ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ (I курс, ОЗО) — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ (I курс, ОЗО)

2017-11-27 340
ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ (I курс, ОЗО) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И СРС

ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ (I курс, ОЗО)

РАЗДЕЛ II. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
Тема «ОЩУЩЕНИЕ»

Вопросы для обсуждения (подготовить доклады):

1. Определение ощущения как познавательного психического процесса.

2. Значение ощущений в жизни человека.

3. Психофизиологические основы ощущения.

 

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Составить структурную схему «Свойства ощущения».

2. Составить словарь терминов по следующим понятиям: анализатор, ощущение, адаптация, аккомодация, абсолютный порог ощущения, модальность, сенсибилизация, рецептор, проприоцептивные ощущения, чувствительность, интероцептивные ощущения, раздражитель, разностный порог, экстероцептивные ощущения.

3. Заполнить таблицу «Виды ощущений».

Виды ощущений

Таблица

Вид ощущения Орган чувств Рецептор Центр в коре головного мозга Свойства ощущений
         

 

Основная литература:

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 276 с.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Психология ощущений и восприятия: хрестоматия / Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимов, М.Б. Михалевская. - М., 2009.

3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М. – 2005.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2010.

Дополнительная литература:

1. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998.

2. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т. – М.: «Мир», 2004. – т.1.

3. Маклаков А.Г. Общая психология учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2010. ‑ с. 164-199.

Тема «ВОСПРИЯТИЕ».

Вопросы для обсуждения ( подготовить доклады ):

1.Восприятие как процесс отражения предметов и явлений при их воздействии на органы чувств.

2.Факторы, влияющие на формирование образов.

3.Проблема врожденного и приобретенного в развитии восприятия.

 

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Заполните таблицу «Теории восприятия».

Теории восприятия

Таблица

Название теории Краткое описание Основные представители
     

 

2. Подготовьте подборку примеров рекламы, использующей закономерности восприятия.

3. Составьте структурную схему «Структура восприятия».

4. Заполните таблицу «Виды восприятия».

Виды восприятия

Таблица

Вид восприятия Орган чувств Рецептор Центр в коре головного мозга Свойства восприятий
         

 

Основная литература:

1. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998.

2. Маклаков А.Г. Общая психология учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2010.

3.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2010.

4. Тихомиров О.К. Лекции по психологии. – М.: «Юрайт», 2008.

Дополнительная литература:

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 276 с.

2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М. – 2005.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Психология ощущений и восприятия: хрестоматия. – М.,2009.

Тема «ПАМЯТЬ И ЕЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ».

Вопросы для обсуждения ( подготовить доклады ):

1. Определение и общая характеристика памяти человека. Виды и функции памяти.

2. Формирование и развитие памяти.

3. Пути, приемы и способы улучшения памяти человека.

 

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Заполните таблицу «Теории памяти».

Теории памяти

Таблица

Название теории Краткое описание Основные представители
     

2. Составить словарь терминов по следующим понятиям: амнезия, воспроизведение, забывание, запоминание, мнемоника, память, эпизодическая память, сохранение, реминисценция, узнавание, эйдетизм, генетическая память, оперативная память.

3. Составьте обобщенную схему видов памяти.

4. Заполните таблицу «Память».

Память

Таблица

Определение памяти Процессы памяти Виды памяти Физиологические основы памяти Характеристики памяти Центр в коре головного мозга
           

 

Основная литература:

1. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998.

2. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. Психология памяти / под ред. Ю.Б. Гипенрейтер. – М.: «Астрель», 2008.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2010.

4. Тихомиров О.К. Лекции по психологии. – М.: «Юрайт», 2008.

Дополнительная литература:

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 276 с.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т., т. 2., М., 1983.

3. Мещеряков Б.Г. Память человека: эффекты и феномены: Учебное пособие по курсу «Общая психология»: «Память». М.: ООО «Вопросы психологии», 2004.

Тема «МЫШЛЕНИЕ».

Вопросы для обсуждения ( подготовить доклады ):

1. Понятие о мышлении: виды, операции, формы, механизмы.

