Ждественна свободе действия. Противопоставляя духовную, внут- — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Ждественна свободе действия. Противопоставляя духовную, внут-

2017-11-27 182
Ждественна свободе действия. Противопоставляя духовную, внут- 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Реннюю свободу свободе поведения, свободе внешней, стоики ис-

Ходили из того, что в мире есть только три категории - благо, зло

И безразличие. Благо - все то, что соразмерно с природой человека,

В том числе выдержка, умеренность, разум. Зло - излишества, аф-

Фекты. А безразличие - это то, что относится только к внешней

Стороне жизни людей, т.е. богатство и бедность, смерть, болезнь

Или здоровье. Понимание того, что ни богатство, ни власть ничего

Не прибавляют к внутренней силе человека, помогает ему преодо-

Левать аффекты и не впадать в ярость или отчаяние при разорении

Либо болезни.

Таким образом, один из главных постулатов этой школы гла-

Сил, что человек не может быть абсолютно свободным, так как он

Живет по законам того мира, в который попадает. Предвосхищая

Слова Шекспира о том, что весь мир - это театр, они утверждали,

Что человек - только актер в той пьесе, которую ему предоставила

Судьба. При этом он не может выбрать для себя ни пьесы, ни ро-

Ли. Они ему даны судьбой, роком, который никто не может изме-

Нить. Что же может сам человек? Он может только с достоинст-

Вом играть ту роль, которая ему уготована. Получалось, что у че-

Ловека есть две формы свободы - внешняя и внутренняя. Внешняя

Свобода, т. е. выбор пьесы и роли, не доступна человеку, но внут-

Ренняя свобода - способ игры этой роли - всецело в его воле. По-

Нимание своей роли и своего предназначения в жизни дает чело-

Веку ощущение свободы, которая, таким образом, является по-

Знанной необходимостью, о чем позднее писал известный ученый

XVII в. Б.Спиноза. О внутренней свободе, свободе самопознания

И творчества, которая помогает преодолеть самые тяжелые об-

Стоятельства, писал и основатель логотерапии В.Франкл, разви-

Вая идеи стоиков на современном материале, полученном психо-

Логией.

Итак, главный нравственный закон стоиков гласил: личная

Свобода проявляется в том, что каждый человек может сохранить

Свою сущность, свое достоинство в любых, самых тяжелых об-

Стоятельствах. Человек с ранних лет должен понять, что он не в

Силах изменить свою судьбу, уклониться от нее. Сенека писал, что

≪желающего судьба ведет, а нежелающего - тащит≫. Поэтому хочет

Человек или нет, он все равно будет выполнять волю рока. Но он

Может являть собой жалкое зрелище плачущего и не понимающего

Своей цели человека, а может идти по жизни с гордо поднятой го-

Ловой, сознавая, куда идет.

Хотя многие ученые того времени доказывали, что существуют

Определенные условия, в которых человек лишается нравственных

Сил, которые превращают человека в животное, лишая его духов-

Ности, Сенека, в согласии с основными положениями стоической

Школы, отрицал это, подчеркивая, что сильный человек в любых

Условиях, даже в рабстве и тюрьме, внутренне свободен. В отли-

Чие от эпикурейцев стоики не считали, что человек должен укло-

Няться от общественной жизни, они говорили, что любую послан-

Ную судьбой роль, будь то роль императора или раба, человек

Должен играть честно и добросовестно. Утешением было то, что

Император и раб по сути равны и в принципе могут поменяться

Местами в другой жизни, тем более что рабство, по их мнению, не

Распространяется на личность раба, но только на его тело.

Стоики утверждали, что ≪кто охотно повинуется приказаниям,

Тот избегает самой неприятной стороны рабства - делать то, чего

не хочешь≫. Несчастен не тот, кто исполняет чужие приказания, а

Тот, кто исполняет их против воли, поэтому надо приучить себя

Желать того, что требуют обстоятельства. С этой точки зрения

Рабом является любой человек, который требует от жизни невоз-

Можного и находится в рабстве у страха, зависти, жадности. Так

Этика стоиков наполнялась нормативным нравственным содержа-

Нием, в котором проступает традиционное для римской школы

Убеждение в существовании нравственной нормы, особенно ярко

Проявляемой при воспитании детей.

Однако свобода духа, по мнению стоиков, проявляется не толь-

Ко в рациональной оценке себя и своей судьбы, но и в возможности

Уйти из этой жизни, если она тебя не устраивает. Они были убеж-

Дены, что рок может отнять у человека жизнь, но не смерть, кото-

Рую выбирает несмирившийся человек, предпочитающий достой-

Ную смерть потере личной свободы. Развивая это положение, Се-

Нека в письмах к Луцилию подчеркивал, что неважно, длинна или


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.