Всю полноту возмездия за свои дела еще на земле, когда за каким- — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Всю полноту возмездия за свои дела еще на земле, когда за каким-

2017-11-27 193
Всю полноту возмездия за свои дела еще на земле, когда за каким- 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

То радостным событием следует огорчение от того, что радость

Была получена в ущерб другому. Точно так же и горе может впо-

Следствии компенсироваться радостью. Он также дал весьма ориги-

нальное определение счастья: ≪Счастье заключается в правильном

И нормальном равновесии удовольствий и страданий как в их ка-

честве, так и порядке их смены≫. Это определение счастья во мно-

Гом стало основой его дальнейших работ, связанных с исследова-

Нием свободы воли.

Вопрос о свободе воли Грот рассматривал как проблему отно-

Шения мотивов воли к ее актам, т.е. сводил его к вопросу о возмож-

Ности такой абсолютной свободы психической деятельности, кото-

Рая бы совершенно не зависела от другой деятельности, а также к

Вопросу о характере зависимости человека от своего состояния.

Оспаривая популярный в то время взгляд Шопенгауэра, который

Писал, что сферою свободы воли является сфера внеиндивидуаль-

Ная, Грот, наоборот, ввел эти отношения внутрь человека, а для

Объяснения их действия использовал распространенную в то время

Теорию сохранения энергии, рассматривая ее в качестве основы ба-

Ланса психических и биологических сил человека.

Грот выделял в человеке два основных стремления - отрицатель-

Ное (с его точки зрения), которое заключается во влечении к чувст-

Венному, материальному существованию, и положительное, кото-

Рое состоит в стремлении к вечности. В норме эти идеальные

Стремления и есть высшие человеческие чувства, а выражением сво-

Боды личности является осознание возможности падения (к жизни

Только материальной) и возрождения (к жизни в вечности) лично-

Сти. Таким образом, подчеркивал Грот, свобода личности пред-

Ставляет собой и положительное и отрицательное понятие одно-

Временно. При этом сама проблема наличия или отсутствия свобо-

Ды воли может быть понята и решена лишь на основе самосознания

Человека, на основе осознания человеком свободы своего выбора

Той или иной формы деятельности, т. е. на основе решения вопроса

О сознательном отношении воли к ее деятельности.

Делая вывод о том, что ≪развитие в индивидууме личной воли

Возвращает ему свободу действия или бездействия и является осно-

вой, направляющей и определяющей саморазвитие личности≫, Грот

Фактически говорил о том, что развитие личности направлено

Прежде всего на борьбу с опасностью ограничения воли, которая

Исходит как от внешнего мира, так и от наследственной организа-

Ции человека, его тела. Таким образом, он пришел к основной для

его концепции идее о том, что ≪свобода личной воли есть дар еди-

ной вселенской воли, но достигаем мы ее самостоятельно, в процес-

се нашего индивидуального саморазвития≫.

Грот фактически не столько обосновывал возможность свобод-

Ного и осознанного выбора поведения, сколько говорил о том,

Какой стиль жизни необходимо избрать для того, чтобы поведение

И вся жизнь человека могли рассматриваться как нравственные и

Правильные. При этом он, как и большинство отечественных уче-

Ных, однозначно негативно относился к различным проявлениям

Инстинкта жизни, в то время как в зарубежной культуре такого одно-

Значного отрицания нет. Более того, некоторые интеллектуалы, в

Частности Фрейд и писатель Б. Шоу, материальное стремление к

Продолжению своей жизни рассматривали как мощный фактор са-

Моразвития личности.

Большое значение Грот придавал просветительской деятельно-

Сти, распространению психологических знаний в обществе. Созна-

вая, что университетская наука в России еще молода и, следова-

тельно, академические знания доступны небольшому слою людей,

Грот, как и многие профессора Московского и Петербургского

университетов, стремился к созданию кружков, общедоступных

Курсов, чтению открытых лекций. В частности, он работал в Мос-

Ковском психологическом обществе, участвовал в создании журна-

ла ≪Вопросы философии и психологии≫.

Возглавляя Психологическое общество, Н. Я. Грот старался на-

Править его интеллектуальную энергию в русло, отражающее акту-

Альные запросы общества. Так, в 1887-1889 гг. в Московском пси-

Хологическом обществе развернулась дискуссия о свободе воли -


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.