Уровень психофизиологических функции (самый низкий уровень деятельности) — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Уровень психофизиологических функции (самый низкий уровень деятельности)

2017-11-27 775
Уровень психофизиологических функции (самый низкий уровень деятельности) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Субъект представляет собой организм с высокоорганизованной нервной системой, развитыми органами чувств, опорно-двигательным аппаратом… Психологии не удавалось включить работу мозга в психическую деятельность. Ее параллельно с процессом сознания рассматривал Вундт.

Под психофизиологическими функциями в теории деятельности понимается способность нашего организма к ощущениям, моторным действиям, возможности фиксировать прошлый опыт… Эти функции достаются субъекту деятельности от природы. Психофизиологические функции составляют одновременно предпосылки и средства деятельности.

Например, память. Когда человек ставит перед собой цель что-то запомнить, то он часто использует специальные приемы\ действия, которые называются мнемическими. Эта функция врожденная, с момента рождения ребенок начинает запоминать огромное количество информации.

Иногда это логический анализ материала, иногда ассоциирование с чем-то хорошо знакомым, иногда –просто повторение. Но ни одно из этих действий не привело бы к результату, если бы человек не обладал мнемической функцией.

Существует болезнь памяти, которая называется «корсаковским синдромом» русский психиатр Корсаков впервые описал. Она состоит в потере мнемической функции. При этой болезни совершенно не запоминаются события, даже те которые случились несколько минут назад.

Т.о., психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов деятельности. Без опоры на них не выполнялось бы ни действие, ни операция, ни задачи.

Уровень операций.

Операция – это способ выполнения действия, механизмы посредством которых выполняется действие.

Например, перемножить два число можно в уме и письменно, «в столбик». Это два разных способа выполнения одного и того же действия или две разные операции.

Еще пример женский способ вдевания нитки в иголку отличается от мужского.

Еще пример: вы хотите найти определенное место в книге, но обнаруживаете, что закладка выпала. Вы пытаетесь либо вспомнить страницу, либо пробегаете глазами каждую страницу… Опять несколько разных способов достижения цели.

Операции являются технической стороной выполнения действий, т. е. ловкостью, сноровкой. Это уровень автоматических действий и навыков. Характеристика операций (свойства):

1. Они мало осознаются или совсем не осознаются и этим отличаются от действий, у которых есть сознаваемая цель и контроль за протеканием действия.

2. Операции заполнены автоматическими действиями и навыками.

3. Операции возникают из действий путем адаптации, непосредственного подражания (не осознаются), автоматизации (находятся на границе сознания).

 

Структура операций: навык, умения, привычки.

1. Навык - это автоматизированные компоненты сознательной деятельности, т. е. бессознательная регуляция движения.

Благодаря частичной автоматизации (навыку) в структуре действия изменяются приемы:

- устраняются лишние движения и ускоряется темп выполнения движений;

- развивается способность быстро различать и выделять ориентиры;

- внимание переносится на результаты действий.

В основе навыка лежит упрочнение условнорефлекторных связей.

В основе изменений в приемах действий лежат многократные выполнения движений - называемое упражнением. Признаки упражнений:

- человек должен удерживать в своем сознании эталон – образец;

- давать себе отчет чего он достиг каковы его недостатки.

Навыки приобретаются в упражнениях. Его роль заключается в освобождении сознания от контроля над выполнением приемов действия.

Виды навыков:

- моторные \двигательные

- интеллектуальные (навыки счета, чтения, заучивания…)

- сенсорно-двигательные (письмо, рисование, черчение)

- сенсорно-мыслительные(решение задач).

Каждый навык складывается из системы навыков. Одни помогают формироваться, другие мешают. Интерференция – тормозящее взаимодействие навыков. Н-р, учили водить машину по одним приемам, а правильно нужно по-другому.

Перенос навыков - положительное влияние усвоенных навыков.

Навык – это упрочившийся способ выполнения действий.

В основе большинства навыков лежит осознанное действие. Например, начинающая машинистка печатает гораздо медленнее, чем опытная.Особенностью навыка является автоматизация – процесс формирования разных навыков путем упражнения., т. е. выработанные навыки не требуют контроля сознания при их выполнении. Особенность навыка – это высокая степень автоматизации действия. Превращение действия в навык дает возможность высвободить сознание для более важных задач деятельности.

Виды навыков:

-двигательные

-мыслительные

-сенсорные

- навыки поведения.

2. Умения - это воплощение знаний и навыков в действия.

Попадая в новые условия человек применяет свои знания и навыки. Н-р, грамотный человек умеет написать свою фамилию пером, карандашом, мелом, выбить зубилом. Элементарное умение возникает из случайных знаний, но чем сложнее вид деятельности, тем меньше надежды на успех умений, которые складываются из наблюдения и подражания. В деятельность человека включены навыки и умения.

Умение - элементарный уровень выполнения действий, это действия, возникшие на основе знаний или в результате подражания. О первокласснике, который закончил изучать букварь, говорят, что он умеет читать.

Т.о., вслед за знаниями в деятельности проявляется элементарное умение что-то выполнять.

3.Привычки - потребность совершать те или иные автоматизированные акты. Н-р, мытье рук перед едой… Привычки побуждают человека поступать определенным образом. Привычки могут быть полезными и вредными. Привычка – потребность совершать действия. Например, ребенок овладел гигиеническими навыками: чистить зубы…

Привычка заставляет человека поступать определенным образом. Когда выработана привычка, мы поступаем так потому, что иначе не можем, потому что привыкли.

Уровень действий.

Действие – основная единица анализа деятельности, это процесс, направленный на реализацию деятельности.

Для выполнения какой-либо деятельности необходима цель. Для того, чтобы человек поставил цель, ему необходимы потребность и мотивы.

Действие занимает центральное место в деятельности.

Действие – это процесс, направленный на реализацию цели. Выполняя определенную деятельность, действие, человек постоянно держит образ у себя в сознании.

Характеристики понятие «действие»:

- Содержит сознание в виде постановки и удержания цели.

- Действие –есть и акт поведения.

- Содержит принцип активности. Активность это есть свойство самого субъекта.

- Понятие «действие» выводит деятельность человека в предметный и социальный мир.

Т.о., трудно выделить грань м\д операциями и действиями. Например, при выпечке блинов вы не задумываетесь переворачивать, но если начинаете себя контролировать и думать как сделать лучше, то сталкиваетесь с рядом действий и эти действия рассматриваются не как операции. Следовательно, отличительным признаком действия от операции, является осознанность выполняемой деятельности.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.