Научный статус социологии, ее объект и предмет. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Научный статус социологии, ее объект и предмет.

2017-11-27 624
Научный статус социологии, ее объект и предмет. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социология. Общий курс

Научный статус социологии, ее объект и предмет.

Социология относится к классу социально-гуманитарных наук, объектом которых является современное общество. В то же время она имеет много общего с естественными и техническими науками. Во-первых, все науки обобщенно, наиболее адекватно, объективно отражают глубинные, сущностные процессы в изучаемом объекте. Во-вторых, они имеют общую методологию. В-третьих, социология, как и ряд других, в том числе естественных и технических наук, использует математические методы, моделирование, эксперимент. В-четвертых, как и технические науки, она имеет прикладной характер.

Под объектом социологии понимается общество в целом и общественные явления, их функционирование и развитие. Предметом социологии является понятийная схема социальной реальности, в которой ее главные черты и элементы приведены в систему и логически выводятся друг из друга. Предмет современной социологии – результат длительного исторического развития, результат исследований многих поколений ученых. Основой предмета социологии являются два понятия – статус и роль. Первое дает статическую, а второе – динамическую картину общества.

Объектом социологии являются: микрогруппа (семья, первичный учебный или трудовой коллектив и т.д.), макрогруппа (население города, коллектив крупной организации и т.д.), общность (рабочие, крестьяне, горожане) и общество. Для изучения объекта соответственно рассматриваются поступок, действие, процесс, тенденция и закономерность.

Большинство социологов сегодня соглашаются с тем, что предметом изучения должны являться социальные общности, которые в зависимости от характера организации могут трактоваться и как глобальное (мировое) сообщество, и как общество в его традиционном смысле (национальное сообщество) и как микросообщество (социальная группа, секта, клан и т.д.)

Социологическую науку принято подразделять на следующие части:

1) общетеоретическая социология – макросоциологические исследования, направленные на выяснение общих закономерностей функционирования и развития социума как целого,

2) социология среднего уровня – исследования меньшей степени общности, направленные на изучение закономерностей действия и взаимодействия отдельных структурных частей социальной системы, то есть специальные социологические теории, включая отраслевые социологии (напр., социология города, этносоциология, социология религии, молодежи и т.д.),

3) микросоциология изучает социальные явления и процессы как совокупность действий и взаимодействий людей, их поведения.

В зависимости от уровня получаемого знания социологические исследования подразделяются на теоретические (глубокое обобщение накопленного фактического материала) и эмпирические (сбор и накопление фактического материала в указанной области).

Функции социологии:

1) теоретико-познавательная – конкретизация знаний о сущности общества, его структуре, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития,

2) практически-политическая – выработка предложений и рекомендаций для политики и практики, направленных на совершенствование социальной жизни, на повышение эффективности управления социальными процессами,

3) идейно-воспитательная – дает оценку социальной жизни и ее проявлений с позиции гуманизма, общечеловеческих ценностей.

Особенно тесное взаимодействие социологической теории и общественной практики подчеркивается тем, что в раках социологии осуществляются не только теоретические и фундаментальные, но и прикладные исследования. На основе таких исследований обнаруживаются социальные проблемы общества, рост социальной напряженности, и в связи с этим вырабатываются политические и практические меры по их предотвращению и преодолению. Особенно большое значение имеют социальное предвидение, планирование и прогнозирование.

 

Социология К. Маркса.

Карл Маркс стремился выявить базовые принципы исторического развития в рамках материалистического понимания истории. Он акцентировал внимание на экономических условиях развития обществ, особенно на развитии технологии и методах организации производства. На каждом историческом этапе эти факторы определяют господствующие и угнетенные классы. Маркс был убежден в том, что общество разделяется на тех, кто владеет средствами производства, и тех, кто не имеет таких средств, и что именно это обусловливает классовые конфликты.

