История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2017-11-27 | 662 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Понятие потребности вводилась на основании двух свойств:
1. потребность есть объективная необходимость субъекта (организма, социального индивида, личности) в чем-то внешнем, содержащемся в мире в котором он живет и действует. Это что-то внешнее может быть названо благом для удовлетворения потребности, или по Леонтьеву, ее предметом – материальным или идеальным. Объем потребности – это количество благ, необходимых для ее удовлетворения. Различают постоянный и актуальный объем:
- постоянный объем – количество благ, всегда необходимых субъекту для
поддержания деятельности;
- актуальный объем – кол-во благ, потребных именно в данный момент
(что вызывает состояние нужды).
2. потребность представлена субъекту психически – это эмоции, желания и т.д.
Потребность – объективная необходимость в благе, имеющая определенный (постоянный и актуальный) объем и представленная (прямо или косвенно) психически – в форме моций, желаний и т.п.характер
Потребности могут быть:
1- Элементарная биологическая потребность;
2- Потребность в контактах себе подобных (для детей в первую очередь со взрослыми людьми);
3- Познавательная потребность или потребность во внешних впечатлениях, контактах;
2 и 3 потребность на первых порах жизни тесно переплетены друг с другом, т.к. взрослый удовлетворяет потребность в контактах и он же есть источник впечатлений.
Они составляют необходимые условия формирования его как человеческого существа на всех ступенях его развития.
Потребность выступает:
- источником активности человека;
- потребность направляет познавательные процессы, воображение и поведение личности.
Потребности не остаются неизменными, а меняются и совершенствуются в зависимости от роста общей культуры человека.
|
Когда происходит «встреча» потребности с ее предметом, тогда говорят об опредмечивании потребности.
Действительно, потребности субъекта существуют и до первого их удовлетворения – «встречи» со своим предметом.
Развитие потребностей можно разделить на два этапа – до и после их опредмечивания.
В самом акте опредмечивания - потребность меняется, преобразуется.
В акте опредмечивания рождается мотив (А. Н. Лентьев).
Мотив – эмоционально закрепленный предмет потребности (благо), который направляет деятельность.
Мотивы — это то, ради чего совершается деятельность. Мотив, как правило, актуально не сознаются субъектом. Но, однако, он не «отделены» от сознания. Даже когда мотивы, не сознаются субъектом, т. е. когда он не отдает себе отчета в том, что побуждает его осуществлять ту или иную деятельность, они, образно говоря, входят в его сознание.
Мотив определяется, как предмет, причем одновременно – и потребности, и деятельности. Понятие мотива объединяет потребление благ с их производством, и именно в деятельности (на уровне действий) содержится резерв развития, в частности, возникновение новых мотивов (потребностей).
Мотивы выполняют следующие функции:
Основными характеристиками мотива являются:
|
Строение в изучении потребностно-мотивационной сферы:
1- Выделение базовой мотивации и механизмы ее преобразования;
Ситуативная мотивация
3- разделение потребностей по способу удовлетворения, связанное с определением их собственно человеческой специфики.
1 – Базовая мотивация - изначально присуща самому субъекту. Они выступают, как врожденные основания потребностно-мотивационной сферы. В результате преобразования возникают производные потребности. Сторонник этой позиции был У. МакДауголл, предлагавший понятие инстинкта (позже – склонности).
В бихевиоризме похожая схема изучения мотивации: выделяют первичные (врожденные драйвы), на основе которых путем научения формируются вторичные потребности.
В классическом психоанализе изначальные побуждения являются телесные (либидозные) инстинкты (влечения), а механизмами их преобразования сублимации.
2 – Ситуативная мотивация -представление человека как действующего в предметном и социальном окружении. Этот теоретический блок не отрицает базовой мотивации, потребности субъекта рассматриваются здесь как возникающие здесь и сейчас, в процессе действия с объектом. К Левин мотивационное поле, в котором возникают напряжения.(гештальт-исследователь мотивации).
|
Уровень притязаний, мотивация достижения и избегания неудач.
3 – Разделение потребностей по способу удовлетворения – этот пласт связан с развитием гуманистической психологии.
А. Маслоу предложил иерархию фундаментальных потребностей. Каждый последующий становиться актуальным, когда освоен предыдущий.
У человека с рождения последовательно появляются и сопровождают личностное взросление следующие семь классов потребностей:
1. Потребности физиологические (органические).
2. Потребности в безопасности.
3. Потребности в принадлежности и любви.
4. Потребности уважения (почитания).
5. Познавательные потребности.
6. Эстетические потребности.
7. Потребности в самоактуализации.
Мотивационной сферой определяется масштаб и характер личности. С возрастом мотивы меняются и преобразуются. Ведущее значение для человека приобретают устойчиво доминирующие мотивы поведения, которые подчиняют себе все иные мотивы. Мотивация не только побуждает человека к какой-либо деятельности, но и сама формируется в процессе деятельности. Таким образом, существуют два способа формирования мотива:
1) опредмечивание потребности;
2) превращение цели в мотив.
Признаки сформированной личности по А.Н. Леонтьеву:
1) иерархия мотивов;
2) осознанность иерархии мотивов (не раньше подросткового возраста);
3) широта связи субъекта с миром (когда осознанность иерархии мотивов включается в реальную деятельность).
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!