Признаки достижения синергии в организации — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Признаки достижения синергии в организации

2017-11-27 228
Признаки достижения синергии в организации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Заранее спроектировать условия достижения синергии достаточ­но трудно. Также трудно оценить возможное увеличение общего потенциала организации. Измерение синергетического эффекта

пока не производится. Однако проводятся накопления статисти­ческих данных о влиянии синергии, формируются простейшие модели условий ее достижения. В качестве элемента такой моде­ли можно привести ряд признаков, характеризующих наличие синергии:

• хорошее настроение в коллективе;

• снижение простудных и сердечно-сосудистых заболеваний;

• поддержка коллективной, а не сдельной оплаты труда;

• сокращение технологического цикла;

• использование замороженных ресурсов, в том числе находящихся в личном пользовании;

• частичный отказ от услуг сторонних организаций;

• рост числа предложений по совершенствованию производства и управления;

• усиление интереса работников к повышению профессионального образования;

• активное приобретение акций своей компании;

• выработка и поддержка традиций организации;

• усиление технологической и организационной дисциплины;

• усиление лояльности к своей организации и непосредственному руководству;

• сокращение количества оперативных (в том числе организационных) вопросов, включаемых в повестку совещаний и увеличение количества стратегических вопросов (продвижение товара на рынки и стимулирование сбыта, качество товаров и услуг, новые виды товаров и услуг);

• уменьшение усталости работников;

• устойчивость организации к небольшим внешним возмущающим воздействиям;

• благотворительная деятельность,

• постоянный спрос на продукцию,

• выполнение бизнес-плана.

Таким образом, чтобы реализовать закон синергии, руководитель должен создать в своей организации систему. Как известно, одним из элементов любой системы являются связи (коммуникации): админи­стративные, функциональные и межличностные. Формирование и отбор связей — важная задача руководителя. Кроме того, руководи­тель должен формировать технологическую систему своей органи­зации, которая основана на:

- однородности используемых видов сырья, материалов, технологий;

- интеграции и кооперации производства;

- использовании передовой технологии (ноу-хау).

- создании ассоциаций в рамках единого технологического процесса, например, перерабатывающие организации вблизи месторождения сырья.

Для успешной реализации закона синергии существует ряд методов: «вопросы и ответы», «конференция идей», «мозговая атака», «кейс-метод» и др.

Метод «вопросы и ответы» — наиболее простой в организа­ционном исполнении. Его реализация может быть частично формализована с помощью компьютера путем создания инфор­мационной базы возможных вопросов, ответов и последствий их реализаций.

Весьма перспективен метод «конференция идей», в основе которого лежит стимулирование процесса мышления на уровне сознания. С обычной конференцией здесь мало общего. Основ­ные принципы данного метода:

• число участников в пределах 4—12;

• запрещаются насмешки, критика, в том числе и позитивная;

• для обсуждения формулируются одна-две зависимые друг
от друга задачи;

• продолжительность конференции 30—50 минут;

• ведется запись всех предложений, в том числе и абсурдных.
Метод «мозговой атаки» наиболее распространен в США. В основе его лежит стимулирование подсознания, которое является неиссякаемым источником человеческого духа, появления бле­стящих идей.

Все методы должны быть направлены на усиление действия закона синергии.

 

Закон самосохранения: каждая материальная система (организация, коллектив, семья) стремится сохранить себя (выжить) и использует для достижения этого весь свой по­тенциал (ресурс).

Ресурсы

В организации есть ресурсы, способствующие ее развитию, и ресурсы, способствующие ее разрушению:

ресурс внешнего разрушительного воздействия;

ресурс внутреннего воздействия, стремящегося лик­видировать организацию или нанести ей ощутимый вред.

Общая сумма созидательных ресурсов орга­низации должна быть больше суммы внешних и внутренних разрушительных ресурсов.

 

Например, конкуренты желают вытеснить компанию «А» с ее сегмента рынка и затрачивают на эту акцию финансы и время. Возможны три варианта результата:

1) У компании «А» нет ресурсов для противостояния и она терпит существенные убытки или ликвидируется.

2) Компания «А» имеет достаточно ресурсов, чтобы остаться на своих позициях.

3) Жесткий нажим на компанию «А» со стороны конкурентов активизирует деятельность ее персонала, повышает суммарный ресурс компании, и она либо остается на рынке с новой продукцией, либо расширяет сегмент рынка с прежней продукцией.

