Тест Узгириса и Ханта (I.G. Uzgiris, McV. Hunt) для диагностики психического развития в раннем возрасте (по Матвеевой Е.В., 2002) — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Тест Узгириса и Ханта (I.G. Uzgiris, McV. Hunt) для диагностики психического развития в раннем возрасте (по Матвеевой Е.В., 2002)

2017-11-27 579
Тест Узгириса и Ханта (I.G. Uzgiris, McV. Hunt) для диагностики психического развития в раннем возрасте (по Матвеевой Е.В., 2002) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тест Узгириса и Ханта (I.G. Uzgiris, McV. Hunt) для диагностики психического развития в раннем возрасте (по Матвеевой Е.В., 2002)

Особенности тестирования детей раннего возраста

Использование тестовых заданий с детьми раннего возраста возможно только тогда, когда ребенок активно участвует в обследовании. Поэтому эксперимент проводится в такое время, когда ребенок сухой, сытый, не хочет спать и активен. В этом случае можно ожидать, что дети младше одного года смогут участвовать в эксперименте от 30 до 40 минут, а в возрасте после года – около часа. Иногда ребенок бывает обеспокоен тем, что исследователь не знаком ему. Обычно это характерно для детей в возрасте 6-18 месяцев. В таких случаях лучше не начинать тестирование сразу и не стараться силой преодолеть страх детей. У маленьких детей тревоги быстро проходят, когда они находятся рядом с матерью. Если в это время экспериментатор разговаривает с матерью, ребенок часто начинает рассматривать предложенные ему или разлаженные перед ним предметы. Он может даже принять игрушку от экспериментатора. С этого момента можно начинать предъявление тестовых материалов. Целесообразно начать с того задания, которое не требует большого взаимодействия с логопедом. Как только малыш увлечется игрушками, его нежелание общаться с экспериментатором обычно исчезает.

Для максимального взаимодействия с ребенком желательно проводить исследование у него дома или в помещении, которое напоминало бы жилую комнату, где ребенок мог свободно передвигаться, при этом не очень отвлекаясь. Отвлечением могут служить игрушки или другие дети.

Очень важной особенностью успешного исследования маленьких детей является понимание специалистом дистанции между собой и ребенком. В возрасте от семи до 18 месяцев ребенок, особенно в присутствии родителей, держатся на расстоянии от незнакомых им людей. Приближение незнакомца, особенно если он касается ребенка, вызывает у малыша страх. Наиболее благоприятное положение ребёнка во время обследования – когда он сидит на коленях у матери, а логопед находится напротив. Кроме того, логопед должен объяснить родителям процедуру исследования и их роль при э том: где они должны сидеть с ребёнком, какую помощь ему оказывать, что говорить. Это предотвратит неуверенность родителей, что положительно сказывается на результатах тестирования, что положительно скажется на результатах тестирования.

В начале обследования в течение 20 минут для знакомства с новой обстановкой и логопедом ребёнку предлагаются игрушки. В это время родитель может рассказать о ребёнке, его особенностях и развитии, об условиях жизни ребёнка в семье, об отношении к нему разных членов семьи, проблемах, связанных с воспитанием и поведением ребенка. Когда ребёнок освоится, логопед привлекает его внимание с помощью интересных игрушек. Игрушки лучше подобрать небольшого размера, чтобы ребёнок мог манипулировать ими. Эти игрушки являются стимульным материалом к тестовым заданиям. Задания, заведомо интересные для ребёнка, предъявляются первыми, а более трудные и задания с целью исследования речи - тогда, когда ребёнок полностью освоится и выказывает явный интерес и желание их выполнять.

Если ребёнок не справляется с заданием, его следует предъявить снова (до нескольких раз), но не сразу. Ребёнку надо дать возможность наиграться интересным предметом, а затем предъявить новую игрушку. Так постепенно логопед переходит к более активному общению с ребёнком: хвалит за удачные действия и пресекает нежелательные.

Шкала 1. Последовательность развития визуального слежение за объектом и представление о его постоянстве

Месяц

Восприятие объекта предполагает попытку длительного визуального слежения за ним.

Ситуация: ребенок плавно следит за медленно движущимся объектом, описывающий в дугу в 180 градусов.

Размещение: ребенок может лежать на горизонтальной поверхности или находится в коляске, кроватке.

Предмет: какой-нибудь яркий предмет который привлекает внимание младенца, но и не издает звуков при движении, например цветное кольцо.

