Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2017-11-22 | 391 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Проблемы психологического сопровождения | Психотехнологии профконсультирования |
1.Определение реальной проблемы профессионального самоопределения | Беседа, интервью, сочинение, психобиография |
2. Социально-экономические и бытовые условия жизнедеятельности оптанта | Анализ семейных отношений, материального обеспечения, жилищных условий и т. п. |
3. Комплексное изучение индивидуально-психологических особенностей личности | Диагностика ценностных ориентации, установок, самооценки, интересов, склонностей, способностей |
4. Компетентное отражение мира профессий и образа выбираемой профессии | Диагностические и профориентационные игры, тренинги профессионального самоопределения |
5. Рассогласование идеального и реального образа профессии, мотивации профессионального выбора, неадекватная самооценка | Психолого-педагогический консилиум, методики самопознания и самоанализа, профессиональная рефлексия и др. |
6. Поиск смысловых опор личности вситуациях кризисов профессионального самоопределения | Метод критических событий, психобиография, тестирование и др. |
7. Коррекция профессионального выбора | Составление планов профессионального развития, альтернативных сценариев профессионального становления, проспектированное профес-сиографирование и др. |
Таким образом, социально-психологическое сопровождение на стадии оптации предусматривает участие психолога-профконсультанта на этапах формирования профессиональных намерений, выбора профессии и профессиональной подготовки, а также коррекции выбора и реориентации. Реализация этих видов профориентации осуществляется путем применения развивающих психо-технологий: профессионального консультирования, психодиагностики, психотренингов, психолого-педагогических консилиумов. Эти технологии обращены к личностным механизмам, регулирующим активность оптанта, формирующим позитивное самоотношение, готовность к изменениям и способность проектировать альтернативные сценарии профессионального становления, принятие на себя ответственности за свое профессиональное будущее.
|
Проблема устойчивости профессионального выбора актуальна для любого общества, поскольку ежегодно огромные суммы тратятся на профессиональное переобучение. При этом необходимость получения новой профессии в 30—45 % случаев, по данным Министерства организации труда, связана с различными субъективными факторами, проявляющимися в разочаровании в прежней профессии.
О существовании этой проблемы говорят результаты и наших исследований. Среди мастеров профессионально-технических училищ, повышавших квалификацию, восемь-девять человек из десяти среди своих затруднений в педагогической деятельности указывали на сложности в формировании у воспитанников заинтересованности в профессиональной деятельности. В связи с этим, как они считают, только 10—20 % выпускников через 5 лет работают по специальности, полученной в училище.
Устойчивость профессионального выбора определяется прежде всего тем, насколько основательно и ответственно субъект относится к профессиональной подготовке, рассматривая ее как реализацию своих жизненных планов. Правомерность такой точки зрения связана с тем, что, наряду с операциональным освоением профессии, возникает вопрос о готовности субъекта к принятию связанных с ней жизненных ценностей.
Ответ на этот вопрос с необходимостью предполагает знание субъектом самого себя.
Мы не будем касаться вопроса об индивидуально-типологических особенностях, влияющих на выбор профессии, а сделаем акцент на тех психологических особенностях, которые характерны для возрастной группы, в которую входят учащиеся ПТУ. В училище приходит старший подросток, личностное развитие которого определяется процессом освоения просоциальной деятельности (Д.И. Фельдштейн). Последующий переход к раннему юношескому возрасту связан с изменением ведущей деятельности, ею становится учебно-профессиональная (Д.Б. Эльконин). Полноценный личностный рост на каждом этапе возрастного развития возможен только при условии, что «отработан» предшествующий, если нет, то индивид как бы «застревает», прокручивая через себя одни и те же отношения.
|
Полноценному подростничеству в развитии профессионального сознания соответствует стадия оптации (Е. А. Климов), когда субъектом принимается принципиальное решение, связанное с некоторой общественно значимой сферой производства духовных или материальных благ, в которой он собирается профессионально жить. После чего должен наступить этап, для которого характерны попытки первоначального освоения конкретной профессиональной деятельности, направленной на удовлетворение потребности личности в профессиональном самоопределении и потребности общества в обеспечении социально-профессиональной структуры. Результатом такого взаимодействия должна стать сформированность готовности личности к профессиональному самоопределению, которая рассматривается как способность к познанию индивидуальных особенностей («образ Я») и к принятию решения.
Особенностью данного подхода является рассмотрение профессионального самоопределения как процесса формирования отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности, что позволит подготовить человека к перемене профессии, адаптации к жизни и профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики.
Анализ накопленного фактологического материала в теории и практике профессионального самоопределения позволяет выделить основные концептуальные положения, определяющие развитие данной проблемы.
Профессиональное самоопределение является многомерным и многоступенчатым процессом, который можно рассматривать под разными углами зрения:
1) как серию задач, которые ставит общество перед личностью, — социологический подход;
2) как процесс поэтапного принятия решений, посредством которых индивид формирует баланс между собственными предпочтениями и потребностями системы разделения труда в обществе, — социально-психологический
подход;
3) как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность, — дифференциально-психологический подход.
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!