Развитие основывается на единстве и борьбе противоположностей и создании новых, более совершенных структур в ходе этого процесса. Каждый экономический строй развивается до достижения им состояния максимальной эффективности; одновременно с этим в нем развиваются внутренние противоречия или слабые места, подтачивающие его изнутри. Основы нового строя начинают формироваться в недрах существующего строя. Ни одна общественно-экономическая формация (определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии) не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, а новые производственные отношения (совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе общественного производства и движение общественного продукта от производства до потребления) никогда не появляются раньше, чем в старом обществе созреют материальные условия их существования. Маркс приводит такую последовательность: на смену рабовладению приходит феодализм, который сменяется капитализмом, капитализм – социализмом и наконец социализм – коммунизмом (высшей стадией развития общества).

Маркс утверждал, что политические идеологии, право, религия, институт семьи, образование и правительство составляют надстройку общества. Экономический базис общества, т.е. способ производства материальных благ и классовая структура общества, оказывает воздействие на формирование всех общественных институтов. Когда один класс распоряжается самыми насущными средствами, с помощью которых люди обеспечивают свое существование, в его руках оказывается целая “система рычагов”, необходимых для формирования прочих аспектов институциональной жизни – надстройки, причем таким образом, чтобы это соответствовало интересам правящего класса. Однако экономическая система воздействует на надстройку не в одностороннем порядке. Надстройка в свою очередь оказывает влияние на экономический базис и изменяет его. По этой причине Маркс полагал, что когда рабочий класс вооружит себя революционной идеологией, способной повысить классовое самосознание, он свергнет существующий общественный порядок и установит новый подлинно гуманистический строй – коммунизм.

 

Девиация и деликвентность.

Всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения, называется отклоняющимся. Все многообразие форм отклоняющегося поведения можно подразделить на три группы: девиантное, деликвентное и криминальное.

Девиантное поведение является самым слабым и в то же время самым массовым видом нарушения.

Девиантное поведение подразумевает любые поступки и действия, не соответствующие формальным и неформальным нормам. Поэтому различают положительную (одобряемую) и отрицательную (порицаемую) девиацию. К группе с одобряемыми отклонениями относятся: национальные герои, выдающиеся артисты, спортсмены, ученые, писатели, миссионеры, передовики труда и т.д. К группе с отрицательными отклонениями: террористы, политические эмигранты, предатели, преступники, бродяги и т.д.

Р. Мертон выделял два типа девиации: заблуждение и нонконформизм. Заблуждающийся знает и принимает норму, но ради выгоды способен ее нарушать. Нонконформист знаком с общепринятыми нормами. Но считает их несправедливыми и открыто не следует им, призывая и других к изменению существующего строя.

Характерная черта девиантного поведения – относительность. Это означает, что один и тот же поступок может считаться в одном обществе положительным, в другом – рассматриваться как социальная патология. Осложнения возникают даже в одном государстве, где действует единое законодательство, но проживают народы, следующие в быту разным традициям, особенно если эти традиции поддерживаются и религиозными нормами (напр., многоженство).

Деликвентное поведение – не наказуемые с точки зрения Уголовного кодекса правонарушения, как то: мелкое хулиганство, незначительное хищение в магазине продуктов со стороны покупателя, обсчет покупателя продавцом, драки без нанесения тяжких телесных повреждений, обман налогового инспектора и т.д., а также все административные правонарушения. Особенно часто деликвентное поведение наблюдается у подростков и молодежи. Один из самых распространенных видов деликвентности – вандализм. Вандализм – бессмысленное уничтожение материальных и духовных памятников.

Девиантное и деликвентное поведение можно различить следующим образом: первое относительно, а второе абсолютно. Девиантное поведение относительно, так как имеет отношение только к культурным нормам данной группы. Но деликвентное поведение абсолютно по отношению к законам страны.

Криминальное поведение – поведение, связанное с нарушением норм Уголовного права. Преимущественно, говоря о криминальном поведении, имеют в виду профессиональную преступность.