Указания: держите предмет на расстоянии 25 см от глаз ребенка до тех пор, пока он не сосредоточиться на нём. При необходимости можно легко потряси предмет для того, чтобы привлечь внимание малыша, или изменить расстояние от его глаз младенцы в 2 предмета. Если ребенок склонен сосредоточиться скорее на экспериментаторе, чем на предмете, в таком случае нужно встать позади малыша. Как только ребенок сосредоточиться на предмете медленно передвигайте предмет по горизонтальной дуге 180 градусов туда - сюда.

Повторение: 3 4 раза.

Действие ребенка:

а) не следит за предметом;

б) прерывисто следить за предметами на одном каком-то участке дуги;

в) плавно следит за предметами на одном каком-то участке другим г плавно следит за объектом по всей длине дуги.

Месяца

Способность воссоздать отсутствующий в восприятии предмет предполагает сохранение ориентации в том направлении, где предмет был введен в последний раз.

Ситуации: ребенок задерживает взгляд в том месте где предмет исчез.

Размещение: с такой же.

Предмет: такой же.

Указания: как только ребенок сосредоточился на предмете медленно передвигайте предмет в сторону от ребенка таким образом, чтобы он исчез под краем поверхности, на которой находится младенец. Через несколько минут верните предмет в прежнюю позицию и чуть выше глаз ребенка. Все время передвигаются предмет в одном и том же направлении так, чтобы он исчезал в одном в одной и той же точке.

Повторение: 3 -4 раза.

Действие ребенка:

а) не прослеживается предмет до места его исчезновения.

б) теряет интерес к предмету, как только он исчезает глаза ребенка начинает блуждать и затем сосредотачиваются на каком-либо заинтересовавшем его предмете, попавшим в поле зрения.

в) задерживает взгляд на месте исчезнувшего предмета.

г) после нескольких повторений возвращают взгляд значение. Движение декабристов вторичного появление предмета немного выше линии глаз.

д) ищет глазами вокруг того места, где предмет исчез.

Примечание.

Если ребенок склонен поворачивает голову только в одном направлении и сохрани это положение в течение всего заданий, то через какое-то время необходимо повторить опыт, сделать так, чтобы предмет из числа на противоположной стороне.

Месяцев

Формирование представления о перспективно не воспринимаемом предмете предполагает его конструкцию на основе небольшой видимой части этого предмета.

Ситуация: поиск спрятанного предмета.

Размещение: ребенок должен сидеть, его руки должны быть свободны для манипуляции с предметами. Рабочая поверхность располагается перед ребенком или сбоку от него. Это может быть сиденье детского стульчика или пространство на ковре вокруг ребенка, если он сидит на полу. Может быть также использован детский обеденный стол со стулом для младенцев.

Предмет: используется предмет, к которому ребенок проявляет интерес и к которым пытаются завладеть, для прятания - белая непрозрачная салфетка. Важно, чтобы предмет был целостным и никакая бы его часть не выглядела как единый целостный предмет. Может быть использована кукла игрушка, например, рыбка или кошка. Такой предмет, как бусы, не подходит. Использование для прикрытия предметов белой салфетки позволит снизить интерес ребенка к ней.

Указания: чтобы удостовериться в том, что предмет заинтересовал малыша, положите его на поверхность и наблюдайте, потянет ли ребенок к нему. Удостоверившись в том, что ребенок сосредоточился на предмете, возьмите его и положите в пределах досягаемости малыша, затем накройте салфеткой таким образом, чтобы небольшая часть предмета оставалась видимой (например, ноги куклы или хвост животного). Если при попытке достать предмет ребенок «подпрятывает» его, необходимо предъявить предмет еще раз. Если интерес малыша к предмету вызывает сомнение, предъявите предмет целиком, не накрывая салфеткой, чтобы выяснить, будет ли ребенок еще пытаться достать его.

Повторение: 3 раза.

Действие ребенка:

а) теряет интерес к частично прикрытому предмету;

б) реагирует на исчезновение предмета, но не тянется к нему и не берет, пока предмет частично прикрыт;

в) достает предмет, вытащив его из- под прикрытия или убрав салфетку.

Месяцев

Дальнейшее развитие представлений об отсутствующих в перцепции предметов предполагает направление взгляда в то место, где находится отсутствующий в настоящий момент предмет.

