на элементы. В широком смысле это синоним исследования вообще. Самоанализ — одно из важнейших условий повышения эффективности педагогического процесса, роста профессионализма учителя.

Анкета методическое средство для получения первичной социологической и психологической информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, форма заочного опроса, объединенная единым исследовательским замыслом; система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта или предмета анализа.

Анкетирование — метод массового сбора информации с помощью анкет; анкетный опрос.

Безнадзорность детей - общественное явление, заключающееся в отсутствии надлежащего наблюдения за детьми со стороны родителей или лиц, их замещающих.

Беспризорность - общественное явление, заключающееся в недостаточном попечении и воспитательном воздействии в отношении несовершеннолетних.

Взаимодействие — процесс непосредственного или опосредованного взаимного влияния людей друг на друга, предполагающий их взаимную обусловленность общими задачами, интересами, совместной деятельностью и взаимно ориентированными реакциями. Признаки реального В.: одновременное существование объектов; двусторонность связей; взаимопереход субъекта и объекта; взаимообусловленность изменения сторон; внутренняя самоактивность учеников.

Воспитание (1) - процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы.

Воспитание (2) — целенаправленное управление процессом развития человека через его включение в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.

Воспитание - основная категория педагогической науки. Однако точное определение понятия "воспитание" является одной из сложнейших проблем. В педагогической литературе встречается множество различных определений этого понятия. Формулировки их зависят от методологического подхода, концепции воспитания. Трактовка этого понятия в отечественной теории воспитания определяется в подходах к определению понятия "воспитание", в которых можно четко выявить два направления. В основе первого лежит взгляд на ребенка как на объект педагогического процесса, т.е. важнейшими факторами развития человека признаются внешние воздействия, формирующие личность. Этому направлению соответствуют следующие определения:

  • воспитание - целеустремленное, систематическое управление процессом формирования личности в целом или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества (Н. Е. Ковалев);
  • воспитание в специальном педагогическом смысле - процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе (Ю. К. Бабанский);
  • воспитание - планомерное и целенаправленное воздействие и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду (А. В. Петровский);
  • воспитание в широком социальном смысле - воздействие на личность общества в целом. Воспитание - целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, воззрений и убеждений (А. В. Мудрик).

Воспитательная система — комплекс воспитательных целей, людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности, отношений, возникающих между ее участниками; освоенная среда и управленческая деятельность по обеспечению жизнеспособности ВС. Создается для реализации педагогических целей и обеспечения развития личности учащихся. Выделяют: традиционные ВС. массовых школ, малочисленных сельских школ, профильных учебных заведений и т. д.

Движущие силы развития — противоречия между возникающими потребностями и возможностями их удовлетворения.

Диалог — форма общения, состоящая, как правило, из чередующихся реплик участников и опирающихся на психологическое равенство их позиций.

Дискуссия — способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе; метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет включения учащихся в коллективный поиск истины.

Дисциплина — форма общественной связи между людьми, которая служит средством поддержания и соблюдения порядка, необходимого для совместной деятельности людей. Важное звено Д. — самодисциплина, когда индивид исходит из внутреннего убеждения, личного и общего интересов; качественная характеристика порядка, организованности в той или иной общности, в сфере жизнедеятельности людей, отражающая соответствие их поведения сложившимся в обществе нормам.

Дифференцированный подход — целенаправленное педагогическое воздействие на группы учащихся, которые существуют в сообществах детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным качествам учащихся. ДП. позволяет разрабатывать методы воспитания не для каждого ребенка в отдельности (что в массовой школе нереально), а для определенных категорий учащихся.

Досуг — возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Выделяют пять групп Д.: отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество.

Закономерности воспитания (обучения) - устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса воспитания (обучения).

Закономерности педагогического процесса — существенные внешние и внутренние связи, от которых зависят направленность процесса и успешность достижения педагогических целей. Внешние: гармонизация интересов общества и личности при определении целей и задач; обусловленность экономическими, политическими и духовными факторами. Внутренние: зависимость от возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых; единство действий участников; взаимосвязь процессов образования, воспитания и развития; единство целей, форм, методов содержания.

Запущенность педагогическая — устойчивые отклонения от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании.

Знание — результат процесса познания действительности, получивший подтверждение в практике; адекватное отражение объективной реальности в сознании человека (представления, понятия, суждения, теории).

