Нарушения псих. фун-й при поражениях различных анализаторных с/с. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Нарушения псих. фун-й при поражениях различных анализаторных с/с.

2017-11-27 153
Нарушения псих. фун-й при поражениях различных анализаторных с/с. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Процесс переработки информации в н. с/с начинается с воздействия на рецепторы, в ходе которого формируются ощущения. Ощущения рассматриваются как отражения св-в внеш. мира, а с псих. тз рассматриваются как некие психич. образования, посредством которых осуществляется связь сознания с внешним миром. Ощущения – исходная предпосылка для формирования восприятия. Восприятие рассматривается как целостное отражение предметов, ситуаций, событий, возникающее в результате интеграции воздействий на различные рецепторные поверхности, т.е. интеграции ощущений.

Анализаторные с/с- сложные многоуровневые образования, направленные на анализ сигналов различной модальности.

Любая анализаторная система состоит из: периферического отдела (рецепторы и проводящие пути); представительства в коре головного мозга.

Принципы строения анал. с/с:

  1. принцип парал. Многоканальной переработки инф-ии, в соответствии с кот. инф-ия о различных параметрах сигнала перерабатывается по различным каналам анал. с/с.
  2. принцип анализа инф-ии, с помощью нейронов детектора, направленных на выделение относительно элементарных, комплексных, сложных характеристик сигналов, что обеспечивается различным строением рецепторных полей (муха различает свет и тьму, а оса-цвета, геометрич. формы)
  3. принцип последовательного усложнения переработки инф-ии от уровня к уровню, в соответствии с которой каждый из уровней осуществляет свои собственные анализ. ф-ии.
  4. принцип целостной интегративной репрезентации сигнала в центр нерв. с/с во взаимосвязи с другими сигналами, что достигается благодаря существованию общей модели схемы сигналов данной модальности.

При нейропсих. изучении работы различных анализаторов, различают 2 типа рас-в: 1. относительно элементарные сенсорные с/с, отражающие нарушения различных видов ощущений (свето, цветоощущения, громкости). Данный тип рас-в связан с поражением переферич. и различных подкорковых уровней анализаторных с/с, а также первичного коркового поля соответствующего анализатора. 2. более сложные гностические рас-ва, отражающие нарушение различных видов восприятия (формы предмета, пространственное отношение, речь). Данный тип связан с поражением вторичных корковых полей и связанных с ними подкорковых и корковых структур, а также префронтальные отделы коры больших полушарий.

Лурия определял агнозии, как расстройство синтеза изолированных элементов разных видов восприятия. Бывают зрительные, слуховые, тактильные, соматоагнозия (нарушение схемы тела-трудность в оценке частей тела).

 

Нарушение памяти.

Память – совокупность процессов, связанных с организацией и сохранением прошлого опыта, делающих возможным его повторное использование.

Звенья памяти: восприятие (сенсорный отпечаток), фиксация, хранение, забывание, извлечение, воспроизведение, узнавание.

Основные способы деления памяти:

· по семантической организации: автобиографическая (непроизвольная, события жизни) и семантическая (память-знания, заучивание)

· по модальностям: слуховая (речевая и звуковая), зрительная, тактильная, двигательная и т.д..

· по типу мнестической деятельности: произвольная и непроизвольная (опосредованная)

· по временным характеристикам: отсроченная и непосредственная

Выделяют четыре формы нарушений памяти:

· собссно амнезия – значительное снижение или отсутствие памяти

· гипоамнезия – ослабление памяти (при атеросклерозе, задержке психического развития, старении)

· гиперамнезия – усиление памяти (последствие травм и болезней, иногда врожденное)

· парамнезия – обманы памяти («ложное узнавание»), контаминация – смешение следов памяти.

Нарушения памяти делят на: модально-специфические, модально-неспецифические, псевдоамнезии (нарушения памяти как мнестической деятельности)

Модально-неспецифические. Невозможность запечатления/забывание текущих событий независимо от их модальности и сферы, к которой они относятся; нарушение кратковременной памяти, при этом долговременная память сохранена. Соответствующие этим нарушением функции локализованы в 1 блоке мозга (срединные неспецифические структуры мозга). На разных уровнях морфологической организации этого блока – разные нарушения памяти:

каудальный (продолговатый мозг) – нарушения памяти протекают в синдроме нарушения сознания, внимания, цикла «сон-бодрствование»

