IX. Проведение реставрационных мероприятий — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

IX. Проведение реставрационных мероприятий

2017-11-27 446
IX. Проведение реставрационных мероприятий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

  №   пп.   Описание операций с указанием метода, технологии, рецептур, материалов и инструментов, выполнения сопровождающих иллюстративных материалов   Даты начала и окончания операции Подписи руководителя и исполнителя работ
       
1. Визуальное исследование: Описание состояния сохранности (визуальное исследование).   03.11.2015  
2. Фотофиксация:проведена фотофиксация до реставрации. В дальнейшем фотофиксация проводилась на всех этапах.   07.11.2013г  
3. Укрепление грунта и красочного слоя. Так как икона находилась в аварийном состоянии, вся ее поверхность была пропитана тёплым 2% водным раствором осетрового клея беличьей кистью. На участки с вздутиями наносился повторно 2% теплый раствор осетрового клея, с папиросной бумагой и её дальнейшим просушиванием тёплым, чугунным утюжком (t-50) через фильтровальную бумагу. Была произведена полная профилактическая заклейка всей поверхности. Под вздутия грунта, со стороны утраты, был сделан прокол иглой для дальнейшего подведения шприцом с тёплым 7% водным раствором осетрового клея. Затем фторопластовым шпателем были уложены вздутия и грядки - вровень с поверхностью красочного слоя. Затем эти участки бывших отставаний были проглажены и подсушены тёплым чугунным утюжком (t-50) через фильтровальную бумагу. Через 2 часа на места бывших вздутий грунта были положены грузы (мешочки с песком) через фильтровальную бумагу. Через 24 часа груз был снят, было произведено удаление заклеек из папиросной бумаги при помощи ватного тампона, смоченного в тёплой воде. В результате укреплён грунт и красочный слой по всей поверхности, устранены деформации и вздутия грунта.   14.11.2013г 21.11.2013г    
3.1 После удаления профилактических заклеек были удалены так же поверхностные нестойкие загрязнения (слой пыли).      
3.2 Повторное укрепление отстающих частей грунта и красочного слоя по краям иконы. По краям иконы, на местах утрат грунта и красочного слоя было обнаружено, что они до конца не укрепились: имеется частичное отставание красочного слоя и грунта от основы. Так как красочный авторский слой и слой записи плотные, требовалось произвести распаривание для повторного укрепления этих участков. На отстающие области наносился теплый раствор 2% осетрового клея с последующим наложением папиросной бумаги и дальнейшим подсушиванием тёплым чугунным утюжком (t-50) через фильтровальную бумагу. Небольшой кусок целлюлозной салфетки (ткань из целлюлозы и хлопка, отлично впитывает и удерживает влагу), смоченной водой, гладкой стороной прикладывался на не укрепившийся участок и через фторопластовую плёнку прогревался тёплым чугунным утюжком (t-50). Через минут 15 поверхность размягчалась и становилась эластичной. В местах утрат делался прокол иглой и после чего вводился шприцом тёплый 7%-ый водный раствор осетрового клея. Излишки клея убирались отжатым влажным ватным тампоном. Проблемный участок прижимался фторопластовым шпателем и проглаживался нагретым утюжком через фильтровальную бумагу до полного высыхания. На участки с бывшими отставаниями был положен пресс в виде небольших мешочков с песком через фильтровальную бумагу. На следующий день после снятия пресса и папиросной бумаги отжатым ватным тампоном было видно, что проведенная процедура дала положительный результат: красочный слой укреплен, все подвижные вздутия грунта устранены.    