2. Отличие мышления от восприятия и других психических процессов.

3. Понятие об интеллекте и уровне его развития. Модели интеллекта (Спирмена, Торренса, Дж.Гилфорда). Проблема генотипической и средовой обусловленности уровня интеллектуального развития человека.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Прочитать и законспектировать Лейтес Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей //Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987, с.331-340.

2. Заполнить таблицу «Виды мышления».

Виды мышления

Таблица

Вид мышления Характерные особенности Результат
Наглядно-действенное    
Наглядно-образное    
Словесно-логическое    
Теоретическое    
Практическое    
Творческое    
Критическое    

Основная литература:

1. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. - СПб.: Питер, 2007.

2.Общая психология: Курс лекций для ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – Учебник для вузов. - с. 262-290.

3. Психология мышления (хрестоматия по психологии) / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б. и др. – М.: АСТ: Астрель, 2008

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2010.

Дополнительная литература:

1. Брушлинский А.В. Субъект: Мышление, учение, воображение. – М.: Воронеж: НПО «Модэк», 1996.

2. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998.

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах, т.2. М., 1983.

4. Выготский Л.С. Мышление как особо сложная форма поведения. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. ‑ М.: Педагогика, 1991. – 480 с. – с. 190-214.

 

Тема «ВООБРАЖЕНИЕ».

Вопросы для обсуждения ( подготовить доклады ):

1.Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности.

2.Основные отличия воображения от образов памяти, мышления и восприятия.

3. Индивидуальные особенности воображения и его развитие.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Прочитать и законспектировать:

а) Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987, с. 320-325.

б) Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. Хрестоматия по психологии / Сост. В.В. Мироненко. Под ред. проф. А.В. Петровского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1987. – 447 с. – С. 282-287.

2. Заполнить таблицу «Воображение».

Воображение

Таблица

Определение воображения Физиологические основы воображения Виды воображения Функции воображения Формы воображения
         

3. Составить словарь терминов по следующим понятиям: агглютинация, акцентирование, воображение, опережающее отражение, творчество, творческое воображение, гиперболизация, схематизация, типизация, заострение, образ.

4. Заполните таблицу «Способы создания образов воображения».

Тема «ВНИМАНИЕ».

Вопросы для обсуждения ( подготовить доклады ):

1.Понятие о внимании. Физиологическая основа внимания. Функции и виды внимания.

2. Условия привлечения внимания.

3. Роль внимания в других познавательных процессах (памяти, мышлении, речи).

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Прочитать и законспектировать:

а) Рубинштейн С.Л. Внимание / Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2010. – 713 с. – с. 417-431.

б) Рибо Т. Психология внимания // Хрестоматия по вниманию. М., 1976, с. 66-102.

2. Заполните таблицу «Теории внимания».

Теории внимания

Таблица

Основные представители Краткое описание теории Пример
Н.Н. Ланге    
И.П. Павлов    
А.А. Ухтомский    
С.Л. Рубинштейн    
Н.Ф. Добрынин    
П.Я. Гальперин    
Д.Н. Узнадзе    

Основная литература:

1. Психология внимания / под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова — 2-е издание, переработанное и дополненное. — Москва: АСТ, 2008. — 656 с. — (Хрестоматия по психологии).

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2010.

3. Тихомиров О.К. Лекции по психологии. – М.: «Юрайт», 2008.

Дополнительная литература:

1.Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах, т.2. М., 1983.

3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 276 с.

4. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2010. ‑ с. 333-353.

 

Тема «РЕЧЬ И ЕЕ ФУНКЦИИ».

Вопросы для обсуждения ( подготовить доклады ):

1.Общая характеристика речи человека, ее виды, функции.

2. Развитие речи в филогенезе: комплексная кинетическая речь, ручная кинетическая речь, звуковая речь и полисемантизм, письменная речь.

3. Развитие представлений о сущности языка и речи.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Прочитать и законспектировать:

а) «Сенсорика и язык» из книги Н.И. Жинкина «Речь как проводник информации». – М., 1982. - с. 117 – 154.