диэнцефальный (средний мозг) – больше страдает кратковременная память (причина – не в процессе запечатления следов, а в усилении механизма интерференции следов побочными воздействиями, посторонние стимулы и деятельность стирают все предшествующие следы) (проба – одна за другой предлагаются для запоминания две группы слов, просят повторить первую – и не фига); повышенная реминесценция следов (запомненное легче воспроизводится через несколько часов или даже дней)

лимбический – корсаковский синдром: практически отсутствует память на текущие события («здравствуйте, доктор!»… «здравствуйте, доктор!», но прекрасно сохранена память о далеком прошлом, сохранены профессиональные знания)

корковый (медиальные отделы височной и лобной областей) – нарушается кратковременная память + интерференция; семантические нарушения: нарушается память на понятия, невозможно пересказать только что прочитанную басню; нарушается установка на запоминание, смысловое опосредование не помогает, возникают контаминации и конфабуляции; при более серьезных поражениях – нарушение ориентировки во времени и пространстве

Модально-специфические. Первичные расстройства памяти, не связанные с познавательной деятельностью, – расстройства конкретных анализаторных систем. Возникают при поражении 2 и 3 функциональных блоков. Сужается объем запоминаемой информации в пределах одной модальности. Невозможно формировать деятельность, направленную на запоминание материала.

Основные типы расстройств: нарушение слухоречевой памяти, нарушение зрительно-речевой памяти, нарушение слуховой (музыкальной) памяти, нарушение зрительной (например, лицевой) памяти (проба – предъявление фигур), нарушение пространственной памяти, нарушение цветовой памяти.

Основные симптомы: паталогическая инертность (трудно переключиться с одного стимула на другой (повтор слова), платообразная кривая запоминания (4-5 слов в каждом запоминании), не применяются приемы для облегчения запоминания (опосредование не помогает), псевдологические рассуждения (оправдывания, неадекватная реакция на неуспех).

Локализация – поверхность лобных долей (конвенситальные отделы)

Пробы: предъявления набора фигур.

 

Нарушения внимания. Модальноспец. И модальнонеспец. Рубинштейн, Выгод-й

Внимание- это не самостоятельный процесс, т.к. оно не имеет своего содержания. Внимание характеризует динамику любого психического процесса, это фактор, который обеспечивает избирательность протекания любой психич. дея-ти. Характеристики: св-ва, объем, уровни внимания.

Формы внимания: 1. сенсорное вним-е (зрител., слуховое, тактильное); 2. двигательное вним-е(осознание и регуляция движений); 3. эмоц. внимание(вним-е, привлекаемое эмоц.-значимыми стимулами); 4. интеллектуальное вним-е(проявляется в интел. дея-ти).

Вним-е бывает непроизвольное(ребенок рождается с этим видом) и произвольное(социально-опосредованное- тесно связано с речевыми стимулами).

Ранее существовала тз, что нарушение вним-я не имеют локализации, а связанны с работой мозга как целого. В н.в. доказано, что существует 2 типа нарушений: модально-неспецифические и модально-специфические.

Модально-неспец. нарушения распространяются на любые формы и уровни вним-я. Больной не может сосредоточится ни на зрит., ни на слух., ни на тактил. стимулах. Характерны для поражения неспецифич. срединных структур мозга разных уровней. При поражении нижних отделов неспец. Структур(продолговатый и средний мозг) у больных наблюдается быстрая истощаемость, сужение объема вним-я, нарушается концентрация. Больше страдает непроизвольное вним-е. можно компенсировать через обращение к высшим смысловым категориям. Например, больной сначала может давать быстрые и правильные ответы, затем медленнее и с ошибками.

При поражении диэнцефальных отделов мозга и лимбич. с/с- грубые формы (больные вообще не могут сосредоточится ни на какой Дея-ти).

При поражении медиобазальных отделов лобных и височных долей- страдают произвольные формы вним-яи паталогическ4и усиленны непроизвольные. Такие больные реагируют на все стимулы-оборачиваются на любой звук, вступают в любые разговоры. Больные не могут перевести взор по словестной инструкции, но переводят его за движущимся предметом.

Модально-спец. нарушения- проявляются только в одной сфере. Феномен неосознания определенных стимулов. Зрительное невнимание можно определить с помощью предъявления картинки со стимулами на правой и левой сторонах- больной правша замечает лучше правые, игнорируя левые. Обычно при поражении задних отделов ПП. По тому же принципу слуховое и тактильное невним-е, двигательное (при выполнении одинаковых движений обеими руками-левая замедляется и перестает выполнять, больной этого не замечает). При одностороннем выполнении-норма.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.