4. Восполнение утрат основы. Утраты основы были проклеены 3% водным раствором осетрового клея два раза, с просушиванием каждого слоя. После чего был приготовлен 7%-ный водный раствор осетрового клея с добавлением опилок. Подготовленные утраты восполнялись этим составом послойно, с просушиванием каждого слоя. Гвоздевые отверстия так же послойно заполнялись смесью клея с опилками. 16.1.2014г 23.1.2014г    
5. Подведение реставрационного грунта в места утрат авторского грунта. Был приготовлен 7%-ный водный раствор осетрового клея на водяной бане с добавлением мела до сметанообразной консистенции. После чего утраты левкаса были восполнены этим составом послойно, с просушиванием каждого слоя. Когда утраты уже были восполнены, мастиковки зашлифовались и выровнялись до поверхности авторского красочного слоя с помощью увлажнённой пробки и мелкозернистой абразивной бумаги. 16.1.2014г 6.3.2014г  
6. Пробное раскрытие: Выбран участок для контрольного раскрытия (12 х 9 см) с левого края в центральной части иконы над утратой расчистки предшественником. Область раскрытия включает в себя поле, фон и часть гиматия Апостола Павла. При послойном удалении записи с помощью микроскальпеля и микроскопа, было обнаружено следующее:   На изображении полявыявлены слои: 1 слой – неравномерный тонкий потемневший лак с въевшейся грязью. 2 слой – слой записи коричневого цвета (темпера). 3 слой – слой неравномерного темно-коричневого авторского лака. 4 слой – авторский потертый слой (охра). Поновительское поле представляет собой коричневое поле с белильной обводкой. В местах потёртостей и в разрывах кракелюра просматривается нижележащий слой охристого цвета. Под записью коричневого цвета лежит слой неравномерного авторского лака. Выявилась авторская опушь красно-оранжевого цвета. Авторское поле – охра светлая, лежит тонко, неравномерно, местами потёрта, в местах потёртостей и утрат авторского красочного слоя оставлена верхлежащая запись коричневого цвета. В ходе пробного раскрытия выявилось, что авторское поле имеет красно-коричневую обводку (изображаемое поле).   На изображении фона: 1 слой - тонкий потемневший лак с въевшейся грязью. 2 слой - запись голубого цвета, укрывистая, плотная. 3 слой - неравномерная авторская олифа, она местами потёрта. 4 слой - авторский красочный слой фисташкового цвета.   Поновительский фон представляет собой плотную запись голубооко цвета. Фон в слое записи заходит за авторское поле охристого цвета на (1см). Сверху фон перекрыт поновительским полем с белильной обводкой. После удаления записей на поле и фоне, авторский лак утоньшен микроскальпелем под микроскопом. Для устранения остатков записи и лучшего визуального восприятия участок протирался ватным микротампоном с разбавителем №4 «пинен».   На изображении гиматия лежит: 1 слой - неравномерный тонкий потемневший лак с въевшейся грязью. 2 слой – утоньшенный слой лака. 3 слой - авторская олифа, она сильно потёрта, сохранилась фрагментарно. В ходе работы выяснилось, что черная обводка контура одежд - не авторская. Удалялась в сухую под микроскопом МС2-zoom.   30.6.2014г  
7. Отработка методики по удалению поверхностных загрязнений и лаковой пленки. Так как поздняя лаковая пленка с въевшимися стойкими загрязнениями на изображении полей и фона в слое записи очень тонкая, то был испробован метод удаления поверхностных загрязнений при помощи пенки детского мыла. Удаление верхних слоев подобным способом было лишь частичным, оставалась тонкая потемневшая пленка. Велась отработка методики по подбору эмульсии для удаления лака с загрязнениями с записи: 1) спирт + пинен (1:4) – результата нет. 2) спирт + пинен (1:3) – удаляет нестойкие поверхностные загрязнения. 3) спирт + пинен (1:2) – хорошо и равномерно размягчает лаковую плёнку, запись не размягчает. Цвет записи на изображении полей и фона оказалась значительно ярче.      
8. Отработка методики по удалению коричневой записи на поле: В процессе раскрытия на изображении поля выяснилось, что авторский красочный слой плотный, твердый. Работать микроскальпелем «в сухую» на этом участке без угрозы повреждения не представлялось возможным. Велась отработка Методики по подбору эмульсии для удаления записи: 1) спирт + пинен (1:1) – желаемого результата не дает, пришлось отказаться от работы со спиртом. 2) бычья желчь + пинен (1:1) – запись коричневого цвета размягчается и мягко удаляется микроскальпелем. Было решено удалять запись на поле по этой отработанной методике. Работу вести под микроскопом MC 2 – zoom.    
