ДПП.Ф.14. Основы психологии семьи и семейного консультирования — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

ДПП.Ф.14. Основы психологии семьи и семейного консультирования

2017-11-27 216
ДПП.Ф.14. Основы психологии семьи и семейного консультирования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кафедра психологии №2

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

и тематический план

 

 

Содержание курса

Сущность семьи и брака. Семейные отношения

Тема 1

Семья. Функции семьи. Особенности современной семьи, ее структура, динамика развития

 

Лекция 1

Введение в психологию семьи

1. Понятие о семье. История психологии семьи

2. Теоретическая база семейной психологии

3. Функции семьи

4. Особенности современной семьи

5. Структура семьи

6. Стадии жизненного цикла семьи.

7. Функциональная и дисфункциональная семья

 

Занятие 1

Базовые понятия психологии семьи.

1. Определение семьи и ее функции

2. Стадии жизненного цикла семьи

3. Жизненные и эмоциональные задачи семьи на различных стадиях жизненного цикла

4. Функциональная и дисфункциональная семья

 

Тема 2

Правовое регулирование семейных отношений

Занятие 2

 

1. Российское законодательство в семенной сфере.

2. Общая характеристика и основные разделы семейного кодекса

Индивидуальные задания

1. Подготовить информационное сообщение «Основные разделы семейного кодекса РФ»

Литература:

Основная литература:

1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М., 2004.

2. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие/ Под ред. Н.Н.Посысоева, М., 2004.

3. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учебное пособие/ Под ред. Е.Г. Силяевой. – М., 2004.

4. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Психология и психотерапия семьи. – 3-е изд. – СПб.: ПИТЕР, 2002.- 656 с.

 

Тема 3

Введение в гендерологию

Лекция 2

Половое и полоролевое развитие

  1. Понятие половой идентичности. Гендерные роли. Чем определяется различие гендерных ролей
  2. Гендерная идентичность. Формирование гендерной идентичности
  3. Сексуальная ориентация. Виды сексуальной ориентации.
  4. Гендерные различия
  5. Андрогиния (концепция С.Бэм)

 

Занятие 3

Половая идентичность и гендерные роли

  1. Понятие половой идентичности из чего складывается биологическая и психологическая половая идентичность
  2. Гендерные роли. Чем определяется различие гендерных ролей
  3. Гендерная идентичность. Формирование гендерной идентичности
  4. Сексуальная ориентация, Виды сексуальной ориентации. Факторы, определяющие сексуальную ориентацию.
  5. Гендерные различия в воспитании
  6. Условия формирования нормального полоролевого развития

Индивидуальные задания:

1. Исследование формирования гендерной идентичности по алгоритму.

2. Диагностика психологического пола (С.Бэм)

Литература:

  1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М., 2004.
  2. Б.Шон Гендерная психология М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 318 с.

Гендерный калейдоскоп: Курс лекций / РАН, Московский центр гендерных исследований/ Под ред. М.М.Малышевой. М.: АКАДЕМИЯ, 2002. – 519 с.

 

Тема 4

Сущность брака. Исторические формы брака.

Лекция 3

Брак. Исторические формы брака.

1. Брак. Определение и функции брака

2. Брачные союзы у животных

3. Брачные союзы у людей.

4. Исторические формы брака. Основной фактор формирования моногамной семьи.

5. Брачные союзы в современном обществе.

6. Семейный кодекс РФ о браке

7. Стиль брачных отношений

8. Основные мотивы вступления в брак

9. Любовь как один из основных мотивов вступления в брак

10. Стадии развития любви. (Л.Бендлер).

 

Занятие 4

Вопросы для обсуждения

  1. Брак. Определение и функции брака
  2. Брачные союзы у животных
  3. Брачные союзы у людей.
  4. Стиль брачных отношений
  5. Основные мотивы вступления в брак
  6. Семейный кодекс РФ о браке
  7. Любовь как один из основных мотивов вступления в брак
  8. Формы любви по Э.Фрмму
  9. Стадии развития любви. (Л.Бендлер). Способы сохранения любви на позитивных стадиях

 

Индивидуальные задания

1. Подготовить информационное сообщение на тему: «Российское законодательство о браке»

2. Подготовить реферат на тему: «Э.Фромм о любви» (по книге Э.Фромма «Искусство любви»)

 

Литература:

Основная литература:

1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М., 2004.

2. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие/ Под ред. Н.Н.Посысоева, М., 2004.

3. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учебное пособие/ Под ред. Е.Г. Силяевой. – М., 2004.

 

 

Тема 5

 

Семейные отношения. Психология привязанности. Культура отношений в семье. Психологический климат

Лекция 4

Основы привязанности

План лекции

1. Понятие о привязанности. Функции привязанности. Привязанность и автономность – важнейшие условия развития. Образование связи с окружающим миром (Дж.Пирс)

2. Теории привязанности (З.Фрейд, Д.Боулби, К.Лоренц)

3. Формирование привязанности между матерью и ребенком

4. Отцовская привязанность

5. Любовь в контексте психологических исследований (Формы любви по Э.Фромму, Стадии развития любви по Л.Бендлеру)

6. Культура отношений в семье

7. Психологический климат

Занятие 5

1. Привязанность. Теории привязанности. Биологические основы привязанности.

2. Формирование привязанности между матерью и ребенком

3. Отцовская привязанность

4. Привязанность и аффиляция – основа семейных отношений

5. Формирование семейной культуры

Индивидуальные задания

  1. Проведите критический анализ «буфетной теории» З.Фрейда и теории привязанности Дж.Боулби.
  2. Подготовьте сообщение «Формы любви» (Э.Фромм «Искусство любить»)

 

Литература:

1. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие/ Под ред. Н.Н.Посысоева, М., 2004.

2. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. _ СПб.: Речь, 2003. – 336 с.

Предварительный контроль

Опрос или письменное анкетирование с использованием следующих вопросов:

1. Определите понятие «семья».

2. Какие функции семьи Вы знаете.

3. Какими документами регулируются семейные отношения в России.

4. Какие понятия психологии семьи и семейного консультирования Вам знакомы (Брак, Гендерная идентичность, Структура семьи, Динамика семьи, Семейный кризис).

5. С какими теоретическими подходами семейного консультирования Вы знакомы (Семейная системная теория, Структурный подход, Трансгенерационный подход, Психодинамический подход, Теория коммуникаций).

6. С какими методами диагностики семейных отношений Вы знакомы, имеете навыки работы.

7. Определите место семьи в Вашей структуре ценностей.

8. В получении каких знаний, умений, навыков Вы заинтересованы в процессе работы на цикле «Основы психологии семьи и семейного консультирования».

9. С какой литературой по психологии семьи Вы знакомы.

10.Назовите специалистов в сфере психологии семьи и семейного консультирования.

11.Для решения каких профессиональных и личностных задач педагогу-психологу необходимы знания по семейной психологии и семейному консультированию.

 

Текущий контроль в форме самостоятельных работ, тестовых заданий, контрольных работ.

 

Тема 1

Семья. Функции семьи. Особенности современной семьи, ее структура, динамика развития

 

Контрольные вопросы

1. Определение семьи

2. Функции семьи

3. Особенности современной семьи

4. Структура семьи

5. Стадии жизненного цикла семьи.

6. Понятие «функциональная» и «дисфункциональная» семья

 

Тема 2

Правовое регулирование семейных отношений

 

1. Назовите основные документы в сфере семейной политики России.

2. Перечислите основные разделы семейного кодекса

Тема 3

Введение в гендерологию

  1. Определите понятие «гендрная идентичность».
  2. Из чего складывается биологическая и психологическая половая идентичность
  3. Назовите этапы формирования гендерной идентичности
  1. Основные положения теории андрогинии (концепция С.Бэм)

 

Тема 4

Сущность брака. Исторические формы брака.

 

  1. Брак. Определение и функции брака
  2. Брачные союзы у людей.
  3. Что такое стиль брачных отношений?
  4. Основные мотивы вступления в брак
  5. Семейный кодекс РФ о браке

Тема 5

 

Семейные отношения. Психология привязанности. Культура отношений в семье. Психологический климат

Лекция 4

Основы привязанности

План лекции

1. Понятие о привязанности.

2. Функции привязанности.