б) Пиаже Ж. Эгоцентрическая речь. Хрестоматия по общей психологии / Сост. В.В. Мироненко. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – с. 183-188.

2. Заполните таблицу «Речь».

Речь

Таблица

Определение речи Свойства речи Функции речи Центр в коре головного мозга Виды речи
         

3. Заполните таблицу «Характеристики эгоцентрической речи (ЭР), выделенные Л.С. Выготским и Ж. Пиаже».

Тема «ЭМОЦИИ»

Вопросы для обсуждения (подготовить доклады):

1. Общее представление об эмоциях. Классификация и виды эмоций.

2. Значение эмоций в жизни человека.

3. Психические состояния: определение состояния, функции и классификация состояний.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Заполните таблицу «Теории эмоций зарубежных исследователей».

Тема «ВОЛЯ»

Вопросы для обсуждения (подготовить доклады):

1.Общее понятие о воли. Основные признаки воли в поведении человека.

2.Волевые качества личности.

3. Развитие воли у человека.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Прочитать и законспектировать:

Рубинштейн С.Л. «Воля». -/ Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2010. – 713 с. - С. 588-602.

2. Заполнить таблицу «Воля».

Воля

Таблица

Определение воли Функции воли Физиологические основы воли Теории воли Волевые качества личности
         

3. Составьте словарь терминов по следующим понятиям: борьба мотивов, волевое усилие, воля, импульсивные действия, инициативность, настойчивость, принятие решения, решительность, сила воли, уверенность, целеустремленность.

 

Основная литература:

1. Ильин Е.Л. Мотивация и воля. - СПб.: Питер, 2011.- 512 стр.

2.Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции.–СПб.: Питер, 2006.

3.Немов Р.С. Психология в 3 кн. – М.: Владос, 2007. – кн.1: Психология.

4.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2010.

Дополнительная литература:

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 276 с.

2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М.: Академия – 2009.-512 с.

Тема «ХАРАКТЕР»

Вопросы для обсуждения (подготовить доклады):

1. Общее представление о характере.

2. Типология характеров. Понятие акцентуации характера.

3.Формирование характера. Роль взаимодействия ребенка и взрослого в фор­мировании характера.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Прочитать и законспектировать Рубинштейн С.Л. «Учение о характере» / Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2010. – 713 с. – с. 620-633.

2. Заполните таблицу «Типы и типологии характера в психологии».

Тема «ТЕМПЕРАМЕНТ»

Вопросы для обсуждения (подготовить доклады):

1.Типы темперамента. Положительные и отрицательные стороны каждого типа темперамента.

2. Темперамент и основные свойства нервной системы человека.

3.Темперамент как основа для формирования впечатлительности, эмоциональности, импульсивности и тревожности.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Заполнить таблицу «Типы темперамента».

Типы темперамента

Таблица

Тип темперамента Характеристика Реакции
быстрота сила
       

 

2. Заполните таблицу «Свойства психики, составляющие темперамент».

 

Тема «СПОСОБНОСТИ»

Вопросы для обсуждения (подготовить доклады):

1.Общее представление о способностях. Виды и классификация способностей.

2.Способности, задатки и индивидуальные различия людей.

3.Развитие способностей: условия и предпосылки для формирования способностей, начальные этапы становления способностей, процесс их формирования и дальнейшее развитие, выявление резервных возможностей для развития его способностей.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Подготовить схему «Специальные способности».

2. Составить словарь терминов по следующим понятиям: гениальность, дифференциальная психология, задатки, коммуникативные способности, одаренность, способности, талант, тест, френология.

3. Из ниже представленных слов выберите те, которые обозначают:

а) темперамент, б) характер, в) способности. Результаты запишите в таблицу.