8.1 В ходе дальнейшего пробного раскрытия выяснилось, что подобранная эмульсия бычья желчь с пиненом (1:1) так же хорошо удаляет поверхностные загрязнения с лаковой пленкой. Результат оказался эффективнее. Было решено удалять позднюю лаковую пленку и запись на поле по этой отработанной методике. Работу вести микроскальпелем под микроскопом MC 2 – zoom.      
9. Отработка методики по удалению голубой записи на изображении фона: Отработанные методики для удаления записи коричневого поля не дали желаемых результатов в удалении записи фона. Авторский красочный слой рыхлый, размягчается через кракелюр сильнее записи. Лучший результат дало стачивание записи микроскальпелем «в сухую», притирая поверхность пиненом для удаления остатков записи (пыли, образовывавшейся в результате стачивания) и лучшего визуального восприятия. Было решено удалять запись микроскальпелем «в сухую», притирая поверхность пиненом. Работу вести под микроскопом MC 2 – zoom.      
9.1 В ходе пробного раскрытия было решено удалять позднюю лаковую пленку и запись микроскальпелем «в сухую», притирая поверхность пиненом. Так как лаковый слой с загрязнениями тонкий равномерный и легко стачивается без применения эмульсий. Работу вести под микроскопом MC 2 – zoom.      
10. Отработка методики по утоньшению лаковой пленки на изображении гиматия Апостола Павла: На изображении фигуры лак располагается тонким неравноменым потемневшим слоем, присутствует слой копоти. Стойкие поверхностные загрязнения удалялись пенкой детского мыла ватным микротампоном, излишки пенки удалялись с поверхности влажным ватным тампоном. Для утоньшения слоя лака опробовалась методика удаления записи голубого фона (описанной в п.9) – не дала результата. Методика по удалению записи с поля, описанной в п.8, дала желаемые результаты: плотный твердый слой лака смягчался и удалялся микроскальпелем без вреда для живописи. На участках со сгустками лаковой пленки применялась палочка-расточка с абразивной бумагой MIRKA p1200. Рельеф лака стачивался до основного слоя лака, затем лак утоньшался микроскальпелем по методике, описанной в п.8. Поверхность притиралась пиненом, для улучшения визуального восприятия. Решено было утоньшать слой лака бычьей желчью с пиненом (1:1) и микротампоном, на участках со сгустками лака применять палочку-расточку и микроскальпель. Работу вести под микроскопом MC 2 – zoom.      
11. Раскрытие шло по отработанным методикам под микроскопом при помощи микроскальпеля. Опираясь на исследования в REN-лучах в ходе раскрытия, выяснилось, что поновительское поле с белильной разделительной линией заходит на голубой фон на (0,3 см) и что голубой фон так же является записью. При устранении верхнего красочного слоя записи выяснилось, что поновительский фон заходит на авторское поле на (1 см). Это указано в исследованиях №2.   1.7.2014г  
12. В процессе раскрытия открыты: авторский красочный слой поля – охра светлая с красно-оранжевой опушью. Авторский фон фисташкового цвета. Изображение гиматия Святого Апостола Павла – красно-коричневый цвет со светлой охрой в разбеле – на внутренней стороне гиматия, с белильными линиями по краю складок одежды. Авторская, контурная опись фигуры частично утрачена. Авторская линия, разделяющая авторское поле с фоном – красно-коричневого цвета. Авторская олифа – светло-коричневая, сохранилась фрагментарно.   3.7.2014г  
13. Раскрытие продолжено на небольшой участок (3 см) вверх от контрольного участка, так же выбранная область теперь составляет (10,3 см) в ширину. Как и на пробном участке, состояние авторского слоя на полях хорошее, сохранилась авторская лаковая плёнка с частичным кракелюром. Красная разделительная линия сохранилась хорошо, имеются потертости и небольшие утраты красочного слоя.   27.3.2015г  
