Теологическая теория сущности права — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Теологическая теория сущности права

2017-11-27 482
Теологическая теория сущности права 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В основе теологических взглядов о сущности права лежат представления о надчеловеческом, сверхъестественном (небесном, божественном) первоисточнике и происхождении как самого человека, так и надлежащего порядка в совместной жизни людей, включая соответствующие общеобязательные правила поведения. Господство данных представлений отчетливо проявляется в том, что все древние народы (египтяне, китайцы, евреи, персы, греки и др.) возводят свои порядки, в том числе действующие в их обществах законы, к небесным силам и существам, к богам. Создание своих законов, институтов власти они приписывают непосредственно богам или их избранникам. Так, по древнеиндийской мифологии общекосмический и земной порядок, его закон и обычай установил бог Индру. Он же поддерживает этот порядок и закон.

Согласно древнекитайской мифологии порядок в Китае, включая организацию власти, правила поведения и т.д., порожден и обусловлен волей божественного Неба. Император при этом характеризуется как «сын Неба».

Древние евреи, по Ветхозаветным преданиям, находились с Богом в особых договорных отношениях. Еврейским праотцам Аврааму, Исааку и Иакову Бог дал обетование (клятву) умножить их род и сделать их потомство избранным народом, если они, со своей стороны, будут строго выполнять Завет Бога и надлежащим образом почитать его. В этом духе освещается в Библии получение евреями во главе с Моисеем от Бога на горе Синай «скрижалей завета», содержащего заповеди и законы, по которым должны жить евреи.

Идеи божественного происхождения всякой власти и законов присутствуют в христианской теологии. Уже апостол Павел утверждал, что всякая душа должна покоряться высшим властям, поскольку нет власти не от Бога, существующие власти установлены Богом. Поэтому противящийся власти противится установлению Бога. Такого же подхода придерживался и крупнейший авторитет христианской теологии Фома Аквинский, хотя и с оговоркой. Он считал, что всякая власть по своей сущности божественна и от Бога; но по способу приобретения и использования власть может быть богопротивной и тиранической.

Основой всех теологических взглядов на право является интерпретация права как установленной Богом иерархической соподчиненности «низших» «высшим», как определенной модели поведения, санкционированной Богом, а потому единственно верной, посредством соблюдения которой достигается спасение и жизнь после смерти.

Школа естественного права.

Основы теории естественного права были заложены еще в Древней Греции и Древнем Риме. Платон, Сократ и другие мыслители пытались связать право со справедливыми началами, заложенными в природе человека. Наибольшее развитие теория получила в период буржуазных революций в трудах Гроция, Спинозы, Гоббса, Локка, Монтескье, Руссо и др.

Согласно естественно-правовому подходу (юснатурализму), право по своей природе, смыслу, сущности и понятию – это естественное право. Под термином «естественное право» подразумеваются различные по своему содержанию, сущности смыслы, вкладываемые сторонниками и противниками естественно-правовой концепции в это устоявшееся собирательное понятие.

Разные естественно-правовые учения наряду с различиями имеют нечто существенно общее, что, собственно, и позволяет отличать естественное право от позитивного права. Различение естественного и позитивного права является одним из существенных моментов в объяснении общего понятия естественного права.

Естественное право принадлежит человеку от рождения и включает в себя право на жизнь, неприкосновенность личности, личную свободу, частную собственность и др. Эти права признаются неотчуждаемыми, и всякое посягательство на них со стороны других лиц, в том числе государства, является правонарушением. Естественные права лежат в основе позитивных (благоприобретенных, установленных законом) прав. Закон, соответствующий, развивающий, конкретизирующий естественные права человека, признается правовым. Несправедливый закон не создает право.

Ярким представителем естественно-правовой школы Средневековья с теологическим уклоном стал Ф. Аквинский (1226-1274гг.). Его учение получило название томизм (в школе возрожденного естественного права - неотомизм). По мнению данного философа, закон должен выражать общее благо всех членов общества и должен устанавливаться всем обществом (или непосредственно, или теми, кому оно доверило попечение о себе). Им дается следующая классификация законов: 1) вечный закон; 2) естественный закон; 3) человеческий закон; 4) божественный закон.