3. Образование связи с окружающим миром (Дж.Пирс)

4. Теории привязанности (З.Фрейд, Д.Боулби, К.Лоренц)

5. Формирование привязанности между матерью и ребенком

6. Отцовская привязанность

7. Привязанность и аффиляция – основа семейных отношений

8. Формирование семейной культуры

Зачет

Вопросы к зачету (7 семестр)

 

1. Понятие о семье. Функции семьи

2. Стадии жизненного цикла семьи.

3. Понятие о нормативных и ненормативных кризисах семьи

4. Функциональная и дисфункциональная семья

5. Российское законодательство в семенной сфере. Общая характеристика и основные разделы семейного кодекса

6. Брак. Определение и функции брака.

7. Брачные союзы у животных

8. Исторические формы брака. Основной фактор формирования моногамной семьи.

9. Брачные союзы в современном обществе.

10. Семейный кодекс РФ о браке

11. Основные мотивы вступления в брак

12. Любовь как один из основных мотивов вступления в брак. Стадии развития любви. (Л.Бендлер).

13. Понятие половой идентичности. Гендерные роли. Чем определяется различие гендерных ролей

14. Гендерная идентичность. Формирование гендерной идентичности

15. Сексуальная ориентация. Виды сексуальной ориентации.

16. Гендерные различия.

17. Андрогиния (концепция С.Бэм)

18. Понятие о привязанности. Функции привязанности.

19. Привязанность и автономность – важнейшие условия развития. Образование связи с окружающим миром (Дж.Пирс)

20. Теории привязанности (З.Фрейд, Д.Боулби, К.Лоренц)

21. Основные направления в практической работе с семьей

22. Структура изучения отдельных теоретических направлений семейного консультирования и семейной психотерапии

23. Структурный подход С.Минухина – основа системного представления о семье. Основные понятия структурного подхода

24. Динамика семьи в структурном подходе

25. Представление о нормально функционирующей семье с позиций структурного подхода. Семейная дисфункция в структурной модели семьи

26. Параметры структурного семейного диагноза. Цели и основные стратегии структурного вмешательства

27. Приемы и методы, применяемые в структурном подходе

28. Теория семейных систем М. Боуэна. Основные понятия системной модели М. Боуэна: дифференциация «Я», Триангуляции, ядерная эмоциональная система, семенная проекция, сиблинговая позиция.

29. Основные параметры семейной системы. Нормально функционирующая семья. Динамика семьи с позиций системного подхода.

30. Семейные системные нарушения. Параметры системного семейного диагноза. Методы диагностики.

31. Основные стратегии семейной системной психотерапии.

32. Общие принципы гуманистического направления.

33. Принципы открытого брака (Н.О*Нил и Дж.О*Нил).

34. Применение гештальт-модели в работе с смеье (представление о нормальной семье и семейных дисфункциях, практические методы гештальт-терапии).

35. Трансактный анализ в семейном консультировании.

36. Коммуникативная теория (П. Вацлавик, В. Сатир).

37. Нормальный цикл развития семьи с позиций коммуникативной теории.

38. Представление о нарушениях коммуникаций и семейных дисфункциях с позиций коммуникативной теории.

39. Методы изучения коммуникаций.

40. Психодинамический подход в работе с семьей: общие принципы, основные направления.

41. Динамика развития объектных отношений.

42. Влияние объектных отношений на развитие семьи.

43. Трансгенерационная системная диагностика семьи.

44. Представление о базовых перинатальных матрицах и влияние перинатального опыта на развитие личности.

45. Когнитивно-поведенческая модель в изучении семьи.

46. Представление о нормально функционирующей и дисфункциональной семье с позиций когнитивного подхода.

47. Диагностика семьи в когнитивно-поведенческой модели.

48. Практические приемы и методы работы с семьей: методика конструктивного спора, технология решения проблем, родительский тренинг.

 

 

Практическое задание к зачету

Работа с семейными кейсами. Сформулировать семейный диагноз, выявить идентифицированную проблему, выдвинуть системную семейную гипотезу, представить обоснование.

 

 

Тема 13

Понятие о семейном кризисе. Психологические задачи молодого взрослого. Мотивы вступления в брак.

Формирование новой семьи и супружеская адаптация. Динамика супружества. Профилактика супружеского консультирования

 

1. Понятие о семейном кризисе.

