Средства борьбы со страстями во многом перекликаются с нравст- — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Средства борьбы со страстями во многом перекликаются с нравст-

2017-11-27 190
Средства борьбы со страстями во многом перекликаются с нравст- 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Венным учением стоиков. Однако Декарт, в отличие от стоиков,

Не считал страсти как таковые злом и предостерегал лишь от их

Крайностей и неправильного применения. Важным различием в их

Позициях было и то, что само познание у Декарта становилось

Нравственной деятельностью, а истина и добро - тождественными

Понятиями. Одна и та же единая душа познает сначала истину,

Свободно избегая опрометчивых суждений, чтобы затем в нравст-

Венном поведении действовать согласно с ней.

Рационализм в психологии

После Декарта рационалистическая теория познания получила

Дальнейшее развитие в концепциях Готфрида Вильгельма Лейб-

Ница и Бенедикта Спинозы. Если в теории Лейбница акцент делает-

Ся на проблемы объективности человеческого познания, то нрав-

Ственная, этическая проблематика становится лейтмотивом твор-

Чества Спинозы.

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677) родился в Амстердаме в

Семье зажиточного еврейского купца. Готовя сына в раввины, ро-

Дители отдали его в религиозное училище, где будущий философ

Проявил выдающиеся способности. Не закончив обучения, Спиноза

Был вынужден уйти из училища и помогать отцу в ведении торго-

Вых дел. После смерти отца он оставил торговлю и начал зани-

Маться тем, что его действительно привлекало. Не удовлетворен-

Ный догматическими толкованиями Библии и Талмуда, на которых

Было построено обучение в училище, молодой Спиноза обратился

К изучению латыни, математики, естествознания, медицины и пере-

Довых философских учений. Наибольшее влияние в этот период

Оказали на него произведения Декарта.

Опасаясь влияния на молодежь взглядов Спинозы, который по-

Зволял себе критику иудейского учения и не соблюдал религиоз-

Ных обрядов, совет раввинов еврейской общины стремился обра-

зумить молодого человека, подвергнув его ≪малому отлучению≫,

И даже пытался подкупить его. После неудавшейся попытки убий-

Ства Спинозы руководство общиной прибегло к крайней мере -

≪великому отлучению и проклятию≫. В 1656 г. Спиноза был про-

Клят и изгнан из общины. После этого он некоторое время помогал

Своему учителю в преподавательской работе в латинской школе, а

Затем, вынужденный покинуть Амстердам, поселился в деревушке

Близ Лейдена, где занимался наукой, зарабатывая средства к суще-

Ствованию шлифованием линз.

Приблизительно в 1658-1660 гг. Спиноза создал свое первое

философское произведение - ≪Краткий трактат о Боге, человеке и

его счастье≫; в нем содержались основные положения его учения,

Которые впоследствии получили развитие в главном труде Спино-

зы - ≪Этика≫. В этот же период он начал работу над ≪Трактатом

об усовершенствовании разума≫, который остался незаконченным.

Одним из двух произведений Спинозы, вышедших при его жизни,

были ≪Основы философии Декарта≫ (1663). В 1669 г. Спиноза пере-

Селился в Гаагу, которая была в то время резиденцией нидерланд-

Ского правительства. Здесь он сблизился с деятелями республикан-

Ской партии, прежде всего с ее лидером, талантливым политиком

И математиком Яном де Виттом. Предполагается, что именно по

его просьбе Спиноза написал ≪Богословско-политический трак-

тат≫ - второе и последнее произведение философа, опубликованное

при его жизни. ≪Богословско-политический трактат≫ был напеча-

Тан в 1670 г. без указания имени автора и подлинного места изда-

Ния. В этом трактате Спиноза выступал в защиту свободы мысли

И права непредубежденной критики библейских писаний. Его ав-

торство вскоре раскрылось, и в 1674 г. издание и распространение

Трактата, вызвавшего негодование теологов, были запрещены, что

предрекло неудачу в попытках издания ≪Этики≫, работа над ко-

Торой продолжалась с перерывами более 12 лет и была закончена

В 1675 г.

Несмотря на уединенный образ жизни, Спиноза поддерживал

Контакты с выдающимися учеными своего времени - Р. Бойлем,

X. Гюйгенсом, переписывался с Лейбницем, с которым встретился

За год до своей смерти. В 1673 г. курфюрст Карл Людвиг предло-

жил Спинозе место профессора в Гейдельбергском университете,

От которого ученый отказался, предпочтя привычное спокойствие

И не желая сковывать себя неопределенными границами обещанной

Ему свободы философских занятий. Жизнь Спинозы, не очень бога-

Тая внешними событиями, была полна внутренней напряженности

И борьбы - не с внешними обстоятельствами, но с самим собой и с


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.