Игра — занятия, действия, формы общения детей, не носящие обязательного характера, приносящие чувство радости, удовольствия от достижения игрового результата. И. — воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая с целью отдыха, развлечения и обучения.

Идентификация — 1) опознание чего-либо, кого-либо; 2) уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо; процесс усвоения социальных ролей, отождествление индивида с реальным или воображаемым объектом.

Идентичность — ощущение самотождественности, непрерывности себя во времени, чувство «я тот же самый»; устойчивый, личностно принимаемый образ себя во всем богатстве взаимосвязей личности с окружающим миром (включает образ-отношение к своему телу, личностным особенностям, социальному статусу, расовой и национальной принадлежности).

Индивидуальный подход — осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента, характера, способностей, склонностей и др.) в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть ИП составляет гибкое использование различных форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому ребенку.

Индивидуальный подход в воспитании осуществление педагогического процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента и характера, способностей, мотивов и интересов и др.), в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях.

Индивидуальность — неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою деятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры. И. определяется как внутренний психический мир человека, включающий основные ее сферы: интеллектуальную мотивационную, эмоциональную, волевую, предметно- практическую, саморегуляции и экзистенциальную.

Инновация — создание, распространение и применение нового средства (новшества). Деятельность по поиску и получению новых результатов, способов их получения.

Классный руководитель - непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе; официальное лицо, назначаемое директором школы для осуществления воспитательной работы в классе.

Коллектив - организованная группа людей, объединенных общими целями, профессиональными и социальными интересами, ценностными ориентациями, совместной деятельностью и общением, взаимной ответственностью.

Коллектив — это организованная группа людей, объединенных совместной деятельностью, цели которой полезны обществу и людям. Признаки К.: объединение людей во имя определенной, социально одобряемой цели; совместная деятельность, строящаяся на принципах коллективизма; организованность и сплоченность группы; наличие коллективистских взаимоотношений; единые ценностные ориентации, нравственное и духовное единство.

Компетенция - единство знаний, профессионального опыта, способностей действовать и навыков поведения индивида, определяемых целью, заданностью ситуации и должностью.

Концепция — совокупность, система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов; единичный, определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо научного труда, произведения.

Культура — совокупность материальных и духовных ценностей, созданная человечеством в процессе общественно-исторической практики.

Личность - человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности, как существо общественное, формирующееся в совместной деятельности и общении.

Личностный подход - ориентация при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности.

Личностный подход — последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к сознательному ответственному субъекту собственного развития и воспитания это — базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком и Коллективом. Он предполагает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, выявлении и раскрытии его возможностей, становлении самосознания, самореализации и самоутверждении.

Менталитет — особенности индивидуального и общественного сознания людей, их жизненных позиций, культуры, моделей поведения, обусловленные социальной средой, национальными традициями. М. свидетельствует о специфических чертах социализации человека, его автономности и самобытности.

Мировоззрение — система взглядов на мир и место в нем человека; целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. В основе М. лежат миропонимание (совокупность определенных знаний о мире), мировосприятие (идеалы, модели и образы реальности), чувственные отношения.

Метод способ, путь научного познания, достижения; цели определенным образом упорядоченная деятельность.

Метод воспитания — совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательного взаимодействия.

Методы воспитания - совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования.

Методология педагогической науки - учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической действительности.

Методы педагогического исследования - способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.

Моделирование — метод исследования социальных явлений и процессов, основывающийся на замещении реальных объектов их условными образами, аналогами. В М. воспроизводятся свойства, связи, тенденции исследуемых систем и процессов, что позволяет оценить их состояние, сделать прогноз, принять обоснованное решение.

Мониторинг в образовании - специально организованное постоянное наблюдение, контроль за состоянием каких-либо процессов в образовании с целью оценки.

Наблюдение - целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем.

Образование — процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Служит необходимым условием подготовки человека к жизни в обществе, к профессиональной и трудовой деятельности. Основной путь получения О. — обучение в учебных заведениях под руководством педагогов. Кроме того, значимым оказывается самостоятельное совершенствование человека в различных областях знаний (самообразование). Уровень О. обусловливался требованиями производства, общественными отношениями, состоянием науки, техники и культуры.

Образовательные учреждения - государственные, муниципальные, частные учреждения, реализующие образовательные программы различного уровня и направленности.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.107 с.