Вечный закон представляет собой всеобщий закон миропорядка, выражающий божественный разум в качестве верховного общемирового направляющего начала, абсолютного правила и принципа, который управляет всеобщей связью явлений в мироздании и обеспечивает их целенаправленное развитие. Вечный закон является источником всех других законов, носящих более частный характер.

Непосредственным проявлением этого закона выступает естественный закон, согласно которому вся богосотворенная природа и природные существа (в т.ч. человек), в силу прирожденно присущих им свойств, движутся к реализации целей, предопределенных и обусловленных законами их природы.

Человеческий закон – это положительный закон, снабженный принудительной санкцией против его нарушений. Совершенные и добродетельные люди могут обходиться и без человеческого закона. Но чтобы обезвредить людей порочных и неподдающихся убеждениям и наставлениям, необходимы страх наказания и принуждения. Человеческим законом, согласно учению Ф.Аквинского, являются только те человеческие законы, которые соответствуют естественному закону, иначе эти установления – не закон, а лишь искажение, отклонение от него. С этим связано различение справедливого и несправедливого человеческого закона.

Под божественным законом имеется в виду закон (правила исповедания), данный людям в божественном откровении (в ветхом и новом завете). Божественный закон необходим для указания на конечные цели человеческого бытия, постижение которых превышает собственные ограниченные возможности человека. Он необходим в качестве высшего и безусловного критерия, которым следует руководствоваться при неизбежных спорах и разнотолках о должном и справедливом, о многочисленных человеческих законах, их достоинствах и недостатках и т.д. Он необходим для искоренения всего злого и греховного, в том числе всего того, что не может быть запрещено человеческим законом.

Право, согласно Ф.Аквинскому, - это действие справедливости в божественном порядке человеческого общежития. Естественное право в его трактовке является общим для всех живых существ. Относящееся только к людям естественное право – это право народов (в древнеримской классификации).

В XX веке начались процессы возрождения и модернизации идей естественного права, что вылилось в возникновение школы возрожденного естественного права.

Согласно теории возрожденного естественного права то право, которое создается государством, является производным по отношению к высшему, естественному праву, вытекающему из человеческой природы. Позитивное право, то есть нормы, установленные государством, признается правом только в том случае, если оно не противоречит естественному праву, то есть общечеловеческим принципам свободы, равенства, справедливости для всех людей.

В рамках теории возрожденного естественного права выделяются несколько направлений.

Неотомизм – новейшая интерпретация средневекового учения Фомы Аквинского. Рассматривая вопрос о природе, сущности права, неотомистская теория пытается найти основные права в мировом порядке, согласующемся с религиозными догматами, вечным законом, высшим божественным разумом. Божественный закон призван устранять несовершенство человеческого положительного закона, если он расходится с естественным правом. Сторонники неотомизма подчеркивают превосходство естественного права над правом человеческим, позитивным.

Светская доктрина естественного права исходит из этической первоосновы права, из необходимости соответствия правовых установлений требованиям естественного права, основанного на стандартах справедливого поведения.

20. Историческая школа права

Историческая школа права зародилась в конце XVIII в. в Германии и сделалась весьма влиятельной в изучении права. Представителями исторической школы права считаются Гуго, Савиньи, Пухта (1798-1846гг.).

Теоретики исторической школы права развивали свою теорию, полемизируя с представителями естественно-правовых концепций. Прежде всего они критиковали тезис о позитивном праве как об искусственной конструкции, создаваемой нормотворческой деятельностью органов законодательной власти. Они утверждали, что действующее в государстве право вовсе не сводится лишь к совокупности тех предписаний, которые навязываются обществу извне, даются сверху людьми, облеченными на то специальными полномочиями. Право, по мнению сторонников этой школы, возникает спонтанно. Своим происхождением оно обязано отнюдь не усмотрению законодателя. Подобно как язык не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию и не дан от бога, так и право создается не только (и не столько) благодаря законодательствованию, сколько путем самостоятельного развития, через стихийное образование соответствующих норм общения, добровольно принимаемых народом в силу их адекватности обстоятельствам жизни. Акты законодательной власти дополняют позитивное право, но сделать его целиком они не могут. Позитивное право производно от права обычного, а это последнее произрастает из недр «национального духа», глубин народного сознания.

