Чужом опыте. Научение через наблюдение необходимо в таких си- — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Чужом опыте. Научение через наблюдение необходимо в таких си-

2017-11-27 152
Чужом опыте. Научение через наблюдение необходимо в таких си- 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Туациях, когда ошибки могут привести к слишком неприятным или

Даже фатальным последствиям.

Так появилось важное для теории Бандуры понятие косвенного

подкрепления, основанного на наблюдении за поведением других

Людей и последствиями этого поведения. Иными словами, значи-

Тельную роль в социальном научении играют когнитивные процес-

Сы, то, что думает человек о заданной ему схеме подкрепления,

Предвосхищая последствия конкретных действий. Исходя из этого,

Бандура уделял особое внимание исследованию подражания. Он

Обнаружил, что в качестве моделей для подражания выбирают

людей своего пола и примерно того же возраста, которые с успехом

Решают проблемы, аналогичные тем, что встают перед самим субъ-

Ектом. Большое распространение имеет подражание людям, зани-

Мающим высокое положение. При этом более доступным, т.е. бо-

Лее простым, образцам, а также тем, с которыми субъект непосред-

Ственно контактирует, подражают чаще.

Исследования показали, что дети, как правило, подражают сна-

Чала взрослым, а затем сверстникам, чье поведение привело к успе-

Ху, т.е. к достижению того, к чему стремится и данный ребенок.

Бандура также обнаружил, что дети часто подражают даже тому

Поведению, которое у них на глазах и не привело к успеху, т. е. они

усваивают новые модели поведения как бы ≪про запас≫.

Особую роль в формировании образцов поведения играют сред-

Ства массовой информации, распространяющие символические мо-

Дели в широком социальном пространстве.

Легко вызывается и подражание агрессивному поведению, осо-

Бенно у детей. Так, отцы сверхагрессивных подростков служат им

Образцом такого поведения, поощряя их к проявлениям агрессии

Вне дома. Исследования Бандуры и его первого аспиранта Р. Уол-

Терса причин агрессивности в семье продемонстрировали роли

Вознаграждения и подражания в формировании определенных мо-

Делей поведения у детей. При этом Уолтере пришел к выводу о том,

Что разовые подкрепления более эффективны (во всяком случае при

Развитии агрессии), чем постоянное.

В работах Бандуры впервые исследовались и механизмы само-

подкрепления, связанные с оценкой собственной эффективности,

Умения решать сложные проблемы. Эти исследования показали,

Что человеческое поведение мотивируется и регулируется внутрен-

Ними стандартами и чувством своей адекватности (или неадекват-

Ности) им. Люди с высокой оценкой собственной эффективности

Легче контролируют свое поведение и действия окружающих, более

Успешны в карьере и общении. Люди с низкой оценкой личной эф-

Фективности, напротив, пассивны, не могут преодолевать препят-

Ствия и влиять на окружающих. Таким образом, Бандура приходит

К выводу, что наиболее значимым механизмом персонального дей-

Ствия является ощущаемая человеком эффективность попыток

Контроля над разнообразными аспектами человеческого бытия.

Большое значение имеют работы Ф. Петермана, А. Бандуры и

других ученых, посвященные коррекции отклоняющегося поведения.

Были разработаны планы занятий, направленных на снижение

Агрессии у детей 8-12 лет, которые состояли из шести уроков по

Минут каждый, проводимых индивидуально или группой. На

Индивидуальных занятиях обсуждаются альтернативы агрессивно-

Му поведению, используются видеофильмы, проблемные игры. На

групповых занятиях проигрываются различные варианты поведе-

Ния с помощью ролевой игры в близких к жизни ситуациях. Кроме

того, в занятиях участвовал ≪образцовый ребенок≫, который уже

≪приобрел набор хорошо скорректированных навыков социально-

го поведения≫ и поведению которого начинают подражать дети.

Бандура также является автором психотерапевтического мето-

да, получившего название ≪систематической десенсибилизации≫.

При этом люди наблюдают за поведением ≪модели≫ в таких ситуа-

Циях, которые кажутся им опасными, вызывающими чувство на-

пряжения, тревоги (например, в закрытом помещении, в присутст-

Вии змеи, злой собаки и т.д.). Успешная деятельность вызывает

Стремление к подражанию и постепенно снимает напряжение у кли-

Ента. Эти методы нашли широкое применение не только в образо-

Вании или лечении, но и в бизнесе, помогая адаптации к сложным

Производственным ситуациям.

Вклад Бандуры в развитие и современную модификацию бихевио-


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.