При позитивном влиянии параметры – разрушительные ресурсы увеличивают как энергию удержания, так и энергию ликвидации, при нега­тивном — увеличивают только энергию ликвидации.

Таким образом, реакция компании на внешние или внутрен­ние отрицательные воздействия может привести либо к созида­тельным, либо к разрушительным явлениям. Это частично опре­деляется рядом факторов. К внутренним факторам относятся:

• философия организации;

• принципы ее деятельности;

• использование ресурсов и технологии;

• качество и уровень реализации маркетинга.

К внешним факторам относятся:

• демографические;

• экономические и политические;

• развитие науки и техники;

• развитие культуры, в том числе культуры взаимодействия между организациями.

Перечисленные факторы, реализуясь в конкретные действия, могут существенно повысить ресурс организации. В частности, руководитель организации должен:

• иметь в запасе новую технологию;

• постоянно повышать профессионализм персонала;

• иметь и поддерживать связи с внешней средой и конкретными людьми;

• иметь своих информаторов в среде конкурентов и среди государственных чиновников;

создавать союзы взаимного страхования с аналогичными организациями

• в уставном капитале организации увеличивать долю ликвидного имущества;

• иметь дополнительный источник существования.

Знание закона самосохранения необходимо для службы безопасности организации и личной безопасности ее руководи­телей. Обеспечение безопасности имеет два аспекта: оператив­ный и стратегический. Оперативный аспект предусматривает организацию охраны организации и ее подразделений, материа­лов и готовой продукции. Стратегический аспект требует прове­дения аналитической работы, чтобы не допустить возникнове­ния угрозы организации и ее руководителям. Эта работа связана прежде всего с определением уровня самосохранения организа­ции.

Закон самосохранения, как уже отмечено выше, относится к объективным законам. Поэтому в практике его реализации име­ются три варианта.

Первый вариант: руководитель и подчиненные ничего не знают о законе самосохранения.

Результат стихийного действия закона. До тех пор пока орга­низация, по представлениям руководителя и персонала, функ­ционирует успешно, закон себя практически не проявляет и не беспокоит руководителя. При нарастании неблагоприятных воз­действий (увеличивается энергия ликвидации) организация в лице всего коллектива начинает сопротивляться (наращивать энергию удержания). Чаще всего такое сопротивление носит спонтанный и криминальный характер (увеличение продолжи­тельности рабочего дня, конфликты, подделка финансовых до­кументов и т.д.). Естественное стремление быстро нарастить энергию удержания приводит к неоправданным и часто невос­полнимым затратам. Например, берут срочные кредиты под большие проценты, оставляя в качестве залога готовую продук­цию или ликвидную недвижимость. Не всегда организации уда­ется расплатиться с кредиторами в срок. Действие закона приводит к быстрому уменьшению энергии удержания.

Второй вариант: руководитель знает о законе, а его подчиненные нет.

Результат действия закона. В статическом режиме, когда на­блюдается стабильность в преобладании энергии удержания над энергией ликвидации, руководитель лишь наблюдает за измене­ниями в благоприятных уровнях самосохранения и формирует потенциальные ресурсы удержания. Персонал при этом вообще не интересуется самосохранением И не формирует долгосрочных ресурсов выживания. При перемещении организации в неблаго­приятные уровни персонал начнет активизироваться: часть ра­ботников покинет организацию, уменьшив тем самым энергию удержания, а другие будут спешно предлагать руководителю со­мнительные варианты наращивания энергии удержания или ос­лабления энергии ликвидации. Для руководителя это очень тя­желые времена.

Третий вариант: руководитель и подчиненные знают о законе самосохранении.

Результат действия закона будет благоприятным для органи­зации. Все работники в рамках своих полномочий и ответствен­ности заранее предполагают, что организация в условиях ры­ночной экономики может оказаться в неблагоприятных услови­ях. Дорожа своим рабочим местом, они в плановом порядке по­степенно создают новые ресурсы, укрепляют старые связи, сни­жают отрицательные возмущающие влияния или переводят их на пользу себе.

Первый вариант представляет типичную добросовестную ра­боту на уровне здравого смысла. Третий вариант характеризует профессиональный подход к деятельности организации. Меха­низм действия и конечные результаты при этих вариантах суще­ственно различаются.