14. Раскрыт участок на (4,5 см) и шириной в (12,9 см) - авторский лак на поле ещё сохранился на (2,5 см) от нижней границы последней расчистки. Выше виден авторский слой удовлетворительной сохранности без авторского лакового покрытия.   15.6.2015г  
15. Устранение отставания красочного слоя от основы. В процессе раскрытия на фоне с левой стороны были обнаружены отставания красочного слоя от основы. Для устранения отслоений авторского красочного слоя были приготовлены водные растворы осетрового клея (2%) и (6%) клей. Места вздутий пропитаны слабым раствором клея, а сверху была наложена папиросная бумага. Проблемные участки подсушены тёплым чугунным утюжком (t-50) через фильтровальную бумагу. Через кракелюр красочный слой прокалывался тонкой инсулиновой иглой, после чего шприцом был подведён 6% водный раствор тёплого осетрового клея. Остатки раствора устранены отжатым влажным ватным тампоном, поверхность просушена тёплым утюжком через фильтровальную бумагу. Для закрепления результатов сверху был поставлен пресс (мешочек с песком) на 24 часа. По истечению времени проф. заклейки удалены ватным тампоном, смоченным в теплой воде. Результат укрепления положительный.   17.11.2015г  
16. Удаление записи с изображения нимба. Раскрытие продолжено с выходом на изображение нимба справа от изображения головы. Открылся авторский контур нимба красно-коричневого цвета. Он лежит на 0,3 см шире позднего контура (запись). Работа велась микроскальпелем под микроскопом MC2-zoom.   На изображении нимба располагаются следующие слои: 1 слой – потемневший лак с въевшейся грязью. 2 слой - слой записи желтого цвета. 3 слой - слой записи голубого цвета. 4 слой - частично сохранившийся слой пигментированного лака. 5 слой - авторский слой серебра (сильно потерт). Опираясь на исследования в REN-лучах, выявлено, что слой записи полностью перекрывает авторский нимб. Поверх фона нарисован новый нимб, границы которого не совпадают с авторским контуром. Был оставлен контрольный участок (1,5х0,3 см), показывающий послойное нанесение записи на авторский нимб. На изображении нимба запись удалялась микроскальпелем под микроскопом MC2zoom послойно. Поверхность притиралась пиненом для лучшего визуального восприятия. В местах утрат серебра был оставлен слой записи голубого цвета до фотофиксации. Авторский нимб в удовлетворительном состоянии: сохранился слой серебра с потёртостями, и пигментированный лак, сохранившийся фрагментарно.   4.12.2015г  
17. Удаление записи с изображения надписи. Опираясь на исследования в отраженных ИК-лучах, раскрытие продолжено вверх с выходом на надпись на левом верхнем участке иконы. Открылись авторские буквы тёмно-коричневого цвета с потёртостями. Они лежат ниже надписи в слое записи на (2,1 см).   11.12.2015г  
18. Удаление записи с иконы шло по отработанной методике вертикально до верхнего правого края иконы и на (6см) вправо. Авторская надпись открыта полностью. Сохранность удовлетворительная, присутствует частичная потёртость, на третьей букве обнаружена утрата красочного слоя с восковой вставкой (0,6 х 0,5 см), которая была выявлена в ходе исследований иконы в REN-лучах. Над надписью оставлен контрольный участок (0,4 х 3 см), показывающий расположение надписи в слое записи, так же он заходит на авторский контур нимба. Правее первой буквы и выше (4 х 0,5 см) авторский лаковый слой повреждён, предположительно, был соскоблен, так как борозды равномерны и имеют наклон (60 градусов). Ещё правее от надписи на поле обнаружена утрата с восковой вставкой (0,9 х 0,7 см), скрытая под слоем записи. Подобная утрата так же была обнаружена у спиленного угла иконы (1,5 х 0,8 см). Открыта часть второй руки Апостола Павла, в данной области плёнка лака удалялась сложнее, что свидетельствует о неравномерности лакового слоя на всём изображении гиматия и рук Апостола Павла. Раскрыта большая часть нимба, авторская лаковая плёнка сохранилась фрагментарно. Вверху нимба, левее от центра в месте утрат авторский лак отсутствует, как и серебро, частично. В верхней части контур нимба сильно потёрт. Голубой фон записи заходит на верхнее авторское поле неравномерными широкими мазками, как показано на REN-снимках в исследованиях иконы (2). 