  1. Психологические задачи молодого взрослого
  2. Психологические задачи первых лет супружества
  3. Нарушения психологической адаптации молодой семьи

 

Тема 14

 

Психология интимных отношений

  1. Интимные проблемы в практике семейного консультирования
  2. Сексуальность, основные модели сексуальности
  3. Психосоциальные основы сексуальности
  4. Понятие о сексуальная «норма»
  5. Половое воспитание. Половые роли.

 

Тема 15

Репродуктивное здоровье. Перинатальная семейная психология

1. Показатели репродуктивного здоровья

2. Понятие гестационной доминанты.

3. Психологические проблемы молодой матери

4. Психологические проблемы отцовства.

5. Стадии жизненного цикла семьи, благоприятные для наступления беременности.

 

Тема 16

Социология детей в семье. Детско-родительские отношения Психологическая характеристика семьи в зависимости от возраста ребенка.

 

1. Изменения отношений в семье с рождением ребенка

2. Семья с детьми на разных стадиях жизненного цикла

3. Российское законодательство о правах ребенка

 

Тема 17

 

Воспитание ребенка в семье: готовность молодых родителей к рождению ребенка, родительские установки и стили воспитания. Основные параметры воспитательного воздействия. Модели родительского воспитания. Воспитание в разных типах семей

Вопросы для подготовки

  1. Понятие «компетентный ребенок»
  2. Концепция Д.Боумрина о параметрах оптимального родительского воспитания
  3. Модели родительского воспитания
  4. Классификации типов дисгармоничного родительского воспитания
  5. Влияние стиля семейного воспитания на развитие личности ребенка

 

Тема 18

Проблемы детско-родительских отношений. Диагностика детско-родительских отношений

  1. Классификация и диагностика типов дисгармоничного семейного воспитания
  2. Влияние различных типов семейного воспитания на развитие личности ребенка
  3. Психологическая коррекция дизгармоничных типов семенного воспитания

Тема 19

Семья на поздних этапах жизненного цикла. Психологические проблемы пожилого взрослого

 

Вопросы для обсуждения

1. Психологические задачи семьи на поздних этапах жизненного цикла

2. Перестройка супружеских отношений в пожилом возрасте

3. Семейные связи и адаптация к старости

4. Основные формы помощи семье на поздних стадиях жизненного цикла

 

Зачет

Вопросы к зачету (8 семестр)

 

  1. Семейный диагноз. Параметры семейного диагноза (интегративная модель).
  2. Семейная гипотеза. Идентифицированный пациент.
  3. Классификация методов семейной диагностики.
  4. Методы семейного интервью.
  5. Семейная генограмма..
  6. Семейная социограмма
  7. Методика «Семейно-обусловленное состояние»
  8. Опросник «Анализ семейной тревоги»
  9. Рисунок семьи.
  10. Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений»
  11. Семейная терапия и семейное консультирование как процесс.
  12. Семейный терапевт. Выбор теоретической позиции. Терапевтические отношения.
  13. Правовые и этические аспекты работы с семьей.
  14. Профессиональная подготовка специалиста по работе с семьей
  15. Психологические задачи молодого взрослого
  16. Подготовка к созданию семьи
  17. Формирование новой семьи и супружеская адаптация
  18. Отношения с родительскими семьями
  19. Психологические задачи первых лет супружества
  20. Нарушения психологической адаптации молодой семьи
  21. Интимные проблемы в практике семейного консультирования
  22. Психосексуальное развитие. Сексуальность, основные модели сексуальности
  23. Физиологические основы сексуальности. Стадии сексуальной реакции. Половая конституция
  24. Психосоциальные основы сексуальности (психологические функции сексуального поведения, сексуальные сценарии)
  25. Формы половой жизни. Сексуальная «норма»
  26. Половое воспитание. Половые роли.
  27. Понятие о норме и патологии в сексологии.
  28. Психологическая коррекция сексуальных дисфункций в практике семейного консультирования
  29. Гомосексуализм. Предпосылки формирования. Особенности помощи семье и индивидуальному клиенту.
  30. Понятие гестационной доминанты. Психологический компонент гестационной доминанты
  31. Психологическая подготовка к родам
  32. Психологические проблемы молодой матери
  33. Психологические проблемы отцовства.
  34. Параметры нормального семейного воспитания (Д.Боумрин)
  35. Дисгармоничное родительское воспитание (Э.Эйдемиллер)
  36. Диагностика типов негармоничного воспитания
  37. Влияние различных типов семейного воспитания на развитие личности ребенка
  38. Родительский тренинг – особая форма семейного консультирования

39. Психологические проблемы пожилого возраста

40. Психологические задачи семьи на поздних этапах жизненного цикла

 

Для печати

Специальность 031000

 

1. Понятие о семье. Функции семьи

2. Стадии жизненного цикла семьи.