Образно действие закона самосохранения можно представить в виде следующего сценария: роль закона исполняет милицио­нер муниципальной милиции, следящий за порядком; роль ор­ганизации — человек, идущий пешком в контролируемом рай­оне. Если человек хорошо одет и идет спокойно (аналог органи­зации с большими ресурсами удержания), то милиционер им не интересуется и не трогает. Если человек одет кое-как и еще бе­жит (аналог организации с большими ресурсами ликвидации), то милиционер им заинтересуется, отведет в участок и будет с ним разбираться.

 

Закон развития формулируется так: каждая материальная систе­ма стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.

Закон развития опирается на ряд принципов: инерции, эла­стичности, непрерывности и стабилизации.

Принцип инерции (или запаздывания) состоит в том, что из­менение потенциала системы начинается спустя некоторое время после начала воздействий изменений во внешней или внутренней среде и продолжается некоторое время после их окончания (рис.).

 

 

Рис. Потенциал системы при воздействии

Т3 - время запаздывания, Тп - время продолжения

В организациях инерция проявляется в функционировании устаревшего оборудования, в использовании устаревших знаний и навыков, в деятельности отживших организационных струк­тур. Инерция очень свойственна человеку независимо от его возраста. Она проявляется в традициях, обрядах, стереотипах мышления, нормах поведения.

Принцип эластичности состоит в том, что скорость из­менения потенциала системы зависит от самого потенциала.

Скорость изменения потенциала или суммы ресурсов опре­деляется углом подъема или спада кривой изменения ресурса в зоне эластичности (рис.). Если угол малый, то говорят о малой эластичности системы, т. е. система не очень восприим­чива к воздействиям и малые воздействия могут пройти мимо нее незаметно. Если угол большой, то говорят о большой эла­стичности системы, ее активной восприимчивости. На практике эластичность системы оценивают в сравнении с другими систе­мами исходя из статистических данных или классификаций.

Разные организации по-разному реагируют на одни и те же события в зависимости от профессионализма персонала, технизации.

Примеры поведения организаций с высокой эластичностью:

• при скачкообразном увеличении спроса на продукцию организация быстро задействует резервные мощности и привлекает смежные организации;

• при резком долговременном уменьшении спроса на продукцию работники организации в короткие сроки разработали, освоили и стали выпускать новую продукцию, пользующуюся большим спросом.

В табл. приведены факторы, способствующие увеличению или уменьшению эластичности в организации.

Таблица - Факторы влияющие на эластичность организации

 

Эластичность организации
Увеличение Уменьшение
Университетская подготовка основного персонала Универсализация производства Резервирование (страхование) Изоляция от внешней среды (создание собственной инфраструктуры) Унификация изделий и их состыковка с другими Введение ГОСТов и ОСТов Ротация кадров Профессиональная подготовка основного персонала Специализация производства Работа на всех производствен­ных мощностях Сильная зависимость от внешней среды структуры Полная свобода на габариты и характеристики изделий Отсутствие обязательных норм Сокращение текучести кадров

 

Принцип непрерывности состоит в том, что процесс изменения потенциала системы rj идет непрерывно, меняются лишь скорость и знак изменения. Кажущаяся дискретность (прерывистость) изме­нения потенциала системы часто объясняется взглядом со сто­роны, когда не замечается текущая работа, приводящая (трансформирующаяся) к новому качеству или количеству.

Например, организация 28 марта получила кредит на 2 млн. руб., который был зачислен на ее расчетный счет в банке. Уве­личился ли ее потенциал? Конечно нет, так как в строке балан­са «кредиторская задолженностей-появляется число 2 млн. руб.

Однако если организация будет успешно использовать этот кредит, то ее потенциал будет постепенно (непрерывно) расти.

Принцип стабилизации состоит в том, что система стремится к стабилизации диапазона изменения потенциала системы. Этот принцип основан на известной потребности человека и общества к стабильности.