5.2.2016г    
19. Раскрыт правый угол иконы с заходом на изображение плеча Апостола Павла. На углах иконы опушь ободрана. Авторский лак на полях лежит неравномерно, по правую сторону от изображения головы Св.Ап.Павла лак сильно утрачен, сохранился только маленькими частями - имеется два сгустка лака темно-коричневого цвета в виде двух небольших пятен. (1) - слева (0,8 х 0,5 см) и (2) - справа (1 х 0,4 см)., поврежден авторский слой живописи. Выше обнаружена утрата с вставкой (1 х 0,8 см). На третьей букве авторской надписи открыта утрата (0,4 х 0,3 см), просматриваемая на REN-снимках. Сама надпись фрагментарно потёрта, лаковый авторский слой на фоне сохранен лишь частично и располагается на поверхности вертикальными бороздами. Разделительная красно-коричневая полоса так же местами стерта. Выше авторской надписи оставлен контрольный участок (0,5 х 3,4 см), показывающий расположение надписи в слое записи, заходит на контур авторского нимба. 23.2.2016г  
20. Икона раскрыта чуть больше половины. Под слоем записи на авторском поле лаковая плёнка лежит неравномерно, сохранена фрагментарно, так же присутствуют небольшие повреждения красочного слоя. Можно заметить, что авторский фон заходит на авторское поле (0,1-0,2 см) выше от середины иконы. Этому свидетельствует слабозаметная полоса голубого цвета (9 см) в длину, выступающая из-под разделительной линии красно-коричневого цвета. 17.3.2016г  
21. Удаление записи с изображения позёма. Выбран контрольный участок (2,5 х 4,3 см) с отступом от правого края на (0,9 см) в нижней части иконы над небольшой утратой. Под микроскопом микроскольпелем послойно проводилось пробное раскрытие, которое показало следующее: 1 слой – неравномерный тонкий потемневший лак с въевшейся грязью. 2 слой – утоньшенный слой позднего лака. 3 слой – запись зеленого цвета, укрывистый, плотный. 4 слой – неравномерная авторская олифа, практически не сохранилась. 5 слой – авторский красочный слой болотного цвета, местами потёрт. Запись перекрывает разделительную красно-коричневую полосу и заходит на авторское поле светло-охристого цвета. После удаления записей на поземе и поле микроскальпелем под микроскопом остатки записи и для лучшего визуального восприятия участок протирался ватным микротампоном с разбавителем №4 "пинен". В ходе пробного раскрытия выяснилось, что поновителькое поле с белильной разделительной линией заходит на зелёный фон самое большое на (0,6 см). При устранении верхнего красочного слоя выяснилось, что поновительский позем заходит на авторское поле самое большое на (1 см).     23.3.2016г  
22. Отработка методики по удалению зелёной записи на изображении позёма. Отработанные методики для удаления записи коричневого поля, описанные в пункте 8, не дали желаемых результатов в удалении записи позёма, так как авторский красочный слой рыхлый, размягчается через кракелюр сильнее записи. Лучший результат дало стачивание записи микроскальпелем «в сухую», притирая поверхность пиненом для удаления остатков записи и лучшего визуального восприятия. Было решено удалять запись микроскальпелем «в сухую», притирая поверхность пиненом. Работу вести под микроскопом MC 2 – zoom.      