3. Понятие о нормативных и ненормативных кризисах семьи

4. Функциональная и дисфункциональная семья

5. Российское законодательство в семенной сфере. Общая характеристика и основные разделы семейного кодекса

6. Брак. Определение и функции брака.

7. Брачные союзы у животных

8. Исторические формы брака. Основной фактор формирования моногамной семьи.

9. Брачные союзы в современном обществе.

10. Семейный кодекс РФ о браке

11. Основные мотивы вступления в брак

12. Любовь как один из основных мотивов вступления в брак. Стадии развития любви. (Л.Бендлер).

13. Понятие половой идентичности. Гендерные роли. Чем определяется различие гендерных ролей

14. Гендерная идентичность. Формирование гендерной идентичности

15. Сексуальная ориентация. Виды сексуальной ориентации.

16. Гендерные различия.

17. Андрогиния (концепция С.Бэм)

18. Понятие о привязанности. Функции привязанности.

19. Привязанность и автономность – важнейшие условия развития. Образование связи с окружающим миром (Дж.Пирс)

20. Теории привязанности (З.Фрейд, Д.Боулби, К.Лоренц)

21. Основные направления в практической работе с семьей

22. Структура изучения отдельных теоретических направлений семейного консультирования и семейной психотерапии

23. Структурный подход С.Минухина – основа системного представления о семье. Основные понятия структурного подхода

24. Динамика семьи в структурном подходе

25. Представление о нормально функционирующей семье с позиций структурного подхода. Семейная дисфункция в структурной модели семьи

26. Параметры структурного семейного диагноза. Цели и основные стратегии структурного вмешательства

27. Приемы и методы, применяемые в структурном подходе

28. Теория семейных систем М. Боуэна. Основные понятия системной модели М. Боуэна: дифференциация «Я», Триангуляции, ядерная эмоциональная система, семенная проекция, сиблинговая позиция.

29. Основные параметры семейной системы. Нормально функционирующая семья. Динамика семьи с позиций системного подхода.

30. Семейные системные нарушения. Параметры системного семейного диагноза. Методы диагностики.

31. Основные стратегии семейной системной психотерапии.

32. Общие принципы гуманистического направления.

33. Принципы открытого брака (Н.О*Нил и Дж.О*Нил).

34. Применение гештальт-модели в работе с смеье (представление о нормальной семье и семейных дисфункциях, практические методы гештальт-терапии).

35. Трансактный анализ в семейном консультировании.

36. Коммуникативная теория (П. Вацлавик, В. Сатир).

37. Нормальный цикл развития семьи с позиций коммуникативной теории.

38. Представление о нарушениях коммуникаций и семейных дисфункциях с позиций коммуникативной теории.

39. Методы изучения коммуникаций.

40. Психодинамический подход в работе с семьей: общие принципы, основные направления.

41. Динамика развития объектных отношений.

42. Влияние объектных отношений на развитие семьи.

43. Трансгенерационная системная диагностика семьи.

44. Представление о базовых перинатальных матрицах и влияние перинатального опыта на развитие личности.

45. Когнитивно-поведенческая модель в изучении семьи.

46. Представление о нормально функционирующей и дисфункциональной семье с позиций когнитивного подхода.

47. Диагностика семьи в когнитивно-поведенческой модели.

48. Практические приемы и методы работы с семьей: методика конструктивного спора, технология решения проблем, родительский тренинг.

