Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2017-11-27 | 1098 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Психологическое консультирование – вид психологической помощи, заключающийся в разъяснении человеку его психологических трудностей, снятии психологического напряжения, повышении его компетентности и оказании непосредственной помощи в решении сложных личностных проблем, с которыми он сталкивается в личной жизни, профессиональной деятельности и других ситуациях, профилактике и преодолении кризисных ситуаций, а также коррекции неадаптивных способов поведения.
По характеру решаемых задач различают возрастно-психологическое, профессиональное, психолого-педагогическое, кризисное и другие виды психологического консультирования.
Психологическое консультирование может проводиться в индивидуальной и групповой формах. Консультации могут быть однократные и многократные, по личному обращению и в результате вызова, без дополнительного тестирования и с ним, без привлечения методов психологической коррекции и с привлечением этих методов.
В зависимости от теоретического подхода, в рамках которого работает психолог, различают следующие методические подходы к психологическому консультированию: гуманистический, когнитивный, бихевиоральный, психоаналитический (подробнее о сущности, видах, принципах и технологии консультирования см. в юните «Основы психологического консультирования»).
Консультативная работа в учебном заведении имеет отличие от той, которая осуществляется в иных консультациях тем, что психолог-консультант находится внутри ситуации социального взаимодействия учащихся, их родителей и педагогов. Это позволяет анализировать каждую проблему в единстве всех аспектов жизнедеятельности обучаемых, осуществлять консультирование в единстве с другими видами деятельности психолога. В процессе консультирования все проблемы педагогов, администрации рассматриваются только с учетом их взаимосвязи с проблемами психического и личностного развития учащихся, а не сами по себе.
|
В ходе консультирования решаются следующие задачи:
– оценка уровня психического здоровья клиента и определение показаний к другим видам психологической помощи;
– оказание профессиональной помощи в решении заявленной клиентом проблемы;
– информирование клиента о его психологических особенностях с целью более адекватного их использования, обучение его навыкам самораскрытия и самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения;
– повышение общей психологической грамотности обучаемых и персонала учебного заведения;
– мобилизация скрытых психологических ресурсов клиента, обеспечивающих самостоятельное решение проблемы;
– коррекция нарушений адаптации и личностных дисгармоний;
– выявление основных направлений дальнейшего развития личности.
Обобщение опыта психологов образования показывает, что наиболее типичными проблемами, с которыми к ним обращаются различные категории людей, являются следующие [1, С. 75-77].
Воспитатели и учителя чаще всего обращаются по следующим поводам: причины трудностей в усвоении детьми программы обучения, материала по отдельным учебным предметам, нежелание и неумение детей учиться, эмоциональные, личностные нарушения, конфликтные отношения с другими детьми и взрослыми, неэффективность собственных педагогических воздействий, общение детей разного возраста со сверстниками и формирование учебного детского коллектива, пути совершенствования собственных профессиональных умений, методы выявления развития интересов, способностей и склонностей учащихся, методы профориентационной работы со школьниками.
Основные проблемы, по которым обращаются к психологу родители: как готовить детей к школе, отсутствие у них интереса и нежелание учиться, плохая память, повышенная рассеянность, неорганизованность, несамостоятельность, лень, агрессивность, повышенная возбудимость или, наоборот, робость, боязливость; профориентация, отношение ребенка к взрослым в семье, к младшим (старшим) сестрам или братьям.
|
Учащиеся обращаются к психологу главным образом по вопросам своих взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания, профессионального и личностного самоопределения, культуры умственного труда и поведения и т.п.
Вот, например, проблемы, с которыми к психологу часто обращаются подростки и старшие школьники:
1. Субъективные переживания по поводу неблагополучия отношений с другими – застенчивость, страх, препятствующие общению; желание пользоваться большим успехом у сверстников; переживание чувства обиды на кого-то; давление и угрозы со стороны компании сверстников.
2. Взаимоотношения в семье – непонимание со стороны родителей, слежка и жесткие запреты, борьба подростков за самостоятельность, уходы из дома; семейные конфликты, где подростки – не безучастные свидетели; беспокойство о членах семьи.
3. Проблема «мальчик – девочка» вне сферы секса – ссора с любимым человеком, страх потерять любовь, соперничество и ревность, желание привлечь внимание того, кто нравится, отсутствие взаимности, поиск знакомств и т.д.
4. Секс и беременность – давление со стороны партнера с требованием интимной близости, ранняя беременность, переживание страха перед венерическими заболеваниями, СПИДом, сексуальные комплексы.
5. Нереализованная потребность в романтической любви, в ее духовных началах.
6. Школа – успеваемость, несправедливость со стороны учителей, отказ ходить в школу.
7. Проблемы жизненного предназначения, выбора профессии, ориентация в материально-экономических вопросах.
8. Проблемы, связанные с приемом медикаментов и химических веществ – поиск медицинской информации; опасения в связи с употреблением наркотиков, алкоголя и пр.
