С этих позиций ученый подошел и к проекту создания новой, опи- — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

С этих позиций ученый подошел и к проекту создания новой, опи-

2017-11-27 153
С этих позиций ученый подошел и к проекту создания новой, опи- 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

сательной психологии, который был изложен им в работе ≪Идеи

описательной психологии≫ (1894). Дильтей считал, что описатель-

Ная психология должна существовать наряду с объяснительной,

Которая ориентируется на науки о природе, и должна стать основой

Всех наук о духе.

Отвергая традиционную метафизику, Дильтей высказывался и

Против позитивизма, против перенесения методов естественных

Наук в психологию, которая нуждается в собственном методе и

собственной методологии. В своей критике ≪объяснительной≫ пси-

Хологии Дильтей подчеркивал, что понятие причинной связи вооб-

Ще не применимо в области психического (и исторического), так

Как здесь в принципе невозможно предсказать, что последует за

Марцимкоиская 225

Достигнутым состоянием. Поскольку дать точное и объективное

Обоснование полученным при постижении собственных пережи-

Ваний фактам практически невозможно, психология должна отка-

Заться от попыток объяснения душевной жизни, поставив себе

Целью описание и анализ психических явлений, стараясь понять

Отдельные процессы из жизненного целого. Именно такой подход

сделает психологию ведущей, основной дисциплиной для всех на-

Ук о духе, всех наук о человеке. Этот подход в несколько изменен-

ном виде получил в начале XX в. название психологизм; в рамках

Данного подхода психология рассматривалась как методология

Наук о душевной жизни.

Свою психологию Дильтей называл описательной и расчленяю-

Щей, противопоставляя описание - объяснению, расчленение - кон-

Струированию схем из ограниченного числа однозначно опреде-

Ляемых элементов. Он выступал и против традиционного для того

Времени ассоциативного подхода к психике, понимания ее как

Сенсорной мозаики, состоящей из элементов. Взамен элементов он

Предлагал внутренне связанные структуры, лежащие в основе ду-

Шевных процессов, развитие которых определяется целью. Целост-

Ность и целенаправленность представляют собой, по мнению Диль-

Тея, специфические черты душевных проявлений. Хотя сами эти

Качества не были им привнесены в психологию (об этом говорили

и другие ученые, например Брентано и Джемс), но принципиаль-

Но новым в концепции Дильтея было стремление вывести их не из

Органической, но из исторической жизни, из чисто человеческих

Видов деятельности, которые отличает воплощение переживаний

В творениях культуры.

Одним из центральных в его теории стало понятие переживания.

Оно выступало не в виде элемента сознания, а в виде внутренней

Связи, неотделимой от ее воплощения в духовном, надындивиду-

Альном продукте. Тем самым индивидуальное сознание соотноси-

Лось с миром социально-исторических ценностей, с миром духов-

Ности. Важным связующим звеном как между культурой и челове-

Ком, так и между отдельными науками (философией, историей,

психологией) стала герменевтика, или учение об истолковании,

Которая в теории Дильтея являлась средством воссоздания непо-

Вторимых культурных миров прошлого.

Уникальный характер объекта исследования (духовный мир),

По мнению ученого, определял и уникальность метода. Им служит

Не объяснение явлений в принятом натуралистами смысле, но по-

нимание, постижение. Он писал, что ≪природу мы объясняем, а

душевную жизнь постигаем≫. Постижение основывается на анали-

зе непосредственных переживаний ≪Я≫. Оно существенно отлича-

ется от интроспекции, так как открывает содержание не только

Сознательного, но и бессознательного. Это интуитивное вчувство-

Вание помогает понять, а затем и описать смысл жизни, включив

Субъективные переживания в контекст культурной среды, в которой

Живет человек. Ориентация Дильтея на бессознательные духовные,

Нравственные переживания, которые составляют суть человеческой

Личности, дала основание С. Л. Рубинштейну назвать его психоло-

гию ≪вершинной≫, в отличие от ≪глубинной≫ психологии Фрейда,

Видевшего в бессознательном лишь биологические влечения.

Идея Дильтея о связи отдельной личности с духовными ценно-

Стями, накопленными человечеством, была развита его учеником

Э.Шпрангером (1882-1963). Как и Дильтей, он считал, что веду-

Щим методом исследования духовной жизни является понимание,

Т.е. непосредственное постижение смысла психических явлений.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.