Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Характеристика мыслительных операций. Виды мышления — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Характеристика мыслительных операций. Виды мышления

2017-11-27 382
Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Характеристика мыслительных операций. Виды мышления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мышление - это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Процесс мышления характеризуется следующими особенностями:

1.позволяет выделить существенные признаки предметов, явлений, вскрыть закономерные связи и отношения, существующие между ними, проникнуть в сущность вещей и явлений, познать законы, действующие в окружающем мире.

2. опирается на имеющиеся у человека знания о законах природы и общества.

3. единство мышления и речи. Каждое слово, которым человек называет предметы и явления, в своем значении содержит то общее, что отражено мышлением как существенное для данной группы предметов или явлений. Словом человек обозначает связи и отношения, существующие в действительности и познаваемые в процессе мышления.

4. опосредованность и обобщенность познания (в процессе мыслительной деятельности человек выделяет общие, существенные свойства воспринимаемых им предметов и явлений и объединяет их в группы на основе этих свойств).

5. проблемный, поисковый характер мыслительной деятельности. Мышление человека всегда направлено на решение задачи, возникшей перед ним в процессе деятельности.

Мыслительные операции. Основное значение в деятельности мышления имеют анализ и синтез. Анализируя предметы и явления в соответствии с поставленной задачей, человек выделяет в них признаки, имеющие значение для более глубокого познания сущности данного явления, отвлекаясь от малосущественных деталей, и раскрывает основные взаимосвязи между выделенными сторонами и признаками изучаемого явления. Следует отметить, что синтез в процессе мышления заключается не в простом суммировании элементов целого, выделенных путем анализа — расчленения целого на части. Синтез — это объединение в целое отдельных частей на основе установленных между ними связей.

Сравнение — это установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками. Сравнение бывает односторонним (неполным, по одному признаку) и многосторонним (полным, по всем признакам); поверхностным и глубоким; неопосредствованным и опосредованным.

Абстрагирование состоит в том, что субъект, вычленяя какие-либо свойства, признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных. В этом процессе признак, отделяемый от объекта, мыслится независимо от других признаков предмета, становится самостоятельным предметом мышления. Абстрагирование обычно осуществляется в результате анализа. Среди видов абстракции можно выделить практическую, непосредственно включенную в процесс деятельности; чувственную или внешнюю; высшую, опосредованную, выраженную в понятиях.

Обобщение - объединение предметов и явлений в группы по общему, существенному признаку. Обобщение является необходимым условием формирования понятий, установления закономерностей. Процессу обобщения в мыслительной деятельности предшествует выделение отдельных признаков предметов и явлений, сравнение их с целью найти общие признаки, на основе которых предметы могут быть объединены в группы. Для обобщения необходимо, чтобы эти признаки были отвлечены (абстрагированы) от всех остальных признаков.

В мыслительной операции конкретизации осуществляется обратный путь мысли — от знания существенных общих признаков группы предметов или явлений, установленных в обобщении, к нахождению этих признаков в отдельных предметах и явлениях. Найдя их в данном предмете, мы можем отнести его к соответствующей известной нам группе. Мыслительная операция конкретизации лежит в основе приме-нения знаний на практике.

К мыслительным операциям относятся классификация и систематизация. Классификация, так же как обобщение, — это объединение предметов и явлений в группы по общему существенному для них признаку, который человек находит в каждом предмете данной группы. Один и тот же предмет или явление могут быть отнесены к разным группам в зависимости от того, какой признак выделен в них как существенный. Систематизация строится на основе выделения частных и более общих существенных признаков. На основе этих признаков предметы могут быть объединены в большие группы, включающие в себя более узкие, объединенные по частным признакам.

Виды мышления. В психологии сложилось несколько подходов к проблеме классификации видов мышления. По степени развернутости мышление может быть дискурсивным, поэтапно развернутым процессом, и интуитивным, характеризующимся быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью.

Если рассматривать мышление с точки зрения новизны и оригинальности решаемых задач, то можно выделить мышление творческое (продуктивное) и воспроизводящее (репродуктивное). Творческое мышление направлено на создание новых идей, его результатом является открытие нового или усовершенствование решения той или иной задачи. Репродуктивное мышление представляет собой применение готовых знаний и умений. В тех случаях, когда в процессе применения знаний осуществляется их проверка, выявление недостатков и дефектов, говорят о критическом мышлении.

По характеру решаемых задач мышление делят на теоретическое и практическое. Теоретическое мышление основывается на теоретических рассуждениях и умозаключениях. Практическое мышление существует в процессе решения практических задач.

Особенности мыслительной деятельности зависят от содержания задачи, стоящей перед человеком, от способа ее подачи и решения. В этой связи различают следующие виды мышления: наглядное (наглядно-действенное и наглядно-образное) и отвлеченное, или словесно-логическое (теоретическое, абстрактное).

Если мыслительная задача наглядна, дана в конкретной форме, то и способом ее решения может быть действие. В данном случае мышление имеет практический, наглядно-действенный характер. Наглядно-образное мышление имеет место, когда для решения задачи человек использует наглядные образы — представления памяти и воображения. При решении задачи, требующей общих теоретических знаний, человек использует абстрактные понятия. Все этапы решения задачи реализуются в мыслительном плане, в виде внутренней речи. Это - словесно-логическое мышление. Оно функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.