Творчества. Это привело его к идее о том, что изучение культуры — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Творчества. Это привело его к идее о том, что изучение культуры

2017-11-27 171
Творчества. Это привело его к идее о том, что изучение культуры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Человечества, его социального развития может строиться на основе

Анализа языка. В принципе это был не новый подход, аналогичные

Мысли высказывали до него Гумбольдт, Потебня, Вундт. Однако

Шпет внес в него принципиально новые положения, рассматривая

Язык как один из важнейших методов изучения личности, эмоций

И социального окружения человека, его культуры. Преимущество

Языка перед логикой (также рассматриваемой Шпетом как метод

Познания) состоит в том, что язык не оставляет в стороне социаль-

Ные причины, бытие людей, как это происходит с логикой, а пото-

Му расширяет рамки познания, позволяя понять не только внеш-

Нюю динамику, но и причины появления определенных событий,

Действий людей.

Одной из центральных в психологических исследованиях Шпета

Была проблема языка в его соотношении с мышлением и, в первую

Очередь, самосознанием субъекта. Развивая тенденции, заложенные

А. А. Потебней, Шпет пришел к выводу о необходимости анализа

Внутренней формы слова, так как именно она является тем главным

Механизмом, который лежит в основе интериоризации культуры,

Т. е. в основе формирования сознания - как индивидуального, так

И сознания народа.

Исследование языка как одного из основных методов понима-

Ния психологии социального бытия и является стержнем книги

Шпета ≪Внутренняя форма слова≫. Говоря о неразрывной связи

Между внешней, звуковой и внутренней, смысловой формами язы-

ка, он подчеркивал, что ≪выражение и смысл в конкретной реаль-

Ности своего языкового бытия составляют не только неразрывное

Структурное единство, но и в себе тождественное бытие социально-

культурного типа≫. В этом плане возможно создание языка, осно-

Ванного только на законах логики, так же как возможен чисто ло-

Гический анализ существующего языка, но такой язык недостаточен

Для речи поэтической, экспрессивной, которая связана не только с

Логикой построения слова, но и с социальными условиями его

Возникновения. Поэтому Шпет выделял два вида внутренней фор-

Мы - логическую и поэтическую. Логические формы могут быть

Названы понятиями. С его точки зрения, внутренняя форма слова

Имеет динамический характер, и именно она является той энергией,

Которая помогает раскрыть смысл понятия при его словесной пере-

Даче, определяя законы диалектического движения к пределу пол-

Ноты смысла. Эта динамика, соединяющая логическую и поэтиче-

скую внутренние формы, передает как содержание понятия, так и

Его социальный смысл, помогает понять окружающий мир во всей

Его полноте и потому может быть названа герменевтической. Та-

Ким образом, логическая внутренняя форма, которая представляет

собой закон образования данного понятия, стремится к исчерпа-

Нию смысла конкретного понятия, к тому, чтобы объяснить все

Возможные способы его употребления, в то время как поэтическая

Внутренняя форма стремится к извлечению смысла из объективных

связей и к ≪включению его в другие связи, более или менее произ-

вольные, подчиненные не логике, но фантазии≫.

Поэтому внутренние поэтические формы не могут существовать

Без логических, но не исчерпываются ими, так же как и звуковым

оформлением. Но, используя логические формы, они передают

Самую суть действительности, ее самобытность, чего не могут сде-

Лать ни логическое понятие, ни стилистическое, звуковое оформ-

Ление. Таким образом, слово без символа, без отношения, стоящего

За ним, мертво (по крайней мере, для психолога, искусствоведа,

Любого исследователя социального бытия), но и один символ, как

Бы ни был он стилистически совершенно оформлен, не может пере-

дать все содержание слова, его внутреннюю форму.

Эта позиция позднее проявилась и в анализе искусства - как

Поэзии, так и живописи и театра, в котором Шпет отвергал голый

натурализм, подчеркивая необходимость второго плана, символики.

Но символика должна быть внутренне связана с идеей, с логической

Внутренней формой, а не просто красиво оформлять пустоту. С точ-

Ки зрения психологии (как индивидуальной психологии, так и психо-

логии народа), это внутреннее отношение, переживание субъекта

При передаче словесного выражения имеет первоочередное значение,

Так как оно открывает интенцию субъекта, его намерение, его эмо-

циональное состояние в момент образования и передачи слова.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.