На рис. ресурс системы претерпевал значительные из­менения, а в конце, на этапах краха и ликвидации, ресурс уменьшается до нуля. Улучшение работы организации и расши­рение этапа стабилизации должно проводиться профессиональ­но за счет ряда факторов, в том числе за счет подключения но­вых ресурсов на каждом этапе развития продукции (рис., в котором для простоты использованы только три этапа жизнен­ного цикла: внедрение (Э2), насыщение (Эз) и спад

 

 

 

Рис. Динамика развития стабильной материальной системы

 

Стабилизация осуществляется включением новой продукции в деятельность организации. Так, не дожидаясь спада продукции А, необходимо включить в деятельность организации новую продукцию Б, а затем аналогично продукцию В и продукцию Г.

При этом образуется зона стабилизации ресурсов, обозначенная на рисунке жирными линиями.

Исходя из рассмотренного принципа для стабилизации про­фессионального уровня персонала организации необходимо соз­дать систему постоянного обучения сотрудников. Если такого обучения нет, то этот процесс все равно будет идти, но спон­танно и неэффективно.

Специальные виды страхования также могут использоваться для стабилизации потенциала организации.

Успешное развитие и рост организации могут привести к синдрому большого бизнеса, который характеризуют следующие признаки:

• крайне централизованный и разбухший аппарат управления;

• всеохватывающая система специальных форм и процедур для принятия обычных, повседневных решений;

• рост числа всякого рода совещаний для выработки таких решений;

• передача решений и ответственности из одного отдела в другой.

Итак, результатом прогрессивного развития может стать син­дром большого бизнеса. Снять этот синдром позволяют методы регрессивного развития (см. начало данного параграфа) путем движения назад к более простым структурам. Здесь можно при­вести известную поговорку о том, что «лучшее — враг хорошего».

Закон развития относится к объективным законам организа­ции. Поэтому в практике его реализации имеются три варианта.

Первый вариант: руководитель и подчиненные ни­чего не знают о законе развития.

Результат стихийного действия закона. В любой организации у руководителей и персонала постоянно ощущается стремление обезопасить себя путем наращивания ресурсов на всякий случай. И это стремление очень понятно и жизненно. В каждой семье есть одежда, книги, посуда и т.д., которые используются очень редко, а некоторые не используются со дня покупки. Наши зна­ния, полученные в институтах и университетах, также частично являются балластом и постепенно забываются. А на эту продук­цию были затрачены немалые ресурсы. Таким образом, по умол­чанию идет процесс бессистемного наращивания потенциала. Так, на этапе внедрения (см. рис. этап Э2) у работников и руководителей любой организации сильны романтические пред­ставления о будущей конкурентной способности и прибыльности их продукции. Это будет подталкивать к интенсификации и расширению производства, привлечению дополнительных инве­стиций. Груз накоп­ленного потенциала в организации снизит ее маневренность или даже не позволит ей выйти на этап роста, и коэффициент этапа Э3 будет очень мал. Израсходовав все ресурсы, компания может прервать свой жизненный цикл.

Второй вариант: руководитель знает о законе, а его подчиненные нет.

Результат действия закона. Основу деятельности руководителя будет составлять бизнес-план, в рамках которого разрабатывается ресурсное обеспечение по этапам жизненного цикла продукции. Поэтому запасов практически не должно быть. Отсутствие запасов будет восприниматься персоналом болезненно и персонал будет предпринимать меры по их созданию. У руководителей, специа­листов и рабочих ряда организаций всегда имеется неприкосно­венный запас ресурсов, с которым они чувствуют себя более уве­ренными. Однако эти запасы требуют дополнительных площадей, охраны, и т.д. У профессионального руководителя очень трудная задача — убедить подчиненных в ненадобности дополнительных ресурсов. Таким образом, этот вариант очень тяжел для руководи­теля. Результаты действия закона развития будут зависеть от ряда факторов, в том числе от стиля управления, авторитета руководи­теля, заинтересованности работников.

Третий вариант: руководитель и подчиненные знают о законе развития и могут им управлять.

Результат действия закона будет проявляться в снижении се­бестоимости производства и увеличении оборачиваемости обо­ротных средств. При этом весь персонал в рамках своих полно­мочий и ответственности вносит свой вклад в позитивное дейст­вие закона. Практически реализуются планы поставок сырья, оборудования, комплектующих изделий в конкретное время, на конкретное место. Например, реализуется метод производства «с колес», когда все необходимые изделия для производства привозят от поставщиков в требуемые время и место. При таком методе компания может существенно уменьшить складские по­мещения и число обслуживающих их работников.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.