 

Специальность 031000

 

  1. Семейный диагноз. Параметры семейного диагноза (интегративная модель).
  2. Семейная гипотеза. Идентифицированный пациент.
  3. Классификация методов семейной диагностики.
  4. Методы семейного интервью.
  5. Семейная генограмма..
  6. Семейная социограмма
  7. Методика «Семейно-обусловленное состояние»
  8. Опросник «Анализ семейной тревоги»
  9. Рисунок семьи.
  10. Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений»
  11. Семейная терапия и семейное консультирование как процесс.
  12. Семейный терапевт. Выбор теоретической позиции. Терапевтические отношения.
  13. Правовые и этические аспекты работы с семьей.
  14. Профессиональная подготовка специалиста по работе с семьей
  15. Психологические задачи молодого взрослого
  16. Подготовка к созданию семьи
  17. Формирование новой семьи и супружеская адаптация
  18. Отношения с родительскими семьями
  19. Психологические задачи первых лет супружества
  20. Нарушения психологической адаптации молодой семьи
  21. Интимные проблемы в практике семейного консультирования
  22. Психосексуальное развитие. Сексуальность, основные модели сексуальности
  23. Физиологические основы сексуальности. Стадии сексуальной реакции. Половая конституция
  24. Психосоциальные основы сексуальности (психологические функции сексуального поведения, сексуальные сценарии)
  25. Формы половой жизни. Сексуальная «норма»
  26. Половое воспитание. Половые роли.
  27. Понятие о норме и патологии в сексологии.
  28. Психологическая коррекция сексуальных дисфункций в практике семейного консультирования
  29. Гомосексуализм. Предпосылки формирования. Особенности помощи семье и индивидуальному клиенту.
  30. Понятие гестационной доминанты. Психологический компонент гестационной доминанты
  31. Психологическая подготовка к родам
  32. Психологические проблемы молодой матери
  33. Психологические проблемы отцовства.
  34. Параметры нормального семейного воспитания (Д.Боумрин)
  35. Дисгармоничное родительское воспитание (Э.Эйдемиллер)
  36. Диагностика типов негармоничного воспитания
  37. Влияние различных типов семейного воспитания на развитие личности ребенка
  38. Родительский тренинг – особая форма семейного консультирования

39. Психологические проблемы пожилого возраста

40. Психологические задачи семьи на поздних этапах жизненного цикла

41. Особенности психологической помощи пожилым

 

Практические задания (к зачету 8 семестр):

Проводится в несколько этапов:

  1. Исследование семьи с применением основных диагностических методик («Семейная генограмма», «Семейная социограмма», «Рисунок семьи», и др.).
  2. Постановка семейного диагноза с позиций выбранного теоретического подхода.

 

Вопросы для подготовки к экзамену

 

 

  1. Понятие о семье. Структура семьи. Семья в современных научных исследованиях. Междисциплинарные подходы к изучению семьи. Семья в культурно-историческом и социальном контексте. Особенности современной семьи.
  2. Функции семьи. Реализация семейных функций на различных системных уровнях.
  3. Сущность брака. Исторические формы брака. Мотивы вступления в брак. Правовое регулирование брачных отношений.
  4. Семейные отношения: привязанность как основа семейных отношений. Психологический климат.
  5. Культура отношений в семье. Семейный уклад. Семейные традиции. Стили семейных отношений.
  6. Семья как система. Системный подход в исследовании семьи (М.Боуэн)
  7. Динамика семьи. Представления о динамике семьи в различных теоретических моделях семейного консультирования: структурной, системной, гуманистической, психодинамической.

8. Функциональная и дисфункциональная семья. Представления о нормальной и дисфункциональной семье в различных теоретических моделях: структурной, системной, гуманистической, психодинамической, поведенческой.

  1. Семейный диагноз (интегративная модель).
  2. Классификация методов семейной диагностики. Методы семейной диагностики применяемые в различных моделях семейного консультирования: структурной, системной, гуманистической, психодинамической, поведенческой.

11. Понятие о семейном кризисе. Семейные стрессоры. Нормативные и ненормативные кризисы семьи. Коппинг-стратегии и стратегии помощи семье в условиях кризиса.