Ситуация: ребенок смотрит туда, откуда первоначально появился предмет, который, медленно двигаясь, исчез.

Указания: те же, что в ситуации для детей двухмесячного возраста.

Месяцев

Дифференциация представлений о не воспринимаемых в данный момент предметов от предшествующих действий с ними предполагает поиск предмета, отсутствующего в восприятии.

Ситуация: ребенок находит предмет, полностью спрятанный под прикрытием.

Размещение: такое же, как в ситуации для детей в возрасте 4- 5 месяцев.

Предмет: любой предмет небольшого размера, чтобы не было заметного выпячивания при накрытии его салфеткой, к которому ребенок проявляет интерес. Подойдут такие предметы, как машинка, маленькая куколка, бусы. Используйте ту же белую непрозрачную салфетку для прикрытия предмета.

Указания: удостоверьтесь в том, что ребенок очень хочет завладеть предметом. Для этого подержите предмет перед малышом и понаблюдайте, потянется ли он к нему. Если ребенок начинает тянуться к предмету, положите предмет на поверхность перед ним таким образом, чтобы он мог достичь его, и, прежде чем малыш завладеет предметом, накройте его салфеткой. Не расправляйте салфетку, пусть она лежит складками, чтобы предмет не был очень заметен под прикрытием. Если ребенку удается завладеть предметом с первого предъявления, переместите зону прятания и поиска в какую-либо (левую или правую) сторону от малыша и повторите опыт. Здесь важно дифференцировать действие поиска спрятанного предмета от сдергивания салфетки, когда ребенок просто хочет поиграть с прикрытием. Например, если ребенок, приподняв салфетку, удерживает ее в руках довольно-таки долго, прежде чем дотянуться до видимого теперь предмета, возможно, даже рассматривает ее или перебирает в руках, то можно предполагать, что он поднимает салфетку ради игры с ней.

Повторение: 3 раза.

Действия ребенка:

а) теряет интерес к предмету, как только его прикрыли салфеткой;

б) реагирует на счезновение предмета, но не ищет и не извлекает его из-под салфетки;

в) тянет салфетку, но недостаточно при этом открывает предмет и не извлекает его из-под прикрытия;

г) сдергивает салфетку полностью и овладевает предметом.

Месяцев

Управление поведением с помощью отдифференцированных представлений о предметах предполагает правильный поиск невидимого предмета на фоне, возможно, смущающих ребенка обстоятельств.

Ситуация: ребенок находит предмет, спрятанный под одной из двух салфеток, путем поиска сразу в правильном направлении.

Предмет: те же самые. В качестве второго прикрытия использовать непрозрачную ткань блеклого цвета, отличного от цвета первой салфетки.

Размещение: такое же. Важно работать на звукоизоляционной поверхности, чтобы не создавать шума при прятании предмета, так как шум может служить в качестве подсказки к обнаружению предмета.

Указания: салфетки расположите по обеим сторонам от ребенка в пределах досягаемости. Если малыш успешно обнаружил предмет под первой салфеткой, спрячьте его под вторую. Затем спрячьте еще два раза под второй салфеткой, а потом - под первой. Последнее прятание считается вторым предъявлением опытной инструкции.

Повторение: 2 раза.

Действия ребенка:

а) теряет интерес к предмету, как только его прячут под вторую салфетку;

б) ищет предмет там, где он был найден ранее, то есть под первой салфеткой во время первого предъявления опытный инструкции;

в) ищет предмет там, где он исчез, то есть под второй салфеткой с первого же раза поиска.

Месяцев

Управление поведением благодаря представлениям о предметах, отдифференцированных от их предшествующего пространственного расположения, предполагает правильный поиск невидимого предмета при наличии большого количества смущающих ребенка обстоятельств.

Ситуация: Ребенок находит предмет, спрятанный под одной из трех салфеток, сразу же начав поиски в нужном направлении.

Размещение: Такое же.

Предмет: Такие же. Использовать в качестве третьего прикрытия непрозрачную ткань, отличную по цвету от двух других. Третью салфетку разместить непосредственно перед ребенком в пределах его досягаемости.

Указания: Прячьте предмет под каждую из трех салфеток таким образом, чтобы при каждом прятании прикрытие использовалось в случайном порядке. Порядок прятания может быть следующим: под второй салфеткой, под первой, под третьей, под первой, под третьей, под второй.

Повторение: 5-7 раз.

