Вопрос 33 Понятие мышления. Виды мышления и возможности их классификации. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Вопрос 33 Понятие мышления. Виды мышления и возможности их классификации.

2017-11-27 216
Вопрос 33 Понятие мышления. Виды мышления и возможности их классификации. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие мышления.

Процесс мышления относится к познавательной сфере, т.е. к получению новых знаний о мире. Всякий познавательный процесс отвечает следующему требованию, существует некоторый прообраз ситуации, которая отражается и познается человеком. Строится некоторый психический образ, который отражает ту ситуацию, которая есть в реальном мире.

- есть объективная реальность

- прообраз – некоторый стандартный образ у человека восприятия той или иной ситуации.

В области мышления выстраиваются свои мыслительные образы, которые мы можем сравнить с некоторой объективной ситуацией.

Далеко не всякое действие связанно с процессом мышления.

Процесс мышления запускается если человек оказывается в проблемной ситуации.

Проблемная ситуация:

- ситуация нова и человеку не известна;

- ситуация знакома, но у человека новые цели и по новому выступают знакомые ему факты.

Отсюда мышление м\б:

1. продуктивным – создание нового действия и нового продукта.

2. репродуктивным – опирается на старые способы и пытается преобразить их так, чтобы человек смог достичь поставленной цели.

Необходимо отметить что проблема и задача не одно и тоже:Проблема – это когда человека не устраивает положение вещей и надо преобразовать ее, чтобы удовлетворить свои потребности.В Задаче же всегда есть цель, т.е. заранее известны некоторые результаты. Проблемная ситуация касается как проблем так и задач.

Основные операции мышления

Название Описание
Анализ Задача подразумевает систему м\у тем, что дано и что надо найти, это дает возможность существенного.
Синтез Это объединения условия задачи и цели в единое целое, результатом является выдеоение связи м\у элементами задачи.
Обобщение Мысленное объединение предметов и явлений по их общим существенным признакам
Абстрагирование Выделение одних признаков и отвлечение от других. Выделяется только главное.

Мышление - это центральная познавательная функция, носит обобщенный характер, запускается в случае проблемной ситуации и включает в состав мыслтельного процесса (анализ, синтез, обобщение, восприятие).

Виды мышления и возможности их классификации.

Подходов к классификации мышления очень много. Здесь то, что давали в лекциях: классификация по К. Гольдштейну, Э.Блейру, Дж. Брунеру.

1. Классификация по Блейру Аутистическое - Реалистическое:

Аутистическое Реалистческое
Аффективность Поддается впечатления. Может просто представить, что уже решил задачу. Объективность Человек реально учитывает что он может реально сделать при решении задачи.
Принцип удовольствия Что приности удовольствие, то приемлимо при этом не учитываются реальные обстоятельства Прнцип реальности Учитывает реальные ограничени.
Первичность переживаний Аффект возникает на процесс действия Вторичность аффекта Аффект возникает на результат действия
Пристрастно (синкретно) Достаточно небольшого повода, чтобы сделать выводы Систематично Не опирается на один какой то повод
Нечувствителен к противоречиям Человек не замечает противоречий Действительность Наоборот высокое чувство к противоречию
Диссоциативность Человек выделяет отдельные признаки по случайным обстоятельствам Константность Понятия об объекте устойчиво.

 

 

2. Классификация по Гольштейну Абстрактное - Конкретное:

АБСТРАКТНОЕ КОНКРЕТНОЕ
Надситуативность Человек может выйти за рамк данной ситуации Ситуативность  
Опосредованное Человек создает новые решения Непосредственный характер Пользуется средствами, но не обращает на это внимания
Осознаннно Осознает выбор средств и выбор решения Неосознанно
Системно Опирается на несколько признаков Не системно Опирается на один яркий признак
Произвольно Нерозвольно

 

3. Классификация по Теплову Теоретическое-Практическое

4. Классификация по Джером Брунеру

- Наглядно-дественное

- Образное

- Вербально-логическое.

5. Классификация по А.Осборну Творческое – Критическое.

 

Вопрос 34 Развитие мышления в онтогенезе и экспериментальные исследования.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.