Профессиональная преступность – совершение преступлений с целью извлечения средств к существованию, получения постоянного дополнительного или основного дохода.

 

Основные элементы культуры.

1. Знаки и символы – это действия или объекты, которые воспринимаются обществом как эквивалент чего-то другого. Знаки и символы представлены главным образом в языке. Язык – это объективная форма аккумуляции, сохранения и передачи человеческого опыта. Выступая средством человеческого общения, язык обеспечивает социальное поведение человека.

2. Ценности – это общепринятые убеждения относительно целей, к которым надо стремиться, это общие представления, разделяемые большей частью общества, относительно того, что желательно, правильно и полезно. Они составляют основу нравственных принципов (напр., 10 заповедей).

3. Социальные нормы представляют собой стандарты поведения. Нормы – это правила поведения, ожидания, регулирующие взаимодействия между людьми, указывающие на дозволенное и недозволенное поведение в определенных ситуациях. Социальные наказания или поощрения, способствующие соблюдению норм, называются санкциями.

4. Манеры – внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих. По отдельности манеры составляют элементы культуры, а особый культурный комплекс называется этикетом. Этикет – принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Этикет включает манеры, нормы, церемонии и ритуалы.

5. Обычаи – традиционно установившийся порядок поведения. Обычаи относятся к коллективным привычкам и состоят в неуклонном следовании воспринятым из прошлого предписаниям.

6. Традиции – элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе, социальной группе в течение длительного времени.

7. Ритуалы (обряды) – совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи и вызывающих определенные коллективные чувства. В них выражаются религиозные представления или бытовые традиции.

 

Типы общественных систем.

Социологи создали множество классификаций общества. Популярен, в частности, подход, базирующийся на основном способе, с помощью которого члены общества добывают средства к существованию.

Общества охотников и собирателей – самая ранняя форма организованной социальной жизни. Люди выживают благодаря охоте и сбору съедобной пищи. Поскольку используемые способы добывания пищи быстро сокращают запасы животных и растений в данной местности, люди постоянно находятся в движении. Общество не превышает, как правило, 50 человек. На этом уровне развития крупные и сложные формы социальной организации практически невозможны. Основой для большинства взаимоотношений являются родственные связи по крови или браку. В таких обществах еще нет частной собственности, постоянной армии и политической системы.

Огороднические общества. Примерно 10 тыс. лет назад люди научились выращивать растения, которые служили им пищей. Люди расчищают участок земли по подсечно-огневой технологии, выращивают урожаи в течение двух-трех лет, а затем, когда почва истощается, переходят на другие участки. Более эффективные хозяйства позволяет получать излишки – товары и услуги сверх тех, что необходимы для выживания. Эти излишки становятся фундаментом для социальной стратификации; специализации некоторых экономических, политических и религиозных ролей; повышения значения военных действий; возникновения более сложных форм культурной и социальной структуры. Даже при этом верхний предел для большинства огороднических общин составляет примерно 3000 человек.

Аграрные общества. Изобретение плуга 5-6 тыс. лет назад в плодородных долинах рек Ближнего Востока стало началом революции в сельском хозяйстве и возникновения аграрных обществ. Плужная обработка почвы активизирует в земле элементы плодородия, которые в полузасушливых регионах находятся вне досягаемости корней растений. Кроме того, использование силы животных и открытие основных принципов металлургии в значительной мере повысили ценность плуга. Эти нововведения обеспечили обильные урожаи, большее количество пищи, увеличение населения и усложнение форм социальной организации. Со временем появились усовершенствованные политические институты, в которых власть концентрировалась в руках наследных монархов. Постоянный прогресс в производственной и военной сферах способствовал значительному усилению государственной власти, подконтрольной ей территории и возникновению крупных городов.

