Ективно в силу активности познающего субъекта. Рубинштейн, под- — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Ективно в силу активности познающего субъекта. Рубинштейн, под-

2017-11-27 151
Ективно в силу активности познающего субъекта. Рубинштейн, под- 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Хватывая эту аналогию, говорит об объективности внутреннего

Мира личности, его духовного строя, связывая это также с активной

Деятельностью человека, но уже не столько познающего, сколько

Творящего этот мир. И чем полнее и совершеннее это творение,

Тем более оно объективно и тем больше оно влияет на окружающий

Мир, в том числе и на других людей.

С учетом этого понятна идея Рубинштейна о том, что формиро-

Вание личности и развитие самосознания человека - это процесс

Онтологический, а не одномоментный, так как человек рефлекси-

Рует себя в течение длительного времени, познавая различные свои

Качества, мотивы и стремления. Так преодолевается противоречие

Между бытием и сознанием, между внешним и внутренним в чело-

Веке, поскольку, постигая себя, человек творит свою жизнь, а сотво-

Ренный им жизненный путь определяет и его дальнейшее познание

Себя, и его дальнейшее бытие. Понимая себя, человек лучше реали-

Зуется в деятельности, в своем бытии, которое полнее отражает

Его сущность.

Идеи Рубинштейна прочно вошли в методологический фонд

Отечественной психологии. Они остаются для нас источником по-

Знания, являясь продолжением личности ученого и объективируясь

В его творчестве.

Совершенно с других позиций предложил оригинальную кон-

Цепцию деятельности А.Н.Леонтьев (1903-1979). Еще в 20-е годы

он по окончании университета был приглашен Г. И. Челпановым

В Психологический институт. Первые исследования Леонтьева,

Сразу же выявившие в нем умелого психолога-экспериментатора,

Проводились совместно с А. Р. Лурией и были посвящены проблеме

Аффективных реакций. В число испытуемых молодые психологи

пригласили студентов, не выдержавших испытаний, а итоги экспе-

риментов изложили в статье ≪Экзамен и психика≫.

Глубокое влияние на Леонтьева оказала встреча с Л. С. Выгот-

Ским. Их совместная деятельность, дискуссии, работа по экспери-

Ментальному исследованию памяти сформировали когнитивный

Стиль научной школы, которая сохранилась и после смерти Выгот-

Ского. Однако в собственных работах Леонтьев обратился к иной

Проблематике. Он сосредоточился не на мышлении, не на психоло-

Гической структуре значения (понятия), а на вопросе о связи созна-

Ния и предметной, практической деятельности.

В 1930 г. Леонтьев создал в Харькове (тогдашней столице Ук-

Раины) собственную научную школу, центральным для которой

Стало понятие деятельность. В этот же период, ключевой для Леон-

Тьева, он начал изучать проблему развития психики. Он стремил-

Ся, используя данные биологических наук, проследить этапы эво-

Люционного процесса, переходя от вопроса о генезисе психики к

Сменяющим друг друга ступеням ее эволюции в животном мире и

К факторам, определяющим появление и формирование сознания.

Уже в этой работе Леонтьев рассматривал деятельность как

Главную образующую психики, движущую силу ее развития, опере-

жающую на ≪один шаг≫ необходимый для ее обеспечения уровень

Психической жизни. Деятельность же является и методом, позво-

Ляющим диагностировать появление психики, ее развитие и каче-

Ственные изменения. Таким образом, во главу своей методологии

Леонтьев, как и Рубинштейн, поставил проблему деятельности.

Целью его исследований стала разработка структурного анализа

Деятельности, выделение в ней компонентов и уровней, которые

Образуют систему, функционирующую как целое. Особое место он

Отводил связи между строением деятельности и строением созна-

Ния. Раскрывая суть различий между значением и смыслом, Леон-

Тьев выявил и различия между объективным опытом, накоплен-

Ным в процессе общественного развития и запечатленным в сло-

Ве, и личностным смыслом тех событий, которые переживаются

Субъектом.

В своей обобщающей работе ≪Деятельность. Сознание. Личность≫

(1975) особое внимание он уделил системному характеру деятель-

Ности, ее внутренним переходам и превращениям, которые, однако,

Не являются спонтанными, а включены в целостную систему жизне-

Деятельности человека. Важным моментом этой работы стал анализ

Образующей личность иерархии мотивов, ее структурированности

И связи с миром. Раскрывая динамику формирования мотивов, пре-

вращения ≪знаемых≫ мотивов в ≪реально действующие≫, а также

Взаимосвязь мотивов и целей, Леонтьев доказывал ведущее значе-


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.