Развитие национального духа, сознания стихийно эволюционирует и право. Динамика права всегда есть органический процесс в том смысле, что она сродни развитию организма из своего зародыша. Вся история права – медленное, плавное раскрытие той субстанции, которая, изначально покоится в почве народного духа. На первом этапе своего развития право выступает в форме обычаев, на втором делается предметом обработки со стороны сословия ученых-правоведов, не теряя при этом связи со своим корнем – общим убеждением народа.

По мнению представителей исторической школы права, бесцельно и бессмысленно искусственно конструировать и в любое время предлагать людям ту или иную придуманную правовую систему. Созданная отдельно от самой истории жизни народного духа она не может привиться обществу. Правовым установлениям свойственна органичность, которая выражается и в том, что стадии и ритмы развития права совпадают с ходом эволюции народной жизни. Одной фразой это можно выразить следующим словом: право имеет историю.

Юристы исторической школы права видели назначение действующих в государстве юридических институтов в том, чтобы служить опорой внешнего порядка, каким бы консервативным он не был. Они выступали в защиту крепостничества, монархической государственности и феодального права, отвергали теорию договорного происхождения государства, не признавали права народа на революцию, отклоняли идею разделения властей.

Сопряженная с отрицанием прогрессивных идей буржуазного общества историческая школа права не нашла широкого круга почитателей. Вместе с тем, в философско-юридических суждениях данной школы положительное значение имела критика представлений естественно-правового толка о вечности, неизменности и неподвижности права. Заслуживает внимание и попытка трактовать правовые институты в качестве особых социальных явлений, исторически закономерно рождающихся, функционирующих и развивающихся в целостном единстве жизни каждого народа.

 

21. Юридический позитивизм.

Концептуально юрид ический позитивизм оформился в XVIII в., его основоположниками считают Т. Гоббса, И. Бентама и Дж. Остина. Правовой позитивизм, юридический позитивизм состоит в том, чтобы признавать в качестве правовых только нормы позитивного права и сводить любое право к нормам, действующим в данную эпоху и в данном об-ве, не обращая внимания на то, справедливо это право или нет.

Три основные версии правового позитивизма:

1) этатистская. Право предстаёт некой автономной дисциплиной, отождествляемой с волей гос-ва, выражением которой такое право и является. В такой ситуации не должно возникать конфликтов между правом и гос-вом, которое выступает его единственным источником, эволюция или мутация которого влекут за собой соответствующие изменения для права. Право редуцируется до уровня государственных атрибутов и часто оборачивается произволом властей или политикой силы.

2) социологическая. Исследует право как реальное социальное явления, используя при этом методы позитивистской социологии

3) нормативистская. В кач-ве исходного использует понятие нормы. Государство при этом рассматривается как явление производное от правовых норм.

Легистский позитивизм отождествляет право с законом, понимаемым в данном случае широко - как любой акт, содержащий официально установленные (признанные) и обеспеченные государственным принуждением правила поведения. Источник права и его обязательной силы при этом усматривается в государстве, а само право трактуется как продукт и функция государственной власти (классический или этатистский позитивизм). Неолегистские (нормативистские) концепции права прямо не утверждают происхождение права от государства, а стремятся объяснить его "из самого себя" посредством обоснования различных логико-иерархических взаимосвязей между образующими его нормами.

 

22. Социологическая школа права.

К представителям социологической школы права относят О.Конта, Э.Дюркгейма, Л.Дюги, Е.Эрлиха, Р.Паунда, М.Ориу.

