Особенности советской парадигмы управления в СССР — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности советской парадигмы управления в СССР

2017-11-21 499
Особенности советской парадигмы управления в СССР 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Советская парадигма[5] управления базировалась на марксистской трактовке экономического развития. Роль экономического фундамента справедливого распределения по результатам труда выполняла общественная собственность на средства производства, план выступал как регулятор производства. Экономическая теория социализма обосновала необходимость реализации таких принципиальных положений, как концентрация производства, его монополизация на государственных предприятиях, ориентация производственной специализации на народно-хозяйственную эффективность, закрытость единого народно-хозяйственного комплекса страны.

В соответствии с этим управленческая наука развивала фундаментальные положения, обосновывающие необходимость централизации управления, моноцентрической системы хозяйствования, прямого управления предприятиями со стороны государства, ограничения хозяйственной самостоятельности, жёсткой системы распределения и связей между предприятиями. Управление экономикой СССР строилось по типу одной большой фабрики с подразделениями и филиалами.

 

 

2.2. Основные положения современной парадигмы управления
в России

 

Основные положения современной парадигмы управления сформирова-лись в период проведения рыночных реформ:

1. Децентрализация системы управления на базе сочетания рыночного и государственного регулирования социально-экономическими процессами. Государство должно устанавливать общие правила функционирования рынка, используя такие формы вмешательства, как законодательство, госзаказы, лицензирование экспорта и импорта, установление кредитных ставок.

2. Переход к полицентрической системе хозяйствования. С одной стороны, это приводит к увеличению количества и сложности решаемых в регионах задач, с другой – упрощает систему управления народным хозяйством.

3. Сочетание рыночных и административных методов управления предприятиями государственного сектора. Преобладание той или иной группы методов зависит от статуса предприятий в экономической системе страны.

4. Формирование и функционирование рыночных хозяйствующих субъектов как открытых социально ориентированных систем. Каждая организация должна решать вопросы, касающиеся взаимодействия с внешней средой. Социальная ориентация рассматривается в двух аспектах: ориентация на потребителя, удовлетворение потребностей общества; решение социальных проблем трудового коллектива и среды обитания организации.

 

 

2.3. Характер труда и требования к профессиональной компетенции менеджеров

 

По сравнению с другими видами труда в организации, управленческий труд имеет ряд специфических особенностей:

1. Он является умственным трудом, состоящим из трёх видов деятельности:

- организационно-административной и воспитательной;

- аналитической и конструктивной;

- информационно-технической.

2. Участвует в создании материальных благ и оказании услуг опосредованно через труд других работников.

3. Предметом труда является информация.

4. Средством труда – организационная и вычислительная техника.

5. Результатом труда – управленческое решение.

Чтобы выполнять свои функции, менеджеры должны использовать специальные знания и обладать способностью использования их в повседневной работе по управлению предприятием. Требования к их профессиональной компетенции можно условно разделить на две группы. Первую составляют знания и умения по выполнению профессиональной работы в управлении. Они включают:

1) умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределённость;

2) информированность по вопросам развития отрасли, в которой работает предприятие: состояние исследований, техники, технологии, конкуренции, динамики спроса на продукцию;

3) знакомство с опытом менеджмента в других организациях и отраслях;

4) способность управлять ресурсами, прогнозировать и планировать работу предприятия, владение способами повышения эффективности управления;

5) умение использовать современные информационные технологии, средства коммуникации и связи.

Вторая группа требований связана со способностью менеджеров работать с людьми и управлять самими собой. Менеджеры должны обладать личностными качествами, которые усиливают доверие и уважение к ним со стороны других. Среди этих качеств выделяют:

1) высокое чувство долга и преданность делу;

2) честность в отношениях с людьми и доверие к партнёрам;

3) умение чётко выражать свои мысли и убеждать подчинённых;

4) уважительное отношение к людям вне зависимости от их положения в организационной иерархии[6];

5) способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и критически оценивать собственную деятельность.

 

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.