9. Досуг и молодежная рок-культура.
10 Личные проблемы и переживания – чувство вины, тоски, пустоты и одиночества, отчаяния, страдания по поводу своего физического облика, переживание утраты смысла жизни и т.п.
|
При осуществлении возрастно-психологического консультирования психолог прежде всего опирается на понятие нормы психического развития. Понятие нормы требует от психолога знания периодизации психического развития человека, его механизмов и особенностей на каждом этапе. В таком случае схема индивидуального консультирования, с точки зрения психолога (клиента), будет представлена следующим образом: содержание задачи взаимодействия (текст заказа) ® механизмы психического развития (психологическая задача), период психического развития (возможность изменения) ® содержание нормы психического развития (выбор направления изменения) [5, С. 75-78].
Возрастно-психологическое консультирование ориентировано на решение следующих задач:
1. Ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании в проблеме возрастных индивидуальных особенностей психического развития ребенка.
2. Своевременное первичное выделение детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития, направление их к соответствующим специалистам.
3. Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике.
4. Составление рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей обучения, воспитания и общения для учителей и родителей.
5. Обучение подростков и старшеклассников навыкам самопознания и самораскрытия.
6. Коррекционная работа в специальных группах с детьми, родителями, педагогами.
Содержательная специфика возрастно-психологического консультирования концентрируется вокруг проблем психического развития ребенка. В соответствии с общей схемой возрастно-психологического консультирования полученные сведения группируются в четырех основных разделах: состояние здоровья; сведения об особенностях социальной обстановки, в которой ребенок растет; данные об особенностях поведения и деятельности ребенка; дифференцированная характеристика развития познавательной и эмоционально-личностной сфер ребенка. На основе полученных сведений психолог делает выводы по следующим вопросам:
|
– общая оценка уровня развития;
– сущность трудностей ребенка;
– степень их сложности;
– факторы, провоцирующие трудности;
– сферы воздействия с целью снижения остроты проблемы;
– условно-вариантный прогноз развития.
Возрастно-психологическое консультирование проводится в следующем алгоритме:
1. Анализ информации, полученной в первичной беседе с родителями, специалистами, педагогами, установление контакта с ребенком.
2. Беседа с родителями, направленная на получение информации о предшествующих этапах развития ребенка, его внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социального плана.
3. Сбор информации из других учреждений о состоянии здоровья (при необходимости).
4. Наблюдение за ребенком (подростком) в естественных условиях.
5. Экспериментально-психологическое обследование учащегося.
6. Обработка данных, каузальный анализ результатов.
7. Составление психологического диагноза учащегося.
8. Разработка психолого-педагогических рекомендаций.
9. Контроль за выполнением рекомендаций, динамикой психологического статуса ребенка, повторное консультирование.
Психологический диагноз отражает уровень актуального и ближайшего развития ребенка.
1. Уровень актуального развития включает:
а) возрастно-психологическую характеристику;
б) социальную ситуацию развития;
в) уровень развития ведущей деятельности и ее соответствие нормативам;
г) новообразования возраста, их развитие
) трудности и отклонения, их причины.
2. Условно-вариантный прогноз развития (зона ближайшего развития):
а) раскрытие проблемного поля альтернатив развития;
б) показ условий для оптимального развития.
Особенностью психолого-педагогического консультирования является наличие ситуации равноправного сотрудничества психолога и педагогов в поиске путей и методов решения проблем, связанных с воспитанием и обучением детей, подростков и юношей. Психолого-педагогическое консультирование основано на следующих принципах:
– равноправное взаимодействие психолога и педагога;
– формирование у педагогов установки на самостоятельное решение возникших проблем;
– принятие участниками консультирования ответственности за совместные решения;
– распределение профессиональных функций между педагогами и психологом [2, С. 50-51].
В организации психолого-педагогического консультирования выделяются следующие направления.
1. Консультирование педагогов-предметников и классных руководителей по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитательного воздействия. Обращается внимание на соответствие учебных программ научным психолого-педагогическим и психофизиологическим требованиям к обучению школьников определенного возраста, уровню их развития и реальным возможностям. Обсуждению могут подлежать как содержательные, так и методические аспекты учебных программ.
|
2. Консультирование педагогов по поводу проблем обучения, поведения или межличностного взаимодействия конкретных учащихся или учебных групп. Инициатором консультирования может быть либо сам педагог, либо психолог, предлагающий учителю ознакомиться с той или иной информацией о ребенке и задуматься над проблемой оказания ему помощи или поддержки.
3. Социально-посредническая работа психолога в ситуациях разрешения межличностных или межгрупповых конфликтов в школьных системах отношений: учитель – ученик, учитель – учитель, учитель – родители и т.д.