Действия ребенка:

а) теряет интерес к предмету;

б) ищет наугад под какой-нибудь одной или всеми салфетками;

в) *ищет непосредственно под той салфеткой, где предмет исчез.

9-10 месяцев. Дальнейшее формирование представлений о предметах предполагает продолжение поиска невидимого предмета, когда с помощью одного поискового действия предмет обнаружить сложно.

Ситуация: Ребенок находит предмет, который прятали под несколькими салфетками.

Размещение: Такое же.

Предмет: Те же.

Указания: Прячьте предмет поочередно под каждую из трех салфеток, расположенных прямо перед ребенком, слева и справа от него, перемещая руку с игрушкой слева направо или справа налево таким образом, чтобы предмет появлялся между салфетками, а затем оказывался спрятанным под одной из них. Убедитесь, что ребенок следит за всеми шагами прятания, за всеми появлениями и исчезновениями предмета. Измените, направление прятания и смените расположение салфеток после нескольких повторений опыта.

Повторение: 3-5 раз.

Действия ребенка:

а) не ищет последовательно под каждой салфеткой;

б) ищет только под первой салфеткой, под которой предмет исчезал;

в) ищет под той салфеткой, где предмет был обнаружен при предыдущем предъявлении;

г) ищет наугад под всеми салфетками;

д) ищет под всеми салфетками в том порядке, в котором предмет прятали;

е) ищет непосредственно под той салфеткой, под которой предмет исчез в последний раз.

Примечание: Если ребенок не в состоянии следить за целой серией последовательных перемещений предмета, в таком случае во время прятания малыша можно посадить на некотором расстоянии от салфеток, а затем придвинуть ближе, чтобы он смог до них до тянуться и искать предмет, когда он уже спрятан.

В большинстве случаев лучше последовательно предъявлять 3-7 прятаний предмета для его поиска. Очень важно, чтобы малыш был заинтересован в предмете, выбранном для поиска. Возможно замена предмета. Но следует учесть, что потеря интереса у ребенка к заданию может также свидетельствовать о том, что задание становится слишком трудным. Если экспериментатор подозревает, что ребенок теряет интерес из-за трудности задания, в этом случае тот же самый предмет должен быть спрятан более просто (см. предыдущую ситуацию), чтобы выяснить, будет ли тогда малыш искать предмет. Если ребенок еще заинтересован в предмете, он обычно ищет его, когда поиск облегчается.

Постоянное исчезновение желаемого предмета может привести к фрустрации. Когда, кажется, что потеря интереса возникла вследствие фрустрации, ребенку можно разрешить недолго поиграть с предметом с тем, чтобы восстановить его интерес и сотрудничество. Если фрустрацию вызывает необходимость отдавать предмет после каждой его находки, лучше сразу забирать предмет, как только малыш отодвинет салфетку и потянется за ним, не допуская, чтобы он завладел предметом.

Следует отметить также различия между более старшими и младшими детьми. У более младших детей фрустрация возникает чаще, поэтому необходимо контролировать их внимание и интерес к заданию. Более старшим детям иногда наскучивают простые поиски предмета, и если это ясно видно из эксперимента, то следует уменьшить число прятаний - поисков. Старшим детям задание можно предъявлять в виде игры, в которой ребенку предоставляется возможность самим спрятать предмет, если он захочет.

Месяцев.

Продолжающее развитие ментального построения объектов предполагает способность обнаруживать местонахождение предмета путем наблюдения за пространственным перемещением коробки с этим предметом.

Ситуация: После невидимого для ребенка перемещения предмета под прикрытием он ищет его в коробке, а затем-под салфеткой.

Предмет: Используется картонная коробка без крышки, небольшого размера, но достаточно глубокая, с тем, чтобы положенный в нее предмет был невидим ребенку. В качестве предмета для прятанья может быть использована любая миниатюрная игрушка, которая легко помещается в коробке. Для прикрытия используется большая непрозрачная салфетка, что позволит экспериментатору действовать с коробкой незаметно.

Размещение: Ребенок может находиться за детским столом или на полу, на ковре. Опыт проводиться на поверхности, расположенной прямо перед ребенком.

Указания: Заинтересовать ребенка предметом. В то время, когда ребенок наблюдает за вашими действиями, положить предмет в коробку, а коробку спрятать под прикрытие, там ее перевернуть, оставив предмет под салфеткой, и извлечь уже пустую коробку. Если у ребенка обнаруживается потеря интереса предмету - прервать опыт и спрятать тот же предмет непосредственно под салфетку.