Индустриальные общества. Около 250 лет назад Промышленная революция породила индустриальные общества, производственные и экономические системы которых базируются на машинной технике. Феодальная экономическая замкнутость, мелкие ремесленные мастерские и местная торговля уступили место фабрикам и заводам, государственным и международным рыночным системам. По сравнению с аграрными обществами значительно возрос уровень грамотности населения, что привело к увеличению количества учебных заведений. Многие виды деятельности, прежде входившие в обязанности семьи, перешли к другим социальным институтам. Увеличение численности населения, рост промышленного производства способствовали урбанизации, сосредоточению людей в городах. Крупные бюрократические и официальные организации стали занимать ведущее положение в частной и общественной жизни, выступая в виде крупных коммерческих компаний, союзов, университетов, больниц и правительств.

Постиндустриальное общество. Социологи утверждают, что сейчас в промышленно развитых странах мира формируется постиндустриальное общество. В постиндустриальном обществе все большее число людей находит работу в сфере услуг. Кроме того, внедрение компьютеров и сложных систем управления с обратной связью позволяют автоматизировать многие процессы на рабочем месте. Все эти перемены сопровождаются бурным развитием знаний на основе создания, обработки и распределения информации.

По классификации Ф. Тённиса различают два типа общественных систем: община и общество. Различия состоят в следующем:

1) община стимулирует стремление людей жить в соответствии с общими принципами, а в обществе – рациональное осуществление личных интересов, действуют деньги,

2) в сфере социального контроля община придает значение вере, обычаям, традициям, а общество основано на формальном праве,

3) в области разделения труда община отличается ограниченной специализацией. Для общества характерна специализация профессиональных ролей и отделение их от семейных ролей,

4) в общине культура формируется на основе религиозных ценностей, в обществе – на основе светских,

5) главными социальными институтами общины являются семья, соседи, в обществе – крупные объединения (деловые круги, политические партии и т.д.).

 

Социальные реформы

Социальные реформы — это:

1. изменение какой-либо суще­ственной стороны жизни общества при сохранении основ его экономического и государственного строя;

2. одна из форм социальных и политических изменений, соответствующая эволюционному развитию общества и характеризую­щаяся сравнительной постепенностью, плавностью, медленнос­тью таких изменений;

3. инновации, осуществляемые «сверху», с использованием легальных средств, хотя при этом не исключаются и меры принуждения.

Формально под социальными реформами понимается нововве­дение любого содержания; это изменение каких-либо сторон социальной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ су­ществующего общественно-политического строя.

Необходимость осуществ­ления социальных реформ встает на повестку политической жизни в условиях роста социальной напряженности в обществе. Социальные реформы разрабатываются и проводятся в жизнь господствующими социальными группами, которые таким путем стремятся ослабить давление оппозиционных сил и тем самым сохранить свое господство. Социальные реформы всегда нацелены на то, чтобы сохранить общественно-политическую систему как целое, изменяя ее отдельные части.

Ход по­литики социальных реформ определяется сложным переплетением объектив­ных и субъективных факторов. Успех или неуспех реформ в значитель­ной мере зависит от степени готовности правящей верхушки пойти на такие нововведения, которые действительно устраняют препят­ствия для нормального развития общества.

Многое зависит также и от сво­евременности проведения необходимых преобразований. Как пра­вило, запоздавшие реформы не приводят к желаемым результатам. Поэтому реформы следует проводить в надлежащее время и весьма умело, т. к. в противном случае они не только не могут не снизить существующее напряжение, но и привести к революционным процессам, которых как раз и стремилась избежать правящая элита. По мнению П. Сорокина,реформы не должны попирать человеческую природу и проти­воречить ее базовым инстинктам; социальным реформам должно предшествовать тща­тельное научное изучение конкретных социальных условий; каждую реформу вначале следует тестировать на малом социальном масштабе; реформы должны проводится в жизнь правовыми, конституционными сред­ствами.

 

МИРОВАЯ СИСТЕМА И ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Современное мировое общественное развитие характеризуется усилением связей и взаимодействия между странами. Эта тенденция вызвана потребностью решения стоящих перед человечеством общих глобальных проблем; поскольку ни одна страна в мире не может претендовать на полноценное решение и развитие мирохозяйственных связей.

