Правленную на решение важнейших социальных задач советского — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Правленную на решение важнейших социальных задач советского

2017-11-27 151
Правленную на решение важнейших социальных задач советского 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Общества. Несмотря на то что в то время доминировала, что есте-

Ственно, объективная и социогенетическая методология, до нача-

Ла 30-х годов в России сохранялись и те научные школы, которые

Были связаны с гуманитарной, философской линией развития

(например, школа Г. Шпета).

Однако уже к середине 30-х годов ситуация в науке и обществе

Резко изменилась, усилились авторитарные тенденции, что привело

К разгрому и запрещению не только философской психологии, но

И педологии и психотехники. Фактически запрещенными оказались

Все психологические исследования, даже те, которые были идеоло-

Гически близки советской власти. Это нанесло серьезный удар по

Научным психологическим школам, которые очень плодотворно

Развивались в тот период. Лишь после войны, в середине 40-х го-

Дов, психология постепенно начала восстанавливаться, возобнов-

Лять свои исследования. Однако отрыв от традиций, заложенных в

Начале XX в., потеря связи с зарубежной наукой, внутренняя цен-

зура, отсутствие институтов по подготовке психологов и, следова-

Тельно, малочисленность специалистов долгие годы сказывались на

Творчестве отечественных ученых.

Вторая половина XX в. ознаменовалась возрождением школ,

Запрещенных в 30-е годы (школы Бехтерева. Выготского), актив-

Ным поиском новых путей развития, новыми исследованиями и

Открытиями в разных областях психологии, прежде всего в когни-

Тивной и возрастной. Возобновляются и связи с зарубежной пси-

Хологией. Многие отечественные исследования, мало известные за

Рубежом (нейропсихологические работы А. Р. Лурии, понятие о

Зоне ближайшего развития Л. С. Выготского), получают широкое

Распространение в мировой психологии, дополняются новыми

Материалами.

Российские же психологи в попытке наверстать упущенные за

Несколько десятилетий возможности начинают широко внедрять

Достижения зарубежных коллег. Наряду с положительными эти

Тенденции имели и отрицательные последствия, связанные с утерей

Своих традиций, отходом (хотя и не окончательным) от своей мето-

Дологии, что в соединении (не всегда продуманном) с принципами

Разных школ привело к эклектике и невозможности достоверно

Интерпретировать полученные результаты. Однако к концу XX в.

Ориентация на интеграцию, свойственная, как уже говорилось,

Зарубежной психологии, стала явно проявляться и в российской

Науке. Поэтому в последние годы вновь начинает появляться ин-

Терес к методологическим вопросам, стремление не механически

Мнрципкокския 417

Соединить, но интегрировать достижения, имеющие единую логи-

Ку научного поиска.

Анализ факторов, определивших динамику становления и разви-

Тия российской психологии, показывает, что ведущими являются

Логика научного познания и социальная ситуация, т. е. те факторы,

о которых говорилось в главе 1. Раскрывая их содержание, необхо-

Димо подчеркнуть, что и широкое распространение позитивизма,

И поиски объективного метода исследования психики были свойст-

Венны не только российской, но и зарубежной психологии в тот

Период, т. е. логика развития науки была единой для мировой пси-

Хологии. Некоторые различия были связаны с большей популяр-

Ностью естествознания и медицины в России, что обеспечило рас-

Цвет этих наук в нашей стране и способствовало многочисленным

Открытиям, сделанным отечественными учеными.

Гораздо сильнее различались те социальные условия, в которых

Формировались научные школы в разных странах. В предыдущих

Главах уже говорилось о роли социальной ситуации в становлении

Немецкой, французской, американской психологии. Значительное

Влияние оказала она и на российскую науку. При этом особенно

Важными стали такие параметры социальной ситуации, как мен-

Тальность, идеология интеллигенции, особенности реформ, прохо-

Дивших в российском обществе.

Влияние социокультурной ситуации в России в середине XIX в.

На процесс формирования отечественной психологии, ее методо-

Логии и ведущей проблематики проявилось и в том, что главными

уже в то время стали не вопросы познания, как в европейской

науке, а вопросы нравственного, духовного развития человека, его

Ментальности. Оказавшись на перепутье реформ, Россия должна

Была решить, как ей двигаться дальше, какой путь соответствует


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.