Повторение: 3 раза.

Действия ребенка:

а) теряет интерес к предмету;

б)реагирует на исчезновение предмета, но не ищет его;

в) ищет предмет только в коробке;

г) отодвигает коробку и продолжает поиск предмета под салфеткой, где исчезла коробка;

д) ищет предмет непосредственно под салфеткой, где исчезла коробка.

13 месяцев. Увеличивающаяся продолжительность сохранения представлений об объектах предполагает способность обнаруживать местонахождение предмета путем наблюдения за перемещением коробки с предметом в затрудненных условиях.

Ситуация: После невидимого перемещения коробки под одной из двух салфеток ребенок ищет предмет в коробке, а затем сразу под нужной салфеткой.

Предмет: Использовать вторую салфетку для прикрытия, но она должна цветом отличаться от первой.

Указания: Рядом с первой салфеткой положить вторую. Сначала спрятать коробку с предметом под первую салфетку (аналогично предыдущему опыту). Повторить опыт, но теперь спрятать предмет под второй салфеткой и держать руку с коробкой там по времени в два раза дольше, а затем переместить коробку под первую салфетку. На этом опыт закончить.

Повторение: 2 раза.

Действия ребенка:

а) теряет интерес к предмету;

б) ищет только в коробке;

в) ищет только под первой салфеткой, где обнаруживал предмет ранее;

г) ищет правильно под второй салфеткой.

Месяцев.

Сохранность различных ментальных образов объектов предполагает способность обнаруживать местонахождение предмета путем наблюдения за перемещением коробки с предметом в различные точки пространства.

Ситуация: После невидимого перемещения коробки с предметом под несколькими прикрытиями ребенок ищет предмет сначала в коробке, а затем сразу под нужной салфеткой.

Предмет: Такой же.

Размещение: Аналогично предыдущему.

Указания: Прятать предмет, используя коробку для невидимого для ребенка перемещения предмета, под каждой из двух салфеток поочередно. После того, как предмет спрятан, положить пустую коробку в центре между салфетками.

Повторение: 3 раза.

Действия ребенка:

а) теряет интерес к предмету;

б) ищет в случайном порядке;

в) ищет под нужной салфеткой.

Месяцев.

Сохранение образа объекта, отдифференцировать от его пространственного размещения, предполагает способность обнаруживать предмет путем наблюдения за многократным перемещением коробки с предметом в пространстве.

Ситуация: После невидимого перемещения коробки с предметом под несколькими покрытиями ребенок ищет предмет сначала в коробке, а затем сразу под нужной, одной из трех, салфеток.

Предмет: Такой же. Для прикрытия использовать третью салфетку, отличную от двух других. Коробка для невидимого перемещения предмета.

Размещение: Такое же.

Указания: Прятать коробку в любой последовательности под одной из трех салфеток, оставляя каждый раз под прикрытием предмет из коробки.

Повторение: 5-7 раз.

Действия ребенка:

а) теряет интерес к предмету;

б) ищет наугад под всеми тремя салфетками;

в) ищет именно под той салфеткой,где исчезала коробка.

Месяцев.

Еще большая устойчивость различных представлений об объектах предполагает способность находить предмет при последовательных перемещениях его под прикрытием, когда кажется, что перемещается только рука, а сопутствующие перемещения предмета не видны ребенку.

Ситуация: После серии невидимых для него перемещений ребенок последовательно под каждой салфеткой, куда исчезала рука с предметом, ищет его.

Предмет: Предмет должен быть достаточно маленьким, чтобы уменьшаться в ладони экспериментатора.

Размещение: Такое же.

Указания: на глазах у ребенка спрятать предмет в свою ладонь. Руку с предметом передвигать только слева направо. Спрятать руку под первую салфетку, вынуть не раскрывая. Затем рука исчезает под второй салфеткой и появляется снова. Не раскрывая руку, спрятать ее под последнею салфетку. Оставить предмет под последним прикрытием и показать ребенку, что в руке ничего нет. Повторяя опыт, следовать каждый раз той же инструкции.

Повторение: 4-6 раз.

