Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2017-11-22 | 335 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Понятие «дидактика» впервые ввел в научный оборот в начале XVII века немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571-1635) для обозначения искусства обучения.
Научные основы Д. заложил великий чешский педагог Я.А. Коменский (1592-1670). В 1657 г. он опубликовал в Амстердаме свой труд «Великая дидактика», в котором назвал дидактику «всеобщим искусством всех учить всему». В ее структуре он рассматривал и вопросы воспитания.
В XVIII-XIX вв. значительный вклад в развитие дидактики внесли И.Ф.Гербарт (1776-1841), И.Г. Песталоцци (1746-1827), А. Дистервег (1790-1816); в XIX в. - К.Д. Ушинский (1824-1870); в XIX-XX вв. Джон Дьюи (1859-1952), Георг Кершенштейнер (1854-1932), Август Вильгельм Лай (1862-1926) и др.
На развитие отечественной дидактики в конце XIX -начале XX века большое влияние оказали своими трудами П. Ф. Каптерев, Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский и др. В дидактике периода СССР работали Л.В. Занков, Б.П. Есипов, М.А. Данилов, М.Н. Скаткин и др.
Существенный вклад в научное обоснование обучения, определение объекта и предмета дидактики, выявления ее особенностей внесли В.В. Краевский, В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов и др. Их вклад в дидактику позволяет находить ответы на вопросы и сегодняшнего дня.
В трудах классиков педагогики отражены глубокие дидактические идеи.
И. Г. Песталоцци выдвинул идею саморазвития сил и способностей человека, обосновал роль деятельности в процессе обучения.
И. Ф. Гербарт писал об умственном развитии учащихся, воспитывающем обучении, систематичности в обучении, формировании интереса к знаниям, авторитарной педагогике, в которой учитель - субъект, а ученик - объект воздействия.
А. Дистервег заложил основы развивающего обучения, рассматривал наглядность, доступность, прочность обучения, писал о культуре речи, умственной активности обучающихся.
|
К. Д. Ушинский рассматривал проблемы, цели и содержание образования, роль родного языка в обучении, влияние личности учителя, развивающий и воспитывающий характер обучения, вопросы организации народной школы и другие.
Задачи дидактики как науки
Табл. 1.
Задачи дидактики как науки
Дидактические задачи | Что исследуется, разрабатывается |
Для чего учить | Цели образования |
Чему учить | Содержания образования, обучения |
Как учить | Методы обучения (преподавания и учения) |
Как организовать обучение | Формы организации обучения |
С помощью чего осуществлять обучение | Средства обучения: учебники, пособия, компьютерные программы, дидактический материал |
Какие подходы более эффективны | Принципы обучения и их система |
Как оценить и проконтролировать результаты обучения | Методы контроля и оценки результатов обучения |
Что достигается в результате обучения | Критерии и показатели, характеризующие результаты обучения |
Дидактическая система – это система процесса и результатов обучения, сложная по составу, ее центральными элементами являются преподавание и учение.
Преподавание – это педагогическая деятельность учителя по организации учебная деятельности учащихся.
Учение – целенаправленно организованная учителем с помощью дидактических или технических средств управления деятельность ученика по решению определенного класса учебных задач (выполнению упражнений и заданий), в результате которой ученик овладевает знаниями, умениями, развивает свои личностные качества.
Движущей силой развития дидактической системы является комплекс противоречий, возникающих в связи с «рассогласованием» ее отдельных компонентов и прежде всего: а) в педагогической деятельности самого учителя; б) в деятельности учащихся; в) во взаимодействии учителя и ученика.
Основным противоречием учебного процесса В.И.Загвязинский называет постоянно преодолеваемое в деятельности учителя и ученика и вновь возникающее несоответствие между достигнутым учащимися уровнем знаний, умений, навыков, развития, отношения к учебе и требуемым, находящимся в ближайшей перспективе[5]. Реальных противоречий в обучении значительно больше.
|
Дидактика информационного общества опирается на положения классической дидактики, но все-таки отличается от дидактики общества индустриального. Это связано с двумя аспектами:
1. В информационно-образовательной среде изменяется характер процессе обучения, что связано с усилением активности познающего субъекта, во многом самостоятельно выстраивающего деятельность учения.
2. Само дидактическое знание в ходе эволюции дидактики становится иным, все более приобретая характеристики гуманитарного.
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!