II. Исследование зрительных пространственных порогов различения. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

II. Исследование зрительных пространственных порогов различения.

2017-11-27 371
II. Исследование зрительных пространственных порогов различения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: оценка остроты зрительного ощущения.

Оборудование: плакаты с рисунками кольца Ландольта (Приложение 3). Диаметр кольца 7,5 мм, толщина линии 1,5 мм, разрыв линии 1,5 мм. Экспериментатору следует иметь 5-6 плакатов с разрывами в разные стороны. Необходима рулетка для измерения расстояния от испытуемого до плаката или соответствующая разметка по полу. В комнате, где проводится исследование, должно быть хорошее освещение.

Ход исследования:

В процессе исследования испытуемый, находящийся на расстоянии 6 м в положении спиной к плакату, по команде экспериментатора поворачивается и приближается к нему, пока не увидит разрыв в кольце. Экспериментатор и протоколист с помощью рулетки определяют расстояние от плаката до положения испытуемого, с которого он правильно устанавливает местоположение разрыва кольца, и в протоколе записывается результат, то есть длина в сантиметрах. Затем испытание повторяется с помощью другого плаката, а затем – третьего.

Инструкция испытуемому: «За Вашей спиной на расстоянии 6 м расположен плакат с изображением кольца с разрывом. По моему сигналу повернитесь к нему и определите место разрыва, постепенно приближаясь. Как только увидите разрыв, остановитесь».

Обработка и анализ результатов:

Показателем нижнего абсолютного порога зрительного ощущения является средний результат трех серий.


Р1, Р2, РЗ – величины расстояний с которых испытуемый определял разрывы в кольце соответствующих опытов.

Чем больше расстояние, с которого испытуемый увидел направление разрыва, тем ниже, а значит, лучше его абсолютный порог зрительного различения, выше зрительная чувствительность. Если разрыв определен с расстояния 5 м, то угол различения равен 1 и зрение в диапазоне средних показателей.

Оценка в условных баллах остроты зрительного ощущения производится по таблице «Оценка остроты зрительного ощущения».

Оценка в баллах                  
Расстояние до плаката, с которого обнаружен разрыв (в см)   620-640 590-620 550-590 500-550 430-500 330-430 200-330  

Оценки остроты зрения в 1, 2, 3 балла – свидетельство ослабленности зрения. В этом случае помимо обращения к офтальмологу важно, чтобы испытуемый проанализировал состояние собственного здоровья и обратил внимание на режим работы и отдыха, чередование физического и умственного труда.

Протокол исследования:

№ опыта Расстояние до плаката, с которого обнаружен разрыв (в см)
   
   
   

Сделайте выводы по результатам исследования.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России; 2006.

2. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009.

3. Маклаков А.Г. Познавательные психические процессы. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001.

4. Марцинковская Т.Д. Общая психология: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.

5. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003.

6. Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Практикум по общей психологии. – М.: Институт практической психологии, 2002.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.

8. Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов / Т.Г. Богданова, Ю.Б. Гиппенрейтер, Е.Л. Григоренко и др.; Под ред. С.Д. Смирнова, Т.В. Корниловой. – М.: Аспект Пресс, 2002.

б) дополнительная литература

1. Брунер, Д.С. Психология познания: За пределами непосредственной информации. - М.: БЕК, 2007.

2. Годфруа Ж. Что такое психология? - М.: Мир, 1996.

3. Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. – М., 1990.

4. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Горбачевский и др., Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб: Питер, 2000.

5. Хрестоматия по общей психологии. Вып. III: Субъект познания. Отв. Ред. В.В. Петухов. – М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. http://vch.narod.ru/file.htm - Психологическая лаборатория.

2. http://www.petropal.narod.ru – Интернет-ресурсы для психолога

3. www.bekhterev.org - Лаборатория клинической психологии и психодиагностики

4. www.flogiston.ru – Психологический форум «Флогистон: Психология из первых рук»

5. www.psy-diagnoz.com – Психологическая диагностика

6. www.psy-gorod.ru – Российский психологический портал

Задания для развития и контроля владения компетенциями:

Составьте схему, отражающую основные свойства ощущений

 
 


Лабораторное занятие № 6

Тема: Психология восприятия

Цель: знакомство с методами исследования восприятия; определение объема восприятия; оценка восприятия времени; исследование восприятия угловых величин.

Организационная форма занятия: лабораторное занятие.

Материалы и оборудование: секундомер, наборы бессмысленных сочетаний букв (по 8 букв в наборе) и осмысленные фразы (по три слова в каждой фразе), плакат с изображениями 10 углов от 35° до 135°, протоколы исследования.

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Понятие о восприятии. Восприятие как сложный перцептивный процесс.

2. Основные свойства (феномены) перцептивного образа.

3. Иллюзии восприятия. Виды иллюзий восприятия.

4. Предмет и фон в восприятии.

5. Взаимоотношение целого и части в восприятии.

6. Восприятие движения и времени.

 

Методические рекомендации:

У студента должно быть сформировано четкое представление о восприятии как сложном перцептивном процессе; студент должен знать отличие восприятия от ощущений, охарактеризовать явление объективизации в восприятии.

У студента должно быть сформировано четкое представление об основных свойствах образа, складывающихся в процессе и результате восприятия (предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, избирательность, апперцепция).

Студент должен охарактеризовать явление иллюзий восприятия, рассмотреть виды иллюзий восприятия и теории, раскрывающие их природу, проблему соотношения объекта и фона в восприятии, охарактеризовать условия выделения предмета из фона, особенности восприятия целого и части; раскрыть опознавательные признаки предмета.

Студент должен раскрыть содержание понятия «восприятие пространства», охарактеризовать пространственные свойства предметов (величина, форма, положения в пространстве), факторы, влияющие на особенности восприятия величины предмета; рассмотреть роль бинокулярного зрения, бинаурального слуха и бимануального осязания в формировании 3-хмерности перцептивного образа; описать механизмы ориентации в пространстве.

Студент должен раскрыть содержание понятий «восприятие движения» и «стробоскопический эффект», охарактеризовать механизмы восприятия движения, признаки восприятия реального движения, основные теории восприятия движения; описать опыты Э. Маха, фи-феномен М. Вертгеймера, основные положения теории восприятия в гештальтпсихологии; иметь представление об относительном и безотносительном восприятии движения.

Студент должен раскрыть содержание понятия «восприятие времени», описать процессы восприятия временной длительности и последовательности; механизмы и теории восприятия времени.

Для подготовки к занятию студент должен обратиться к следующей литературе: Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Маклаков А.Г. Познавательные психические процессы. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010; Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000; Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов / Т.Г. Богданова, Ю.Б. Гиппенрейтер, Е.Л. Григоренко и др.; Под ред. С.Д. Смирнова, Т.В. Корниловой. – М.: Аспект Пресс, 2002.

Ход проведения лабораторного занятия:


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.