Действия ребенка:

а) ищет только в руке экспериментатора или вокруг себя, в комнате;

б) ищет только под первой или второй салфеткой, не находя предмет;

в) ищет предмет под всеми салфетками тем путем, как следовала рука экспериментатора, и обнаруживает его под последним прикрытием;

г) ищет непосредственно под последней салфеткой, по крайне мере, при двух последних поисках, и обнаруживает предмет.

Месяца.

Представления о постоянстве объекта и его мобильности предполагают способность предвидеть пространственное перемещение предмета, спрятанного в руке, в обратном порядке тому, которое наблюдалось.

Ситуация: Ребенок ищет спрятанный предмет после его невидимого последовательно перемещения сначала под последней салфеткой, а потом продолжает поиски под каждым прикрытием, где исчезала рука, что приводит к обнаружению предмета.

Предмет: Тот же. Три салфетки.

Указания: Спрятать руку под первую салфетку, оставив там предмет. При перемещении руки ко второй и третьей салфетке показать ребенку, что рука пустая. Спрятать руку под третью салфетку, вынуть и показать, что рука пуста. (Эта ситуация может быть предъявлена только после предыдущей, для детей в возрасте 17 месяцев). Повторить опыт, перемещая руку теперь в противоположном направлении, таким образом, салфетка, бывшая первой, оказывается последней.

Повторение: 2 раза.

Действия ребенка:

а) ищет только под последней салфеткой;

б) ищет наугад под всеми тремя салфетками;

в) ищет последовательно от последней салфетки через среднюю к первой, следуя в обратном порядке, использованном при прятании предмета.

Примечание. Эта ситуация предполагается только тем детям, которые в ситуации «Поиск предмета после серии невидимых перемещений» для детей в возрасте 17 месяцев ищут непосредственно под последней салфеткой, по крайне мере, хотя бы дважды.

Месяца.

Некоторая дифференциация средств и целей предполагает немедленное повторение сенсомоторных схем, которые привлекают внимание ребенка.

Ситуация: Ребенок пытается двигать предмет, повторяя движения руки или ноги, вызвавшие движение игрушки.

Размещение: Ребенок может находиться в кроватке или специальном детском креслице.

Предмет: Наиболее эффективным является предмет, который мог бы активизировать одну из ранних моторных схем, такую, например, как удар ножкой или ручкой. Кроме того, этот предмет должен обеспечивать зрительную и слуховую информацию. Подойдет яркая звучащая погремушка цилиндрической формы с ручкой, или набор разноцветных колечек на резинке, или неваляшка.

Указания: После выбора предмета подержите его в пределах досягаемости ребенка, таким образом, чтобы он мог касаться предмета, но не мог схватить. Если ребенок не пытается коснуться предмета в течение 15 секунд - ударьте игрушку один раз рукой младенца для того, чтобы он увидел, что предмет двигается и звучит. Затем верните игрушку в первоначальное положение.

Повторение: 2 раза.

Действия ребенка:

а) проявляет интерес к предмету, глядя на него;

б) активно двигает рукой в направлении предмета и иногда заставляет его двигаться, но не постоянно;

в) систематически повторяет движения рукой и постоянно заставляет предмет двигаться;

г) старается только схватить игрушку.

Месяца.

Выделение сенсомоторной схемы как средства для достижения цели проявляется в успешных действиях по достижению визуально направляемого схватывания.

Ситуация: Ребенок схватывает игрушку, когда и рука и игрушка находятся в поле его зрения.

Размещение: Такое же.

Предмет: используйте небольшой яркий предмет типа погремушки. Хотя бы часть предмета должна быть достаточно мала, с тем чтобы малыш мог захватить игрушку.

Указания: подержите предмет в течение 30 секунд на расстоянии 30 см. от лица ребенка так, чтобы малыш хорошо его видел. Если ребенок не проявляет стремление завладеть предметом, передвигайте погремушку медленно в направлении к его руке, но таким образом, чтобы малыш следил за игрушкой глазами и мог увидеть одновременно и предмет и свою руку. Подержите погремушку секунд 20 в нескольких сантиметрах от руки ребенка.

Повторение: 3 раза.

Действия

а) вытягивает руку в направлении к предмету, но не схватывает его;

ребенка.

б) схватывает предмет, когда и рука и предмет находятся в поле его зрения;

в) схватывает предмет, когда видит его поднесенным т соприкасается рукой с ним;

г) схватывает показанный предмет, раскрывая ладонь в предвосхищении контакта с ним.

Месяца

Последующий прогресс в использовании сенсомоторной схемы как средства для достижения цели предполагает визуально направленное схватывание.