Под мировой системой понимается мировое (планетарное) общество.

По определению Э.Гидденса, мировая система – это социальная система глобальных масштабов, связывающая все общества в единый мировой социальный порядок.

В современном социологическом знании теорию мировой системы разработал американский социолог И.Валлерштайн.

Базовой единицей мир-системного анализа является понятие «историческая система». Историческая система обладает относительной автономией, временными и пространственными границами. Выделены следующие типы исторических систем:

1. Мини-системы (небольшие целостности).

2. Мир-империи (крупные политические структуры).

3. Мир-экономики.

По мнению И.Валлерштайна, с XVI в. смогла сохраниться одна из мир-экономик, которая породила современную мир-систему. Существующая мировая система занимает весь земной шар, в ней идет постоянный процесс формирования глобальных экономических, политических связей; при этом наблюдается экспансия капиталистической мировой экономики. Подобный подход абсолютизирует роль экономической составляющей.

Капиталистическая мир-экономика обладает следующими отличительными характеристиками:

1. В ней идет непрерывное накопление капитала.

2. Реализуется осевое разделение труда, обуславливающее растущую социальную напряженность между ядром (государства – пионеры индустриализации: Великобритания, Нидерланды, Франция), полупериферией (государства Юга Европы, страны Средиземноморья) и периферией (Восточная Европа).

Государства (ядра) организовали торговлю так, что основная прибыль с периферии и полупериферии, направлялась в центр, что подтверждает эксплуатацию ядром.

Недостаток данной теории: игнорирование социальных, политических, военных, культурных составляющих.

 

Глобализация

Под «глобализацией» понимается процесс нарастающего влияния различных факторов общемирового характера – экономических, информационных, политических на социальную действительность в различных странах.

Исследователи выделяют три основных направления глобальных изменений: экономические, технологические, политико-идеологические.

В мировой экономике глобализация репрезентируется перемещением товара, капитала, информации, идей. Наиболее продвинутая сфера глобализации в экономике – финансовая сфера.

Глобальный характер в политике связан с появлением на мировой арене таких нетрадиционных участников как транс-национальных корпораций, неправительственных организаций, движений – экологических, феминистских.

Технологическая революция связана с Интернетом, формированием сетевого общества.

Глобальные проблемы современности – проблемы, от решения которых зависит существование и развитие цивилизации. Эти проблемы выстраивают в следующем порядке:

- сохранение мира;

- обеспечение ограничения вооружений;

- охрана окружающей среды;

- демографические проблемы;

- обеспечением сырьем и энергией;

- использование ресурсов Мирового Океана;

- освоение космического пространства;

- устранение голода и болезней.

Ряд ученых в число самых серьезных опасностей человечества называют проблему гармонизации отношений общества и природы, поэтому экологическая безопасность рассматривается как приоритетная проблема.

Существенный вклад в осмысление глобальных проблем вносит Римский Клуб – международная неправительственная некоммерческая организация, занимающаяся основанием перспектив развития человечества (с 1968 г. публикуются Доклады Римскому Клубу).

Изначально Римский Клуб поставил задачу ответить на следующие вопросы: Можно ли сохранить здоровое состояние региональной и природной среды, экономическое равновесие, устойчивость общественного развития и благосостояние людей, если изменения в характере использования энергетических и сырьевых материалов, способах производства и потребления и дальше будут идти путем наименьшего сопротивления, руководствуясь узкими экономическими интересами?

Экономическая глобализация, которая вытекает из интенсифицирующегося всемирного разделения труда, сопровождается следующими ярко выраженными негативными тенденциями:

- интересы стран «золотого миллиарда» (во главе с США) противоречат интересам остальной части человечества и не позволяют решать планетарные проблемы устойчивого развития – борьба с нищетой, снижение ресурсоемкости техносферы, сохранение устойчивой биосферы;

– появление в ХХ в. движения «антиглобалистов», которое чаще себя именует «движением за глобальную демократизацию», которое выступает против форм, в которых транснациональные корпорации навязывают ее человечеству.

