Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2017-11-22 | 444 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Знакомство дошкольников с арифметическими действиями сложения и вычитания традиционно входило в программу дошкольной математической подготовки, и методические подходы к этому процессу достаточно подробно были раскрыты в пособии А.М. Леушиной. В этом пособии предполагалось познакомить детей с арифметическими действиями сложения и вычитания и теми табличными случаями, когда при сложении к большему числу прибавляется меньшее, а при вычитании — когда вычитаемое меньше остатка.
Данная тема входит также во все альтернативные программы дошкольной математической подготовки, причем содержательный объем ее изучения в них значительно разнится. Например, в программе «Радуга» предполагается знакомить детей со всеми арифметическими действиями: сложением, вычитанием, умножением и делением — и обучать их табличным вычислениям со всеми четырьмя действиями. В программе «Школа 2000» предполагается знакомство только со сложением и вычитанием, но также предполагается обучение детей всем табличным случаям сложения и вычитания (в пределах 10), знакомство с переместительным законом сложения, с порядком действий и вычислениями вида 7 — 2 — 3 + 6 + 11. В программе «Детство» предполагается освоение приемов арифметических действий в пределах 20 без перехода черездесяток вида 13 — 2, 13 + 2, 17 — 2 и с переходом через д ток вида 9 + 21.
1 См.: Петерсон ЛТ.,Холина Н.П. Раз — ступенька, два — ступенька: В 2 ч. М., 1998.
Содержательный объем, заложенный в современные ал ь нативные программы, требует от воспитателя гораздо б широких методических умений по обучению детей матем ке, чем это предполагалось в курсе А.М. Леушиной.
Однако главной причиной нового рассмотрения темы «комство дошкольников с арифметическими действия явилось значительное изменение методических позиций в ходах к данной теме, происшедшее за последние 20-30 и и особенно — за последнее десятилетие, когда развивающи' подходы к обучению математике стали общепринятыми в пи чальной школе.
|
В 70-е годы, когда было написано учебное пособие А.М. Л| ушиной, в методике дошкольного воспитания был принят Т0"> же подход к формированию представлений об арифметическ и действиях, что и в начальной школе традиционного, как т§» | перь часто говорят, направления (хотя никакого другого в»»-правления в те годы большинство педагогов и не знало). Н?й| смотря на то, что активная работа над теорией и практикой развивающего обучения математике в системах Л.В. Занковк и В.В. Давыдова была широко развернута еще в 60-е годы, они не выходила за рамки эксперимента, известного ограниченно* му кругу педагогов. Естественной в то время являлась необхо-димость соблюдения соответствия в подходах к формированию представления об арифметических действиях, которые стали ведущими в начальной школе и отражали принятый в те годы в методике подход к пониманию роли простых задач как средства формирования математических понятий, в том числе и понятия об арифметических действиях.
Этапы формирования этих понятий были такие: сначала дети знакомятся с простыми задачами и учатся их решать методом пересчета конкретной наглядности. На этом этапе «дети учатся вначале давать лишь правильный ответ на вопрос задачи, но от них еще не требуется формулировать арифметическое действие. И только после того, как дети познакомятся с компонентами задачи (условие, вопрос, данные), научатся «повторить задачу в целом и по основным частям, самостоятельно поставить вопрос, правильно ответить на него, решив задачу» (т. е. получив ответ пересчетом), предполагается начать работу над обучением детей «различать и формулировать действия сложения и вычитания и различать компоненты этих действий», «записывать» их при помощи карточек с цифрами и знаками. Лишь на следующем этапе дети начинают учиться собственно приемам вычисления (присчитыванию и отсчитыванию по одному), поскольку получение результата арифметического действия требует оперирования числовыми данными, а следовательно, вычислительной деятельности. Таким образом, целью решения задачи на первом этапе виделось получение ответа (методом пересчета) и лишь на втором этапе обращались собственно к арифметическим действиям при решении задачи.
|
1 См.: Михайлова ЗА., Иоффе ЭЛ. Математика от трех до семи. СПб., 1999.
Издержки этого подхода многократно и активно обсуждались школьными методистами в прессе последнего двадцатилетия. Одним из главных отрицательных моментов такой методики являлось то, что, привыкнув полагать, что цель решения задачи — это получение ответа (а при наличии наглядности, которую можно пересчитать, это несложно), ребенок с первых же шагов знакомства с задачей привыкает ориентироваться на результат, а не на процесс ее решения, т. е. не на установление зависимостей между ее данными и не на выбор действий, а на получение конкретного числового результата. При этом часто формируется привычка либо действовать в соответствии с «главным словом» в условии (съели — значит отнимаем; дали — значит прибавляем), либо (если такое слово выделить ребенку не удается) производить действия с числовыми компонентами задачи «методом тыка» (и тогда «полтора землекопа» в ответе ребенка совершенно не удивляют). Отрицательное воздействие такой методики на формирование общего умения решать задачи, особенно составные задачи, сегодня общепризнано.
В связи с этим не только в учебниках альтернативных систем обучения математике в начальной школе, но и в учебниках, считающихся традиционными («Математика 1 для четырехлетней системы обучения» авторов М.И. Моро, М.А. Байтовой, Г.В. Бельтюковой, СВ. Степановой и др.), еще в конце 80-х были сделаны значительные содержательные изменения, отражающие новые взгляды методистов на иерархию процесса формирования понятия о задаче и арифметических действиях.
Сегодня общепринятой является такая последовательность при знакомстве детей с этими понятиями:
1-й этап — знакомство детей со смыслом арифметически к действий на основе теоретико-множественного подхода;
|
2-й этап — обучение детей описанию этих действий на ямы ке математических знаков и символов (выбор действия и со ставление математических выражений в соответствии с пред метными действиями);
3-й этап — обучение детей простейшим приемам ариф метических вычислений (пересчет элементов количественной модели описываемого множества, присчитывание и отсчиты вание по 1, сложение и вычитание по частям и др.);
4-й этап — знакомство с задачей и обучение решению задач (причем способ решения задачи — это выбор действия и вычисление результата).
Таким образом, вся методическая деятельность педагоги, реализуемая на 1-3-м этапах, может считаться подготовительной работой к обучению решению задач. Непосредственно к вопросу обучения дошкольников решению задач мы обратимся в следующей лекции. В данной лекции рассмотрим специфику формирования представлений об арифметических действиях в соответствии с новыми методическими подходами, реализованными в современных технологиях развивающего обучения математике.
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!