Ситуация: ребенок схватывает игрушку, как только она попадает в поле его зрения. (Организация данной ситуации аналогична предыдущей, для детей в возрасте трех-четырех месяцев).

Месяцев

Предшествующая дифференциация средств и целей предполагает актуализацию одной сенсомоторной схемы, необходимой для выполнения другой.

Ситуация: ребенок быстро роняет один или оба предмета, которые держит в руках, для того, чтобы получить третий.

Размещение: ребенка следует усадить в детское креслице или за стол; обе руки малыша должны быть свободными.

Предмет: можно использовать кубики небольшого размера (чтобы умещались в ладони ребенка) или маленькие пластиковые фигурки животных, которые малыш будет держать в каждой руке по одной. В качестве третьего предмета нужно использовать нечто очень привлекательное или желанное для малыша, например печенье или часики.

Указания: дайте ребенку два маленьких предмета по одному в каждую руку. Как только обе руки будут заняты- быстро предложите ему третий, наиболее привлекательный предмет, держа его перед ребенком в пределах досягаемости малыша. Ребенок может случайно выпустить из рук один из предметов, которые держит. Поэтому необходимо повторить ситуацию, чтобы убедиться в том, что малыш всякий раз намерено роняет один из предметов, освобождая руку для более привлекательного.

Повторение: 3 раза.

Действия ребенка

а) берет третий предмет, удерживая два других;

б) пытается взять третий предмет, одновременно удерживая два других, но в то время, когда малыш берет третий предмет, из руки выпадает уже лежащий там предмет; в) сначала роняет один из предметов, которые находятся у него в руках, и только затем свободной рукой берет третий предмет.

8 месяц

Некоторая предварительная адаптация средств (особых действий) к целям предполагала использование для достижения цели восприятия взаимосвязь между предметами.

Ситуация: ребенок подтягивает опор с целью завладения предметом (по показу или без него).

Размещение: ребенка можно усадить куда угодно, где бы он был ограничен в движениях и имел перед собой поверхность, на которой помещается предмет. Эта поверхность должна простираться немного дальше, чем может дотянуться ребенок. Проще всего посадить малыша на стул за стол.

Предмет: любой предмет, к которому ребенок проявляет большой интерес, например кукла или мягкая игрушка. Также необходима салфетка или плоская подушка для использования в качестве основы, на которую помещают привлекательную игрушку.

Указания: заинтересуйте ребенка каким-нибудь предметом и, пока малыш играет им, расположите салфетку так, чтобы он мог едва дотянуться до нее. Возьмите предмет, но не позволяйте вставать со стула или ложиться на поверхность стола, когда он будет пытаться достать игрушку. Салфетка (или плоская подушка), которая используется в качестве основы для размещения предмета, должна лежать углом к ребенку, для того, чтобы ему было легче схватить ее. Понаблюдайте за ребенком секунд 20. Если малыш сохраняет интерес к предмету, но не пытается ухватить и подтащить салфетку, а предмет может двигаться вместе с салфеткой: передвиньте ее на короткое расстояние по направлению к ребенку, а затем верните назад. Снова побудите ребенка достать предмет

Повторение: 2 раза.

Действия:

а) тянется к предмету, стоящему на салфетке, показывая свое желание завладеть им;

б) пытается забраться на стол и таким способом достать предмет;

в) обращается к другому человеку с тем, чтобы он достал ему предмет;

г) тянет салфетку и завладевает предметом после показа;

д) подтягивает салфетку и завладевает предметом без предварительного показа.

Месяцев

Последующая дифференциация средств и целей предполагает актуализацию систем часто используемых действий как средств для достижения желаемой цели.

Ситуация: ребенок использует какую-либо форму перемещения для того, чтобы продолжать игру с необходимым для нее предметом.

Размещение: ребенок может сидеть на полу или в другом месте, где он мог бы свободно ползать и передвигаться.

Предмет: набор парных предметов, которые используются в игре совместно, например, кукла и кукольная туфелька; кубики и коробка; ложка и тарелка.

Указания: покажите предметы ребенку и подождите, когда он начнет играть ими. Если он не делает этого - покажите ему какое- либо действие с парой предметов, например положите кубики в коробку. Когда ребенок активно вступит в такую игру, уберите необходимый для игры предмет, например коробку; положите ее в стороне от малыша вне пределов его досягаемости, однако так, чтобы он видел предмет. Если малыш истолкует ваше действие как запрещение играть с коробкой, необходимо поощрить его взять ее, а затем повторить ситуацию сначала.