23. Удаление записи шло по отработанной методике под микроскопом микроскольпелем. В процессе раскрытия выяснилось, что авторский лак на изображении позема сохранился частично, авторский слой живописи местами потерт, преимущественно на краях кракелюра. Разделительная красно-коричневая линия в удовлетворительном состоянии, местами потёрта. Красно-оранжевая опушь так же в удовлетворительном состоянии, в нижней части иконы сильно потёрта. На авторских полях лак лежит неравномерно, в некоторых местах отсутствует с повреждением авторского слоя живописи. Так же в ходе раскрытия выявились две скрытые утраты с восковыми вставками, которые располагаются на правом поле в третьей четверти иконы. Утрата (а) – (1 х 0,6 см); утрата (б) - (1,2 х 0,8 см). Контуры по правой стороне на изображении гиматия в нижней части иконы, разделяющую фигуру Апостола Павла от позема в некоторых участках потерты и частично отсутствуют. Так же потерт контур на изображении левой ноги Апостола с правой стороны и внизу. Изображение самой ноги в удовлетворительном состоянии. Исследуя меч под микроскопом, было выяснено, что на изображении лежит слой серебра, как и на нимбе – это просматривается в микро-утратах. Серебро местами стёрто и поцарапано, такое можно просмотреть через вышележащий слой пигментированного лака.   28.3.2016г  
24. Раскрытие шло по отработанной методике, раскрываемый участок сдвинулся влево на (6 см). Изменений в сохранности авторских слоёв живописи и лака нет, за исключением того, что у утраты справа на изображении позема в нижней части иконы красочный слой под записью сильно потерт. Слева от утраты аналогичная ситуация, там же была обнаружена и восковая вставка (1,8 х 0,8 см) с продолговатым ответвлением (0,2 х 1,4 см). Помимо вставки, на ноге присутствует несколько утрат верхнего слоя живописи, которых перекрывают чёрные линии шнурков от обуви. Следовательно, можно сделать вывод, что контур, детализирующий ногу Апостола Павла – запись. В начале нижней трети части иконы на складках одежд Святого была обнаружена восковая вставка (0,6 х 0,3 см). 8.4.2016г  
25. Раскрыта нижняя часть иконы. На изображении ноги Апостола Павла выявлено три восковые вставки, которые были обнаружены в исследованиях REN-лучах. Вставки: (а) - (0,2 х 0,3 см); (б) - (0,5 х 0,2 см); (в) - (0,5 х 0,2 см). Оранжево-красная опушь снизу сильно стёрта. 18.4.2016г  
26. Запись полностью удалена с иконы, за исключением контрольных участков на изображении позема, фона и полей, нимба и надписи. С левой стороны от фигуры Апостола Павла на поземе сверху обнаружены две восковые вставки, соединяющиеся между собой: (а) - (0,4 х 1,1 см); (б) - (1 х 1,2 см). По всему полю авторский лак лежит неравномерно, местами отсутствует, с повреждением авторского красочного слоя. Наиболее выявлено это на левом поле над контрольным участком, на правом поле в первой четверти и в четвёртой четверти иконы. В местах, где лаковая пленка сохранилась лучше всего, имеются сгустки и так же частичные разрывы лаковой плёнки до слоя живописи. Правая надпись в удовлетворительном состоянии, вокруг на поле лак сохранился лишь частично и лежит продольными вертикальными бороздами. В левой части от фигуры Апостола на фоне лак сохранился гораздо лучше, однако лаковая пленка неравномерна и частично имеет разрывы продольного вертикального характера, открывающие нижележащий красочный слой. Лак на поземе лежит тонкой плёнкой и частично отсутствует, в особенности на трещинах и кракелюре с утратами авторского слоя живописи в виде потёртости. На самой фигуре Апостола Павла лаковая пленка так же неравномерна, лучше всего просматривается на светлых желтых участках одежд. Помимо этого на отдельных частях изображения загрязнения въелись в лаковую плёнку настолько глубоко, что затрагивают и слой живописи (изображения рук и правой ноги Апостола Павла). Так же на левом рукаве и нижней части желтых полог гиматия загрязнения сильно въелись в лаковую плёнку. 27.4.2016г  
27. Уложение грядок авторского красочного слоя. После полного раскрытия иконы и ее осмотра на правой руке Апостола Павла, держащей книгу, были обнаружены вздутия-грядки красочного слоя. Такие же вздутия обнаружены у контура Евангелия с правой стороны, на левом плече Святого и на изображении лика с правой стороны. Шло укрепление открытым способом. Был подготовлен 2%- водный раствор осетрового клея, с нанесением на проблемные участки, после чего грядки красочного слоя были уложены через фторопластовую пленку тёплым металлическим шпателем-паяльником с регулятором температуры(t40). Излишки клея удалены влажным ватным тампоном, отстающие участки укреплены и проглажены.   17.5.2016г  
