Ственного контакта человека с Богом. Некоторые из этих направ- — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Ственного контакта человека с Богом. Некоторые из этих направ-

2017-11-27 186
Ственного контакта человека с Богом. Некоторые из этих направ- 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

лений назвали мистикой. Мистики отрицали необходимость по-

средника (священника) между человеком и Богом и настаивали на

том, что в момент кульминации молитвенного состояния (экстаза)

Божественное откровение снисходит на человека и ему открыва-

Ются истины. Мистика стала основой для возникновения различ-

Ных ересей, так как настаивала на праве каждого человека трак-

Товать открывшуюся ему истину по-своему, что и привело к воль-

Ным интерпретациям библейских текстов.

Наиболее важным для психологии был третий путь познания,

Открытый Плотином, - возможность души обращаться к себе и

Таким образом получать знания о своей духовной жизни. Эти

Знании, открываемые человеком, позволяли ему выстроить пред-

Ставления о себе, своих переживаниях и мыслях, своих индивиду-

Альных особенностях в единую систему, т. е. сознать себя цельным

И уникальным субъектом.

Так в психологии появился метод самонаблюдения, интроспек-

ции, который стал важнейшим методом изучения психики, а на

Протяжении нескольких веков и единственным методом психоло-

Гической науки. Идея о самонаблюдении как важнейшем инстру-

Менте осознания своей цельности и уникальности стала путевод-

ной и для возникшей впоследствии психологии личности.

Выделяя обращенность души на себя в качестве одного из на-

Правлений ее активности, Плотин понимал психическое действие

любого уровня как чисто духовное. Не только ≪чистое≫ мышле-

Ние, но и все другие проявления жизни он трактовал как произ-

Водное души.

По Плотину, уже в ощущениях душа действует, а не только ис-

Пытывает. В процессах же памяти, где нет непосредственной зави-

Симости от внешнего, она получает полный простор. Память - это

Не запас впечатлений, она есть не что иное, как знание души о своих

Прежних действиях, поэтому она является основой целостности

Сознания, соединяя в нем прошлое и настоящее. Но душа обладает

Не только памятью на совершенные действия. Ей свойственно зна-

Ние и о тех актах, которые она производит в данный момент, будь

То акты чувственного или интеллектуального характера. В ней воз-

Никает образ, отображение ее собственной работы. К ходу ее дейст-

Вий как бы пристраивается отражательный аппарат, дублирую-

Щий этот ход в виде представления о нем, именуемого фантазией.

Таким образом, у человека существует сопровождающее все пси-

Хические функции внутреннее представление, способность к осоз-

Нанию которого необходимо развивать уже у детей.

Так, у Плотина психология впервые становится наукой о явле-

Ниях сознания, понятого как самосознание, а самосознание - глав-

Ным гарантом и основой единства сознания, личности человека,

способного к интроспекции - наблюдению за собственным состоя-

Нием и анализу его.

Возникновение этой концепции в III в. ознаменовало появле-

Ние новых взглядов на психику и предназначение человека. Хотя в

ней еще сохранялись традиционные для античной науки вопросы

Развития познания, новый подход к их решению способствовал

распространению христианства и появлению сакральной (основан-

Ной не на разуме, а на вере) психологии.

Таким образом, концепция неоплатонизма (так же как и кон-

цепция Филона) завершает этап античной психологии. Дальней-

Шее развитие учения о самосознании и познавательной активно-

Сти души связано с именем известного римского ученого и бого-

Слова Августина Аврелия, который известен в истории науки как

Августин Блаженный. Его учение ознаменовало переход от ан-

Тичной традиции к средневековому христианскому мировоззре-

Нию, им открывается новый этап в развитии психологии - эпоха

Средневековой психологии.

Анализ развития психологии с VII-VI вв. до н.э. до III—V вв.

Н.э. показывает, что именно в этот период были сформулированы

основные вопросы психологической науки, появилась идея о ме-

Тоде исследования психики, развивался сам предмет психологиче-

Ской науки.

Ведущие проблемы, которые ставили психологи античности, -

Движущие силы и механизмы психического развития, регуляция

Поведения человека, качественные отличия его психики от психи-

Ки других живых существ, особенности процесса познания - стали

Главными и для психологов последующих поколений, определили

Место психологии в системе других наук.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.