 

темперамент характер способности
     

 

Трудолюбие, настойчивость, музыкальность, творческое воображение, находчивость, сообразительность, бездарность, наблюдательность, талантливость, экстравертированность, глубина чувств, богатство мимики, жизнерадостность, ригидность, изобретательность, быстрота переключения внимания, принципиальность, настойчивость, инициативность, требовательность, самоуважение, аккуратность, лень, решительность, оптимизм, вспыльчивость, впечатлительность, скорость мышления, сила эмоциональных реакций, медлительность.

4. Прочитайте и законспектируйте:

Теплов Б.М. «Способности и одаренность». Хрестоматия по психологии / Сост. В.В. Мироненко. Под ред. А.В. Петровского. ‑ 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1987. – 447 с. ‑ С. 333-338.

Основная литература:

1.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М., 2006.-336 с.

2.Дружинин В.Н. Психология способностей. – М., 1996. – С. 15-186.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2010.

4.Теплов Б.М. Способности и одаренность //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М., 1981. – С. 32-40.

Дополнительная литература:

1.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 276 с.

2.Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб. 2003.

3.Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. – Воронеж, 1997.

4.Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2010. ‑ с. 333-353.

Общение

Таблица

Определение понятия Структура Виды Уровни Функции Исследователи общения
           

Основная литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-Пресс, 2008.

2. Бодалев А.А. Психология общения: М.: Издательство «Институт практической психологии», - Воронеж: «МОДЭК», 2002. - 320с.

3.Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2009.

4. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 2007. – 365 с.

Дополнительная литература:

1. Бодалев А.А. Личность и общение: Избр. Труды. - М., 1995.

2.Горянина В.А. Психология общения. М.: «Академия», 2007.

3. Куницына В.Н., Казаринова Н.В. и др. Межличностное общение. – Спб., 2001.

4. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1984.

5. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – Киев., 1990.

ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И СРС

ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ (I курс, ОЗО)

РАЗДЕЛ II. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
Тема «ОЩУЩЕНИЕ»

Вопросы для обсуждения (подготовить доклады):

1. Определение ощущения как познавательного психического процесса.

2. Значение ощущений в жизни человека.

3. Психофизиологические основы ощущения.

 

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Составить структурную схему «Свойства ощущения».

2. Составить словарь терминов по следующим понятиям: анализатор, ощущение, адаптация, аккомодация, абсолютный порог ощущения, модальность, сенсибилизация, рецептор, проприоцептивные ощущения, чувствительность, интероцептивные ощущения, раздражитель, разностный порог, экстероцептивные ощущения.

3. Заполнить таблицу «Виды ощущений».

Виды ощущений

Таблица

Вид ощущения Орган чувств Рецептор Центр в коре головного мозга Свойства ощущений
         

 

Основная литература:

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 276 с.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Психология ощущений и восприятия: хрестоматия / Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимов, М.Б. Михалевская. - М., 2009.

3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М. – 2005.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2010.

Дополнительная литература:

1. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998.

2. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т. – М.: «Мир», 2004. – т.1.

3. Маклаков А.Г. Общая психология учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2010. ‑ с. 164-199.

Тема «ВОСПРИЯТИЕ».

Вопросы для обсуждения ( подготовить доклады ):

1.Восприятие как процесс отражения предметов и явлений при их воздействии на органы чувств.

2.Факторы, влияющие на формирование образов.

3.Проблема врожденного и приобретенного в развитии восприятия.

 

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Заполните таблицу «Теории восприятия».

Теории восприятия

Таблица

Название теории Краткое описание Основные представители
     

 

2. Подготовьте подборку примеров рекламы, использующей закономерности восприятия.

3. Составьте структурную схему «Структура восприятия».

4. Заполните таблицу «Виды восприятия».

Виды восприятия

Таблица

Вид восприятия Орган чувств Рецептор Центр в коре головного мозга Свойства восприятий
         

 

Основная литература:

1. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998.

2. Маклаков А.Г. Общая психология учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2010.

3.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2010.

4. Тихомиров О.К. Лекции по психологии. – М.: «Юрайт», 2008.

Дополнительная литература:

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 276 с.

2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М. – 2005.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Психология ощущений и восприятия: хрестоматия. – М.,2009.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.138 с.