  1. Понятие половой идентичности. Формирование гендерной идентичности. Гендерные различия. Андрогиния (концепция С.Бэм).
  2. Психология интимных отношений.
  3. Привязанность и автономность – важнейшие условия развития. Стадии формирования связи (Д.Пирс). Основные теории привязанности. Нарушения привязанности. Психотерапевтические приемы, направленные на реконструкцию привязанности.
  4. Перестройка семьи в связи со смертью одного из ее членов. Феноменология кризиса. Особенности адаптации и помощи семье.
  5. Супружеские отношения Динамика супружеских отношений. Проблемы супружества на разных стадиях развития семьи. Супружеское консультирование. Профилактика супружеских конфликтов.
  6. Детско-родительские отношения. Диагностика детско-родительских отношений.
  7. Проблемы и нормативные кризисы семьи, связанные с детьми. Феноменология кризисов. Особенности помощи семье.
  8. Воспитание ребенка в семье. Основные параметры воспитания.
  9. Воспитание ребенка в разных типах семей.
  10. Классификация дисгармоничных типов воспитания (Э.Г.Эйдемиллер). Влияние дисгармоничного воспитания на развитие личности ребенка.
  11. Психологические проблемы развода. Развод на разных стадиях семейного цикла. Динамика развода. Структурный подход в изучении развода. Последствия развода. Развод в Семейном кодексе РФ.
  12. Влияние развода на детей. Психологическая помощь ребенку в ситуации развода. Психологическая характеристика неполной семьи. Психологические проблемы повторного брака. Психологическая помощь семьям при разводе
  13. Понятие и категории насилия. Психологические корни и последствия насилия в семье. Влияние насилия на развитие личности ребенка. Психологическая помощь и профилактика насилия.
  14. Выявление насилия в семье. Психологическая помощь ребенку, подвергшемуся насилию в семье. Групповые формы работы с лицами, пережившими насилие. Профилактика насилия
  15. Механизмы регуляции рождаемости. Психологические характеристики многодетных семей. Современная государственная политика России в сфере репродуктивного здоровья.

27. Бездетность. Виды бездетности. Бесплодие. Психологические характеристики бездетных семей. Причины бесплодия и диагностика бесплодия. Психологическая адаптация к установлению факта бесплодия. Психологические особенности бесплодных мужчин, женщин. Лечение бесплодия. Психологическая помощь.

28. Правовые аспекты усыновления. Психологические особенности детей в условиях сепарации. Критические периоды в жизни приемного ребенка. Институт приемной семьи. Нормативная база усыновления.

  1. Общие представления о созависимости. Основные черты созависимой личности. Диагностика созависимости и преодоление созависимости.
  2. Ребенок в условиях созависимой семьи.

 

Практическое задание к экзамену:

Исследование семьи с применением не менее 4 методик (Геннограмма, «Семейная социограмма», «Рисунок семьи», опросники по изучению детско-родительских и супружеских отношений). Постановка семейного диагноза в трех основных теоретических моделях. Интегративный диагноз. Обоснование стратегии помощи семье в рамках выбранных Вами теоретических моделей семейного консультирования.

 

Билеты

  1. Понятие о семье. Структура семьи. Семья в современных научных исследованиях. Междисциплинарные подходы к изучению семьи. Семья в культурно-историческом и социальном контексте. Особенности современной семьи.
  2. Детско-родительские отношения. Диагностика детско-родительских отношений.

 

  1. Функции семьи. Реализация семейных функций на различных системных уровнях

 

  1. Супружеские отношения Динамика супружеских отношений. Проблемы супружества на разных стадиях развития семьи. Супружеское консультирование. Профилактика супружеских конфликтов.

 

 

  1. Сущность брака. Исторические формы брака. Мотивы вступления в брак. Правовое регулирование брачных отношений.

2. Правовые аспекты усыновления. Психологические особенности детей в условиях сепарации. Критические периоды в жизни приемного ребенка. Институт приемной семьи. Нормативная база усыновления.

 

  1. Семейные отношения: привязанность как основа семейных отношений. Психологический климат.
  2. Классификация дисгармоничных типов воспитания (Э.Г.Эйдемиллер). Влияние дисгармоничного воспитания на развитие личности ребенка.

 

  1. Культура отношений в семье. Семейный уклад. Семейные традиции. Стили семейных отношений.
  2. Психологические проблемы развода. Развод на разных стадиях семейного цикла. Динамика развода. Структурный подход в изучении развода. Последствия развода. Развод в Семейном кодексе РФ.