28. Утоньшение авторской лаковой пленки по всей поверхности. Так как лаковая плёнка достаточно плотная, не позволяла работать микроскальпелем «в сухую», было решено размягчать её при помощи метода Петтенкофера со спиртом. Время экспозиции - (от 5 до 10 секунд), в зависимости от толщины сгустков лаковой плёнки. Над утратой в виде расчистки предшественником ставился маленький ящик размером (2,9 х 1,7 см) на (5с.). Лак размягчался хорошо, после чего осторожно утоньшался и выравнивался микроскальпелем под микроскопом. На участках, где лаковая пленка имела утолщение в виде сгустков, ящик ставился повторно. На контрольном участке была оставлена дополнительная полоса (1,1 см) шириной, показывающая различие между неравномерным авторским лаком и после его утоньшения. По отработанной методике по утоньшению лаковой плёнки авторский лак был выровнен в нижней части иконы. На изображении авторского позёма требовалось лишь выборочное выравнивание лаковой плёнки, так как она достаточно тонкая, сохранилась местами и имела лишь незначительное частичное утолщение и сгустки. На изображении фона проводилась аналогичная операция по утоньшению лака, как и на полях. Ставился ящик, размягчающий лаковый слой на (5 с), иногда требовалось увеличить время на (3-4 с), после чего проводилось выравнивание лаковой плёнки микроскальпелем под микроскопом. Слева от фигуры Апостола Павла у контрольного участка с изображением надписи оставлена полоса с нетронутой лаковой плёнкой (3 х 0,4 см), и у контрольного участка рядом с изображением нимба – (1,5 х 0,5 см). На изображении самой фигуры Святого требовалось лишь частичная довыборка с удалением въевшейся грязи и утоньшением лаковой плёнки на изображении левой руки, рукава и на одеждах в области груди и левого плеча.   27.4.2016г 20.5.2016г  
29. Восковые вставки и их удаление. В процессе удаления слоев записи под ними обнаруживались утраты красочного слоя и грунта с восковыми вставками. На изображении левой надписи – (0,6х0,5 см); На левом поле в первой четверти иконы – (0,9х0,7 см); У спиленного угла с левой стороны – (1,5х0,8 см); На правом поле в первой четверти иконы – а) (1х0,8 см); На правом поле в нижней трети иконы – а) (1х0,6 см), б) (1,2х0,8 см); На изображении гиматия в нижней трети иконы – (0,6х0,2); На изображении правой ноги Апостола Павла – а) (0,2х0,3 см), б) (0,5х0,2 см), в) (0,5х0,2 см); Слева от утраты на изображении позёма по центру иконы – (1,8х0,8) с небольшим ответвлением влево (0,2х1,4 см); На изображении позема левее от изображения фигуры Апостола Павла – а) (0,4х1,1), б) (1х1,2 см). Удаление восковых вставок шло с помощью пинена и скальпеля. Осторожно, по капле, с кисти пинен наносился на воск. После чего размягчённый таким образом воск удалялся скальпелем.   Месторасположение восковых вставок указано в приложении к паспорту №(3). 20.5.2016г  
30. Подведение реставрационного грунта на места восковых вставок. Очищенные от воска места были проклеены 3% водным раствором осетрового клея. Затем, был приготовлен 7%-ный водный раствор осетрового клея на водяной бане с добавлением мела до сметанообразной консистенции в соотношении. После чего утраты грунта восполненялись этим составом послойно, с просушиванием каждого слоя. Когда утраты были восполнены, мастиковки зашлифовывались и выровнялись до поверхности авторского красочного слоя с помощью увлажнённой пробки и мелкозернистой абразивной бумаги.   21.5.2016г 23.5.2016г  
31. Тонировки. Поверхность иконы покрыта составом даммарный лак «Невская палитра» + пинен (1:5), с использованием ватно-марлевого тампона. Были выполнены тонировки акварельными красками «Санкт-Петербург» в технике «пуантель» на местах утрат авторской живописи. На раскрытом участке в цвет, приближенный к авторской живописи. Поверхность покрыта составом даммарный лак «Невская палитра» + пинен (1:3),с использованием ватно-марлевого тампона. 24.5.2016г 4.6.2016г  

 

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.