Повторение: 2 раза.

Действие ребенка:

а) заканчивает игру, не делая попытки вернуть предмет;

б) проявляет интерес к предмет (смотрит на него, хнычет), но не пытается вернуть его;

в) перемещается в стороны предмета и продолжает с ним играть;

Месяцев

Последующая адаптация средств для достижения целей предполагает большую актуализацию дифференцированного использования взаимосвязей между предметами.

Ситуация: ребенок не подтягивает салфетку, когда предмет не находится на ней.

Размещение: такое же, как в ситуации для детей в возрасте 8 месяцев.

Предмет: такой же, как в ситуации для детей 8 месяцев.

Указания: вначале повторите ситуацию с подтягиванием салфетки, чтобы убедиться в том, что ребенок самостоятельно или после показа делает это с целью завладения предметом. Затем снова создайте эту же ситуацию, но вместо того, чтобы поставить предмет на салфетку, приподнимите его над ней на 10 см. Предмет держите сзади таким образом, чтобы ваша рука не заслоняла его от ребенка. Предложите малышу достать предмет.

Повторение: 1-2 раза.

Действия ребенка:

а) тянет салфетку, ожидая, что достанет предмет;

б) тянет салфетку, но при этом смотрит на предмет или на экспериментатора;

в) не тянет салфетку, но тянется к предмету или смотрит на него; или просит экспериментатора дать его или положить на салфетку.

Месяцев

Развитие представлений о средствах для достижения цели предполагает использование видимых признаков ситуации для того, чтобы завладеть желаемые предметом.

Ситуация: ребенок использует привязанную к предмету веревку для завладения им, подтянув предмет за веревку на горизонтальной поверхности после предварительного показа или без него.

Предмет: любая привлекательная для малыша игрушка и веревка длиной не менее одного метра.

Размещение: ребенок может сидеть на стуле за столом, но рабочая поверхность стола перед малышом должна простираться много дальше, чем он может дотянуться.

Указания: после того, как ребенок проявит интерес к предмету, привязать к этому предмету один конец веревки. Положить предмет на противоположный конец стола так, чтобы малыш не мог до него дотянуться. К рукам ребенка протянуть конец веревки. Предложить малышу достать предмет, но не позволять при этом вставать со стула, чтобы добраться до предмета. Понаблюдать за ребенком секунд 20. Снова предположить ему достать предмет, подвинув его чуть ближе к малышу с тем, чтобы сохранить интерес к предмету, но анне досягаемости ребенка. Если ребенок не использует веревку для того, чтобы достать предмет, можно показать ему, как это сделать: потянув за веревку, приблизить предмет к малышу, а затем отодвинув назад, и снова, потянув за веревку, приблизить предмет. Вернув предмет в первоначальное положение, побудить ребенка достать его.

Повторение: 2 раза.

Действия ребенка:

а) теряет интерес к предмету;

б) играет с веревкой вместо того, чтобы доставать предмет;

в) старается влезть на стол, чтобы достать предмет;

г) обращается к экспериментатору или матери за помощью;

д) достает предмет, потянув за веревку, после показа;

е) достает предмет, потянув за веревку, без предварительного показа.

Месяцев

Дальнейшее развитие представлений о средствах для достижения цели предполагает использование «приставки» к предмету для завладения им в то время, как сам предмет не виден.

Ситуация: ребенок использует после показа или без него вертикально привязанную к предмету веревку, чтобы достать его. При этом предмет становится не видим малышу.

Предмет: тот же, что и в предыдущей ситуации.

Размещение: такое же, как в предыдущей ситуации.

Указания: привязав один конец веревки к игрушке, медленно опускать ее с одной стороны стола, за которым сидит ребенок, привлекая внимание малыша к процессу. Опустить игрушку на пол так, чтобы она была видна ребенку, если он наклонится при поиске ее. Другой конец веревки, собрав складками, расположить на столе перед руками ребенка. Побудить малыша достать игрушку. Подождать секунд 20. Если ребенок не использует веревку, для поддержания его интереса к игрушке потянуть, за веревку, поднять игрушку до уровня стояла и вновь опустить на пол. Если малыш все же не использует веревку для того, чтобы достать предмет, покажите, как эт


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.181 с.