Развитие представлений детей о массе предметов. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Развитие представлений детей о массе предметов.

2017-11-27 241
Развитие представлений детей о массе предметов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При обучении ребенка математике и предметам окружающего мира имеет очень большое значение наличие у него представлений о массе предметов. В свою очередь при формировании этих представлений принимают участие многие факторы психического развития ребенка. Это умственные способности, восприятие, чувственные компоненты. Развитие представлений о массе предметов в дошкольном возрасте происходит поэтапно, в зависимости от уровня психического развития ребенка и включенности в процесс обучения перечисленных факторов. Важно также не упустить момент психического созревания ребенка и его готовности воспринять информацию.

Формирование понятия «масса» опирается на развитие «барического чувства» (греч. baros - тяжесть, barys - тяжелый). «Барическое чувство» возникает в результате давления предмета на поверхность тела человека. Не случайно, определяя тяжесть предмета, человек как бы «взвешивает» его на ладонях своих рук. Упражнения по сравнению масс предметов, в свою очередь, способствуют совершенствованию тактильно-кинестетического анализатора. Под воздействием тяжести предмета у человека возникают еще и сенсорные ощущения. Но и это еще не все. Психологическая наука доказывает связь между процессом знакомства с массой предметов и развитием умственных и математических способностей личности. Поэтому очень важно начать знакомство с массой предметов с самого раннего возраста ребенка.

Младшая группа

С этого возрастного периода начинается накопление опыта восприятия и различения предметов по массе.

Взрослый способствует освоению ребенком 3-4 лет общих представлений о массе как признаке предметов;развитию умения отражать результаты сравнения в речи, пользуясь словами тяжелее- легче, тяжелый – легкий, одинаковые-разные.

Для этого дети в самостоятельных играх, быту, природе перебирают предметы, перекладывают. Находят те, которые могут передвинуть, поднять и переложить на другое место. Образец как меру для сравнения дети 3-4 лет еще не воспринимают.

Вывод: дети младшей группы определяют массу предметов сенсорно-чувственным путем: Тяжелый-легкий.

Средняя группа

У детей 4-5 лет необходимо развивать точность восприятия; учить их сравнивать «на руке» не очень контрастные по массе предметы;

Упражнять детей в определении относительности оценки веса, когда один и тот же предмет может быть тяжелее одного,но легче другого;

Развивать умение устанавливать отношения равенства и неравенства (такой же по массе, не такой, тяжелее и т.д.) Для этого используется упражнение «Выбор по образцу».

Например, один из пяти мешочков с песком выбирается в качестве образца (эталона), обследуется «идеальным» действием; затем ребенок ищет среди оставшихся такой же или более тяжелый(легкий) мешочек; дети овладевают умением располагать три (4-5) предмета разной массы.

Вывод: Дети 4-5 лет осваивают умениеопределять свойства предметов: легкий-тяжелый;обобщать предметы определенной тяжести к тяжелым:эти камни все тяжелые…(отношение групп предметов по весу); последовательное увеличение 3-5 предметов;выражать в речи изменения или неизменность предметов по расположению, количеству, размеру, весу.

Старшая группа

В 5-6 лет дети осваивают умение сопоставлять предметы по массе с помощью чашечных весов, проверяя таким образом результаты сравнения предметов путем «идеального» действия;

Определяют равенство от неравенство, независимо от внешнего вида. (большие по размеру, но легкие (легче), маленькие пакеты или мешочки, но тяжелые (тяжелее));

Самостоятельно группируют и классифицируют предметы по массе;

Строят сериационные ряды из 5-10 предметов.

Вывод: дети 5-6 осваивают умение: выделять и называть все свойства присущие предмету, включать один и тот же предмет в разные группы в зависимости от основания классификации; определять последовательность ряда предметов (5-10) по размеру, весу и др.;осуществлять проверку взвешиванием, высказываться о неравенстве, различиях.

Подготовительная группа

В 6-7 лет дети включаются в поиск ответов на вопросы типа «Можно ли, измеряя ложкой песок в двух мешочках, определить массу того и другого? Что узнаем при этом?

Используют весы для сравнения двух предметов по массе.

С помощью весов уточняется представление детей об инвариантности массы.

Шестилетние дети взвешивают предметы с помощью общей меры.

Вывод: дети 6-7 лет осваивают умение: упорядочивать предметы по весу; активно включаются в процесс экспериментирования; последовательно выполнять игровые или практические действия с ориентировкой на символ; измерять с помощью общей условной меры и сравнивать массы предметов.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.