- усиливается влияние Мирового Валютного Фонда (МВФ) и Всемирного банка, которые сотрудничают с развитыми странами при условии выполнения следующих требований: свобода передвижения капитала; приватизация в областях, где невозможна конкуренция; высокие процентные ставки, препятствующие развитию промышленности, но облегчающие финансовые операции; сокращение до минимума социальных программ; сокращение зарплаты и ограничение прав трудящихся; налоговые реформы, увеличивающие давление на бедных и обеспечивающие налоговое бремя богатых. Сегодня в борьбе против «глобализации по МВФ» участвуют миллионы людей.

 

Социология. Общий курс

Научный статус социологии, ее объект и предмет.

Социология относится к классу социально-гуманитарных наук, объектом которых является современное общество. В то же время она имеет много общего с естественными и техническими науками. Во-первых, все науки обобщенно, наиболее адекватно, объективно отражают глубинные, сущностные процессы в изучаемом объекте. Во-вторых, они имеют общую методологию. В-третьих, социология, как и ряд других, в том числе естественных и технических наук, использует математические методы, моделирование, эксперимент. В-четвертых, как и технические науки, она имеет прикладной характер.

Под объектом социологии понимается общество в целом и общественные явления, их функционирование и развитие. Предметом социологии является понятийная схема социальной реальности, в которой ее главные черты и элементы приведены в систему и логически выводятся друг из друга. Предмет современной социологии – результат длительного исторического развития, результат исследований многих поколений ученых. Основой предмета социологии являются два понятия – статус и роль. Первое дает статическую, а второе – динамическую картину общества.

Объектом социологии являются: микрогруппа (семья, первичный учебный или трудовой коллектив и т.д.), макрогруппа (население города, коллектив крупной организации и т.д.), общность (рабочие, крестьяне, горожане) и общество. Для изучения объекта соответственно рассматриваются поступок, действие, процесс, тенденция и закономерность.

Большинство социологов сегодня соглашаются с тем, что предметом изучения должны являться социальные общности, которые в зависимости от характера организации могут трактоваться и как глобальное (мировое) сообщество, и как общество в его традиционном смысле (национальное сообщество) и как микросообщество (социальная группа, секта, клан и т.д.)

Социологическую науку принято подразделять на следующие части:

1) общетеоретическая социология – макросоциологические исследования, направленные на выяснение общих закономерностей функционирования и развития социума как целого,

2) социология среднего уровня – исследования меньшей степени общности, направленные на изучение закономерностей действия и взаимодействия отдельных структурных частей социальной системы, то есть специальные социологические теории, включая отраслевые социологии (напр., социология города, этносоциология, социология религии, молодежи и т.д.),

3) микросоциология изучает социальные явления и процессы как совокупность действий и взаимодействий людей, их поведения.

В зависимости от уровня получаемого знания социологические исследования подразделяются на теоретические (глубокое обобщение накопленного фактического материала) и эмпирические (сбор и накопление фактического материала в указанной области).

Функции социологии:

1) теоретико-познавательная – конкретизация знаний о сущности общества, его структуре, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития,

2) практически-политическая – выработка предложений и рекомендаций для политики и практики, направленных на совершенствование социальной жизни, на повышение эффективности управления социальными процессами,

3) идейно-воспитательная – дает оценку социальной жизни и ее проявлений с позиции гуманизма, общечеловеческих ценностей.

Особенно тесное взаимодействие социологической теории и общественной практики подчеркивается тем, что в раках социологии осуществляются не только теоретические и фундаментальные, но и прикладные исследования. На основе таких исследований обнаруживаются социальные проблемы общества, рост социальной напряженности, и в связи с этим вырабатываются политические и практические меры по их предотвращению и преодолению. Особенно большое значение имеют социальное предвидение, планирование и прогнозирование.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.095 с.