Для социологической юриспруденции характерно акцентирование внимания не на том, что есть право, а на том, как право действует. Право, согласно социологам права, корениться не в текстах законов, а в жизни. Исходные начала права следует искать в обществе, в образующих его объединениях и союзах. И в прошлом, и современном обществе право представляло собой порядок, существовавший в родах, семьях, а также в нормах и предписаниях, определяющих внутренний строй общественных организаций. Подобная констатация на практике приводила к мысли о том, что если гражданский кодекс не дает конкретных предписаний к разрешению какого-либо вопроса, то необходимо обращаться к правовым нормам, закрепленным в уставах организаций, которые имеют прямое отношение к данному правовому факту. Эти нормы и факты и есть «живое» право.

Социология права не признает монополии государственно-властных учреждений на создание правовых норм, она исходит из предположения, что право коренится в обществе, в общественных институтах и их нормах. Правовые нормы государства – это лишь часть права. Наряду с ними существует «живое» право, которое есть не что иное, как сложившиеся в обществе фактические отношения. Под «живым» правом, правом в действии понимается три взаимосвязанных его проявления в социальной жизни: правопорядок, совокупность предписаний и правоприменительная деятельность в суде или административном органе. Право сочетает в себе основные черты: оно есть совокупность правил-требований; оно устанавливается каждой социальной группой; оно находится в процессе непрерывных изменений.

При социологическом подходе наблюдается попытка исследовать сущностные вопросы права с помощью структурно-функционального анализа. В отличие от формально-догматической трактовки права как системы нормативных предписаний, установленных государством, право понимается как хотя и относительно самостоятельный, но все же лишь один из многих факторов социальной действительности. Данный подход позволяет исследовать сущность права, его социальное назначение в многоаспектном плане, во взаимосвязи с другими элементами сложной социальной структуры общества, изучать реальные механизмы действия права.

 

 

23. Историко-материалистическая школа права.

Возникновение этой теории связывают с К.Маркса и Ф.Энгельса, забывая их предшественников, таких, как Л.Морган. Смысл в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества. Концепция включает 2 подхода:

1.-господствовавший в советской науке, решающую роль отводил возникновению классов, непримиримости классовой борьбы: государство возникает как продукт этой непримиримости, как орудие подавления господствующим классом других классов.

2.- в результате экономич. развития усложняются само общество, его производительная и распределительная сферы. Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства.

 

Психологическая школа права

Родоначальником психологической школы права считается русский ученый-юрист Петражицкий (1867-1931гг.). В рассматриваемой теории право определяется и исследуется как явление индивидуальной психики человека. Объективно в области права существуют только психические переживания, связанные с представлением одного человека, пользующегося каким-либо правом требовать выполнения определенных обязанностей, лежащих на другом человеке. Иными словами, право носит императивно-атрибутивный характер. Императивность права представляет индивидуально-личностное осознание человеком своего долга, обязанности. Атрибутивность права заключается в осознании человеком своего права требования, выступающего вовне к другому человеку.

В психологической теории различается право официальное и неофициальное. Официальное право установлено государством и поддерживается им. Неофициальное лишено этой поддержки, но действует в качестве права в силу осознания его таковым. Это означает, что правовые нормы могут создаваться и помимо государства в результате определенных эмоций и переживаний человека по поводу права. Право рассматривается не как общественное явление, связанное с государством, а как нечто интуитивное, как явление, существующее в сфере эмоций, индивидуальных психических переживаний человека. Таким образом, государственное принуждение не выступает в качестве существенного признака права. На первый план выдвигаются личностно-психологические установки индивида.

 

25. Интегративный подход к праву

Интегративный подход в праве — комплексное, системное использование методологических средств познания — аксиологического, деятельностного, личностного, инструментального и др., отображающих в своем единстве многоаспектное видение права: формирование юридически должного, или принципов и предписаний права и их признание государством; восприятие этих принципов и предписаний адресатами и воплощение в предметно-практической правомерной деятельности.

Это способ познания права представлен в единстве его принципов (правовых идей), норм (правовых установлений) и фактических правомерных действий и отношений. Право -правовая идея, выраженная в законе, воспринятая правосознанием и реализованная в фактической правомерной деятельности.

Главной, системообразующей идеей (идеологемой), которая может быть положена в основание данного подхода, является идея «действие права». Это одновременно принцип и способ интегрирования разнопорядковых подходов в правопонимании, структурирования правового материала.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.