 

 

  1. Семья как система. Системный подход в исследовании семьи (М.Боуэн)
  2. Воспитание ребенка в семье. Основные параметры воспитания.

 

 

  1. Динамика семьи. Представления о динамике семьи в различных теоретических моделях семейного консультирования: структурной, системной, гуманистической, психодинамической.
  2. Воспитание ребенка в разных типах семей.

 

 

1. Функциональная и дисфункциональная семья. Представления о нормальной и дисфункциональной семье в различных теоретических моделях: структурной, системной, гуманистической, психодинамической, поведенческой.

 

  1. Механизмы регуляции рождаемости. Психологические характеристики многодетных семей. Современная государственная политика России в сфере репродуктивного здоровья.

 

 

  1. Семейный диагноз (интегративная модель).
  2. Влияние развода на детей. Психологическая помощь ребенку в ситуации развода. Психологическая характеристика неполной семьи. Психологические проблемы повторного брака. Психологическая помощь семьям при разводе

 

  1. Классификация методов семейной диагностики. Методы семейной диагностики применяемые в различных моделях семейного консультирования: структурной, системной, гуманистической, психодинамической, поведенческой.
  2. Понятие и категории насилия. Психологические корни и последствия насилия в семье. Влияние насилия на развитие личности ребенка. Психологическая помощь и профилактика насилия.

 

 

1. Понятие о семейном кризисе. Семейные стрессоры. Нормативные и ненормативные кризисы семьи. Коппинг-стратегии и стратегии помощи семье в условиях кризиса.

2. Бездетность. Виды бездетности. Бесплодие. Психологические характеристики бездетных семей. Причины бесплодия и диагностика бесплодия. Психологическая адаптация к установлению факта бесплодия. Психологические особенности бесплодных мужчин, женщин. Лечение бесплодия. Психологическая помощь.

 

  1. Понятие половой идентичности. Формирование гендерной идентичности. Гендерные различия. Андрогиния (концепция С.Бэм).
  2. Выявление насилия в семье. Психологическая помощь ребенку, подвергшемуся насилию в семье. Групповые формы работы с лицами, пережившими насилие. Профилактика насилия

 

 

  1. Психология интимных отношений.
  2. Ребенок в условиях созависимой семьи.

 

  1. Привязанность и автономность – важнейшие условия развития. Стадии формирования связи (Д.Пирс). Основные теории привязанности. Нарушения привязанности. Психотерапевтические приемы, направленные на реконструкцию привязанности.
  2. Проблемы и нормативные кризисы семьи, связанные с детьми. Феноменология кризисов. Особенности помощи семье.

 

 

  1. Перестройка семьи в связи со смертью одного из ее членов. Феноменология кризиса. Особенности адаптации и помощи семье.
  2. Общие представления о созависимости. Основные черты созависимой личности. Диагностика созависимости и преодоление созависимости.

 

Кафедра психологии №2

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

и тематический план

 

 

ДПП.Ф.14. Основы психологии семьи и семейного консультирования

Факультет психолого-педагогический

Специальность 050706.65 – педагогика и психология

Всего часов 260/260 (з.о)

Лекционные занятия -70/30 (з.о)

Семинарские и практические занятия 60/16 (з.о)

Самостоятельная работа 103/214 (з.о)

Форма отчетности зачет 7 семестр, зачет 8 семестр, экзамен 9 семестр (очное)

зачет 7 семестр, зачет 8 семестр, экзамен 11 семестр (заочное)

 

 

Кадровое обеспечение: доцент, к.м.н. Макарова И.Ю.

 

 

Утверждена на заседании кафедры

протокол № 1 от «» сентября 2011 года

 

 

Зав кафедрой Селиванов В.В.

 

 

Основная цель изучения курса «Основы психологии семьи и семейного консультирования» состоит в ознакомлении студентов с современными подходами и направлениями в зарубежной и отечественной психологии семьи и теории семейного консультирования.

Задачи курса:

1. Овладение основными психологическими понятиями, позволяющими анализировать внутрисемейные проблемы.

2. Изучение основных психологических закономерностей функционирования семьи на протяжении жизненного цикла

3. Введение в проблематику семейного консультирования

4. Обзор зарубежных и отечественных школ и направлений семейного консультирования и семейной психотерапии.

5. Изучение причин дисфункцион


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.