Особенностью психолого-педагогического консультирования родителей является то, что семья юридически и этически «закрыта» для психолога. В то же время бесспорно, что большая часть проблем школьника – родом из семьи. Поэтому чрезвычайно важно формировать установку ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка. При этом последовательно реализуется принцип невмешательства психолога в семейную ситуацию. Психолого-педагогическое консультирование родителей выполняет следующие функции:
– информирование родителей о школьных проблемах ребенка;
– консультативно-методическая помощь в организации эффективного детско-родительского общения;
– получение дополнительной диагностической информации от родителей, помогающей выявить влияние семейной ситуации на психологическое благополучие ребенка в школе;
– психологическая поддержка родителей в случае обнаружения серьезных психологических проблем у их ребенка либо в связи с серьезными эмоциональными переживаниями и событиями в его семье.
Консультативная деятельность – это оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения психологического консультирования.
Особенностью консультативной работы психолога в начальной школе является то, что непосредственным “получателем” психологической помощи (клиентом) является не её окончательный адресат – ребёнок, а обратившийся за консультацией взрослый (родитель, педагог). Таким образом, психолог оказывает подчас лишь косвенное воздействие на ребёнка. Он только даёт советы; реализовывать их – задача клиента.
Несмотря на такую специфику консультативной работы школьного психолога с детьми младшего школьного возраста, их родителями и педагогами, это направление является принципиально важным в практической деятельности школьного психолога.
Эффективность всей его работы в значительной мере определяется тем, насколько ему удалось наладить конструктивное сотрудничество с педагогами, родителями и администрацией школы в решении задач обучения и воспитания школьников.
В своей консультативной практике школьный психолог может реализовать принципы консультирования самых различных психологических направлений (диагностический, экзистенциальный, гуманистический, бихевиоральный и другие подходы). Однако в работе с детьми, личность и в целом психика которых находятся ещё на этапе своего становления, учёт возрастных особенностей является непременным условием консультативной работы психолога в школе.
В целом задача возрастно-психологического консультирования составляет контроль за ходом психического развития ребёнка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса. Указанная общая задача на сегодняшний день включает следующие конкретные составляющие:
1. Ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребёнка;
2. Своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития и направление их в психолого-медико-педагогические консультации;
3. Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике (совместно с детскими патопсихологами и врачами);
4. Составление (совместно с педагогическими психологами или педагогами) рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей в школьном обучении для учителей, родителей и других лиц;
5. Составление (совместно со специалистами по семейной психотерапии) рекомендаций по воспитанию детей в семье;
6. Коррекционная работа индивидуально или (и) специальных группах при консультации с детьми и родителями;
7. Психологическое просвещение населения с помощью лекционной и других форм работы”.
Консультирование педагогов
В консультативной работе с педагогами можно выделять ряд принципов, на которых основано сотрудничество школьного психолога
с педагогическим коллективом в решении проблем и профессиональных задач самого педагога:
1. Равноправное взаимодействие психолога и педагога;
2. Формирование у педагога установки на самостоятельное решение проблем, т.е. снятие установки на “готовый рецепт”;
3. Ппринятие участниками консультирования ответственности за совместные решения;
4. Распределение профессиональных функций между педагогами и психологами.
В организации психологического консультирования педагогов можно выделить три направления:
1. Консультирование педагогов по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитания.
2. Консультирование педагогов по поводу проблем обучения, поведения и межличностного взаимодействия конкретных учащихся. Это наиболее распространённая форма консультативной работы школьного психолога, помогающая решать школьные проблемы в тесном сотрудничестве психолога, педагогов и администрации школы и помогающая создать наиболее благоприятные условия для развития личности ребёнка и его обучения. Консультирование в этом направлении может быть организованно, с одной стороны, по запросу педагога, с другой – по инициативе психолога, который может предложить учителю ознакомиться с той или иной информацией о ребёнке и задуматься над проблемой оказания помощи или поддержки. Организация по запросу учителя наиболее эффективна, а форме индивидуальных консультаций.
3. консультирование в ситуациях разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов в различных системах отношений: учитель – учитель, учитель – ученик, учитель – родители и др. в рамках такой социально-посреднической работы психолог организует ситуацию обсуждения конфликта сначала оппонентом отдельно, затем – совместно. Психолог помогает ' снять эмоциональное напряжение у участников конфликта, перевести обсуждение в конструктивное русло и затем помогает оппонентам найти приемлемые способы решения противоречивой ситуации.
Консультирование родителей
Психолого-педагогическое консультирование родителей, как и в ситуации пробной работы с педагогами, может быть организованно, с одной стороны, по запросу родителя в связи с оказания консультативно-методической помощи в организации эффективного детско-родительского взаимодействия; с другой – инициативе психолога. Одной из функций консультативной работы с родителями является информирование родителей о школьной проблемах ребёнка. Так же целью консультирования может стать необходимость психологической поддержки родителей в случае обнаружения серьёзных психологических проблем ребёнка либо в связи с серьёзными эмоциональными переживаниями и событиями в семье.
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!